Творческая деятельность

Творчество как способность

Способность и творческая личность.

Хотя есть очень творческие люди и относительно не творческие, мы все рождаемся с творческими способностями, которые затем могут быть стимулированы нами или нет. Таким образом, творчество может развиваться и совершенствоваться, как и другие человеческие способности.

Существует множество методов развития и повышения творческих способностей, например мозговой штурм (групповой), отбор идей, количественная оценка идей, классификация идей и диаграммы Исикавы.

На ней представлена проблема для анализа, записанная справа от нее. Это один из инструментов, появившихся в XX веке сначала в отраслевых областях, а затем в сфере услуг, для облегчения анализа проблем и их решений в таких областях, как качество процессов, продуктов и услуг. Он был задуман японским бакалавром химии Каору Исикавой в 1943.

Пример диаграммы Исикавы

Интеллект не играет большую роль в степени креативности. Черты личности творческого человека — это то, что отличает его от других людей. Было доказано, что творческий человек или гений нуждается в длительных периодах одиночества, имеет тенденцию быть интровертом и имеет мало времени для социальных отношений, а также для того, что он сам может считать мелочами повседневной жизни.

Креативные люди, как правило, чрезвычайно интуитивны и очень заинтересованы в абстрактном значении внешнего мира, а также очень эмоционально чувствительны.

Все люди могут быть креативными. Творчество — это процесс, который завершается решением проблемы, т. е. любой, кто способен решить поставленную проблему, является творческим человеком и может быть переводчиком, администратором, художником и т. д.

Исторические личности, считавшиеся очень творческими, гениальными изобретателями, такие как Томас Алва Эдисон (создатель электрической лампы накаливания, фонографа), имели большое количество неудачных изобретений.

На школьном этапе жизни мы начинаем развивать свой ум, тренировать свои способности. Учителя, наши родители, игры стимулируют способность создавать и учиться. На образовательном этапе мы учимся сдавать экзамены, запоминать информацию (одни больше, а другие меньше), но все люди стимулируют свой ум для поглощения знаний.

Навыки и мастерство

Так как не все люди одинаковы и не все обладают одинаковой ловкостью в одних и тех же сферах, и благодаря этому существует диверсификация задач и работ.

Чем больше человек тренирует свои способности, тем явнее проявляется его талант.

Музыка

Это самый большой источник вдохновения и неотъемлемая часть жизни любого человека. Под музыку заключаются браки и провожают людей в последний путь, без нее невозможно представить праздник или романтический вечер. Вид этой творческой деятельности способен вызвать самые разные эмоции – от ненависти до любви. Недаром композиторы писали музыку для маршей, под которые солдаты уходили на войну. Она вызывала не только патриотические чувства, но и придавала уверенности в победе. В современном мире все чаще музыка звучит в операционных и помогает хирургам во время проведения сложных операций. В художественных фильмах композиции способны настроить зрителя на нужный лад и даже предупредить о том, что будет в следующей сцене.

Как и художники, композиторы и музыканты посредством своего творчества передают настроение. Слушатель может легко представить себе ситуацию, которая стала источником вдохновения для автора. Наиболее сильно на человеческие эмоции может влиять лирика. Мелодии драматического и эпического рода имеют свои свойства, но струны в душе затрагивают чувственные лейтмотивы. Стоит отметить, что музыка способна воздействовать не только на человека. Некоторые животные воспринимают мелодии и даже реагируют на них на физическом уровне.

Творчество как процесс

Творческая деятельность иногда называется комбинаторной, но своеобразие ее процесса этим не ограничивается.

Изучение творчества началось задолго до нашей эры, и многие античные философы уделяли внимание этой удивительной деятельности, в которой отражается сама суть существования человечества. Но наиболее активно творчество начали изучать с начала XX века, и в настоящее время существует множество теорий и научных направлений исследования этого предмета

Им занимаются всемирно известные психологи, социологи, специалисты в области культурологии и даже физиологи. Обобщив результаты исследований, можно выделить несколько специфических черт творческого процесса.

  • Это созидательный процесс, то есть его результатом всегда является не просто новый, а значимый для общества продукт. Правда, есть здесь и некоторое противоречие, которое является предметом спора специалистов в области психологии творчества. Если человек спроектировал новый вид смертельного оружия, то это тоже творчество. Однако созидательным его никак не назовешь.
  • Основа процесса творчества – особый тип мышления, которое отличается нестандартностью, спонтанностью и оригинальностью.
  • Творческая деятельность связана с подсознанием, и большую роль в ней играет вдохновение – особое измененное состояние сознания, которое характеризуется повышенной умственной и физической активностью.
  • Творческая деятельность имеет четко выраженную субъективную сторону. Она приносит творцу чувство удовлетворения. Причем удовольствие доставляет не только результат, но и сам процесс, а переживание состояния вдохновения иногда сродни действию наркотика. Такое восприятие творчества, чувство эйфории, которое переживает творец, является причиной того, что человек часто творит, создает уникальные вещи не потому, что это нужно, а потому что ему нравится. Автор может годами писать «в стол», художник раздаривать свои картины друзьям, не помышляя о выставках, а талантливый конструктор складировать свои изобретения в сарае.

Однако творчество все же социальная деятельность, она требует оценки общества и ориентирована на полезность, нужность создаваемого продукта. Поэтому социальное одобрение является очень важным и сильным стимулом, активизирующим творчество и способствующим развитию творческих способностей. Об этом обязательно нужно помнить родителям и активно поощрять, хвалить детей за любое проявление творчества.

Творчество академическое и народное

Творчество бывает профессиональное (академическое) или примитивное (народное). Здесь все предельно просто. Академизм в творчестве – это следование четким и общепринятым правилам и нормам, которым обучают в специальных вузах, академиях и консерваториях. Ниже представлен пример академизма в живописи.

Народное творчество, напротив, не приемлет никаких правил. Оно свободно и независимо в своей наивности. Оно примитивно, но не поверхностно. Народные мастера, как правило, не имеют специального образования и творят по наитию сердца. Вот, например, ниже размещен рисунок известного представителя народного искусства – украинской художницы Марии Примаченко.

Народное творчество имеет несколько подвидов. В их числе:

  • Примитивное (наивное) искусство.
  • Декоративно-прикладное искусство.
  • Народный фольклор.
  • Художественная самодеятельность.
  • Любительское (бытовое) творчество.

Основные этапы творческой деятельности

Существует несколько моделей творческой деятельности, которые состоят из четырех этапов:

сознательное накопление информации;

возникновение идеи в бессознательном;

выход появившейся идеи в сознание, процесс озарения;

детальная разработка идеи.

В первом и втором периоде работает сознательная часть личности над поиском, накоплением и переформатированием данных. Второй и третий этапы связаны с бессознательной деятельностью, происходящей в мышлении. В творческом процессе принимают участие два противоположных типа мышления.

В начале происходит творческий поиск, когда человек сознательно выбирает проблему, которая тревожит его. Беспокойство только нарастает от того, что он не может найти подходящую идею. Это стимулирует к непрерывной работе по поиску актуального решения. Человек собирает информацию, анализирует данные, пробует разные подходы и методы. В конце этого этапа наберется много мнений, идей, но верного решения так и не будет открыто.

Так как в поле внимания человека не может находиться большое число образов и идей, многие из них будут вытеснены в бессознательное. Дальнейшая творческая работа по поиску идеальных решений пойдет с участием левого и правого полушарий мозга. Бессознательное мышление значительно активируется, но не способно решить проблему. Человек из-за этого может нервничать, волноваться и испытывать большой психологический дискомфорт.

При нарастающем напряжении лучше всего отложить решение волнующих вопросов и заняться другими делами. Мозг отвлечется, отдохнет, а на бессознательном уровне созреет идея. В любой момент, даже не всегда подходящий, к человеку придет правильное решение. Этот факт знаменует начало третьего этапа в творчестве, когда левое полушарие мозга распознает образы, рожденные в правом, беспокойство уходит, и человек испытывает чувство восторга, удовлетворения и желания поскорее воплотить идеи в жизнь.

Дальнейшая работа заключается в практической реализации найденного решения, трансляции идей и образов в вербальном, музыкальном, художественном представлении. Автор пробует разные варианты, оценивает их на соответствие своим прообразам. На это уходит много сил и времени. На этом этапе многие воплощения могут быть отвергнуты или изменены в соответствии с внутренними ощущениями автора.

Описание процесса

По сути, ни один человек творческий никогда не задумывался, каким образом ему удается достичь того или иного результата. Что приходилось пережить в это порой очень долгий период создания? Какие этапы нужно было преодолеть? Этими вопросами озадачился психолог из Британии в конце 20-го века – Грэм Уоллес. В итоге своей деятельности он выделил основные пункты творческого процесса:

  • подготовка;
  • инкубация;
  • озарение;
  • проверка.

Первый пункт – это один из самых длительных этапов. Он включает в себя весь период обучения. Человек, ранее не имевший никакого опыта в конкретной области, не может создать нечто уникальное и ценное. Для начала приходится учиться. Это может быть математика, письмо, рисование, конструирование. Весь предшествующий опыт становится основой. После чего появляется идея, цель или задача, которую необходимо решить, полагаясь на полученные ранее знания.

Второй пункт – это момент отрешения. Когда длительная работа или поиски не дают положительного результата, приходится все отбросить в сторону, забыть. Но это не означает, что наше сознание также обо всем забывает. Можно сказать, что идея остается жить и развиваться в глубинах нашей души или разума.

И вот однажды приходит озарение. Открываются все возможности творческих людей, и истина выходит наружу. К сожалению, не всегда можно достичь поставленной цели. Не каждая задача нам под силу. Последний пункт включает в себя диагностирование и анализ результата.

Художественное искусство

Эта творческая деятельность всегда занимала особое место в жизни человечества. Произведения художников считаются культурным наследием и подлежат тщательному анализу. Их хранят в помещениях с определенной температурой и зачастую в специальных рамках, которые предотвращают разрушение холста. Величайшие творцы оставили неизгладимый след в искусстве. Улыбка «Моны Лизы» уже 5 веков не дает покоя всем ценителям творчества Леонардо да Винчи. Пожалуй, самая знаменитая в мире картина вызывает много толков и пересудов. Кто-то сравнивает загадочную женщину с хищницей перед прыжком. Кому-то она кажется идеалом красоты. А есть и такие, кто не видит в ней ничего необычного и не понимает шумихи вокруг этого портрета.

Благодаря художникам современные люди могут представить, как жили и выглядели люди несколько веков и даже тысячелетий назад. Самые значительные картины не выставляются на продажу, но даже не столь выдающие произведения известных авторов стоят порой целое состояние. Ценители готовы отдавать большие деньги за право владеть произведением искусства. Та же «Мона Лиза» оценивается в миллиард долларов, но увидеть ее на аукционе никогда не удастся. Не только да Винчи создавал шедевры. Картины Моне, Рембрандта, Тициана, Гойи, Сальвадора Дали. Ренуара, Ван Гога являются частью мирового культурного наследия и никогда не выставляются на продажу.

Арт-терапия

Лечение творчеством – это один из методов психотерапии. Он применяется в комплексном лечении множества патологий, в том числе психоэмоциональных, так как позволяет влиять на физическое, психическое и эмоциональное состояние, изменяя к лучшему.

Арт-терапия является сравнительно новым методом лечения. Впервые его начали применять в середине ХХ века, вначале в США, Англии и других европейских странах. У истоков метода стоял Адриан Хилл, художник, который обнаружил терапевтические преимущества различных форм искусства для реабилитации больных, после перенесенного туберкулеза. Он первым ввел данный термин в обиход.

Арт-терапия соединяет лечение, познание и творчество. В ходе творческого процесса, посредством самовыражения, людям удается:

  • решить личностные проблемы;
  • устранить поведенческие нарушения;
  • научиться управлять чувствами;
  • уменьшить стресс;
  • повысить самооценку;
  • научиться новому.

Психотерапия использует творчество, как способ общения. Арт-терапия помогает строить отношения в социуме людям после травм, пациентам с различными заболеваниями, в том числе с психическими, тем взрослым и детям, у которых есть проблемы с обучением, физические нарушения, инвалидность.

Не нужно быть гениальным поэтом, скульптором или художником, чтобы получить преимущества от занятий творчеством. Любой может погрузиться в созидательный процесс, увлечься искусством и оптимизировать лечение, посредством арт-терапии.

Популярные виды арт-терапии

Главная особенность творчества в том, что оно помогает человеку выражать собственные чувства, улучшая психоэмоциональное состояние и общее здоровье. Арт-терапия, чаще всего, пользуется традиционными формами искусства, такими как:

  • живопись;
  • графика;
  • фотография;
  • скульптура и прочие виды, предполагающие визуальное выражение.

Исполнительское искусство (пение, танец, игра на музыкальных инструментах и т. п.) также является популярным видом арт-терапии.

Не столь важно, какой способ самовыражения выбирает человек. Главное, что он дарит ему позитив и здоровье

При каких патологиях практикуют лечение творчеством

Различные виды искусства являются чудесным средством, которое способно помогать многим людям проявлять себя, исследовать собственные чувства, управлять привычками, поднимать самооценку. Арт-терапия – удивительное лекарство, которое может помочь любому!

  • Например, детям с отклонениями в развитии, взрослым с психоэмоциональными нарушениями, так как посредством творческой деятельности люди могут эффективно выражать скрытые эмоции, способствуя уменьшению стресса, чувства тревоги или страха.
  • Она эффективно помогает людям с психоэмоциональными нарушениями, такими как депрессии, тревожные расстройства, панические атаки.
  • Занятия различными видами творчества стали частью реабилитации при детском церебральном параличе, аутизме, онкологических заболеваниях и многих других патологиях.
  • Арт-терапия может быть ценной частью процесса восстановления для тех, кто страдает расстройствами пищевого поведения. Позволяет пациентам реализовывать себя, получать позитивные эмоции. Постепенно превращается в лучшую альтернативу перееданию, увлечению сладостями и прочим пищевым нарушениям.
  • Занятия хореографией и прочими видами творчества помогают женщинам и мужчинам с физическими недостатками принять собственное тело.
  • В дополнение к лечению расстройств пищевого поведения, арт-терапия может быть полезным инструментом для комплексного лечения пациентов с алкогольной зависимостью, при наркомании или токсикомании.

Критерии креативности

Критерии креативности:

беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
гибкость

Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.
удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

По Торренсу

  • Беглость — способность продуцировать большое количество идей;
  • Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
  • Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.
  • Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
  • Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму

Два уровня деятельности

Существует множество видов деятельности, которые отличаются как характером, так и своим продуктом. Но творчество нельзя назвать одним из этих видов, его, скорее, можно рассматривать как уровень или ступень развития любой сферы активности человека.

Деятельность репродуктивная

Первым или низшим уровнем считается репродуктивный или уровень воспроизведения. Он связан с процессами овладения навыками деятельности, с обучением. Но у многих людей деятельность, в том числе и профессиональная, так и остается на этом уровне. Не потому, что они всю жизнь учатся, а потому, что репродуктивная деятельность проще и не требует больших умственных усилий.

Этот уровень предполагает повторение разработанных другими людьми приемов и действий, создание продукта по образцу. Скажем, человек, который вяжет свитер по схеме, занимается репродуктивной деятельностью, преподаватель, использующий предложенные в методических пособиях приемы обучения, тоже находится на этом уровне, как и хозяйка, которая готовит салаты по найденным в интернете рецептам.

И это нормально, для того общество накапливает и бережно сохраняет опыт, чтобы люди им могли пользоваться. Большинство людей основную часть своего времени занимается репродуктивной деятельностью, осваивая социальный опыт и используя готовые знания. Правда, совсем в чистом виде репродуктивная деятельность встречается, преимущественно, в процессе обучения. Людям свойственно стремление к новому и очень часто они в чужие схемы, разработки, рецепты вносят что-то свое, оригинальное, то есть вносят в репродуктивную деятельность элементы творческой, тем самым увеличивая социальный опыт.

Уровень творчества

В отличие от репродуктивного, творческий уровень предполагает создание нового продукта, нового знания, новых способов деятельности. Именно такая деятельность, является основой развития человеческой цивилизации.

Творческий уровень теоретически доступен каждому человеку с нормальным умственным развитием, так как творческий потенциал есть у всех. На деле же не у всех он развивается, и потребность в творчестве, присущая детям, сохраняется тоже не у всех взрослых. Причины этого самые разные, в том числе и особенности воспитания, и ограничения общества, которому не нужно слишком много активных креативов.

Творческая деятельность даже при наличии высокого потенциала невозможна без репродуктивной. Прежде чем написать симфонию, композитор должен овладеть нотной грамотой и освоить игру на музыкальном инструменте. Прежде чем написать книгу, писатель должен как минимум выучить буквы, правила правописания и стилистики. Все это делается на основе усвоения уже готового опыта, тех знаний, что накоплены другими людьми.

Основные виды человеческой деятельности

Вам будет интересно:Субъект в философии — это… Определение понятия, значение, проблемы

Что такое деятельность? В самом широком понимании это способ отношения человека к окружающему его миру. От активности животного человеческая деятельность отличается следующими чертами:

  • Сознательность процесса.
  • Нацеленность на определенный результат.
  • Преобразующий характер деятельности.

У любой человеческой деятельности есть цели, мотивы, методы, средства и инструменты. Есть у нее и свой конкретный объект (предмет, явление или же внутреннее состояние человека), на который эта деятельность направлена.

В социальной психологии принято выделять пять основных видов деятельности человека – творчество, игру, учение, общение и труд. Об одном из них мы расскажем далее более подробно.

Вы видите больше, чем другие

Для вас мир — один большой праздничный ужин с множеством гостей: кружение эксцентричных гримас, грохот выразительных голосов, парад ярких выпуклых характеров. Вы способны замечать тончайшие нюансы окружающей вас жизни и описывать их, пропуская через призму собственных мыслей и чувств.

Некоторые творческие личности повсюду носят с собой блокнот или тетрадь, куда записывают свои наблюдения и впечатления, однако по большому счёту, в этом нет нужды. Ваш мозг — ваш сумасшедший дом, смирительная рубашка и ваш психиатр

Всё самое важное происходит у вас в голове и даже невысказанная и ненаписанная мысль меняет окружающий мир

Признаки творческого процесса

Что такое творческая деятельность? Процесс создания нового называют комбинаторской деятельностью, хотя иногда человеку удается явить миру невиданное ранее произведение.

Исследованием творчества в жизни человека начали впервые заниматься античные философы. С тех пор многие ученые разработали ряд концепций и теорий относительно организации, формирования и протекания творческого процесса у личности. Творческой деятельностью интересуются такие специалисты, как психологи, социологи, историки культуры, физиологи. В результате исследований можно выделить основные особенности процесса.

Творчество предполагает создание значимого продукта для общества, имеющего положительное воздействие. Многие специалисты расходятся во мнениях относительно созданного предмета. Человек, который изобрел новый вид оружия либо написал картину, изображающую аморальные вещи, тоже совершает творческий акт, только его продукт будет иметь для других людей отрицательное действие.

О том, что такое творческая деятельность человека, можно размышлять очень долго. Создание нового происходит в результате особого мыслительного процесса, который является оригинальным, спонтанным и нестандартным.

Творчество невозможно запланировать, оно происходит внезапно под воздействием вдохновения. Процесс начинается в подсознании человека во время повышенной умственной и физической активности.

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

И начать новую, счастливую для себя жизнь.

Для многих людей социальное одобрение и положительная оценка является стимулом для творческой деятельности. Человек живет в обществе и нуждается в том, чтобы окружение признавало его талант, способности. Также одной из главных потребностей людей является необходимость приносить пользу для других и самореализация в творческой деятельности. С целью мотивирования детей на развитие собственных способностей необходимо почаще их хвалить и отмечать успехи в творческих занятиях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес стратегия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: