Примечания
- Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 509.
- Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 510.
- Таганцев Н. С. Русское уголовное право. Лекции. Часть Общая. Т. 2. М.: Наука, 1994. С. 280.
- Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. В. С. Комиссарова. СПб., 2005. С. 345.
- Уголовное право России. Практический курс / Под общ. ред. А. И. Бастрыкина; под науч. ред. А. В. Наумова. М., 2007. С. 150.
- Таганцев Н. С. Русское уголовное право. Лекции. Часть Общая. Т. 2. М.: Наука, 1994. С. 281.
- Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 513.
- Levasseur G., Chavanne A., Montreuil J. Droit penal et procedure penal. Paris, 1988. P. 25—26.
- 1 2 Уголовное право России. Практический курс / Под общ. ред. А. И. Бастрыкина; под науч. ред. А. В. Наумова. М., 2007. С. 149.
- Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 514—515.
- Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. В. С. Комиссарова. СПб., 2005. С. 346.
- Уголовное право России. Часть общая / Под ред. Л. Л. Кругликова. М., 1999. С. 310.
- Уголовное право. Общая часть / Под ред. И. Я. Козаченко, З. А. Незнамовой. М., 2001. С. 292.
- 1 2 Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. В. С. Комиссарова. СПб., 2005. С. 347.
- 1 2 Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. В. С. Комиссарова. СПб., 2005. С. 348.
- Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. В. С. Комиссарова. СПб., 2005. С. 349.
Структура административной ответственности
Административная ответственность обладает специфической структурой и строго регулируется законами РФ. Существуют отличительные черты для определения противоправности действий, которые называются признаками и элементами.
Признаки административного правонарушения
Следующие признаки отличают действие, нарушающее закон, от обычного:
- Противоправность. Означает, что действия или бездействия нарушили закон и нанесли вред гражданам или материальным объектам.
- Виновность. Подразумевает, что на момент совершения преступления человек осознавал потенциальный вред от своего проступка. Виновностью также называют игнорирование законов и пренебрежение правилами безопасности.
- Наличие преступника. Без доказанной вины человека невозможно выносить приговор. К административной ответственности могут быть привлечены лица старше шестнадцати лет.
- Наказуемость. Проступок не должен оставаться без наказания. В зависимости от тяжести деяния, определяется степень наказания.
Элементы административной ответственности
Они определяют последовательность действий, после которых обвиняемый может понести законное наказание. Существует несколько основных элементов административного права:
- Основание, на котором определяется факт нарушения закона;
- Лица и предметы, задействованные в совершении противоправного деяния;
- Условия, влияющие на будущее наказание;
- Определение формы наказания;
- Процесс отбытия наказания правонарушителем.
Без принятия во внимание всех компонентов административного права нельзя выносить решение о виновности человека. Опираясь на признаки, правоохранительные органы должны выявить факт совершения преступного деяния и назначить наказание в соответствии с законами страны.
Рис
3. Форма вины физического лица
Продолжаемое преступление
Последовательность совершённых виновным юридически однородных деяний, направленных на один и тот же объект и охватываемых единым умыслом виновного, может образовывать продолжаемое преступление. Продолжаемым преступлением может являться, например, хищение из библиотеки многотомного собрания сочинений, совершаемое по одному тому за раз; хищение запчастей с завода с намерением в последующем собрать из них автомобиль и т. д.
Нормативное определение продолжаемого преступления содержится во многих уголовных ексах стран мира. В УК Узбекистана отмечается, что не признается повторным преступление, состоящее из ряда тождественных преступных деяний, охватываемых общим умыслом, направленных к единой цели и составляющих в совокупности одно продолжаемое преступление (ст. 32). В ст. 12 УК Польши также говорится: «Два или более деяния, совершенные в короткий промежуток времени, направленные на выполнение заранее возникшего намерения, считаются единым запрещенным деянием, если предметом посягательства является личное благо, условием признания нескольких деяний как единого запрещенного деяния является один и тот же потерпевший». УК Голландии называет такие преступления продолжаемой деятельностью. Так, в ст. 56 говорится: «1. Если несколько действий связаны таким образом, что их можно считать одной продолжаемой деятельностью, независимо от того, является ли каждое само по себе преступлением или проступком, должна применяться только одна норма. Если они различаются по строгости, должна применяться норма, содержащая самое строгое основное наказание». В п. 2 уточняется, что, например, подделка монеты и её последующее использование должны квалифицироваться по одной статье, так как являются продолжаемой преступной деятельностью.
В отличие от длящегося преступления, исполнение продолжаемого преступления является дискретным: отдельные преступные деяния в таком преступлении совершаются не непрерывно, а периодически с небольшими интервалами.
Продолжаемое преступление является оконченным с момента совершения последнего из задуманных виновным действий.
Спорным в уголовно-правовой теории является вопрос о том, должны ли деяния, составляющие продолжаемое преступление, сами по себе, в отдельности также быть преступными. Одни учёные рассматривают их как самостоятельные преступления, другие же считают, что такие деяния могут быть в том числе административными правонарушениями, либо же вообще ненаказуемыми деяниями. В любом случае, такие деяния не подлежат отдельной квалификации, поскольку они не имеют самостоятельного значения и представляют собой лишь отдельный элемент достижения виновным общей преступной цели.
Способы наказания
В Российской Федерации существуют различные методы воздействия на правонарушителей. Опираясь на КоАП РФ и другие законы регионов страны, выделяют основные методы наказания:
- Предупреждение — самый легкий способ воздействия на правонарушителя. Выносится в письменной форме.
- Штраф — денежная сумма, которая зависит от субъекта и тяжести правонарушения. Как правило, штрафы для юридических лиц крупнее, чем для физических.
- Лишение специальных прав — временное или постоянное ограничение человека в определенных действиях. Самым распространенным примером является лишение водителя прав на управление автомобилем.
- Приостановление деятельности — временное закрытие фирмы или ограничение деятельности индивидуального предпринимателя. Законодательство определяет максимальный срок такого наказания до 90 суток.
- Конфискация — принудительное изъятие предмета, которое было причастно к противоправному действию. Например, изъятие краденых вещей у преступника.
- Общественные работы — провинившемуся назначаются обязательные работы, которые не оплачиваются. Примером может являться принуждение к уборке улиц или работы по озеленению парков.
- Арест — самая тяжелая форма административного наказания. Подразумевает арест сроком до 15 суток.
Все эти формы наказаний могут заменять друг друга, в зависимости от состава правонарушения и тяжести последствий преступления. Если нарушитель отказывается отбывать наказание, меры воздействия могут ужесточаться. Одна из главных функций охраны административного права — это предупреждение новых преступлений путем определения строгих наказаний за возможные проступки. Административные правонарушения имеют неприятные последствия для нарушителя и он должен быть наказан в обязательном порядке. Опора на законы позволяет определять тяжесть преступления и назначать соответствующее возмездие. Все это помогает сохранять спокойствие и безопасность граждан.Узнайте еще больше интересной информации об административных правонарушениях из предложенного ниже видео.
Длящееся правонарушение
— правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Правонарушения подразделяются на длящиеся и не длящиеся. На различия между длящимися и не длящимися правонарушениями указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(п.
14): «. судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.» Примеры длящихся правонарушений Установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента (ст.
14.37 КоАП); Размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения (ст.
14.38 КоАП) Особенность длящихся административных правонарушений При длящемся административном правонарушении сроки давности правонарушения (указаны в ч.
1 ст. 4.5. КоАП) начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5. КоАП). Подробнее: 27.02.2023 — виновно совершенное противоправное (в нарушение требований закона) деяние (действие или бездействие), совершённое праводееспособным (деликтоспособным) лицом, за которое законом установлена ответственность.
— противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Внешние ссылки
Виды и примеры административного правонарушения
Все противоправные события можно классифицировать, учитывая сферу и субъекты преступления:
- Посягательство на гражданские права человека — препятствование честным выборам, нарушение правил предвыборной агитации, наказание работников за проведение забастовки в рамках закона, предоставление ложной информации;
- Нарушение родительских прав — ненадлежащий уход за несовершеннолетним ребенком, невыполнение родительских обязательств;
- Причинение вреда здоровью — пропаганда наркотических средств, нарушение санитарных требований на пищевых предприятиях, прием сильнодействующих лекарств без рецепта врача;
- Посягательство на общественную и государственную собственность — незаконное владение участком земли, пользование электричеством и газом без согласованного подключения к сети, вандализм по отношению к памятникам культуры и общественным зданиям;
- Посягательство на личную собственность — мелкие кражи, повреждение чужих вещей и предметов собственности;
- Причинение вреда окружающей среде — выброс мусора в непредназначенных для этого местах, нарушение правил пожарной безопасности в лесу, незаконная вырубка деревьев;
- Несоблюдений правил на производствах — нарушения в технических процессах производства, отсутствие нормативной документации, пренебрежение к требованиям общей безопасности на предприятии;
- Нарушение правил дорожного движения — несоблюдение правил разметки и дорожных знаков, вождение автомобиля в нетрезвом виде, отсутствие документов на право вождения автомобилем.
Рис. 2. Состав административного правонарушения
№ 16. Оконченное и неоконченное административное правонарушение
Противоправное
деяние может быть оконченным
и неоконченным (ч. 2 ст. 2.1).
В соответствии с ч. 1 ст. 2.2 административное
правонарушение признается оконченным с момента совершения
деяния. У значительной части этот момент
очевиден, если правонарушение не является
длящимся. Например, заведомо ложное сообщение,
повлекшее принятие мер реагирования
милицией, скорой медицинской помощью,
подразделениями по чрезвычайным ситуациям
или другими специализированными службами
(ст. 17.6), умышленное блокирование транспортных
коммуникаций путем создания препятствий,
установки постов или иным способом (ст.
18.1). У некоторых же правонарушений этот момент
не очевиден. Например, распитие алкогольных
напитков на улице (ст. 17.3), неповиновение
законному распоряжению или требованию
должностного лица государственного органа
при исполнении им служебных полномочий
лицом, не подчиненным ему по службе (ст.
23.4), самовольное занятие земельного участка
(ст. 23.41).
Неоконченным правонарушением является такое деяние, которое
по тем или иным причинам не достигло желаемых
целей. Им является покушение на
административное правонарушение. В ч.
1 ст. 2.3 установлено, что покушением на
административное правонарушение признается умышленное
действие физического лица, непосредственно
направленное на совершение административного
правонарушения, если при этом оно не было
доведено до конца по независящим от этого
лица обстоятельствам. Административная
ответственность за покушение на административное
правонарушение наступает в случаях, прямо
предусмотренных статьями Особенной части
настоящего Кодекса. Такое замечание существенно
и значительно ограничивает рассмотрение
покушения как административного правонарушения.
В УК Республики Беларусь подобной оговорки
(примечания) не существует (см. ст. 14 УК).
В статьях
Особенной части КоАП покушение
на административное правонарушение обозначено
лишь в нескольких случаях. Например, ч.
1 ст. 10.5 устанавливает: «Мелкое хищение
имущества путем кражи… а равно покушение
на такое хищение», ст. 23.14 регламентирует,
что правонарушением является незаконное
проникновение или покушение на проникновение
на специально охраняемые территории
и объекты, в ч. 1 ст. 23.31 записано: «Нарушение
правил пересечения Государственной границы
Республики Беларусь, а равно покушение
на такое нарушение». Подобное имеет место
в ч. 5 этой же статьи и в некоторых других
статьях.
Статья 2.2. Оконченное административное
правонарушение
1. Административное
правонарушение признается оконченным
с момента совершения деяния.
2. Административное
правонарушение, связанное с наступлением
последствий, указанных в статьях Особенной
части настоящего Кодекса, признается
оконченным с момента фактического наступления
этих последствий.
№ 20. Субъективная сторона административного правонарушения
Субъективная
сторона административного правонарушения
– это элементы психического характера,
выражающее отношение субъекта к своему
противоправному деянию и его последствиям.
Субъективная сторона административного
правонарушения включает вину, мотив и цель.
Вина
– это психическое отношение субъекта
к совершаемому противоправному поведению.
Умысел: Прямой: лицо осознавало противоправность своих действий (бездействий), предвидело возможность или неизбежность наступления негативных последствий и желало их наступления
Косвенный: лицо осознавало противоправность своих действий (бездействий), предвидело возможность наступления соответствующих негативных последствий, не желало, но сознательно допускало их наступление либо относилось к ним безразлично
Неосторожность: Легкомыслие — лицо предвидело возможность наступления противоправного результата, но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение такого результата
Небрежность — лицо не предвидело возможности наступления противоправных результатов своих действий (бездействий), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и
Примеры длящихся правонарушений
Существует следующая ситуация: Росаккредитация прилагала все силы для привлечения клиента к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 14.47 («Нарушение правил исполнения работ по сертификации или выдача сертификата соответствия при условии нарушения требований законодательства касательно технического регулирования») и частью 3 статьи 14.47 («Необоснованная выдача учреждением по сертификации или отказ выдать сертификат соответствия или необоснованное прекращение или приостановление действия сертификата соответствия») КоАП РФ за предусмотренные данными статьями правонарушения, которые совершались более чем за один год до момента формирования протоколов касательно осуществления этих правонарушений.
Стоит отметить, что по части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление, связанное с делом о правонарушении административного характера, за нарушение действующего закона касательно технического регулирования не выносится после того, как истек один год со дня осуществления правонарушения административного плана. В нашем случае клиент обеспечил выдачу сертификата с нарушением закона о техническом регулировании 08.02.2014 г., а протокол по теме административного правонарушения был сформирован 10.04.2015 г.
Таким образом, опираясь на абзац 4 части 3 статьи 23.1 КоАП, можно сказать, что дела, связанные с административными правонарушениями, которые предусмотрены статьей 14.47 КоАП и совершаются индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, в настоящее время изучаются судьями арбитражных судебных органов. Именно поэтому Росаккредитация подала заявление в арбитражные судебные органы о привлечении клиента к ответственности административного характера в соответствии с частью 3 статьи 14.47 КоАП РФ. Если судить ситуацию с точки зрения возражения против принятия требований Росаккредитации, можно ссылаться на следующий перечень обстоятельств:
- Период давности привлечения к ответственности административного значения исчисляется в соответствии с правилами по исчислению сроков, носящих общий характер. Иными словами, со дня, который следует за днем осуществления правонарушения административного характера. Названное положение можно подкрепить статьей 4.5 КоАП РФ.
- Не длящееся административное правонарушение является оконченным тогда, когда в результате бездействия или разрушающего действия со стороны правонарушителя имеются все признаки правонарушения административного плана и его состава, предусмотренные действующим на территории РФ законодательством.
- Объективный аспект правонарушения, ответственность за которое предусматривается частью 3 статьи 14.47 КоАП, формирует действия структуры, которая занимается сертификацией по выдаче документа соответствия в плане нарушения правил, установленных законом.
- В соответствии с актуальными положениями части 3 той же статьи днем осуществления структурой по сертификации противоположного действия служит день выдачи сертификата на необоснованных основаниях (иными словами, при условии нарушения актуальных требований регламентов технического значения).
- В соответствии с частью первой статьи 4.5 КоАП постановление, связанное с делом о не длящемся административном правонарушении, за игнорирование действующего законодательства касательно технического регулирования не может быть вынесено, если истек один год с момента совершения правонарушения административного характера.
- При выдаче сертификата при условии нарушения действующего закона о регулировании в техническом плане началось течение периода давности привлечения к ответственности административной природы, который определен частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ о правонарушениях административного характера для этой категории дел. Значит, на момент формирования соответствующего протокола срок уже истек.
Квалификация составных преступлений и квалифицированных наличием тяжких последствий
По своей конструкции, т.е. по структуре элементов, составы подразделяются на простые и сложные. В простом составе все элементы одномерны: один объект, одна форма вины, одно действие (бездействие), одно последствие. В сложных составах происходит либо: 1) умножение элементов состава; 2) элементы составов альтернативны; 3) имеет место удлинение процесса совершения преступления.
Составные преступления слагаются из двух или более простых составов, образуя единый состав, а не множественность (неоднократность, совокупность) простых составов. Сложным, например, является состав хулиганства. В диспозиции ч. 1 ст. 213 его состав описан как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. В п. «б» ч. 2 этой статьи предусмотрено хулиганство, связанное с сопротивлением представителю власти. Сложным составным является состав массовых беспорядков.
В обоих случаях законодатель исчерпывающе перечислил простые составы, которые он включил в сложные составные деяния. Менее удачно сконструирован состав бандитизма, где слишком обобщенно представлены слагаемые из простых составов: создание устойчивой вооруженной группы с целью нападения на граждан или организации. иям против общественной безопасности. Между тем основной вопрос квалификации составных преступлений состоит в том, охватываются ли перечисленные в них простые составы полностью сложным составом или требуется также квалификация по совокупности преступлений. Критериями прежде всего выступают объекты посягательств и соотношение категорий простых составов со сложными составными. Объектом всех трех приведенных составных преступлений является общественная безопасность, а в хулиганстве также общественный порядок. Составляющие сложные составные деяния не могут выходить за пределы родового объекта посягательств и быть по категории и связанной с ней наказуемостью опаснее единого сложного преступления. Последнее очевидно, ибо слагаемая часть не может превышать целое, а подсистема элементов — систему состава. Бесспорно, что умышленное убийство, тем более его квалифицированный состав, выходит за пределы не только массовых беспорядков и хулиганства, но и бандитизма и всегда требует квалификации по совокупности.
Итак, квалификация составных преступлений производится по одной статье (или части) как единого сложного состава. Не выходят ли по тяжести составляющие простые составы за рамки сложного состава, определяется по объектам преступлений, их категории, по характеру общественной опасности. Если выходят, то налицо совокупность преступлений.
Другой вид сложных составов — составы с двумя общественно опасными последствиями — основным и другим, более тяжким. Особенности конструкции данных составов: а) наличие второго общественно опасного последствия (ущерба, вреда, иных тяжких последствий); б) второе последствие — более тяжкое, нежели основное; в) второе последствие наступает после и вследствие основного последствия; г) в преступлениях, квалифицированных другими более тяжкими последствиями, двойная форма вины (см. ст
27 УК): умысел в отношении основного последствия и только неосторожность в отношении другого, более тяжкого последствия. При наличии самостоятельной умышленной вины за причинение второго более тяжкого последствия квалификация происходит по совокупности преступлений
например, составы умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111); аборт, повлекший по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью (ч. 3 ст. 123); умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия (ч. 2 ст. 167) и др.