Основные моменты
Путевой лист – это официальный документ, регламентированный соответствующими подзаконными актами и подлежащий учету.
В путевом листе отражаются следующие показатели:
Рабочая поездка
- номер документа
- дата документа
- данные о ТС
- сведения о его собственнике
- информация о водителе авто
- расход горючего
- текущий пробег автомобиля
- точный маршрут движения автомобиля
- место отправления (откуда выехал) и место приезда (куда поехал)
- время выхода и время возврата авто в гараж
- данные спидометра на начало и окончание рабочего дня
- подпись диспетчера, подтверждающая время отбытия и прибытия авто
- дата и время предрейсового осмотра
- подпись медработника, проводившего предрейсовый медосмотр
- количество рейсов
- номера ТТН, по которым осуществлялась перевозка
Путевой лист состоит из двух частей. Первая – это основной лист, в котором отражен расчет расходования ГСМ. Вторая часть – это отрывной талон, являющийся основным документом, по которому заказчику работ выставляется счет за оказанные услуги. К первой части должна обязательно прилагаться ТТН. Водитель получает путевой лист минимум на один день, а максимальный срок выдачи составляет один месяц. Срок хранения у путевых листов такой же, как и у других бухгалтерских документов – пять лет.
Талон второго заказчика
Талоны на заказчиков заполняются дважды, совершенно идентичные:
- на лицевой стороне – для отрывного талона (отдаём заказчику вместе со счетом на оплату);
- на оборотной стороне – для путевого листа (эти записи остаются у нас и служат основанием для учета работы автомобиля).
Талон второго заказчика на листе идёт первым: поскольку талоны двусторонние, необходимо, чтобы стороны совместились правильно.
Талон второго заказчика заполняется, если водителю дали 2 задания. Если заказчик один, заполняем форму именно на первого заказчика (находится рядом).
К путевому листу №. Указывается номер и дата путевого листа: 03-55 от 30 мая 2019 г.
Результат по второму заказчику. Заказчик указывает все параметры заказа: время водителя, потраченное на его заказ, ездки, пробег, тариф, по которому работает водитель и т.д.
Время оплачиваемое. Это время, потраченное непосредственно на выполнение заказа (от прибытия к заказчику до убытия). В примере: 1 ч 20 мин.
Ездки. Указываем количество ездок с грузом: 1.
Экспедитор. Если был экспедитор, указываем это. У нас: нет.
Пробег (всего, с грузом). Указываем расстояние между грузоотправителем и грузополучателем. В примере: пробег всего – 25 км., пробег с грузом – 20 км.
Перепробег. У автомобиля в рабочее время может быть перепробег (т.е. водитель проехал значительно большее расстояние, чем было предусмотрено заданием). Это может происходить по разным обстоятельствам: от «заблудился» или «объезжал пробку» до каких-то чрезвычайных ситуаций. В любом случае, перепробег должен быть зафиксирован в путевом листе и проанализирован начальством. В нашем примере перепробега не было. Ставим прочерк.
Тонны. Вес груза. В примере: 0,5.
Т-км. Умножаем пробег а втомобиля с грузом на массу перевезенного груза (значение колонки 49 умножаем на значение колонки 51). В примере: 20 х 0,5 = 10.
Всего к оплате. Итоговая сумма к оплате (время умножаем на тариф). В примере: 600-00 р.
Выполнено. Время, потраченное водителем на выполнение заказа. В примере: 1 ч 20 мин.
Тариф. Указываем, сколько стоит час работы грузовика. В примере: 450-00 р.
Таксировщик. Подпись таксировщика компании. Если такового нет, подписывает лицо, уполномоченное на это (обычно диспетчер или бухгалтер). К.К. Коровин.
Начальник эксплуатации. Если начальника эксплуатации в компании нет, подписывает уполномоченное на то лицо. Ю.А. Ковалев.
В 2021 году изменились форма и порядок заполнения путевого листа — это документ для учета и контроля работы водителя и транспортного средства. Он нужен, чтобы списывать топливо в состав расходов. Скачайте на этой странице образец заполнения путевого листа, а также — прочитайте про все изменения.
Движение горючего
Как рассчитываются нормы списания ГСМ, как производится списание ГСМ по нормам и сверх норм (в т.ч. за счет средств предприятия и за счет виновного лица), какие ошибки чаще всего допускают при учете ГСМ и запчастей и как это все правильно оформлять документально — очень подробно и с примерами в мастер-классе «Как вести учет ГСМ и запчастей в 1С».
Горючее (марка, код марки). В примере: дизельное топливо (ДТ).
Выдано. Сколько литров выдано перед выездом на смену/рейс. У нас: 20.
Остаток (при выезде) Сколько литров было в баке при выезде (с учетом предыдущих остатков). В примере: 10.
Остаток (при возвращении) Сколько литров в баке осталось по возвращении в гараж. У нас: 9.
Сдано. Если остатки горючего по возвращении сдаются, указываем, сколько сдано. В примере – не сдаются, прочерк.
Коэффициент изменения нормы. Существуют нормы расхода топлива для конкретных видов автомобилей (они утверждены Распоряжением Минтранса РФ № АМ-23-р от 14 марта 2008 г.). Но эти нормы могут меняться: поправочные коэффициенты вводятся при работе зимой, в неблагоприятных условиях (например, в горах), после капремонта и т.д
Здесь записывается один общий на весь день работы автомобиля коэффициент изменения нормы расхода горючего.
Время работы (спецоборудования). Если грузовик используется, например, при строительных работах, то учитывается время спецоборудования (того же погрузочно-разгрузочного механизма).
Время работы (двигателя). Поскольку погрузочно-разгрузочные механизмы работают от двигателя машины, то указываем время работы двигателя. Это необходимо, чтобы рассчитать дополнительную норму топлива.
Подписи. Заправщика, механика, диспетчера.
Как оформлять путевые листы по новым правилам
Итак, на предприятии ОАО «Заря» (Челябинская область) в учетной политике прописан вариант списание затрат на моторное топливо – по средней себестоимости. Предприятие крупное и предусматривает частые служебные поездки на автомобиле ВАЗ-2123 «Шевроле Нива». В июне 2017 года водитель заправил машину на 300 литров бензина с учетом НДС на итоговую сумму 114000. При этом на начало месяца в бензобаке было 50 литров, цена которого составляет 40 рублей за один литр.
Произведем списание горючего по факту: в июне водитель по служебным делам совершал один выезд. В баке по данным путевки был остаток 10 литров, получено 20, а остаток при заезде в гараж составил 15 литров.
По факту было потрачено:
10+20-15=15 литров
А значит, сумма списания будет равна:
15 литров *32,10= 481,5 рубля (Д26 К10 – списано топливо на общехозяйственные нужды).
Списание ГСМ по нормативам производится, когда в путевке не отражено движение топлива. В таком случае для этого бухгалтеру нужно знать показания одометра на автомобиле.
Перед поездкой показатель составил 6000 км, а по возвращении в гараж 6070 км, т.е. за поездку водитель откатал 70 км.
По нормативу топливо на автомобиле «Шевроле Нива» расходуется 10,9 литра на 100 км, поправочный коэффициент составляет 10% (берется из распоряжения). Эти показатели отражены в распоряжении №АМ-23-р
Михаил Носков
Путевые листы — документы, которые оформляют водители. В них указывают информацию о поездке: название компании, транспортное средство, маршрут. В статье расскажем, зачем оформляют путевые листы, кто рискует штрафами и какие требования закона актуальны в 2020 году.
Порядок оформления маршрутных листов
Форма маршрутного листа утверждается в учетной политике организации. Здесь же прописывается периодичность (ежедневная, еженедельная, ежемесячная), а также порядок его оформления.
Стоит отметить, что для признания расходов, понесенных сотрудником в служебных поездках надо не только правильно оформить маршрутный лист, но и прикрепить к нему другие подтверждающие документы в качестве отдельных приложений. В частности:
- приказ, который будет служить подтверждением поездки по служебным целям;
- отчет работника о понесенных расходах;
- четко читаемые проездные документы, которые будут доказывать факт оказания услуг.
Расходы проверяются специалистами бухгалтерского отдела, после чего документ передается на подпись руководителю, а затем сдается для погашения или возмещение подотчетной суммы. Дополнительные выплаты работникам, применяющим в разъездах по работе личный автотранспорт или же пользующиеся общественным транспортом, относятся организациями на расходы и прямо влияют на налогообложение при расчете налога на прибыль.
Механизм работы и проведения
Документ путевой лист производит нормативный расчет расхода топлива, а так же, при проведении регистрирует в программе показатели работы автотранспорта.
Расчет нормативного расхода топлива производится исходя из заданных коэффициентов для автотранспортного средства, согласно распоряжения Минтранса РФ номер АМ-23-р от 14 марта 2008 г.
Расчет норм топлива производится по следующему алгоритму. При условии, что в настройке напротив соответствующего коэффициента стоит галочка:
1. Из справочника модели, извлекается норма расхода топлива для данного автомобиля.
2. В случае если расход топлива данного автомобиля отличается от заданного расхода для данной модели, то данные извлекаются из каточки автотранспортного средства. При этом по умолчанию данный реквизит не используется и равен 0.
3. Анализируем параметры автомобиля. Если у автомобиля используется кондиционер, то применяем коэффициент. При этом учитываем регистр сведений «Сезонный коэффициент», в котором может быть указан период учета коэффициента кондиционера.
4. Анализируем параметры автомобиля. Если возраст автомобиля и пробег подпадают под коэффициент, то применяем его.
5. Анализируем период, в котором выписывается путевой лист. В зависимости от даты путевого листа анализируем регистр сведений «Сезонный коэффициент». В зависимости от этого добавляем активный коэффициент.
6. Анализируем маршрут следования. В случае если на маршруте были участки с отклонениями от нормы, то применяем коэффициент (в зависимости от класса дороги).
7. Анализируем маршрут следования. Если маршрут проходил в горной местности, то применяем коэффициент.
8. В зависимости от настроек применяем коэффициент населенного пункта, в зависимости от плотности населения.
Суммируем полученные коэффициенты и умножаем их на нормативный расход, в зависимости от формулы расчета для данного типа путевых листов. Результатом расчета является нормативный расход топлива, округленный в соответствии с установленными настройками.
Как заполнить путевой лист до выезда из гаража
В этой части листа не так много граф, подлежащих заполнению. Следуя рекомендациям заполнить эту часто достаточно просто.
- Графы, относящиеся к разделу «Движение горючего», заполняются заправщиком или техником по горюче-смазочным материалам. В этих графах записываются данные о фактически полученном топливе для осуществления работы;
- Лицевая сторона бланка путевого листа обязательно содержит отметку о медосмотре. Медосмотр является обязательной процедурой до начала работ по грузоперевозкам. Производит медосмотр и заполняет нужные графы путевого листа только официально уполномоченное лицо с медицинским образованием. Цель медосмотра – определить состояние здоровья водителя и его способность управлять автотранспортным средством;
- Перед тем, как автотранспортное средство отправится на линию, специалист отдела технического контроля или контрольно-пропускного пункта должен зафиксировать данные со спидометра машины и внести эти сведения в графу «Показания спидометра». Графа находится в разделе «Работа автомобиля и водителя»;
- Эти же специалисты отражают время выезда автомобиля на линию. Время записывается в графе «Время фактическое». Допускается вносить данные как вручную, так и с помощью штампа. Очередность указания данных: дата, месяц, часы и минуты;
- Еще одна графа, относящаяся к разделу «Движение горючего» отражает остаток топлива в баках машины при выезде на маршрут. Эти данные записываются механиком по горюче-смазочным материалам в графу №12 путевого листа;
- В бланке путевого листа есть строки, в которых отражается фактическое состояние автотранспортного средства (пригодность его к работе, технические замечания и рекомендации). Заполняется этот раздел механиком ОТК и свидетельствует о готовности машины к работе, а также служит допуском водителю для выезда. Этот раздел заверяется как механиком, так и личной подписью водителя.
Ошибки в оформлении путевых листов
- Отзывы на грузовладельцев
- Отзывы на экспедиторов
- Отзывы на перевозчиков
- Все отзывы
Согласно пп. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 года № 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” (УАТиГНЭТ) путевой лист — документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Осуществление перевозок грузов без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещено (ст. 6 УАТиГНЭТ).
Прием груза к перевозке осуществляется после предъявления водителем путевого листа и документа, удостоверяющего личность (ч. 1 ст. 10 УАТиГНЭТ). Время прибытия транспортного средство удостоверяется отметкой в путевом листе (ч. 2 ст. 11 УАТиГНЭТ), однако, действующая судебная практика позволяет перевозчикам приводить в подтверждение своих доводов о дате и времени прибытия транспортного средства под погрузку и другие доказательства — акты, показания систем GPS/ГЛОНАСС слежения и прочее. В любом случае, грузоотправители и грузополучатели обязаны отмечать в путевом листе время подачи транспортного средства в пункты погрузки, выгрузки и время отправления из них (ч. 5 ст. 11 УАТиГНЭТ).
Отметки в путевых листах служат основанием для взыскания с грузополучателя штрафов за задержку (простой) транспортных средств (ч. 6 ст. 35 УАТиГНЭТ). Ответственность перевозчика также может удостоверяться отметками в путевых листах (ч. 1 ст. 38 УАТиГНЭТ). Такие отметки осуществляют уполномоченные на то лица.
На момент написания настоящего материала не существует унифицированной формы путевого листа. Заполнение путевых листов регулируется Приказом Минтранса России от 11.09.2020 N 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов” (Обязательные реквизиты). Этот приказ регламентирует сведения, которые должны содержаться в путевом листе, порядок выдачи, учета и хранения путевых листов, предельный срок, на который организация выдает путевые листы и прочее.
В путевом листе делаются отметки о предрейсовом и послерейсовом медицинском осмотре водителя(ей), а также отметки о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
Проставление на путевом листе заведомо подложного штампа о прохождении медицинского осмотра либо отметки о прохождении предрейсового контроля технического состояния автомобиля может повлечь уголовную ответственность по ч. 1 ст. 327 Уголовного кодекса РФ.
В соответствии с п. 9 Обязательных реквизитов путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.
Написано слишком сложно — примененная юридическая формулировка слишком громоздкая и неудобочитаемая. Воспринимать ее затруднительно, хотя законы в идеале должны быть удобными для восприятия теми, для кого они пишутся. Более того, я не видел, чтобы в профильных изданиях кто-то разъяснял эти изменения, ведь оно довольно сильно меняют весь процесс подготовки перевозчика к выполнению перевозок.
С 1 января 2021 года в путевом листе появился новый обязательный реквизит — сведения о перевозке. Согласно п. 6 Приказа Минтранса от 11.09.2020 N 368 к таким сведениям относится информация о видах сообщения и видах перевозок. В отношении грузовых перевозок виды сообщения перечислены в статье 4 Устава автомобильного транспорта, они бывают:
- городские (в границах населенных пунктов);
- пригородные (между населенными пунктами на расстоянии до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов);
- междугородные (между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов);
- международные (с пересечением государственной границы РФ, в том числе транзитом, например, в Калининградскую область из других регионов).
Если перевозчик выполняет перевозки в нескольких видах сообщения, в путевом листе их следует указывать через запятую.
Понятие «вид перевозки», применительно к грузовым автомобильным перевозкам, законодательством не установлено, поэтому Минтрансу пришлось выпускать дополнительное разъяснение (Письмо Минтранса России от 03.03.2021 N Д3-468-ПГ). Из письма следует, что для грузовых автоперевозок в путевом листе следует указывать один из следующих видов: перевозка грузов для собственных нужд либо коммерческая перевозка грузов.
Как в путевом листе расчитывается расход по норме
При расчете движения топлива могут вводиться дополнительные поправочные коэффициенты – расход повышается при работах во время зимы, в неблагоприятных условиях, в горах, при поездке на совершенно новом авто или машине после капремонта, а также в городах с населением свыше 1 миллиона и поселках.
Данные о километраже от ворот предприятия до места погрузки товара, а также от места разгрузки товара до ворот гаража в расчет не включаются – они фиксируются отдельно как нулевой пробег в строке путевого листа. В том числе в расчете не участвуют сведения о расходе топлива при простое машины и работе навесного спецоборудования.
Пример расчета путевого листа Для примера возьмем автомобиль марки ГАЗ 3307, который осуществлял перевозку грузов по городу Москве.
Норма расхода топлива
Важно Во втором заключается договор между предприятием и сотрудником на использование личного транспорта. В основе сделки лежат указания статьи 188 ТК, в которых излагаются условия и порядок выплаты компенсации и возмещения сотруднику
Договор заключается при обоюдном согласии заинтересованных сторон, но вводятся ограничения по размеру компенсации на транспорт в зависимости от его марки, модели и модификации.
Списывается ГСМ, сообразно установленным на предприятии нормативам.
И в заключение следует отметить, что в налоговом учете ГСМ разрешается списывать в размере фактически израсходованных средств. Но обоснованными они считаются, если расходы не превышают нормативные значения.
Предприятие вправе использовать нормы Минтранса, но в тоже время может разработать свои собственные нормативы потребления ГСМ на каждый вид транспорта, имеющийся у него.
Путевой лист: расход топлива по норме
- ГСМ и путевой лист
- Простая формула подсчета ГСМ
- Как подсчитать нормативный расход бензина?
- Поправочные коэффициенты, влияющие на расход топлива
ГСМ и путевой лист Под горюче-смазочными материалами (ГСМ) понимают не только само топливо, в качестве которого может выступать бензин, дизель или газ, но и всевозможные смазочные материалы и жидкости (тормозная, охлаждающая). ГСМ – это любые материалы, которые используются в обслуживании автотранспорта.
К примеру, вычислить моментальный (мгновенный) расход, то есть количество топлива, потребляемого в данный момент времени, можно при помощи встроенного бортового компьютера. На нем отображается много полезной информации, включая средний расход бензина на 100 км, норма расхода топлива за текущую поездку и моментальный расход.
При помощи бортового компьютера можно легко задать параметры новой поездки и увидеть на экране необходимое для нее количество бензина или дизеля.
26 10 1052,10 Списан бензин на общехозяйственные нужды
Предположим, что ПЛ не отражает обороты топлива. Компания использует ПЛ с отражением показаний одометра.
В ПЛ произведены отметки о пробеге «Нивы»: на начало поездки 5000 км, после возвращения на предприятие — 5070 км. Обратимся к распоряжению № АМ-23-р. В п.
7 документа можно увидеть формулу для расчета расхода топлива: Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D), где: Qн — нормативный расход топлив, л; Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км; S — пробег автомобиля, км; D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Норма расхода горюче-смазочных материалов для конкретного вида автомобиля можно посмотреть в приложении к приказу Минтранса России под № АМ-23-р, которое называется методическими рекомендациями.
Расход по факту определяется таким способом – от суммы остатка горючего перед поездкой и объема заправленного топлива отнимается остаток ГСМ на момент возвращения автомобиля на его место в гараж. Экономия получается при меньшем объеме расхода топлива по сравнению с нормативом, а перерасход – при большем.
Как заполнить путевой лист
Разные формы путевого листа — в постановлении Госкомстата
Любая компания может пользоваться бланком Госкомстата или сделать свою форму. Разницы нет. Форм Госкомстата несколько — для каждого вида транспорта.
Вот так выглядит утвержденный Госкомстатом путевой лист для легкового автомобиля:
И обратная сторона путевого листа:
Путевой лист оформляют на один день, смену или любой срок, но не больше месяца. На какой срок оформили — столько с ним сможет ездить водитель.
Рассказываем, как заполнить.
Что писать
Серия и номер
Номер ставим обязательно, по порядку. Как вести нумерацию — решает компания. Например, 001, 002
Серия — пропускаем. Это если бланки напечатала типография
Дата
Пишем обязательно. Это день, когда действует путевой лист
Организация
Информация о компании, которая пользуется машиной
Код по ОКПО
Код компании. Узнаем в Росстате или в интернете по ИНН
Марка автомобиля
Пишем марку. Например, ВАЗ 2110
Государственный номерной знак
Номер машины со всеми буквами и цифрами
Гаражный номер
Пишем, если у компании несколько машин. Это внутренний номер, чтобы отличить одну машину от другой
Водитель
Пишем фамилию, имя и отчество полностью
Табельный номер
Номер сотрудника, который ему дали в компании. Номера присваиваются по порядку, как решит компания. У сотрудников могут быть номера 1, 2, 3
Удостоверение №
Пишем номер водительского удостоверения
Класс
Класс водителя зависит от категории прав. Если у водителя все категории, это 1-й класс; управляет только автобусом или легковым автомобилем — 3-й класс
Лицензионная карточка
Не заполняем, это для коммерческих перевозок от 8 человек
В распоряжении
Кто пользуется машиной
Адрес подачи
Пишем адрес компании
Время выезда из гаража
Точное время, когда машина уехала
Диспетчер-нарядчик
Имя и подпись человека, который дает водителю задание
Механик
Имя и подпись человека, который проверяет машину перед поездкой
Время возвращения в гараж и отметки
Диспетчер ставит точное время; пишет отметки, если нужно; имя и подпись
В правом нижнем углу заполняют информацию по движению горючего. Вот как это делают.
Марка горючего
Марка топлива, которым заправляют машину. Например, А-92 или А-95
Выдано по заправочному листу
Нетранспортные компании пишут номер чека, который дали на заправке. Транспортные — сколько топлива выдали в самой компании
Остаток горючего при выезде
Пишем, сколько топлива было в баке до выезда
Остаток горючего при возвращении
То же самое, но после возвращения
Расход по норме
Пишем по норме Минтранса
Показание спидометра при возвращении в гараж
Пишем, сколько показывает одометр
Внизу бланка еще ставят штамп — «Предрейсовый медосмотр пройден» или «Водитель прошел медосмотр, к рейсу допущен». Имя и подпись врача, дата.
С обратной стороны путевого листа заполняем все поля, кроме Кода заказчика. Это если компания оказывает кому-то услуги, например, курьерская фирма возит цветы и документы. Внизу пишем, сколько пройдено за смену — складываем расстояния поездок. Расчет заработной платы заполнять не нужно.
Конструктор мобильного клиента Simple WMS Client: способ создать полноценный ТСД без мобильной разработки. Теперь новая версия — Simple UI (обновлено 14.11.2019)
Simple WMS Client – это визуальный конструктор мобильного клиента для терминала сбора данных(ТСД) или обычного телефона на Android. Приложение работает в онлайн режиме через интернет или WI-FI, постоянно общаясь с базой посредством http-запросов (вариант для 1С-клиента общается с 1С напрямую как обычный клиент). Можно создавать любые конфигурации мобильного клиента с помощью конструктора и обработчиков на языке 1С (НЕ мобильная платформа). Вся логика приложения и интеграции содержится в обработчиках на стороне 1С. Это очень простой способ создать и развернуть клиентскую часть для WMS системы или для любой другой конфигурации 1С (УТ, УПП, ERP, самописной) с минимумом программирования. Например, можно добавить в учетную систему адресное хранение, учет оборудования и любые другие задачи. Приложение умеет работать не только со штрих-кодами, но и с распознаванием голоса от Google. Это бесплатная и открытая система, не требующая обучения, с возможностью быстро получить результат.
5 стартмани
206
Отметка о предрейсовом медосмотре
К обязательным реквизитам путевого листа отнесены дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (пп. 2 п. 7 раздела II Порядка). Поэтому отсутствие в путевом листе отметки о прохождении медицинского осмотра формально может говорить о несоответствии путевого листа требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. Напомним, что на основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами в целях налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
В то же время расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Отметка о прохождении медосмотра по своей сути не является реквизитом, без которого налогоплательщик не сможет определить производственную направленность расхода и его размер для отражения в налоговом учете. Приказ N 152 издан во исполнение требований УАТ, а это означает, что он не распространяется на нетранспортные организации. Более того, для целей налогообложения расходы на ГСМ можно подтвердить и любыми другими документами в соответствии с требованиями ст. 252 НК РФ.
Судебная практика по рассматриваемому вопросу свидетельствует о том, что факт отсутствия в путевом листе отметки о медосмотре не влияет на обоснованность и величину расходов на ГСМ, учитываемых в целях налогообложения прибыли. При отсутствии признаков недобросовестности налогоплательщика и доказательств формальности представленных им документов суды отклоняют доводы налоговых органов о нарушениях в заполнении отдельных реквизитов путевых листов.
В частности, в постановлении АС Поволжского округа от 30.11.2015 N Ф06-3408/2015 по делу N А55-30093/2014 судьи указали: само по себе отсутствие в путевых листах даты предрейсового медицинского осмотра водителя и расшифровок подписей диспетчера (механика) на разрешение выезда транспортного средства не может являться достаточным основанием для исключения расходов из базы по налогу на прибыль и отказа в вычете по НДС при том, что представленные наряду с путевыми листами иные документы позволяют идентифицировать произведенные расходы применительно к конкретному автомобилю и целям его использования и свидетельствуют об их соответствии положениям ст. 169, , , НК РФ. Аналогичная правовая позиция изложена в следующих судебных актах:
-
постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.08.2011 N А53-26379/2010;
-
постановление ФАС Московского округа от 10.08.2009 N КА-А40/7253-09;
-
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2008 N 17АП-5572/08, где прямо указано, что отсутствие отметки о предрейсовом медицинском осмотре не лишает организацию права на признание в расходах по налогу на прибыль затрат на приобретение ГСМ, и др.
Вместе с тем, если существуют другие свидетельства фиктивности транспортных расходов, отсутствие отметки о предрейсовом осмотре в путевом листе может быть дополнительным подтверждением нереальности операции по приобретению ГСМ (смотрите, например, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2012 N А63-9056/2012, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.09.2012 N А63-9056/2012).