Как подготовиться к проверке природоохранной прокуратуры?

Предмет надзора

Экологическая прокуратура должна контролировать соблюдение права и свободы гражданина и человека, включая и право на безопасную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. А также на право возмещения ущерба, который принесен здоровью либо имуществу экологическим правонарушением.

Прокуратура по экологическому надзору является одним из звеньев цепочки, которая направлена на реализацию гарантированных прав и свобод человека, общества, страны.

Исходя из ФЗ «О прокуратуре РФ», в качестве предмета надзора в сфере экологии выступает соблюдение Конституции страны, а также исполнение природоохранных законов на территории РФ государственными комитетами, федеральными министерствами, иными органами власти, коммерческими и некоммерческими организациями.

Также экологическая прокуратура осуществляет проверку соответствия издаваемых ведомствами распоряжений и приказов природоохранному законодательству, действующему на территории нашей страны.

Плановые и внеплановые проверки прокураторы.

Проверки, проводимые природоохранной прокуратурой, можно поставить во главе всех проверок, проводимых органами природоохранного надзора. Предписания, выдвинутые прокурором, должны исполняться предприятиями безоговорочно

Поэтому очевидна вся важность и серьезность подготовки к ним

Делятся проверки природоохранной прокуратур на плановые и внеплановые.

Рассмотрим первый вариант. О плановой проверке предприятие узнает заблаговременно, так как информация о ней предоставляется в широком доступе на сайте прокуратуры. Представленный план утверждается ежегодно непосредственно в Генеральной прокуратуре. В нем указываться сроки проверок и их объекты. После утверждения план подлежит передаче в прокуратуры субъектов РФ, которые вправе дополнить его собственными проверками. В конечном итоге данный план передается в районные прокуратуры, которые, в свою очередь, и проводят необходимые проверки. Согласно утвержденным планам, проверки природоохранной прокуратуры проводятся не чаще одного раза в три года.

При поступлении в органы прокуратуры сообщений о нарушении законодательства, требующих вмешательства прокуратуры (ст. 21 Закона №2202-1-ФЗ), природоохранной прокуратурой проводятся внеплановые проверки. Подобные сведения могут поступать в следующих формах:

  • при обращении должностных лиц государственных органов надзора;
  • обращения общественных организаций и граждан РФ;
  • публикации, представленные в средствах массовой информации;
  • а также прочие источники информирования.

Также проверки могут, проводится по требованию Генеральной прокуратуры, формирующихся для анализа состояния законности определенной сферы. Проводятся такие проверки нижестоящими прокуратурами и охватывают как отдельные регионы, так и страну в целом.

Стоит различать проверки, приводимые прокуратурой и по поручению прокуратуры. Прокуратура проводит собственные проверки исполнения законодательства своими силами, а при поручении проведения проверки прокуратурой, в качестве проверяющей организации может выступать любой надзорный орган РФ.

Сфера проверок природоохранной прокуратуры.

Природоохранная прокуратура является специализированным органом прокуратуры, основной задачей которого выступает контроль:

  • исполнения природоохранного законодательства предприятиями, общественными организациями, должностными лицами и даже государственными органами и службами;
  • соблюдения определяемых Конституцией РФ экологических прав граждан, включая возмещение ущерба, принесенного состоянию их здоровья неправомерными действиями предприятий и организаций;
  • использования природных ресурсов;
  • исполнения выявленных ранее нарушений и факт привлечения к ответственности виновных в нарушениях.

По факту проверки могут, выявлены и представлены предписания на устранение следующих видов нарушений:

  1. Разработать и сдать экологическую отчетность: 2ТП-отходы, 2ТП-воздух, НВОС и другие.
  2. Провести инвентаризацию мест размещения отходов и разработать паспорта опасных отходов.
  3. Разработать проекты ПНООЛР, ПДВ.
  4. Поставить на учет объекты негативного воздействия на окружающую среду и получить свидетельство с присвоением соответствующей категории.
  5. Обеспечить прохождение обучения по обращению с опасными отходами и экологической безопасности.

Деятельность прокуратуры определяется Законом №2202-1-ФЗ от 17.01.1992 г. Природоохранные прокуратуры создаются в субъектах РФ на правах межрайонных прокуратур.

Ответственность за выявленные нарушения.

Все возможные нарушения по части экологического законодательства устанавливаются на основании главы 8 «Кодекса об административных правонарушениях РФ».

Например, в целом несоблюдение экологических требований при осуществлении деятельности объекта полностью регламентируется ст. 8.1 КоАП. При этом ответственность предприятия, как юридического лица, может составить до 100 тысяч рублей.

При нарушении деятельности по обращению с отходами грозят штрафы размером до 250 тысяч рублей ст. 8.2). Аналогичный штраф может быть наложен на предприятие и при несоблюдении утвержденного разрешения на выброс (ст. 8.21). Штраф, размером до 150 тысяч рублей налагается при нарушении условий разрешения на сброс (ст. 8.14).

Как успешно подготовиться к проверке?

Чтобы успешно подготовиться к проверке, предприятиям рекомендуется провести внутренний экологический аудит всей имеющейся природоохранной документации, желательно с привлечением стороннего эксперта. Это позволит увидеть организацию более широко со стороны и получить рекомендации для улучшения состояния документации предприятия и о возможных недочетах и неточностях. Для успешного прохождения проверки все выданные аудитором рекомендации желательно выполнить до ее начала.

В целом, ответственным лицам предприятия рекомендуется регулярно проходить обучение по экологии и изучать все изменения природоохранного законодательства, не игнорировать ведение документации и своевременно предоставлять в контролирующие организации экологическую отчетность и осуществлять платежи за НВОС.

«Уголовная ответственность за жестокое обращение с животными»

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за жестокое обращение c животными, находящимися как в естественной природной среде, так и содержащиеся человеком (ст. 245 УК РФ).

Названная статья УК РФ не содержит конкретного перечня деяний, которые могут быть отнесены к жестокому обращению с животными, но следствием указанных действий должна являться гибель или увечье животного.

При этом уголовной ответственности подлежит не только владелец животного, но и лицо, не наделенное какими–либо правами в отношении него.

Ответственности по данной категории уголовных дел подлежат лица, достигшие возраста 16 лет. Материалы о жестоком обращении с животными лицами, не достигшими уголовной ответственности, направляются в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для решения вопроса о применении мер воспитательного воздействия.

Санкцией статьи предусмотрено наказание до 5 лет лишения свободы.

Законодательные основания для проведения проверок.

Итак, как мы видим из вышеперечисленного, во время проверки природоохранной прокуратуры может быть проверена любая область деятельности предприятия, связанная с осуществлением охраны окружающей среды и любой вид документации, связанный с ней.

Перечень документов, который может быть запрошен при проверке, довольно большой. Он определяется действующим Законодательством РФ. В первую очередь Законом «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ и прочими, такими, как Закон №89-ФЗ, Закон №96-ФЗ, Водным и Земельным кодексами, и даже Конституцией РФ.

Это далеко не все составляющие природоохранного Законодательства РФ. По факту к началу прокурорской проверки на предприятии должны быть выполнены все требования, как Законов, так и законодательных актов, приказов и постановлений в части охраны окружающей среды. Только в таком случае можно говорить об успешной проверке, прошедшей без получения предписаний и штрафных санкций.

Что может быть запрошено при проверках из документов предприятия?

В составе запрашиваемых документов в первую очередь должны быть сведения о самом предприятии, такие, как:

  • реквизиты;
  • документы, подтверждающие права собственности на занимаемые земельные участки, здания и сооружения;
  • приказы о назначении должностных лиц;
  • приказы о назначении ответственных на предприятии за экологию и безопасное обращение с отходами;
  • должностные инструкции ответственных лиц.

Среди предоставляемых документов потребуется журнал проведенных на предприятии проверок государственными контролирующими организациями с выдвинутыми ими предписаниями и мероприятиями по их исполнению.

По части экологии могут быть запрошены следующие документы:

  • экологические проекты предприятия с установленными нормативами, такие как ПДВ, ПНООЛР, НДС (в случае необходимости их разработки), а также данные инвентаризаций, приводимых для разработки вышеперечисленных проектов;
  • экологическая отчетность предприятия и документация первичного учета;
  • сведения об обучении ответственных сотрудников по экологической безопасности и обращению с опасными отходами;
  • сведения о вносимых предприятием ежеквартально экологических платежах;
  • лицензия и сертификаты на право работы с опасными отходами;
  • сведения о передаче отходов сторонним организациям – договора, талоны, акты;
  • сведения о проводимом на предприятии производственном контроле;
  • разработанный план мероприятий по охране окружающей среды и его исполнение;
  • договоры с аттестованными лабораториями, проводящими контроль за качеством окружающей среды и копии их аттестатов аккредитации;
  • сведения об очистных сооружениях, установленных на предприятии и о контроле их эффективности;
  • договоры на водоснабжение/водоотведение;
  • состояние транспортного парка предприятия.

Приведенный перечень касается только основных документов, которые должны быть разработаны предприятием.

Какие объекты могут подлежать визуальному осмотру проверяющими?

Предприятиям стоит быть готовыми и к тому, что для установления исполнения установленных нормативов на сброс могут быть сняты показания счетчиков. Также для контроля объема выброса и сброса могут быть отобраны контрольные пробы и проведены лабораторные анализы.

Кроме того вполне может быть проверено соблюдение экологического законодательства на подведомственных предприятию территориях, промплощадках и производственных цехах Для этого проверяющий осуществляет визуальный осмотр. Например, может быть проверена организация мест временного хранения твердых бытовых отходов, условия хранения люминесцентных ламп, промасленной ветоши и прочих образующихся на предприятии отходов. Также на территориях может быть проверено качество зеленых насаждений.

История появления

Природоохранная прокуратура появилась еще во второй половине прошлого века. Именно в тот период возникла потребность в разработке механизма укрепления законности в экологической области, что имело особое значение для обеспечения жизнедеятельности государства и общества.

Вариант построения федеральных властных структур на административно-территориальном принципе перестал быть универсальным. Так как правонарушения в области экологии и их последствия развиваются под влиянием географических, естественных и экологических закономерностей, появились надзорные органы в субъектах РФ.

Предназначение

Экологическая деятельность прокуратуры направлена на своевременную постановку определенных задач перед каждым работником и всем коллективом, правильную расстановку по участкам работы. Также предполагается и полноценное руководство, функционирование коллектива в качестве единого полноценного механизма.

К тому же экологическая прокуратура устанавливает контакты с различными органами власти, руководителями компаний государственного и коммерческого типа.

Они сводятся к информированию, предназначенному для обеспечения своевременного поступления качественной и достоверной информации о правонарушениях, а также о функционировании компетентных органов по выделению и устранению, восстановлению нарушенных прав компаний и граждан о результативности прокурорского надзора.

По материалам проверки природоохранной прокуратуры возбуждено уголовное дело в связи с незаконной рубкой зеленых насаждений

Проведенной Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой установлен факт незаконной рубки зеленых насаждений на территории муниципального образования г. Новороссийск.

Сумма ущерба, причиненного несанкционированной вырубкой деревьев, составила более четырехсот тысяч рублей.

Материалы проверки по данному факту направлены специализированной прокуратурой в УМВД России по г. Новороссийску, по результатам чего возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ (незаконная , а равно до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, если эти деяния совершены в крупном размере).

Ход и результаты расследования уголовного дела поставлены природоохранной прокуратурой на контроль.

Важные моменты

Функционирование природоохранных специализированных прокуратур дало возможность обеспечить максимальную самостоятельность, независимость от местной власти в вопросах, касающихся исполнения законодательства в области охраны природы.

В наше время единственной считается Волжская природоохранная межрегиональная прокуратура. В ее подчинении находится 38 межрайонных природоохранных прокуратур. Подчиняется этот орган Генеральному прокурору РФ. В стране функционируют 74 природоохранные прокуратуры, находятся они в подчинении прокуратур субъектов РФ.

Осуществляется их деятельность на приказах и указаниях генерального прокурора РФ. В частности, подобные органы ведут контроль исполнения законов, соблюдения свобод и прав гражданина, а также принимают участие в различной деятельности, касающейся защиты природных ресурсов.

В настоящее время отлажен механизм прокурорского надзора за выполнением природоохранного законодательства, а также рационального применения природных ресурсов. Благодаря экологической прокуратуре удается пресекать и своевременно предотвращать разнообразные нарушения, выявлять виновных лиц и взыскивать с них материальный ущерб в пользу государства.

Благодаря систематической деятельности представленной организации удается предотвращать многочисленные экологические бедствия в нашей стране.

«По результатам рассмотрения заявления Азово – Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры приняты меры по устранению нарушений законодательства о животном мире»

Проведенной природоохранной прокуратурой проверкой установлено, что гражданин, имеющий неснятую судимость на основании вступившего в 2022 году в законную силу приговора Темрюкского районного суда, также является владельцем выданного в 2021 году министерством природных ресурсов Краснодарского края охотничьего билета, предоставляющего право осуществления охоты в специально отведенных охотничьих угодьях.

Вместе с тем, факт владения охотничьим билетом лицом, имеющим неснятую либо непогашенную судимость, противоречит требованиям Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на основании чего специализированной прокуратурой в Темрюкский районный суд направлено заявления с требованием о признании недействительными и аннулировании охотничьего билета у граждан, имеющих непогашенную судимость, а также о прекращении у них права на осуществление охоты в охотничьих угодьях до снятия или погашения судимости.

Решением Темрюкского районного суда от 01.03.2023 требования природоохранной прокуратуры удовлетворены в полном объеме.

Исполнение решения суда находится на контроле специализированной прокуратуры.

«Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена беседа с учащимися образовательного учреждения приуроченная к Международному дню леса»

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила 21 марта Международным днем лесов, как повод проинформировать общество о важности сохранения лесов и для повышения осведомленности об их значении

В связи с этим природоохранной прокуратурой в рамках данного события с учащимися образовательного учреждения проведена беседа о проблемах сохранения леса и его богатств, в том числе доведены сведения о пожарной безопасности

Обращено внимание на то, что леса участвуют в формировании климата планеты, обеспечивают кислородом, перерабатывают вредные выбросы, сохраняют водные ресурсы, являются средой обитания множества растений и животных, обеспечивают пищу и здоровую среду для людей, помогают сохранить плодородность почв и ландшафты

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес стратегия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: