Оценка воздействия на окружающую среду (овос)

Содержание оценки воздействия на окружающую среду

Общие требования к содержанию деятельности по ОВОС предусмотрены Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

Определенными в нормативном порядке элементами ОВОС являются:

  • определение общественно значимых характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • выявление и анализ возможных альтернатив достижения целей намечаемой деятельности (в том числе отказа от деятельности);
  • анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);
  • выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
  • оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
  • определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;
  • оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
  • сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта предлагаемого для реализации;
  • разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Объекты, которым проводится оценка воздействия на окружающую среду, различаются по характеру и по степени возможного отрицательного воздействия на окружающую среду. В этой связи встает вопрос о детализации и полноте проведения ОВОС. Согласно Положению степень детализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.

Степень детализации и полноты проведения ОВОС определяет заказчик намечаемой деятельности. Однако в процессе проведения государственной экологической экспертизы комиссия может потребовать от заказчика детальнее или полнее провести ОВОС.

Так как законодательство об охране окружающей среды образует предмет совместного ведения органов государственной власти РФ и субъектов РФ, Положением делегируется право субъектов РФ упростить процесс проведения ОВОС. Процесс проведения оценки воздействия на окружающую среду для отдельных видов (категорий) деятельности, не имеющих значимых экологических последствий и являющихся объектом государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации, может быть упрощен. В этом случае территориальные органы Ростехнадзора разрабатывают соответствующие нормативные документы, регламентирующие проведение оценки воздействия на окружающую среду для этих видов деятельности. При этом соответствующие нормативные документы должны быть согласованы с Ростехнадзором России.

При характеристике содержания ОВОС важно иметь в виду те факторы, которые постоянно учитываются в деятельности по оценке. Прежде всего, важно обладать достоверными данными о состоянии окружающей среды по месту осуществления деятельности

Если, к примеру, в районе предполагаемого строительства экологически опасного предприятия уже превышены нормативы предельно допустимого загрязнения вод или атмосферного воздуха, то будет (во всяком случае, должно быть) весьма проблематичным строительство в нем дополнительного источника загрязнения

С учетом состояния окружающей среды особенно остро встает вопрос об обосновании размещения объекта, принимая во внимание его специфику. Как представляется, на решение влияет или должно влиять не только состояние окружающей среды в смысле ее чистоты, незагрязненности, но и такие физические характеристики местности, как сейсмоопасность, лавиноопасность и т.п

Когда разрабатывается ОВОС?

Каждый человек, который сталкивается с материалами ОВОС впервые, задаёт себе вопросы: «В каком случае нужно разрабатывать ОВОС?», «Кому нужно разрабатывать ОВОС?», «Когда разрабатывается ОВОС?». Для того, чтобы ответить на них, нам нужно определить объект экологической экспертизы федерального и регионального уровня. Объекты федерального уровня проходят экспертизу в г . Мо сква, и объекты регионального уровня проходят экологическую экспертизу в своих регионах.

Объекты федерального уровня — это:

— объекты, находящиеся в особо охраняемых природных территориях федерального значения (в том числе государственные природные заповедники и национальные парки);

— объекты атомной энергетики;

— строительные объекты (не ИЖС);

— объекты внедрения новых технологий;

— объекты строительства и реконструкции на континентальном шельфе, в особой экономической зоне, а также находящиеся во внутренних морских водах Российской Федерации;

— объекты, деятельность которых будет связана с размещением или обезвреживание отходов I — V классов опасности, а также с рекультивацией земель.

Объекты регионального уровня — это:

— объекты, которые претендуют на статус особо охраняемых природных территорий регионального значения;

— объекты, находящиеся в особо охраняемых природных территориях регионального значения.

В итоге, материалы ОВОС разрабатывают для объектов строительства и реконструкции, которые подпадают под действие ФЗ «Об экологической экспертизе».

Этапы разработки проекта ОВОС

  1. Сбор исходных данных, составление и согласование технического задания. На этом этапе проведения проекта ОВОС определяется местоположение потенциальных площадок для строительства, проводится сбор информации об особенностях и предварительном состоянии окружающей среды. На основе полученной информации составляется техническое задание, которое предоставляется в органы экологической госэкспертизы. Заказчик несет ответственность за предоставление достоверных исходных данных, а также результатов ОВОС и экологической экспертизы в составе проектной документации, финансирование всех этапов проектирования.
  2. Разработка проекта ОВОС. Раздел содержит обоснование реализации проектного замысла, определение основных источников экологического загрязнения в районе объекта строительства, оценку возможных изменений состояния окружающей среды и выявленных воздействий, разработку мер ООС по предотвращению и смягчению негативного влияния на природную среду. Разработчик проектной документации несет ответственность за соблюдение нормативно-правовых актов и стоимость разработки, полноту и достоверность предоставляемой документации.
  3. Представление и рассмотрение проектной документации при проведении ОВОС. Проект подписывается всеми его участниками и отправляется в органы экологической госэкспертизы на дальнейшее рассмотрение. Для полноты охвата всех вариантов проектируемой деятельности проект проверяется на соответствие «Руководству по оценке влияния на ООС» от 01.01.1992. Заказчик несет ответственность за организацию контактов с госорганами управления и контроля и общественных слушаний по проектному замыслу. Государственные органы контроля природопользования ответственны перед госорганами управления за объективное и своевременное рассмотрение разделов проектной документации, содержащей оценку влияния на окружающую среду.

Дополнительную информацию по разработке и проведении ОВОС и ООС вы можете получить, позвонив по телефонам +7 (909) 955-12-74, (925) 804-10-15 или по адресу, указанному в разделе Контакты.

Определение уровня влияния, анализ значимости

Прогноз воздействий и процесс разработки мероприятий по их снижению выступают в качестве одного из составляющих элементов оценки. В ходе процедуры выявляются те влияния, которые практически не учитываются стандартами и нормами, предусмотренными для отдельных источников и сред. К ним, в первую очередь, относят косвенные воздействия, которые носят социально-экономический характер. Результаты прогноза используются лицами, которые принимают управленческие и прочие значимые решения, и другими сторонами. Опираясь на показатели, территориальные распорядительные и исполнительные органы, представители общественности и иные субъекты могут сделать обоснованный выбор из предложенных вариантов намечаемой работы, в том числе и нулевой (отказ от дальнейшей деятельности).

Отрасли, для которых раздел ОВОС проводится в полном объёме

  • Нефтеочистительная отрасль. Экологическая оценка проектов обязательна для нефтеочистных заводов и предприятий, оснащенных оборудованием для газификации, сжижения битуминозных сланцев и угля с производительностью более 500 т/день.
  • Тепловые и атомные электростанции. Экологическая экспертиза проектов проводится для предприятий с установками, обладающими тепловой мощностью свыше 300 мВт, и сооружениями с ядерными реакторами.
  • Ядерно-обогатительная отрасль. Экологическая экспертиза проектов обязательна для производств, использующих оборудование для обогащения и регенерации отработанного топлива, а также удаления, переработки и сбора радиоактивных отходов.
  • Металлургия. Проект ОВОС разрабатывается в обязательном порядке для предприятий цветной и черной металлургии с крупногабаритным мартеновским и доменным оборудованием.
  • Переработка асбестсодержащего сырья. Разработка разделов экологических исследований и разработка разделов ООС обязательна для получения, преобразования и переработки асбеста и асбестосодержащих продуктов производительностью свыше 20 тыс. тонн в год, фрикционных материалов – свыше 50 тонн в год, других видов продукции из асбеста – свыше 200 тонн в год.
  • Авто- и железнодорожное строительство. Проведение оценки влияния и ООС при проведении ОВОС обязательно для объектов строительства скоростных магистралей, ж/д дорог дальнего сообщения, взлетно-посадочных полос протяженностью более 2100 метров.

Внутренние системы международных финансовых структур

К таким организациям относят в первую очередь Всемирный банк и Европейский банк развития и реконструкции. Их внутренние контрольные структуры активно применяют экологические процедуры при отборе инвестиционных проектов в государствах Восточной и Центральной Европы, а также в развивающихся странах. Ими выполняется контроль соблюдения установленных требований и необходимых условий заказчиками (инициаторами), претендующими на получение финансовых средств. Внутренние структуры оценивают качество материалов по ОВОС, составляют заключение о целесообразности инвестирования.

Кем проводится ОВОС – обзор ТОП-3 оценочных компаний

Проведем обзор наиболее авторитетных экспертных компаний, специализирующихся на экологических экспертизах и оценочных мероприятиях.

1) Протос Экспертиза

Протос Экспертиза входит в группу российских компаний «Протос», основанную в 2003 году. За относительно короткий срок работы на рынке компания сумела завоевать лидирующие позиции на рынке оценочных и консалтинговых услуг и сформировать мнение о себе, как об уважаемом и авторитетном эксперте.

Главные принципы компании – компетентность, креативность, ответственность и комплексный подход к каждому клиенту. Специалисты компании имеют опыт проведения работ во всех отраслях промышленности. Список услуг организации постоянно расширяется — «Протос» оказывает услуги не только в сфере промышленной безопасности, но и в области экологического страхования, обучения персонала предприятий.

2) EcoStandard group

Компания работает в своем сегменте рынка с 1997 года. Первой из отечественных компаний получила аккредитацию в международном сообществе U.S. Green Building. Открыты представительства не только в регионах России, но и за рубежом.

EcoStandard group специализируется на оказании услуг по разработки проектной документации, исследованиях и внедрении передовых технологий в области экологии, консультирует клиентов по проблемным вопросам охраны труда.

При необходимости специалисты компании разработают перечень необходимых мероприятий по охране окружающей среды, установят размеры санитарно-защитной зоны. Наличие в штате высококвалифицированных специалистов гарантирует грамотное выполнение работ любого уровня сложности.

3) Эколюкс

Группа компаний «Эколюкс» основана в 2004 году. Основное направление деятельности – оказание услуг в области охраны окружающей среды и оптимизации экологических платежей. За 12 лет работы на рынке услугами компании воспользовалось более 6000 клиентов.

Основные преимущества компании – наличие разрешения на проведение любых типов работ и собственной лаборатории. Специалисты «Эколюкс» готовы предложить своим клиентам услуги по разработке полного пакета разрешительных экологических документов и их быстрое согласование с контролирующими органами.

Читайте подробный материал о независимой оценке.

Этапы осуществления

Проведение экспертизы ОВОС регламентировано международными нормами и правилами. В том числе это касается последовательности выполнения операций. Такая последовательность включает в себя 4 пункта:

  1. Скрининг. На этой стадии определяется степень необходимости в проведении ОВОС и уровень детализации исследований.
  2. Скоппинг. На данной стадии определяются источники информации, а также наиболее важные направления, в соответствии с которыми будет вестись исследование.
  3. Анализ вариантов реализации проекта. В ходе него из нескольких вариантов проекта выбирается наиболее подходящий, дающий наименьшую нагрузку на окружающую среду.
  4. Оценка воздействия на ОС. На этом этапе определяют влияние проекта на экологическую обстановку, биологию и социальную сферу. В том числе используют прогнозы.

При оценке воздействия производится анализ различных показателей: удельной мощности (масса загрязнителей на 1 кв. м), силы воздействия (приток загрязнителей в ед. времени), распределение притока загрязнителей по времени (постоянное, одноразовое, дискретное), продолжительность воздействия, география загрязнения (контуры территории, площадь охвата, глубина).

Для регулирования величины воздействия негативных факторов проводят мероприятия, требующиеся для уменьшения, устранения или компенсации негативных последствий от реализации проектных решений. Определение приоритетов заключается в выборе более значимых компонентов воздействия реализованного проекта на окружающую среду, характеризующихся более сильным воздействием. Это могут быть особо опасные загрязнители, большая площадь охвата, большие объемы загрязнителей либо воздействие на охраняемые природные территории.

В конце процедуры приступают к составлению отчета о проделанной работе. После чего следует принятие или отказ от проекта или принятие его альтернативного варианта, а также определение условий, при которых он должен реализовываться. После проведения ОВОС предполагается последующий контроль над соблюдением выработанных предписаний, а также над уровнем воздействия проекта на состояние окружающей среды и принятие мер для уменьшения вредных воздействий.

Что определяется при составлении ОВОС?

В процессе выполнения проекта ОВОС определяются следующие компоненты:

  • Параметры состояния экологии в зоне расположения предполагаемого объекта.
  • Виды, интенсивность и источники уже существующего воздействия на экологию в исследуемом районе.
  • Объем, характер и интенсивность предполагаемого воздействия в случае реализации заявленного проекта как при его строительстве, так и при эксплуатации.
  • Цели предполагаемой хозяйственной деятельности и альтернативные варианты проекта.

При составлении проекта намечаемой деятельности заказчик должен руководствоваться следующими принципами:

  • Исходить из того, что любая хозяйственная деятельность может нести потенциальный экологический риск.
  • Обязательность рассмотрения альтернативных вариантов для достижения целей предполагаемой деятельности, в том числе вариант отказа от нее (если другие варианты будут неприемлемыми с точки зрения экологии).
  • Необходимость допустить участие общественности в обсуждении планируемой деятельности и результатов ОВОС.
  • Исходить только из научно обоснованных выводов и данных, которые должны быть включены в ОВОС.
  • Исходить из комплексного подхода с рассмотрением взаимосвязи экологических факторов, а также социальных и экономических последствий.
  • Предоставлять всю необходимую информацию без искажения фактов исполнителю ОВОС.

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ

КоАП РФ Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. 

Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

КоАП РФ Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе.

— Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

— Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

— Незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Заключение

Оценка воздействия невозможна без анализа показателей функционирования объекта (проектируемого или уже существующего), а также прогнозируемых последствий его работы. После этого необходимо определить величину влияния посредством прогнозирования вероятных изменений и выявление наиболее существенных из них. По возможности, воздействия должны устанавливаться количественно. Задача по выявлению анализу величины и существенности влияния решается с помощью системного анализа. Но в связи с тем, что сам объект оценки представляет определенную сложность, одной этой методики недостаточно. Поэтому на всех стадиях широко применяется экспертный анализ. Заключения специалистов во многих случаях органично дополняют традиционные методы выявления негативных влияний. В некоторых ситуациях знания, профессионализм и опыт экспертов выступают как основной инструмент при выполнении ОВОС.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес стратегия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: