5 ошибок при постановке целей
Целеполагание, планирование, достижение целей – трудоемкие процессы. Если все сделано правильно, вы сможете добиться желаемого, испытать от этого удовлетворение. Но иногда человек старается, прикладывает массу усилий, но у него ничего не получается. Проблема в неправильной постановке целей. Выделяют 5 главных ошибок:
Большее внимание уделяется оперативным и тактическим целям. Стратегические же отодвигаются на задний план. Но ведь именно он определяют направление движения
Цели сформулированы в негативном ключе. Наверное, самая распространенная ошибка. Человек уходит от проблемы, а не ищет способ ее разрешения. Представьте предприятие, сотрудники которого постоянно опаздывают. Одна из целей руководителя – снизить количество опозданий. Это неправильная формулировка. В идеале она должна выглядеть так: позаботиться о транспорте для доставки людей на работу. Цель обозначена неясно. Помните пример со строительством дома, о котором говорилось в начале? Вы должны максимально конкретизировать свои желания, определить время для их достижения, необходимые ресурсы. Вы поставили слишком много целей. Больше 24 часов в сутки у вас, к сожалению, не будет. Поэтому попытка сфокусироваться сразу на нескольких целях ни к чему хорошему не приведет. Вас ждет стресс, прокрастинация, депрессия. Поставьте перед собой, например, 3 цели. Уверенно двигайтесь в их направлении. Не проверяете процесс. Даже промежуточные цели требуют времени на их реализацию. Если вы не контролируете этот процесс, то скоро утратите мотивацию. Каждый день отмечайте даже маленькие успехи. Это даст вам заряд положительных эмоций, силы для дальнейшего движения
Но ведь именно он определяют направление движения. Цели сформулированы в негативном ключе. Наверное, самая распространенная ошибка. Человек уходит от проблемы, а не ищет способ ее разрешения. Представьте предприятие, сотрудники которого постоянно опаздывают. Одна из целей руководителя – снизить количество опозданий. Это неправильная формулировка. В идеале она должна выглядеть так: позаботиться о транспорте для доставки людей на работу. Цель обозначена неясно. Помните пример со строительством дома, о котором говорилось в начале? Вы должны максимально конкретизировать свои желания, определить время для их достижения, необходимые ресурсы. Вы поставили слишком много целей. Больше 24 часов в сутки у вас, к сожалению, не будет. Поэтому попытка сфокусироваться сразу на нескольких целях ни к чему хорошему не приведет. Вас ждет стресс, прокрастинация, депрессия. Поставьте перед собой, например, 3 цели. Уверенно двигайтесь в их направлении. Не проверяете процесс. Даже промежуточные цели требуют времени на их реализацию. Если вы не контролируете этот процесс, то скоро утратите мотивацию. Каждый день отмечайте даже маленькие успехи. Это даст вам заряд положительных эмоций, силы для дальнейшего движения.
Помните, вы – не камень. С течением времени ценности и приоритеты меняются. То же самое происходит и с целями. Не бойтесь корректировать или даже полностью менять их.
Цель и целеполагание
Но вернемся все же конкретно к педагогике. Именно эта сфера интересует нас сегодня больше всего
Для педагога важно знать, что, ставя задачу, он должен учитывать следующие этапы целеполагания:
- Педагог внимательно анализирует результаты деятельности, которая совершалась ранее.
- Проводится диагностирование всего процесса воспитания и обучения.
- Моделируются задачи, которые педагог считает целесообразными для данной деятельности.
- Проводится комплексное целеполагание, с учетом всех требований коллектива и заведения.
- В зависимости от всех факторов, вносятся исправления в первоначальный вариант, выводятся более точные формулировки.
- Составляется программа конкретных действий.
Выдержав все эти этапы, педагог может смело приступать к деятельности, ожидая положительных результатов.
Что такое целеполагание
Целеполагание — это осознанный процесс определения своих потребностей и мотивов, то есть постановка личных или рабочих целей. В первую очередь следует помнить о том, что цель и план — это две разные вещи.
В основе целеполагания всегда лежит потребность, так как в первую очередь наши цели исходят из того, что нам действительно необходимо. «Пирамида потребностей» Абрахама Маслоу содержит в основании базовые нужды человека или физиологические. Далее следует потребность в безопасности, затем — в принадлежности к социальной группе, выше — потребность в уважении, на вершине — потребность в самовыражении. Таким образом, мы расставляем цели в зависимости от актуальной на данном этапе потребности.
Вторым элементом целеполагания является мотив — это то, что подталкивает нас к действию
При расстановке целей очень важно определить свой уровень мотивации, так как без нее достичь что-либо намного сложнее, но другая крайность может привести к спешке и ошибкам. Чрезмерность и крайности как правило мешают идти к своей цели. Третья составляющая целеполагания — осознанность
Чтобы стремиться к цели — личной или коллективной, — необходимо делать обдуманный выбор, соответствующий внутренним мотивам, либо идти своим путем, осознавая саму цель и шаги к ней. То есть понимать, что и для чего мы делаем. Это и есть осознанное целеполагание, которое применяется как в жизни, так и в бизнесе
Третья составляющая целеполагания — осознанность. Чтобы стремиться к цели — личной или коллективной, — необходимо делать обдуманный выбор, соответствующий внутренним мотивам, либо идти своим путем, осознавая саму цель и шаги к ней. То есть понимать, что и для чего мы делаем. Это и есть осознанное целеполагание, которое применяется как в жизни, так и в бизнесе.
Экономика образования
Формула успеха: почему усердный труд не всегда помогает добиться целей
Взаимосвязь цели и целеполагания
Целеполагание помогает определить задачи и расставить приоритеты правильно, если работа построена по принципу целенаправленности. Для этого рекомендуется придерживаться следующих этапов:
- Все цели должны быть четко сформулированы, ведь размытые желания могут навсегда остаться в голове.
- Наилучшим выбором станет сочетание личных и профессиональных целей, благодаря чему работа будет проходить гораздо эффективней.
Не все люди могут четко сформулировать собственную цель. В этом случае специалисты рекомендуют расписать задачу в деталях, благодаря чему ее достижение будет более реальным, а действия для достижения эффективными.
Сущность процесса целеполагания
Существуют специальные тренинги, обучающие приемам целеполагания, в том числе различным системам планирования и тайм-менеджменту. В результате человек приобретает навыки распределения задач на ближние и дальние сроки, а также учится грамотно ставить цели и находить оптимальные пути их достижения.
Организация целеполагания служит началом любой деятельности, поскольку цель всегда связана с какой-либо задачей. Технология планирования используется во всех отраслях человеческой деятельности. 10 главных принципов этого процесса:
- Основой любой деятельности человека является неосознанная и объективная потребность в чем-либо. Зачастую необходимость навязывается человеку извне против собственной воли. К примеру, жизнь невозможна без дыхания или приема пищи. Базовые вещи, в которых нуждается человек, иерархически проиллюстрированы в виде пирамиды Маслоу.
- Как правило, мотивация определяет совокупность осознанных потребностей индивида. Но поскольку в процессе жизни люди приобретают множество различных запросов, система становится сложной,
зачастую противоречивой и сознательной лишь частично. Данный феномен психологи называют борьбой мотивов. Иными словами, имеющиеся у индивида мотивы начинают конкурировать
друг с другом, выстраиваясь в иерархию. Наиболее значимый, оказавшийся наверху лестницы, и будет являться целью. Составными частями мотивационного процесса служат его компоненты — мотивировки. Они объективно доказывают и поясняют значимость конкретного побуждения. - Желание приобретает форму и становится целью в тот момент, когда человек четко понимает, чего он хочет достичь. На начальном этапе целеполагания существует лишь идеальный образ, конфликтующий с реальностью и представляющий собой сложную структуру доводов, объяснений, формулировок, ожиданий, догадок и т. д.
В современном понимании это сознательное явление, созданное при определенном эмоциональном состоянии индивида, которое, в свою очередь, играет важную роль в осознании цели. - Цель выбирается с помощью внутренних средств прогнозирования. Постановка осуществляется через выбор некоего события, обладающего большей степенью субъективной вероятности.
- Между изначальной целью, субъективным прогнозом и реально достигнутым результатом всегда будут существовать расхождения.
- Процесс достижения и представление об используемых для этого средствах составляют общий образ цели. Результат и потребляемые ресурсы письменно фиксируются в виде шагов, которые заранее анализируются или проясняются. В этом заключается планирование как часть функции целеполагания.
- Прогноз процессов и ресурсов для достижения цели всегда будет отличаться от реализованного результата. Даже наиболее точно выполненное планирование в дальнейшем придется корректировать из-за неизбежных погрешностей.
- Чем четче и конкретнее обрисована цель, тем сильнее мотивация и выше активность при ее достижении.
- Чем сильнее мотивация на начальном этапе, тем больше исказится субъективный потенциал цели.
- В психологии имеется закономерность, называемая градиентом цели. Смысл ее сводится к следующему: чем ближе достижение результата, тем сильнее мотивация и выше уровень деятельности.
Целеполагание — это комплексный и достаточно долгий процесс. Основная сложность заключена в необходимом превращении неосознанных желаний в отчетливо очерченные установки, в создании подробного плана их реализации и выбора используемых ресурсов. Сам процесс не заканчивается на выборе целей. В ходе осуществления намеченных пунктов плана неизбежно возникают погрешности, которые нужно своевременно корректировать.
Методы целеполагания
Некоторые люди (особенно те, которые впервые слышат о целеполагании) не знают с чего начать. На самом деле все просто: в психологии уже придуманы универсальные способы целеполагания. Осталось воспользоваться ими.
Итак, разберем популярные методы целеполагания:
- SMART. Это аббревиатура английских названий пяти элементов: конкретика, измеримость, достижимость, актуальность, ограниченность во времени. То есть вы определяете, чего хотите добиться и за какой период, в чем измерите результат и за счет чего достигнете цели. А также вы анализируете, насколько эта цель соотносится с вашими истинными желаниями, потребностями в настоящий момент.
- Метод Брайана Трейси. Напишите 10 целей на год. Но сформулируйте предложения так, словно вы уже достигли этих целей. Прочувствуйте каждую их них и выберите одну, которая по-настоящему изменит вашу жизнь. Напишите ее на другом листе и проанализируйте только эту цель по технике SMART.
- Дерево целей. Последовательно, упорядоченно и наглядно на листе бумаге составьте «портрет» своей цели в виде дерева. То есть сначала запишите или схематично определите главную цель, от нее пропишите задачи второго уровня, от них – третьего, четвертого и т.д. При этом к каждой цели и подзадаче вы сразу приписываете необходимые для достижения ресурсы.
- Метод Г. Архангельского. Эта техника помогает в планировании, когда условия достижения цели периодически меняются. То есть метод помогает адаптироваться к изменившимся внешним условиям и несмотря ни на что идти к цели. Процесс целеполагания по технике Архангельского подразумевает определение рамок, за которые вы не выйдете для достижения целей. Это сферы, ценности, приоритеты, с которыми взаимодействует цель. Вам нужно сформулировать цель так, чтобы она не конфликтовала с вашими жизненными ценностями и убеждениями. После этого разбейте цель не на подзадачи, как в технике SMART, а на уровни сложности. Кроме этого, определите мягкие и жесткие задачи. Первые могут быть выполнены в течение определенного периода времени, а вторые – к строго обозначенному времени. И, конечно, определите период реализации главной цели.
- Колесо баланса. Нарисуйте круг и произвольно разбейте его линиями на сектора. Один сектор – одна сфера вашей жизни. Сами определите, сколько их будет, что это за сферы. Оцените свои достижения в каждой сфере по 10-бальной шкале. Соедините все отметки линиями и закрасьте получившуюся фигуру. Свободное поле в каждой сфере – зона для вашего роста, постановки целей.
- Интеллект-карты. На листе бумаги вы составляете схему или рисунок, где определяете главную цель, а уже на ее базе фиксируете цели второго, третьего и последующих уровней. Продолжайте деление на уровни до тех пор, пока не дойдете до задач, которые можно сделать прямо сейчас.
Как правильно ставить цели
Чтобы цель работала, необходимо знать правила её постановки. Они прописаны в менеджменте и указываются на всех тренингах. Нарушение правил и основ постановки ведет к снижению эффективности.
Принцип построения
Существуют различные технологии и методы целеполагания, но основными принципами построения результатов являются:
- точное конкретное обоснование;
- указание даты, на которую цель должна быть исполнена;
- формулировка — только в положительных терминах. Например, нужно говорить «хочу быть стройной» вместо «не хочу быть толстой»;
- необходимо не использовать слов, которые могут снизить эффективность цели: должен, нужно. Эти термины являются антиподами к слову «Хочу». Поэтому во всех целях необходимо заменить слово «Надо» на «Хочу», «Должен» на «Могу позволить». Есть очень простое упражнение: необходимо выписать цели в различных областях жизни. Для удобства их можно поделить, например, дом, семья, работа, учёба, здоровье и так далее. В каждом пункте стоит написать цели в такой формулировке, в которой человек привык их формулировать. После этого необходимо просмотреть список, и изменить все слова. Такие цели будут работать более эффективно, поскольку с ними работает подсознание человека.
- лучше не ставить перед собой неподъемные цели, а разбить большую на несколько подцелей. Например, мечта купить коттедж в центре города многим кажется неосуществимой. Однако, если двигаться к цели равномерно, медленными шагами, то она будет быстрее достигнута.
Стоит помнить, что нельзя сегодня зарабатывать 10 000 руб., а завтра пятьсот. Процесс эффективного целеполагания предполагает и смену мышления. Оно должно быть положительным. Большие суммы денег любят подготовленных людей. И конечно желаемый результат должен быть конкретным. Например, «Я хочу получить прибыль» и «Я хочу получить дополнительно 20000 руб. в этом месяце». Конечно, 2-я цель выглядит более конкретной, в ней присутствуют и цифры, и указание на дату.
Важно! Реализуя принцип целенаправленности целеполагание позволяет устанавливать точные цели с привязкой к конкретной деятельности без размена на прочие. Особенно это видно в обществознании, ведь целеполагание подразумевает получение первоначальных базовых знаний для постановки точных, конкретных целей
Структура процесса целеполагания
В структуре системы целеполагания выделяют пять ключевых моментов:
- Выдвижение, формулировка целей учебной деятельности;
- Планирование деятельности, направленной на достижение целей;
- Прогнозирование ожидаемых результатов;
- Оценивания полученных результатов;
- Коррекция выявленных ошибок, недочетов.
В процессе целеполагания представлены объективная и субъективная стороны. Объективная сторона связана с объективно существующими вызовами личности и государству в интенсивно меняющемся обществе; объективными требованиями к содержанию образования и уровню профессиональной подготовки специалистов, отвечающей новому уровню развития социума.
Субъективная сторона целеполагания как системообразующего фактора современной педагогики обусловлена деятельностью специалистов по выдвижению и формулировке целей как субъектов образовательно-воспитательного процесса, наделенных сознанием, обладающих личностными качествами и компетенциями, накладывающими определенный отпечаток на характер сформулированных целей.
5 основных ошибок при постановке целей
Стратегические цели игнорируются
Многие предприниматели отдают приоритет тактическим задачам, связанным с финансами. Более глобальные цели при этом часто не учитываются.
Например, компания планирует в среднесрочной перспективе:
- увеличить темп роста доходов;
- повысить рентабельность;
- увеличить объем денежных поступлений.
Однако перспективу дальнейшего развития задают именно цели стратегического плана. На реализацию требуются существенные расходы как временных, так и прочих ресурсов.
Стратегическими целями могут быть:
- увеличение доли рынка;
- улучшение качества продукции;
- работа над репутацией предприятия;
- повышение ценности организации.
Цель формулируется в негативном ключе
Довольно распространенная ошибка целеполагания связана с особенностью человеческой психологии уходить от проблемы, а не избавляться от причин ее возникновения. В определении задачи должно быть заложено движение к результату, а не бегство от трудностей.
Примеры неправильной формулировки:
- минимизация рисков в конкретной области деятельности предприятия;
- сокращение числа опозданий сотрудников;
- уменьшение количества рекламаций.
Подобная постановка задач увеличивает количество запретов и сковывает инициативу работников. Сотрудники с опаской подходят к выполнению своих обязанностей, опасаясь недовольства начальства. Поэтому негативные формулировки следует заменять позитивными, описывающими цель в виде желаемой для фирмы перспективы.
Заменим приведенные выше неудачные примеры правильными:
- разработка способов управления рисками и их внедрение;
- приобретение автотранспорта для перевозки персонала;
- улучшение качества продукции.
Цель сформулирована размыто и неясно
Характерными примерами нечетких определений являются: “повышение эффективности”, “укрепление трудовой дисциплины”, “лидерство в данной отрасли” и т. д. В реальной практике встречалась и такая формулировка цели: “В связи с расширением структуры компании необходимо наладить более четкое взаимодействие между ее отделами”. Такая цель в принципе недостижима.
К примеру, руководство предприятия постановило наладить информационный обмен между коммерческим и отделом логистики. Некоторое время спустя подчиненные отчитались, что задача выполнена. В итоге выяснилось, что под этой формулировкой сотрудники поняли лишь более частое общение между работниками подразделений.
Разумеется, ожидания руководителя были другими. Подчиненные просто не знали, какого конкретно результата от них ждут, так как формулировка цели не учитывала определенные критерии достижения. То есть задача не соответствовала полностью требованиям модели SMART. Чтобы исправить ситуацию, нужно переопределить цель таким образом: “Необходимо обеспечить оперативный обмен информацией между коммерческим отделом и отделом логистики через еженедельное взаимное предоставление отчетов о выполненной работе в следующей форме: (перечисляются необходимые для отчета показатели)”.
Концепция управления по целям используется частично
Исследователи утверждают, что большая часть руководителей применяет концепцию лишь для оценки действий сотрудников. Только 16,6 % руководителей используют метод по прямому назначению — для согласования целей предприятий на разных уровнях. Такая ситуация объясняется вполне определенными причинами:
- недостаточно четкие формулировки задач нижних уровней;
- цели не выражают истинные потребности предприятия (не согласованы с целями верхних уровней);
- отсутствуют ответственные лица по каждому направлению целеполагания.
Для устранения указанных причин руководителю предприятия необходимо согласовать цели с руководством подразделений. Единоличное формулирование и утверждение установок предприятия недопустимо.
Утвержденные цели не соответствуют действительности
Иногда руководство озвучивает одни цели, а в реальности принимаются совсем другие решения. К примеру, заявлено: “Интересы клиента — прежде всего!”, а после утверждения руководство одного из подразделений полностью игнорирует появляющиеся рекламации на продукцию.
Для чего нужно целеполагание в жизни: примеры
Ни для кого не секрет, что успешный человек резко отличается от неудачника. Почему? Одна из первых причин – неумение последним ставить цели и добиваться их. Успешный всегда четко знает, чего хочет от жизни, и он делает все, чтобы этого достичь.
Есть одна народная мудрость: “Если у вас нет целей, вам придется работать на выполнение чужих”.
Целеполагание дает возможности добиться в жизни большего. Оно помогает упорядочить действия, эффективно добиваться результата и тратить на его достижение минимум усилий.
Объясню, почему минимум. Дело в том, что усердная работа не всегда залог успеха. Много работать – не значит загребать деньги руками. Люди, которые умеют ставить цели и достигать их, используют не все свои ресурсы, а только те, что нужны для выполнения конкретного дела. Они не распыляются на все и сразу. Принцип Парето объясняет это более понятно.
Мы сейчас говорим с вами о характеристике лидера. Лидеры интуитивно справляются с задачей ставить цели и достигать их. Но как быть с обычным жителем нашей страны, который тоже хочет освоить этот процесс? Как пощупать это целеполагание, узнать его проявления? Чтобы узнать, для чего оно нужно, приведу несколько примеров.
Пример 1. Элементарно в образовательном процессе – изучение букв в первом классе. Цель: учимся писать прописную “Ж”. Суть целеполагания: узнать, из каких элементов состоит “ж” → понять, с какой стороны начинаем ее писать → выяснить, в чем сложность буквы → понять, как писать сложный элемент → запомнить все соединения с “ж” → научиться писать слова с “ж” → научиться использовать ее в предложениях.
Пример 2. Цель: бытовая ситуация – нужно отремонтировать компьютер. Алгоритм действий: посмотреть, все ли провода подключены → определить, смогу ли я справиться сама → вызвать мастера → договориться об оплате и сроках → забрать компьютер, заплатить за работу.
Пример 3. Нужно купить стиральную машинку. Организация маленьких шагов к достижению результата: определиться с требованиями к технике → определить подходящую модель → каждый месяц откладывать определенную сумму или взять кредит → забронировать, пока накапливаете или оформляете кредит → купить.
В управлении людьми этот процесс немного усложняется. Здесь уже иногда нужно трансформировать цели лидера в цели подчиненных. Нужно использовать определенные подходы и приемы менеджмента, чтобы достигать эффективных результатов.
Разновидности целей
В качестве компонента педагогической деятельности в зависимости от достижимости цели могут быть конкретными и абстрактными. Мотивирующая сущность целей является совершенно иным ракурсом их изучения и позволяет по-другому взглянуть на эту проблему. С этой точки зрения цели любой деятельности должны побуждать к действию, к планированию и преодолению страхов возможной неудачи, а также к выполнению других сопутствующих операций.
В этом отношении проблема абстрактных целей, недостижимых по определению, становится вполне различимой. В психологии существует определение понятия некого психологического барьера, возникающего у человека в случае осознания им недостижимости желаемого результата, либо невозможности ощутить или увидеть его. В большинстве видов практической деятельности человека этот барьер является абсолютно непреодолимым препятствием, поскольку сама деятельность в таком случае теряет всякий смысл, и отсутствует достаточная мотивация для ее выполнения.
Совершенно другая ситуация складывается в воспитании, где отказ от абстрактных и недостижимых целей приводит к прагматизму, который за всю историю воспитания ни разу не принес достойных результатов. Одной из основных проблем в понимании целей воспитания, скорее всего, является соотношение количества и качества абстрактного и конкретного в постановке единой цели.
В структуре целей воспитания наряду с абстрактным и конкретным существует отдельный компонент, с помощью которого цель направляет воспитание вдоль оси «личность-общество». Часто этот аспект, являющийся важнейшим в определении цели воспитания, трактуется излишне односторонне, а потому совсем неверно. Вполне возможно допустить перекос вдоль этой оси в ту или иную сторону, утверждая, что воспитание может служить исключительно только средством развития личности, при этом совершенно игнорируя интересы общества. Возможен и обратный перекос, при котором будут проигнорированы интересы личности.
Подобные подходы в практике воспитания известны достаточно хорошо педагогам постсоветского периода. В советскую эпоху марксистско-ленинская идеология в педагогике в большинстве случаев стремилась игнорировать интересы личности в ущерб интересам общества. Воспитание «человека новой формации», в котором дух коллективизма и служения целям общества должен был преобладать над личными интересами, было весьма далеко от науки. В то же время нельзя отрицать, что коммунистическая идеология оказала определенное благотворное влияние на развитие отечественной педагогики.