Как перейти на домашнее обучение
Для того, чтобы перейти на домашнее обучение в России, требуется предоставить в департамент образования и в администрацию школы ряд документов. Их набор будет зависеть от того, по какой причине и на какой способ получения знаний переходит ребенок.
По состоянию здоровья
Школа домашнего обучения будет доступна для ребенка после предоставления документов, подтверждающих его статус.
В случае, если ученик не имеет возможности обучения по традиционной программе, родителями совместно с учителями подготавливается программа вспомогательного характера, где подробно описывается количество изучаемых предметов и часов, которые ребенок должен осилить в течение недели.
После предоставления справок и заявления общеобразовательное учреждение издает приказ по проведению аттестации ученика в течение года и предоставлению ему учителей.
Родители получают на руки журнал индивидуального обучения на дому, в котором преподавателями отмечаются пройденные темы и оценки ребенка. В конце года журнал необходимо сдать в администрацию школы.
Ученик, находящийся на домашнем обучении, получает льготы от государства; в среднем размер пособия составляет 500 руб.
На семейную форму обучения
Для того, чтобы оформить перевод на домашнюю форму обучения по собственному желанию, родители должны предоставить в департамент образования нормативные документы, позволяющие осуществлять обучение на дому.
Для рассмотрения просьбы о переводе ребенка формируется специальная комиссия, в которую входят представители общеобразовательного учреждения, департамента, родители либо законные представители и тренеры либо педагоги учащегося.
После принятия решения комиссии о необходимости перевода ребенка на обучение на дому издается приказ, где учащийся прикрепляется к отдельному учебному заведению, в котором будет проходить аттестация.
Можно сразу написать заявление с просьбой о переводе напрямую директору, но в этом случае ответ, скорое всего, будет отрицательным, т.к. администрация школ в редких случаях берет на себя подобную ответственность.
В школе, к которой прикрепляется ребенок, издается приказ, в котором прописываются обязательные для изучения программы, а так же сроки промежуточных и итоговых аттестаций.
Между родителями и образовательным учреждением составляется договор, в котором оговариваются обязанности сторон: роль в обучении ребенка школы и семьи, обязательное присутствие учащегося на отдельных практических и лабораторных работах.
В случае оформления семейного обучения, преподаватели из школы не обязаны посещать его дома, вся ответственность за успеваемость ребенка ложится на родителей.
Ребенок обязан посещать учебное заведение только в дни проведения итоговых и промежуточных аттестаций. В большинстве случаев для детей, проходящих надомное обучение, устанавливается отдельный график для сдачи экзаменов.
Дистанционное образование
Если по каким-либо причинам семья принимает решение о переводе ребенка на дистанционную форму обучения, нужно проинформировать об этом администрацию школы, в которой учится ребенок.
Лучше это сделать в частном порядке, лично посетив образовательное учреждение, но достаточным считается и написание заявления на имя директора с объяснением причин. После этого необходимо забрать личное дело учащегося. Следующим шагом законных родителей ученика станет звонок в Комитет по образованию и сообщение о желании перевода ребенка на дистанционную форму обучения.
После этого предстоит найти школу, обучающую детей через Интернет.
Пройдя дистанционное обучение за 10 и 11 класс, ребенок после сдачи экзаменов получает аттестат общего образца в учреждении, к которому он был прикреплен.
Семейное обучение
Обучаться в домашней обстановке можно не только по вынужденным причинам, но и по обственному желанию. Такая форма получила название семейное образование, ученик получает новые знания от приглашенных преподавателей и родителей, а в школу приходит лишь на аттестацию.
Существую причины, по которым родителям лучше остановить свой выбор на семейном обучении:
- Умственное развитие ребенка выше, чем у сверстников, ему становится скучно на уроках, т.к. программа дается ему легко. Перевод ребенка в старшие классы в данном случае нежелателен, т.к. в социальном и психологическом развитии он будет отставать от сверстников.
- Занятие, увлечение ребенка каким-либо видом спорта или искусства и достижение высоких результатов. Совмещение школы с профессиональным увлечением будет даваться нелегко.
- Частые переезды. Если работа родителей связана с постоянной сменой места проживания, и ученик вынужден ежегодно переходить в новую школу, это может в будущем вызвать у него психологически травмы, т.к. привыкать к новому месту и коллективу каждый раз нелегко.
Законом предусматривается переход на семейное образование вне зависимости от этапа обучения. Между школой и родителями в данном случае заключается договор, где главное – соблюдение сроков проведения промежуточной и итоговой аттестаций.
Плюсы семейного обучения
- Индивидуальный темп обучения. Родителями самостоятельно устанавливается расписание занятий для ребенка таким образом, чтобы обеспечить максимальную результативность процесса получения знаний.
- Отсутствие давления и насилия со стороны сверстников и учителей.
- Обучаться можно в удобное для ребенка время.
- Индивидуальный подход. Преподаватели и родители смогут выявить и развить скрытые таланты обучающегося, что поможет ему в будущем при выборе профессии.
- Возможность изучения редких предметов. На семейном обучении можно познакомиться с предметами, не изучаемыми в школах: древние языки, архитектура.
- Возможность усвоения школьной программы менее чем за 10 лет.
- Родители могут контролировать процесс развития ребенка и его питание.
- Процесс получения знаний происходит в уютной домашней обстановке, что психологически положительно воздействует на ребенка.
- Процессу получения знаний не будут мешать одноклассники. Этот аспект является весомым в случае, если до этого информация усваивалась учеником плохо из-за отсутствия дисциплины в классе.
Минусы семейного обучения
Чувство отчуждения. Ребенку будет нехватать коллектива и живого общения. В будущем такие дети часть причисляют себя к «белым воронам».
Из детей, обучавшихся на дому, редко получаются лидеры, что впоследствии может расстроить родителей.
Возможны проблемы с коммуникативными навыками. Оказавшись в обществе, ребенок просто не будет знать, как себя вести.
Возможно, после такой формы обучения ребенок вырастет с чувством собственного превосходства над остальными, т.к
до этого все внимание уделялось только ему. Из-за этого могут появиться проблемы с дальнейшей социализацией.
Отсутствие прививаемой в школе дисциплины.
Отсутствие приобретаемого в стенах школы опыта: социального и психологического.
Как перейти на домашнее обучение в школе. Рекомендации
Итак, вы уже знаете домашнее обучение в школе, что это такое, какие есть варианты, как эти варианты соотносятся с законом, и вы после анализа ситуации приняли решение перевести ребенка на домашнее обучение. Рассмотрим один вариант – семейное образование. Однако основные принципы за исключением сбора медицинских документов при переходе именно на домашнее обучение, работают при переходе на любой из действующих вариантов.
Прежде всего, нужно найти школу, в которой принято положение об образовании в семье. Образец такого документа можно скачать для ознакомления здесь. Не факт, что ближайшая к вам школа поддерживает семейное образование. Лучшим вариантом будет обратиться в департамент образования вашего района, в котором доподлинно известны школы района, с которыми возможно заключить договор о семейном образовании.
Затем вам следует:
- собрать необходимые документы (список взять в департаменте образования);
- написать заявление на имя директора школы о переводе на семейное обучение в свободной форме, но сошлитесь на закон № 273, принятый 29 декабря 2012 года “Об образовании в Российской Федерации”.
Заявление можно написать и в департамент образования, поскольку и комиссия по решению вопроса создается на базе департамента, да и директора школ не очень любят брать на себя ответственность.
Ваше заявление будет рассмотрено комиссией, которую соберет департамент образования. Родителей с ребенком могут пригласить на заседание комиссии. По итогам рассмотрения будет вынесено решение.
Внимание
Если ваш ребенок уже учился в школе, и вы решили перевести его на семейное обучение, но в другую школу, вас могут попытаться заставить написать заявление об исключении из школы, которую вы оставляете. Нет юридических оснований для написания такого заявления
А вдруг вы передумаете и решите вернуть ребенка на очное обучение и оставляемая школа самая удобная для вашего ребенка.
Если решение комиссии положительное, необходимо составить договор о семейном образовании с администрацией школы (образец скачайте здесь). Все действия желательно выполнить в летнее время до начала нового учебного года.
Важно
Следует иметь в виду, что администрация школы имеет право расторгнуть подписанный договор в случае плохих результатов аттестации.
Возможность расторжения договора должна стимулировать родителей выполнять взятые на себя обязательства по образованию ребенка.
К сведениюПри переходе на семейное образование “Положением о получении образования в семье” предполагается финансовая помощь (чаще всего это 500 рублей в месяц – стоит узнать в департаменте образования, поскольку сумма в регионах разная) и бесплатное обеспечение учебниками из школьной библиотеки.
Опыт обучения на дому: Ольга Скребейко
У меня четверо сыновей: Саше исполнилось 12 лет и он закончил 6 класс, Никите — 9 лет, он учится в 4 классе, Мише — 6 лет, а Ромке — 3 года. Саша и Никита учатся с опережением, то есть по возрасту они должны быть на несколько классов младше. С шестилетним сыном-дошкольником мы пока занимаемся в свободном формате, не по программе.
Со старшими мы никогда не прикреплялись к школе, поэтому перехода с одной системы на другую у нас не было. Впервые мы прикрепили сыновей к школе только в прошлом году, потому что решили сдать необязательную промежуточную аттестацию. Я сделала это через компанию, которая занимается онлайн-аттестациями и берет на себя все вопросы взаимодействия со школой. Дети проходят тесты на специальной платформе, после чего получают справку из школы об окончании очередного класса.
О репетиторе
Долгое время мы обучались самостоятельно и пробовали разные учебные площадки — благо, их появляется все больше и больше. Но в прошлом году я захотела, чтобы кто-то кроме меня занимался с ребятами, и так у нас появилась Наташа. С младшим Никитой она занималась как учительница, а с Санькой это было скорее тьюторство — помощь в подборе информации, упражнений, каких-то практических заданий.
О вызовах и победах
Мы, как родители, постоянно бросаем сыновьям вызовы. Например, до Нового года пройти целиком класс, сдать все контрольные и тесты. Словом, показать, что поняли материал. И обязательно придумываем какой-то особенный подарок за достижения, который обсуждаем вместе с детьми.
В этом году всю пройденную с учительницей программу мы закрепляли аттестацией, дети ее сдали успешно. Да, не без четверок, была даже тройка. Но здесь я бы поспорила с комитетом платформы, на которой мы аттестовались, потому что не все вопросы были поставлены корректно. В итоге мы эту тройку пересдали и двигаемся дальше.
О социализации
С самого начала мы с мужем мало пользовались услугами детских садов, нам не очень нравилась эта идея. Я считаю, что детям важнее всего находится в семье, где они будут впитывать верные ценности. У нас нет никаких страхов, связанных с социализацией, которыми так часто пугают родителей, чьи дети не ходят в школу. Семья — это отличная площадка для отработки любых социальных навыков. И наши дети по способности вступать в диалог, находить общий язык и взаимодействовать с окружающими могут дать фору многим.
Помимо школы, у ребят есть любимые занятия по скалолазанию, куда они с удовольствием ходят уже второй год. Эти занятия проходят три раза в неделю по два часа, а кроме того, сыновья ездят на соревнования, на сборы в горах, и все это занимает немало времени. Есть и другие увлечения: они пробуют борьбу, карате, плавание, ездят в детский технопарк «Кванториум» — им все интересно. Хорошо, что на это хватает времени.
О попытке уйти в школу
Однажды я устала от того, что помимо роли мамы мне приходилось играть роль учительницы. И я сказала парням — давайте вы пойдете в школу. Привела младшего сына на встречу с директором, хотела показать ему само здание, познакомить с учителями. Мне сказали, что ребенка могут зачислить, от нас нужны только справки о том, как пройден предыдущий класс. Но самое главное — учительница решила узнать мнение сына, хочет ли он в школу. Никита ответил «Не-е-ет», и на этом все вопросы были закрыты, больше мы таких попыток не делали.
Сыновья знают, что их друзья ходят в школу, и часто слышат, сколько времени тратится на домашние задания, скучные предметы, на разные дополнительные вещи. Поэтому мои парни ценят домашнее образование.
Родителям есть из чего выбирать. К счастью, сейчас появилось огромное количество образовательных программ и платформ. Тем, кто думает о домашнем обучении, но пока сомневается, я могу посоветовать две книги моей подруги и коллеги Лейлы Сазонтовой — мамы мальчика, который уже закончил 9 классов дома и готовится к поступлению в колледж. Лейла много писала о том, как устроить весь этот процесс юридически, технически и физически.
Да, это нелегко. Если у вас нет к этому склонности, нет спокойного состояния ума и большого количества времени — лучше сразу искать людей, которые будут помогать с семейным образованием. Я вижу по своим мальчишкам, что для детей такой вариант лучше, чем обучение в школе.
Какие школьники могут претендовать на занятия
Кроме групп детей, которым проблемы со здоровьем не дают возможности посещать занятия с классом, существуют и другие ситуации перехода на частные занятия. Далее рассмотрим подробно варианты, когда предполагается обучение отдельно с учителем.
Дети, отстающие по школьной программе
Встречаются ситуации, когда школьник не в состоянии выполнять учебный план на удовлетворительную оценку, так как имеет проблемные дисциплины, где он плохо разбирается.
Выходом из такой ситуации становится частное занятие с педагогами, где материал будет изучаться по отдельной программе. Также добавляются занятия с психологом, другие меры, устраняющие неуспеваемость.
Особо одаренные категории
Система образования предполагает отдельную работу с учениками, имеющими уникальные способности к обучению. Им намного проще даются предметы, и этот талант необходимо развивать. Чтобы одаренному ребенку преподать углубленный курс изучения предметов, назначаются индивидуальные занятия.
Интенсивное посещение ребенком секции
Хотя для родителей вопрос получения образования стоит на первом месте, все же есть дети, которые демонстрируют свой талант, посещая кружки и секции. Они проявляют большие способности, поэтому постоянно участвуют в соревнованиях, конкурсах, концертах и т.п.
В итоге, регулярное отсутствие на школьных занятиях приводит к отставанию по программе. Чтобы избежать снижения успеваемости, родители вынуждены обращаться к индивидуальному обучению.
Другие категории
Кроме всех перечисленных, имеют место и другие ситуации, которые приводят к переводу на индивидуальное школьное изучение программы. К таковым можно отнести детей, чьи родители, в силу служебной деятельности (военные), вынуждены часто менять место жительства.
Обратите внимание, что частные занятия по инициативе родителей проводятся с детьми, которым неприемлемо обучение в коллективе по религиозным взглядам либо исходя из психологических особенностей. Каждый случай рассматривается индивидуально
Препятствие №5. Цифровизация пока не очень помогает персонализации
Что там, выстроить персональные траектории для учеников нескольких классов в одной школе — тоже колоссальный труд. Представьте, сколько информации о каждом ученике учителю надо учесть, чтобы на каждом занятии предлагать ему подходящие по уровню знаний и интересам задания? К счастью, сейчас мы живём в мире, где эту работу можно переложить на машины. Цифровые платформы для школ уже помогают подбирать задания и проверять решения, выдавать ученикам обратную связь, отслеживать их прогресс. Но, как справедливо заметила на конференции учитель математики гимназии №67 в Санкт-Петербурге Мария Белостоцкая, с «цифрой» тоже есть проблемы.
Трудности с цифровыми платформами бывают и объективные, и субъективные. Многие учителя, как рассказала Мария Белостоцкая, столкнулись с ошибками в заданиях и тестах от электронных помощников, поэтому им пришлось проверять контент вручную, — то есть «помощники» не упростили, а усложнили им работу.
Проблемы субъективного плана связаны с родителями: некоторые опасаются, что цифровые тесты полностью заменят живое общение, и потому недовольны, когда их детям задают «онлайн-домашку».
Сами учителя тоже часто предубеждены против цифровых помощников, рассказал Дмитрий Рубашкин из инновационного центра «Технологии современного образования». Эта организация уже несколько лет развивает цифровую платформу для начальной школы «Учим учиться», на которой дети тренируют метапредметные навыки. В школьную программу по математике или окружающему миру платформа не вмешивается. Задания направлены на развитие, например, функциональной грамотности, способности извлечь нужную информацию из данных в разных форматах.
По словам Дмитрия Рубашкина, тестирование платформы «Учим учиться» в разных школах показало, что педагогам непривычно работать с той богатой информацией о ребёнке, которую может дать «цифровой след» платформы. Кроме того, платформа делает гораздо более прозрачной работу учителя. Например, по «цифровому следу» хорошо видно, если педагог сдерживает развитие самых сильных учеников в классе, чтобы они не обогнали остальных, и не даёт им заданий под их уровень. Не каждый учитель готов оказаться «под лупой» у руководства школы, а тем более у родителей учеников.
К тому же не все учителя и родители доверяют рекомендациям искусственного интеллекта: автоматизацию в подборе заданий нередко воспринимают как попытку вытеснить живого учителя из школы.
Цифровая платформа сама по себе не меняет школу и не формирует культуру учения, предупреждает методолог Павел Кириллов. По его словам, всегда есть риск, что занятия на платформе сформируют у ученика не волю к обучению в течение всей жизни, а привычки «цифрового потребителя» без особой мотивации. И это, как и отсутствие в цифровой среде сообщества, коллектива одноклассников, — проблема на пути цифровой персонализации.
О спорт, ты — жизнь!
Другой категорией учеников, которые могут рассчитывать на индивидуальную программу обучения в школе, являются те, кто уже в столь раннем возрасте начал профессиональную карьеру. Как правило, это спортсмены, участники различных крупных соревнований регионального и международного уровня, а также ученики музыкальных школ, участвующие в разного рода конкурсах. Такая деятельность связана с регулярными поездками, а значит, ребенку необходимо делать более или менее продолжительные перерывы в обучении. Но, как говорят некоторые эксперты в области образования, сегодня уже прошли те времена, когда спортсмены представляли собой группу людей со значительными недостатками в образовании.
Современный атлет — это человек, не только обладающий необходимыми физическими данными, но и обширными знаниями по ряду научных дисциплин. Специальная информация, безусловно, необходима им для достижения наилучших результатов в соревнованиях.
Ведь если спортсмен не только прекрасно подготовлен физически, но и будет иметь теоретическую базу, то это ускорит его профессиональный рост.
Плюсы и минусы обучения на дому
Преимущество дистанционного обучения — в значительном сокращении визитов в школу, что особенно важно для детей с физическими ограничениями, часто болеющих детей, а также для живущих далеко. Кроме того, дистанционное обучение в стенах дома оказывается более комфортным: ученик находиться в удобной для него одежде, может не спеша пообедать и т.д
Автоматизированность процесса помогает экономить драгоценное время урока, поскольку не нужно делать перекличку, успокаивать класс и раздавать тетради
Кроме того, дистанционное обучение в стенах дома оказывается более комфортным: ученик находиться в удобной для него одежде, может не спеша пообедать и т.д. Автоматизированность процесса помогает экономить драгоценное время урока, поскольку не нужно делать перекличку, успокаивать класс и раздавать тетради.
Дистанционное обучение позволяет комфортно использовать время, выбирая удобные часы для занятий. Это учит ребенка дисциплине и помогает прививать навыки рационального планирования дня. Такой формат можно назвать индивидуальным: у школьника есть возможность замедлиться и вернуться к тому, что непонятно. В то же время можно углубленно изучать те темы и предметы, что вызывают наибольший интерес.
Эффективность такого подхода обусловлена и возможностью задействовать сразу несколько каналов восприятия (слух, зрение), а также различных форматов получения информации (видео, аудио, общение с педагогом, схемы на экране).
“Дистант” позволяет больше времени уделять хобби, спорту и другим увлечениям ребенка. Это экономия времени на дорогу до школы и обратно, отказ от тяжелых рюкзаков и мешков и развитие талантов в комфортном темпе.
Формат не ограничивает семью в путешествиях, так как ученик не “привязан” к школе. Заниматься можно в любом месте и в любое время. Кроме того, не все дети легко адаптируются в школьной среде. Для некоторых пребывание в традиционном классе может стать стрессом, который мешает сосредоточиться на учебе и вредит эмоциональному и физическому здоровью.
Главный “минус” — необходимость обеспечить ребенка мощными и современными дистанционными образовательными технологиями (ДОТ)
Родителям важно понимать, что на них накладывается функция контроля за учебным процессом. Наконец, говоря о недостатках такого формата, стоит упомянуть возможные проблемы социализации
Плюсы и минусы дистанционного обучения
Основной плюс — это, конечно, персонализация образования, подстраивание программ под индивидуальные особенности ребенка. Главный минус — проблемы с социализацией.
Плюсы:
- Гибкость в изучении материала: можно уделить важным и сложным в освоении предметам больше времени и внимания, чем второстепенным по значению дисциплинам;
- Участие в формировании расписания, распределение времени между классной и самостоятельной работами;
- Выбор формы занятий в зависимости от способностей и потребностей конкретного ребенка: видео, аудио, чтение или обсуждение материала;
- Свобода передвижений для родителей и ребенка без привязки к конкретному учебному заведению и режиму дня.
Минусы:
- Именно родители должны не только решить вопрос с социализацией ребенка, но и постоянно контролировать этот процесс;
- Родители несут ответственность за обучение ребенка — это дополнительная ответственность, требующая времени, а порой и профессиональных навыков;
- Ребенок не находится в школе — кто-то должен контролировать происходящее и нести ответственность за его жизнь и здоровье;
- Обучение онлайн требует некоторых умений (и большей самостоятельности) от ребенка.
Несмотря на обилие плюсов, существующие минусы способны привести к серьезным затруднениям и проблемам. Так, один из родителей, вероятнее всего, не сможет работать на постоянной работе в ежедневном режиме. Переход на семейное образование может привести к повышению расходов (например, на оплату услуг няни и т.д). Поэтому перед принятием окончательного решения нужно тщательно взвесить каждый пункт и обсудить с родными возможное изменение ритма жизни всех членов семьи.
Экономика образования
Как выбрать профессию, когда ее сменить и почему это важно
Кто может рассчитывать на обучение по индивидуальному плану в школе?
Кроме детей, имеющих рекомендацию на получение такого рода образования от медицинской комиссии, есть еще несколько групп школьников, которые могут быть переведены на уроки в режиме, когда общение происходит один на один с учителем. Можно назвать следующие категории детей, нуждающихся в подобной образовательной услуге:
- Лица, не выполняющие учебную программу на удовлетворительную оценку. Если ребенок не успевает по одному или более предметам, то обучение проблемным дисциплинам может быть переведено в индивидуальный режим.
- Особо одаренные дети, способные осваивать программу по какому-либо предмету в сжатые сроки, а также имеющие необходимые задатки для прохождения углубленного курса.
- Школьники, занятые в различных секциях, кружках самодеятельности, которые регулярно участвует в различного рода спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, концертах и так далее. Такие дети имеют право заниматься с педагогами индивидуально, поскольку регулярные длительные перерывы в учебе не позволяют им успешно усваивать курс в классном коллективе.
- Дети, имеющие другие причины на обучение в школе в индивидуальной форме.
Далее будет рассмотрена каждая из этих групп отдельно.
Правовые особенности домашнего обучения
Согласно «Закону об Образовании» (273-ФЗ), существует только два варианта получения образования - в школе (образовательной организации) и дома. В старших классах семейное образование называется «самообразованием», но смысл самого процесса остается прежним.
Итоговые аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) проводятся только в школе на одинаковых условиях для всех учеников. Но при этом форматы промежуточных четвертных и годовых аттестаций могут различаться в зависимости от учебного заведения.
В «Законе об образовании» есть статья о том, что каждая школа самостоятельно утверждает сроки и форматы проведения аттестации, поэтому все «семейники» проходят ее согласно школьному «Положению». При этом формат, в том числе и дистанционная форма контроля знаний, а также сроки согласовываются с администрацией учебного заведения и по заявлению родителей.
Часто родители предпочитают самостоятельно учить детей по утвержденной государством программе. При этом учиться можно как по школьным учебникам, так и по авторским методикам. Главное здесь — конечный результат и выполнение программы. На эту тему в интернете созданы большие онлайн-сообщества родителей, которые обмениваются опытом и вместе преодолевают возникающие проблемы.
Например, у многих родителей возникают опасения по поводу усвоения материала ребенком. Находясь в классе и обсуждая, к примеру, какое-то литературное произведение или историческое событие, ученик получает за короткое время много разных мнений и учится искать правду среди них. Таким образом, материал запоминается быстрее. В домашних условиях, когда в качестве преподавателя выступает мама, получить такой опыт намного сложнее. Для этого существуют разные варианты решений. Например, можно смотреть вместе с ребенком адаптированные фильмы по мотивам того или иного исторического события, либо родители в ненавязчивой манере могут периодически обсуждать с ребенком тот или иной учебный материал на каких-то жизненных примерах, втягивая его в самостоятельные рассуждения и высказывая разные точки зрения.
Как перейти на семейное обучение
Чтобы оформить все по закону, рассмотрим подробнее, как правильно оформить домашнее обучение.
- Выбрать подходящую онлайн-школу или репетиторов для каждого обязательного предмета, поскольку при семейном обучении ответственность за это несут родители. Ребенок может учиться и самостоятельно, но в большинстве случаев все-таки нужен наставник для системности знаний и постоянного контроля.
Договориться со школой нужно не позднее чем за 2 недели до очередной аттестации. Заранее уточните график аттестаций и условия, при которых ребенок будет к ним допущен, чтобы перед экзаменом не выяснилось, что нужен еще реферат, конспект и две-три лабораторные работы.
На время прохождения аттестаций ребенок считается экстерном. По желанию он может сдать экзамены не только за текущий, но и за следующий класс, однако есть ограничения — аттестоваться можно лишь по 1 предмету или курсу в день.
Как проходит домашнее обучение
Особенности обучения на дому. При домашнем обучении ребенок получает знания вне стен школы. Обычно он прикрепляется к ближайшем к месту жительства учебном заведению. Надомное образование максимально приближено к классическому:
- Дети числятся в определенном классе, они числятся в контингенте школы.
- Они проходят одинаковую программу с другими учениками, пишут контрольные и проверочные работы, принимают участие в общешкольных мероприятиях.
- Ученики получают учебники и занимаются по графику с учителями.
- Школьникам выдают бесплатные учебники, они могут пользоваться библиотекой.
- По результатам обучения школьники сдают ОГЭ, ЕГЭ или ГВЭ и получаю аттестат.
Разница только в том, что учителя приходят к ребенку домой (в больницу) или проводят занятия онлайн. Помимо учителей ребенок может пользоваться услугами логопеда, дефектолога, психолога и пр.
Часто бывает, что один учитель обучает ребенка по нескольким предметам. Например, по математике и физике, истории и обществознанию и пр. Это вполне законно, так как в дипломах учителей обычно указана смежная специальность.
Особенности обучения. Если ребенок нуждается в помощи ассистента или тьютора, их должны предоставить на все время урока. Тьютор – это специалист, который помогает в образовательном процессе и оказывает психологическую поддержку. Ассистент отвечает за техническую помощь.
Потребность ребенка в сопровождении тьютора или ассистента может быть подтверждена заключением ПМПК или решением школьного консилиума.
Коррекционные занятия. Некоторые дети с инвалидностью нуждаются в специальных коррекционных занятиях. Они наряду с тьюторами и ассистентами относятся к особым условиям получения образования детьми с ОВЗ (на основании ч.3 ст.79 ФЗ-273 «Об образовании»). Потребность в проведении таких занятий указывается в заключении ПМПК или ИПРА. Предоставить коррекционные занятия в полном объеме должны независимо от того, по какой форме ребенок проходит обучение: на дому или очно.
Ответственность родителей. За качество полученных знаний отвечают не родители, а школа. Задача родителей лишь в том, чтобы предоставить учителям доступ в квартиру и подготовить все необходимое для занятий: парту, учебники, приспособления для чтения и пр.
Может ли проходить дистанционно. Обучение на дому может проходить в онлайн-формате. Если состояние здоровья ребенка позволяет, то часть программы он может осваивать в стенах школы и посещать уроки и школьные мероприятия.
По какой программе будут учить ребенка. При обучении ребенку могут разработать индивидуальный учебный план с учетом медицинских рекомендаций. Дети могут учиться по общей программе, по окончании которой они получат аттестат общего образца.
Также им могут предложить обучение по адаптированным программам, в частности, для детей с умственной отсталостью и прочими нарушениями интеллекта. В этом случае процесс обучения упрощен, а количество аттестаций скорректировано в индивидуальном порядке
Сколько уроков на домашнем обучении. Перевод ребенка на надомное обучение не ведет к автоматическому уменьшению учебной нагрузки, хотя на практике она обычно сокращается.
СанПин в таблице 6.6 «Требования к организации учебного процесса» устанавливает только предельные значения школьной нагрузки, которая варьируется в зависимости от класса:
- 1-4 класс – до 23 уроков в неделю;
- 5-9 класс – до 29-32 уроков;
- 10-11 класс – до 33-34 уроков.
Законодательно не установлено, что учебная нагрузка детей, которые учатся на дому, должна сокращаться (значения по минимальной нагрузке отсутствуют). Если здоровье ребенка позволяет учиться наравне с одноклассниками, количество уроков не должны сокращать. Тем более, не должно быть ситуации, когда часть предметов передаются ребенку для самообучения.
Регионы могут устанавливать свои нормативы по организации учебного процесса. Нередко из 29-34 часов стандартной нагрузки у детей с ОВЗ остается не более 21, а чаще – 8-12 уроков.
При необходимости родители могут обратиться с заявлением о пересмотре учебной нагрузки как в сторону увеличения (в пределах нормативов), так и уменьшения (желательно сослаться на заключение врача). Также можно попросит увеличить нагрузку по отдельным предметам.