Этапы дискуссии
Конечно, во время проведения учащейся дискуссии трудно разграничивать и контролировать этапы дискуссии. Однако не лишним будет знать их и понимать, как помочь учащимся наладить эффективную коммуникацию. К тому же, если один из этапов игнорируется, то дискуссия может превратиться в оскорбительный и эмоциональный спор.
1. Установление контакта.
Обычно этот этап начинается приветствием учеников — участников дебатов
Важно снять напряжение. Для этого участники различных групп могут пожать друг другу руки и обменяться комплиментами
В первую очередь, они коллеги, а не враги.
2. Определение цели дискуссии.
Обе группы учащихся должны четко понимать цель и результат дискуссии. Спросите участников, какую цель видят они, и помогите ученикам сформулировать цели обсуждения и разобраться с результатом дискуссии. Дети должны понять, что дискуссия — это не просто разговоры, а способ задействовать все свои знания и уметь анализировать информацию, которую они получают.
3. Определение позиций участников дискуссии.
Сначала ученики формулируют свое мнение относительно неотложного вопроса и сообщают его окружающим. А затем, согласно высказанным взглядам, образуются дискуссионные группы.
4. Собственно дискуссия.
Выберите вместе с учениками одну из форм проведения дискуссии. Помогите им обсудить проблемный вопрос, применяя логическое и критическое мышление. Ученики высказывают свои аргументы и опровергают аргументы оппонентов.
5. Подведение итогов.
Это важный этап дискуссии. Обычно проводит ведущий. Помогите ученикам разобраться с полнотой изложения, логичностью и аргументированностью высказываний. Обдумайте новизну и уместность использованной информации, достоверность источников.
Формы дискуссии
Существует несколько форм проведения дискуссии. От правильного выбора формы обсуждения зависит, будет ли дискуссия эффективной.
Круглый стол — это беседа, предусматривает участие около 5 учеников, которые последовательно обсуждают определенную проблему.
Заседание экспертной группы — для его проведения класс надо объединить в рабочие группы, каждая из которых на подготовительном этапе самостоятельно обсуждает важный вопрос и выбирает эксперта. Он будет выражать позицию группы во время заседания. Далее обсуждение происходит между экспертами — представителями групп
Важно — группы не могут вмешиваться в обсуждение. Хотя изредка можно взять тайм-аут и отозвать эксперта для консультации с группой
Форум — обсуждение, во время которого группа обменивается мыслями с «аудиторией», то есть классом.
Дебаты — дискуссия, которая начинается с выступлений представителей от каждой стороны, после чего каждый участник обсуждения может ставить с трибуны вопросы и давать комментарии.
Судебное заседание — обсуждение, построенное по форме судебного рассмотрения дела.
Перекрестная дискуссия — один из методов развития критического мышления. Для организации перекрестной дискуссии выберите тему, которая объединяет две противоположные точки зрения. На первом этапе каждый ученик записывает несколько аргументов в поддержку своей позиции. Согласно позиции, учеников объединяют в рабочие группы, каждая из которых составляет перечень аргументов в поддержку своего мнения. Дискуссия между двумя группами происходит так: первая группа выступает со своим аргументом, вторая — его опровергает и выражает свой встречный аргумент. Поочередно группы опровергают аргументы оппонентов и выражает свой мнение и т. д.
Правила проведения дискуссии
Дискуссия — процесс эмоциональный, а ученики еще не совсем умеют контролировать свои эмоции. Чтобы обсуждение не превратилось из конструктивной дискуссии в оскорбительный спор, нужно придерживаться простых, но важных правил поведения во время дискуссии.
1. Уважать оппонентов.
Ученики должны понять, что разные точки зрения — еще не повод для конфликта. Лучше прибегнуть к аргументированному обсуждению, чем оскорблять и переходить на личности, отстаивая свою позицию.
2. Избегать жаргонизмов и оскорбительных слов.
Даже если во время дискуссии эмоции участников усилились, ученикам следует помнить, что оскорблять и употреблять бранные слова нельзя.
3. Быть лаконичными.
Объясните детям, что они должны выражать свое мнение лаконично, ведь слушателям и оппонентам большой объем информации воспринимать труднее. Докладчикам не следует отвлекаться от основной темы.
4. Четко выражать свое мнение.
Ученики, которые выступают во время дискуссии, должны соблюдать структуру и последовательность изложения информации. Проведите параллель между структурой написания произведения или доклада и формированием своего выступления во время дискуссии.
5. Соблюдать логику.
Аргументация учащихся должна быть взвешенной, упорядоченной, опираться на причинно-следственные связи.
Метод дискуссии поможет вам сделать урок интересным, а ученики смогут сформировать собственную точку зрения и умение применять на практике полученные знания. Научите школьников не только аргументировать свою позицию, но и уважать оппонентов. Это станет еще одним шагом на пути развития эмоционального интеллекта.