Дискуссия

Этапы дискуссии

Конечно, во время проведения учащейся дискуссии трудно разграничивать и контролировать этапы дискуссии. Однако не лишним будет знать их и понимать, как помочь учащимся наладить эффективную коммуникацию. К тому же, если один из этапов игнорируется, то дискуссия может превратиться в оскорбительный и эмоциональный спор.

1. Установление контакта.

Обычно этот этап начинается приветствием учеников — участников дебатов

Важно снять напряжение. Для этого участники различных групп могут пожать друг другу руки и обменяться комплиментами

В первую очередь, они коллеги, а не враги.

2. Определение цели дискуссии.

Обе группы учащихся должны четко понимать цель и результат дискуссии. Спросите участников, какую цель видят они, и помогите ученикам сформулировать цели обсуждения и разобраться с результатом дискуссии. Дети должны понять, что дискуссия — это не просто разговоры, а способ задействовать все свои знания и уметь анализировать информацию, которую они получают.

3. Определение позиций участников дискуссии.

Сначала ученики формулируют свое мнение относительно неотложного вопроса и сообщают его окружающим. А затем, согласно высказанным взглядам, образуются дискуссионные группы.

4. Собственно дискуссия.

Выберите вместе с учениками одну из форм проведения дискуссии. Помогите им обсудить проблемный вопрос, применяя логическое и критическое мышление. Ученики высказывают свои аргументы и опровергают аргументы оппонентов.

5. Подведение итогов.

Это важный этап дискуссии. Обычно проводит ведущий. Помогите ученикам разобраться с полнотой изложения, логичностью и аргументированностью высказываний. Обдумайте новизну и уместность использованной информации, достоверность источников.

Формы дискуссии

Существует несколько форм проведения дискуссии. От правильного выбора формы обсуждения зависит, будет ли дискуссия эффективной.

Круглый стол — это беседа, предусматривает участие около 5 учеников, которые последовательно обсуждают определенную проблему.

Заседание экспертной группы — для его проведения класс надо объединить в рабочие группы, каждая из которых на подготовительном этапе самостоятельно обсуждает важный вопрос и выбирает эксперта. Он будет выражать позицию группы во время заседания. Далее обсуждение происходит между экспертами — представителями групп

Важно — группы не могут вмешиваться в обсуждение. Хотя изредка можно взять тайм-аут и отозвать эксперта для консультации с группой

Форум — обсуждение, во время которого группа обменивается мыслями с «аудиторией», то есть классом.

Дебаты — дискуссия, которая начинается с выступлений представителей от каждой стороны, после чего каждый участник обсуждения может ставить с трибуны вопросы и давать комментарии.

Судебное заседание — обсуждение, построенное по форме судебного рассмотрения дела.

Перекрестная дискуссия — один из методов развития критического мышления. Для организации перекрестной дискуссии выберите тему, которая объединяет две противоположные точки зрения. На первом этапе каждый ученик записывает несколько аргументов в поддержку своей позиции. Согласно позиции, учеников объединяют в рабочие группы, каждая из которых составляет перечень аргументов в поддержку своего мнения. Дискуссия между двумя группами происходит так: первая группа выступает со своим аргументом, вторая — его опровергает и выражает свой встречный аргумент. Поочередно группы опровергают аргументы оппонентов и выражает свой мнение и т. д.

Правила проведения дискуссии

Дискуссия — процесс эмоциональный, а ученики еще не совсем умеют контролировать свои эмоции. Чтобы обсуждение не превратилось из конструктивной дискуссии в оскорбительный спор, нужно придерживаться простых, но важных правил поведения во время дискуссии.

1. Уважать оппонентов.

Ученики должны понять, что разные точки зрения — еще не повод для конфликта. Лучше прибегнуть к аргументированному обсуждению, чем оскорблять и переходить на личности, отстаивая свою позицию.

2. Избегать жаргонизмов и оскорбительных слов.

Даже если во время дискуссии эмоции участников усилились, ученикам следует помнить, что оскорблять и употреблять бранные слова нельзя.

3. Быть лаконичными.

Объясните детям, что они должны выражать свое мнение лаконично, ведь слушателям и оппонентам большой объем информации воспринимать труднее. Докладчикам не следует отвлекаться от основной темы.

4. Четко выражать свое мнение.

Ученики, которые выступают во время дискуссии, должны соблюдать структуру и последовательность изложения информации. Проведите параллель между структурой написания произведения или доклада и формированием своего выступления во время дискуссии.

5. Соблюдать логику.

Аргументация учащихся должна быть взвешенной, упорядоченной, опираться на причинно-следственные связи.

Метод дискуссии поможет вам сделать урок интересным, а ученики смогут сформировать собственную точку зрения и умение применять на практике полученные знания. Научите школьников не только аргументировать свою позицию, но и уважать оппонентов. Это станет еще одним шагом на пути развития эмоционального интеллекта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес стратегия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: