Социальные процессы в современной России ( 10 класс)
В ходе развития демократических и рыночных реформ социальная стратификация российского общества претерпела значительную трансформацию.Во-первых, коренным образом изменился сам характер стратификационной системы. Если в советском обществе преобладали черты этатократической системы, построенной на властных иерархиях и формальных рангах, то в современном российском обществе формирование стратификационной системы происходит на экономической основе, когда главными критериями становятся уровень доходов, владение собственностью и возможность осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность.Во-вторых, сложился довольно многочисленный предпринимательский слой, высшие представители которого не только составляют существенную часть высшего хозяйственно-экономического класса, но и в ряде случаев входят в политическую элиту страны. Переход к рыночной экономике породил качественно новые статусные группы, обладающие экономической свободой и претендующие на самые высокие места в системе общественной иерархии.В-третьих, в ходе реформ появились новые престижные виды деятельности у что заметно изменило социально-профессиональную стратификационную систему. Так, резко возрос престиж предпринимательской, коммерческой, финансово-банковской, управленческой, юридической и некоторых других видов деятельности (реклама, маркетинг, операции с недвижимостью и т. д.).
Понятие и общая характеристика групповых конфликтов
Определение 1 Групповые конфликты – это разновидность конфликтов, складывающихся в обществе или трудовом коллективе, одной из сторон которых всегда выступает малая социальная группа.
Проводя общую характеристику групповых конфликтов отметим, что они в наибольшей степени характерны для трудовых коллективов и крупных организаций. При этом можно говорить о том, что они менее распространены в сравнении с межличностными конфликтами, однако приводят к более серьезным негативным последствиям, поскольку конфликтное противоборство в таких случаях возникает в результате одновременного столкновения множества различных мотивов, интересов и потребностей, а также групповых мнений.
Помощь со студенческой работой на тему Групповые конфликты: понятие и классификация
Курсовая работа 460 ₽ Реферат 220 ₽ Контрольная работа 190 ₽
Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Групповым конфликтам свойственен ряд особенностей, так:
- Необходимо понимать и учитывать специфику группового конфликта в части особенностей содержания некоторых структурных элементом соответствующего конфликта – особый характер процесса формирования образа конфликтной ситуации, поскольку в данном случае он формируется не исходя из индивидуальных, а исходя из групповых взглядов, мнений, оценок; высокая степень значимости групповой атрибуции, в связи с которой в состоянии группового конфликта, все, что оказывается связанным с одной противоборствующей группой, автоматически оценивается негативно представителями другой.
- Групповым конфликтам присущи особый формы формирования и активного протекания, включая собрания, забастовки, дискуссии, митинги, и т.д.;
- Групповым конфликтом признается также конфликт между личностью и группой, соответственно, в ситуации управления таким конфликтам необходимо одновременно воздействовать как на мотивы и интересы стороны конфликта, представленной одним индивидом, так и на групповые мотивы противоборствующей стороны;
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Какие отношения межличностные?
1. Какие отношения межличностные?
В чем их особенности?
2. Какие группы существуют в обществе?
3. Какую роль человек играет в группе?
4. Что такое групповые нормы?
Какие санкции группа может применить к человеку?
5. Какая роль общения в жизни человека?
6. Что помогает, что мешает общению?
7. Как протекает и зарождается конфликт в межличностных отношениях?
Общество, я считаю, так как мы растем и развиваемся в этой среде, которая дает нам как и окружающий нас мир понятия о жизни.
Ценности современного общества, увы, в наше время достаточно утрачены в отличии от советского времени, но всё — таки всё равно присутствуют. Под этими эпитетами могут скрываться такие значения как «зарплата», «поездка на Юг» или просто «отдых». Отв..
Демократичное гос — во.
Если ты сам себя считаешь худе чем ит эйт итн на самом деле , то ты начинаешь стесняться, запинаться и ухудшается успеваемость.
Конечно влияет. Наверно хотите узнать почему? Да потому что если человек себя очень сильно любит и считает что он пуп земли то и вести он себя будет как будто на свете его лучше нет . Поэтому любить себя надо но вмеру.
У нас оружие более лучше , в наше время армия использует огнестрельное оружия . Армия древней руси использовала режущие оружия.
К выбору профессии нужно отнестись серьёзно. Чтобы выбрать профессию нужно : 1. Решить что тебе нужно и что тебе будет интересно 2. Какие есть преимущества в этой профессии 3. Какая зарплата у этой профессии 4. Где ты будешь работать (в помещени..
1 крестьянин мог дать в долг половину пшеница а через год 2 должен отдать половину своего стада.
5. Думаю, что семейные ценности — это то , что имеет большое значение для какой либо семьи. Для кого — то семейными ценностями являются традиции, нравственные устои ; для кого — то это деньги, драгоценности, авторитетность. Семейные ценности могут ..
2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+ Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.
-
Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов
-
Анализ стихотворения предпоследний этаж бродский кратко
-
Что психологи говорят о школе
-
Чем отличается циклоп от дафнии кратко
- Как оформить школьную газету своими руками по коронавирусу 3 класс
Социальные нормы: понятие и виды
Социальные нормы представляют собой правила поведения, применяемые для регулирования общественных отношений.
Их особенности:
- предметом регулирования являются общественные отношения;
- субъектом выступают люди как представители социальной сферы.
Признаки:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- объективность: данные правила поведения сложились исторически и закономерно как итог развития общества;
- системность (имеют иерархичность формирования, влияют на социальную регуляцию и отражают различные сферы общественной жизни);
- универсальность, действуют на всех лиц и непрерывны во времени;
- возникают как результат исторического развития;
- регулируют общественные отношения.
Социальные нормы — это образцы поведения для участия в общественных отношениях, которыми люди могут руководствоваться в процессе жизнедеятельности.
Они отражают уровень развития и культуры общества, показывают его цивилизованность.
С развитием общества увеличилось и число норм. Изначально в общинном строе единственным регулятором служили обычаи, затем стали добавляться новые разновидности, например, моральные, религиозные, правовые нормы.
Они служат основанием для поддержании общественного порядка в процессе обмена материальными и духовными благами.
Нормы всегда создаются вследствие сознательной и волевой деятельности людей и обусловлены духовными и экономическими факторами общества.
Функции:
- влияют на социализацию;
- помогают личности интегрироваться в общество;
- служат образцами нужного поведения;
- устанавливают границы дозволенного;
- борются с отклоняющимся поведением.
Особенности групповых норм
В любой группе вырабатываются и устанавливаются определенные, чаще всего неписаные, нормы поведения. Понятие «норма поведений» включает допустимые стандарты поведения, которые принимаются всеми членами группы не противоречат нормам общества. Например, нормально функционирующая группа крайне редко может проявлять со стороны своих участников прилюдную критику руководителя, что обусловлено не трусостью подчиненных или страхом мести со стороны начальника. Просто таким образом не принято поступать.
Групповые нормы диктуют должное и недопустимое поведение ее членов в определенных обстоятельствах. С точки зрения личности они формируют требования к ней в конкретных ситуациях. Когда нормы принимает группа, они начинают работать как средства влияния на поведение участников с минимальным внешним контролем. Для разных групп, объединений и сообществ характерны свои нормы, являющиеся их неотъемлемой частью.
Официальные, деловые нормы формулирует чаще руководств организации, определяя правила и процедуры, которые требуются к исполнению от сотрудников. Забегая вперед, отметим, что главенство норм в организациях не всегда может соответствовать правилам. Человеку не всегда кто-то нужен, например, чтобы указать, что длительная болтовня по телефону или игра на компьютере в рабочее время является неуместным поведением. Все знают, что при проведении беседы в ходе поступления на новую работу не всегда в ответе на вопрос о причинах неудовлетворенности предыдущим местом следует упоминать о некоторых проблемах (например, сложности в общении с коллегами или начальством). Здесь важнее и уместнее рассказать другие вещи, например, о сложном продвижении по службе или работе, которая не способствовала профессиональному росту.
Развитие норм в обществе
Развитие норм происходит постепенно, по мере того, как участники определенной группы осознают поведение, способствующее эффективному функционированию группы. Кризисные события, происходящие в группе, способны на какой-то период прервать этот процесс, но, даже если кризис внесет значительные изменения в состав и работу группы, формирование норм продолжится.
Ученый из Америки Роббинс отметил, что развитие большей части норм происходит в одном или нескольких из четырех направлений:
Тем не менее, группа не устанавливает и не проводит в жизнь нормы для каждого возможного случая
Норма, проводимая группой в жизнь, должна иметь важность для нее. Важность нормы Роббинс определил несколькими факторами:
Помогите ответить на вопросы. Даю 55 баллов. 1. Какие отношения называют межличностными? В чем состоят их особенности? 2. Какие группы существует в обществе? 3. Какие роли человек может играть в группе? 4. Групповые нормы: что это такое? Какие санкции группа может применить к человеку? 5. Какую роль общение играет в жизни человека? 6. Что помогает и что мешает общению? 7. Как зарождается и как протекает конфликт в межличностных отношениях?
Какие отношения называют межличностными? В чем состоят их особенности?
Межличностные отношения представляют собой взаимодействие между людьми. Особенность межличностных отношений заключается в том, что они основаны на связей, полученных в общении.
Какие группы существует в обществе? В обществе существуют социальные группы, которые могут быть малыми и большими по величине. Малые (семья, сообщество, школьных класс, друзья). А большие группы это социальные страты, классы, этно сообщества, профессиональные группы и так далее. Какие роли человек может играть в группе?
Нужно исходит из того какая группа: формальная или неформальная. Кроме того, роль человека в группе обуславливается структурой группы, способностями, знаниями и статусом человека. Групповые нормы: что это такое? Какие санкции группа может применить к человеку?
Групповые нормы представляют собой нормы, которые являются общепринятыми в группе и которым придерживаются все члены группы (например, групповые привычки и образ поведения). Если человек не следует групповым нормам, то к нему могут применить позитивные или негативные.
Какую роль общение играет в жизни человека?
Общение играет большую роль в жизни человека, так как человек удовлетворяет как духовные, также как биологические потребности при помощи общения. Что помогает и что мешает общению? Общению мешает характер человека, его приверженность к группе, к которой он формально принадлежит, и от связей, которые человек имеет с членами группы.
Как зарождается и как протекает конфликт в межличностных отношениях?
Конфликт в межличностных отношениях зарождается при столкновении интересов членов групп, и протекает в соответствии с типом поведения, которые выбирают субъекты конфликта.
Все мы живем в обществе, социуме, который распадается на отдельные коллективы, группы. Отличие разумного человека в том, что он живет по определенным правилам, нормам. Но зачем нам это? Что такое групповые нормы? Для какой цели они создаются? Об этом пойдет речь далее.
Первое, что необходимо уяснить, пытаясь понять групповые нормы – групповые цели. В зависимости от конкретного коллектива их может быть несколько. Но главная цель группы – сохранение, консервация. Т. е. коллектив должен сделать все возможное, чтобы как можно дольше сохранить свое существование. Чтобы это было возможным, необходимо разработать правила, предписания, образец действий. Все это групповые (социальные) нормы. О них пойдет речь далее.
Формы социальных норм
Существует несколько классификаций, отражающих различные аспекты социальных норм.
По способу закрепления социальные нормы делятся на:
- устные (нормы обычаев и морали);
- письменные (правовые и корпоративные нормы).
Остальные общественные нормы не обязательно зафиксированы в тексте. Обычаи и нормы морали чаще всего существуют в устной форме. Отражением эстетических норм может быть рисунок, скульптура и тому подобное.
По масштабу распространения различают следующие формы социальных норм:
- межличностные приняты между двумя людьми (пример — условный стук в дверь соседа);
- групповые действуют в пределах социальной группы (пример — воинский устав);
- национальные характерны для всего народа или нации (пример — празднование Дня благодарения американцами);
- общечеловеческие распространяются на большинство людей на планете (пример — регулярно мыться).
Кроме того, социальные нормы разделяются на формы в зависимости от принципа функционирования:
- рекомендательные указывают на желательное поведение (например, рекомендуется уступать место в транспорте пенсионерам);
- побуждающие стимулируют людей к исполнению правил (например, премия за добросовестный труд);
- повелительные регулируют обязанности человека (например, полицейский обязан следить за порядком);
- запрещающие препятствуют какой-либо деятельности и наказывают за её осуществление (например, запрет на курение в общественных местах).
По обязательности исполнения социальные нормы делятся на формальные и неформальные.
Формальные социальные нормы зафиксированы в письменном виде и строго обязательны к исполнению. К ним относятся правовые и корпоративные нормы. Их нарушение ведёт к санкциям, установленным в нормативных актах — так, за хулиганство полагается штраф или лишение свободы, а неявка на работу без уважительной причины может привести к увольнению.
Все остальные общественные правила являются неформальными нормами. Их соблюдение определяется не предписаниями, а нравственным выбором человека. Нарушение этих норм не преследуется по закону, но может вызвать общественное осуждение.
Во многих случаях формальные и неформальные социальные нормы совпадают. Например, нормы морали осуждают ложь. При этом ложь свидетеля в зале суда нарушает правовые нормы и является уголовным преступлением.
Когда нормы группового поведения обязательны для всех
Наглядным примером обязательных норм поведения в той или иной ситуации являются юридические законы, регулирующие жизнь общества в целом. Более мелкими на этом фоне выглядят своды корпоративных правил в коллективе, типа режима работы, графиков деятельности отдельных смен, цехов, отделов. Промышленников заставляют поступать так, а не иначе разработанные и утвержденные технологии производств.
Повара вынужденно варят борщ из пресловутого «овощного набора» на мясном бульоне, о цене на который сейчас то и дело рассказывают все СМИ, лишь потому, что таковы стандарты «Сборника рецептур». Отельеры принимают постояльцев в гостиничных комплексах с 14-00 и разрешают располагаться в номере до 12-00, если таков порядок размещения в этом заведении.
Каждый день, да что там каждую секунду где-то появляется временная группа, вынужденная придерживаться установленных норм поведения, а потом также хаотично распадается, отпуская «на волю» одних участников и «порабощая» других им на смену.
Основа основ стабильности этой системы – социальный контроль, чем-то напоминающий совершенный часовой механизм в динамике. Смазаны «колёсики прогресса», вертятся «изящные шестерёнки правил», всё и всегда находится под контролём «вожаков и главарей групп», иногда появляющихся стихийно и никем не назначаемых, но всеми волшебным образом признанных.
Чаще же имеющих статус и облаченных реальной властью: начальник, директор, глава политической партии, шеф подразделения, учитель класса, преподаватель студенческой группы.
Чтобы ничему не навредить, выполняются психологические законы воздействия на массы:
- любой ценой сохранять целостность группы;
- всячески одобрять и поощрять стремление к стабильности;
- не чураться и не осуждать однообразие поведения членов «сообщества».
Фото Anh Tuan To on Unsplash
Важное знание для тебя, о котором ты должна всегда помнить, подчиняясь повелению большинства: нормы группового поведения предусматривают общие правила для важных, значимых для всех ситуаций и могут не работать при смене обстоятельств. Всё в этом мире относительно, изменчиво, подчинено диалектике, как, например: переход количественных изменений в качественно новые результаты или единство и борьба противоположностей, впрочем, мы, пожалуй, отвлеклись, вернемся к моделированному варианту стабильности групповых ценностей.
Всё в этом мире относительно, изменчиво, подчинено диалектике, как, например: переход количественных изменений в качественно новые результаты или единство и борьба противоположностей, впрочем, мы, пожалуй, отвлеклись, вернемся к моделированному варианту стабильности групповых ценностей.
Понятие социальных норм
Социальные нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила поведения, регламентирующие отношения между людьми.
Наличие социальных ценностей и норм — неотъемлемый признак любого общества. В определённый момент развития человечества люди поняли, что для совместного выживания им необходимо договориться о правилах поведения, обязательных для всех участников сообщества.
Если человек хотел быть частью общины или племени, он обязан был соблюдать принятые в нём законы и правила поведения в социуме. В противном случае его изгоняли, фактически обрекая нарушителя на смерть от клыков хищников или рук представителей враждебных племён.
По мере развития цивилизации нормы и правила поведения в обществе менялись и усложнялись, однако их признаки с течением времени не меняются.
<<Форма бесплатного курса>>
Признаки социальных норм
Любое правило считается социальной нормой, если оно удовлетворяет следующим критериям:
- является общим для всех членов общества,
- направлено на регулирование общественных отношений,
- имеет в основе сознательное волевое усилие людей,
- возникло в процессе исторического развития,
- действует непрерывно,
- соответствует типу культуры и социальному устройству общества.
Функции социальных норм
Социальные нормы регламентируют все сферы жизни общества и фактически делают возможным его существование. Их действия можно свести к трём важнейшим функциям:
- Регулятивная функция. Социальные нормы и правила регулируют взаимодействие людей между собой, определяют границы допустимого и воздействует на лиц с отклоняющимся поведением. Это воздействие осуществляется при помощи трёх механизмов:
- Дозволение — указание на необязательные, но желательные варианты поведения (например, мыть руки перед едой).
- Предписание — указание на требуемое действие (например, носить одежду).
- Запрет — указание на действия, которые осуждаются обществом (например, нельзя воровать).
- Социальная функция. Помогают человеку стать полноценным членом общества, приносить пользу другим людям и получать выгоду от взаимодействия с ними.
- Оценочная функция. Социальные нормы формируют у человека представление о хорошем и плохом, стимулируют положительные качества в людях и дают им образцы для подражания.
Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY72020 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 7 класса.
Социальный контроль
Групповые ценности и нормы нивелируются, если отсутствует контроль со стороны общества. Пока человек соблюдает правила и нормы, он как будто не существует для остальных. Представьте, идут мимо вас сотни людей. Если никто не надел экстравагантную, вызывающую одежду, то, скорее всего, все они останутся для вас незамеченными. Но что будет, если идет по дороге мама с ребенком и нецензурными словами кричит на малыша? Скорее всего, вы, как и многие другие, отреагируете на это. А вы ни разу не слышали такие слова от прохожих, которые обращаются к своим детям: «Сейчас придем домой, я тебе покажу!». Это как раз пример общественного сдерживания.
Данный пример характеризует социальный контроль. Мама нарушила правила обращения с ребенком в обществе. Реакция социума мгновенная. Кто-то даже вызовет полицию и органы опеки. Возможно, мама уже на учете у них и ее могут лишить родительских прав.
А что было в Древней Спарте? Любого юношу и малолетнего ребенка имел право ударить любой взрослый член полиса. А старики, побывавшие в боях, делали это всегда. Это другой пример социального воспитания.
Еще термины по предмету «Конфликтология»
Анархия
1) состояние общества, характеризуемое отсутствием власти, законов, обязательных норм поведения; 2) диффузия власти, ее рассредоточенность между множеством независимых центров. Конфликтоген.
Антиципация
(от лат. anticipatio — предвосхищение) — способность системы в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий. В конфликтологии А. проявляется, во-первых, в способности участников конфликта предвидеть возможный ход его развития и последствия борьбы для себя.
Конфликт югославский
конфликт, возникший в союзной Югославии в начале 90-х гг. ХХ в. Носил этнополитический характер, отягощенный конфессиональными различиями. На рубеже 90-х гг. ситуация в Европе резко изменилась: трудности перехода к новым социально-экономическим отношениям в странах Восточной Европы привели в движение дремавшие в этом регионе этнонациональные конфликты. Они приняли «лавинообразный» характер и затронули Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, страны Балтии, Югославию и бывший СССР. Западная Европа встала перед необходимостью выработки эффективного механизма урегулирования национальных конфликтов, способных инфицировать ее многонациональные государства. Внутренний К. ю. быстро перерос свои рамки и превратился в «смешанный» конфликт, создав напряженность на границах соседних государств, затруднил и нарушил экономические и транспортные связи стран Балканского региона и прилегающих к нему государств. Конфликт принял всеевропейский характер, породив потоки беженцев в страны Западной Европы. ЕС решило взять на себя функции по урегулированию этого конфликта, но попытка сохранить единое государство не удалась. Применявшиеся ЕС средства для прекращения насилия (прекращение финансовой помощи, эмбарго на поставки вооружений, угроза военного вмешательства, переговоры в рамках конференции по Югославии, попытки применения дипломатической изоляции и тотального нефтяного эмбарго) положительного результата не дали. Резкое вмешательство США и др. стран НАТО в К. ю. с массированным применением военной техники, в т. ч. и против мирного населения, также положительных результатов не дало. Главная причина провала ЕС и НАТО в Югославии состоит в том, что в их руководстве не было единства в подходах к урегулированию К. ю. Неудача миротворческой миссии состоит также в том, что принцип самоопределения был применен избирательно. Признав Хорватию, ЕС отказало в этом праве сербам. Это решение явилось, по сути, награждением сепаратизма. Сообщество признало государство, правительство которого не могло осуществлять властные полномочия на всей территории страны, границы которого не были утверждены соглашениями сторон. Аналогичная ситуация сложилась и в Косово, где санкции ЕС против сербов за этнические чистки в течение нескольких лет привели к фактическому поощрению этнических чисток со стороны албанцев по отношению к сербам и в конце концов – объявлению независимости Косово. По сути, само ЕС спровоцировало усиление нестабильности в Югославии. Этнонациональный по своей форме К. ю. представляет собой новый исторический тип конфликта в Европе.
-
Нормы групповые
-
Дух групповой (разум групповой)
-
Норма
-
Нормы
-
Групповой труд
-
Групповой эгоизм
-
Групповой подбор
-
Групповой эффект
-
Групповое управление
-
Групповой контейнер
-
Групповая рандомизация
-
Групповые таблицы
-
Таблица групповая
-
Раскрой групповой
-
Сучки групповые
-
Давление групповое
-
Групповая взаимозависимость
-
Групповое ПД
-
Взаимодействие групповое
-
Групповая сборка
Виды социальных норм
Теперь подробнее про групповые нормы поведения. Их еще называют социальные. Выше мы уже сказали, что это правило, образец в определенной группе. В зависимости от нее выделяются следующие виды социальных норм:
- Традиции, обычаи. Это правила поведения, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней. Некоторые обычаи уходят из жизни под напором цивилизации и индустриализации, наиболее жизнеспособные переживают все эпохи, подвергаясь небольшим изменениям. Например, празднование свадеб, дней рождения, Нового года и т. д.
- Моральные нормы. Представляют собой неформальный (нигде не закрепленный) свод правил о том, «что такое хорошо». Помните детский стих: «Кроха-сын к отцу пришел, и спросила кроха…»? Моральные нормы способны изменяться со временем, в отличие от традиций. Например, в досоветское и советское время аморальным поступком считался развод. Сегодня это обыденная норма.
- Правовые или юридические нормы. Многие (но не все) аморальные поступки считаются в обществе правонарушениями. Они закреплены в законах, т. е. в официально закрепленных документах, в которых записано «что делать нельзя» и «что за это будет».
- Религиозные нормы. Почти все состоят из моральных, некоторые из которых также закреплены в юридических документах. Эти нормы связаны с верой (что понятно из названия) и закреплены в Священных писаниях (Библия, Коран), трактатах Святых и т. д.
- Эстетические нормы. Указывают, что красиво, а что нет в обществе. Со временем также подвергаются изменениями. Например, эталон красоты женской фигуры. Когда-то в нашем обществе считалось «чем полнее девушка, тем она красивее», сегодня все наоборот.
- Этические нормы. Связаны с правилами общения. Что «можно» говорить, а что «нет». Например, неэтично спрашивать парню возраст у девушки (если, конечно, это не собеседование), хотя в средние века это был первый вопрос, который задавался раньше вопроса об имени и т. д.
- Политические нормы. Регулируют взаимоотношения личности (группы) с государством (властью). Как правило, почти все они закреплены в нормативно-правовых актах. Но, несмотря на это, их выделяют в отдельные политические нормы.
- Правила этикета. Когда встает из-за стола женщина, английский джентльмен поднимается вместе с ней. Это наглядный пример правил этикета.
Все вышеперечисленные виды норм охватывают широкие массы общества. Но есть и правила мини-социумов. Это школьные традиции в классе, правила поведения на работе, внутренние должностные инструкции и т. д.
Но если существуют правила, значит, есть те, кто их нарушает. За нарушение норм, законов предусмотрены санкции. Это понятие применяется не только к экономике (у многих сейчас на слуху «экономические санкции», которые ввели против России). Подробнее о том, какие виды предусмотрены за те или иные нарушения.
Развитие норм в обществе
Развитие норм происходит постепенно, по мере того, как участники определенной группы осознают поведение, способствующее эффективному функционированию группы. Кризисные события, происходящие в группе, способны на какой-то период прервать этот процесс, но, даже если кризис внесет значительные изменения в состав и работу группы, формирование норм продолжится.
Ученый из Америки Роббинс отметил, что развитие большей части норм происходит в одном или нескольких из четырех направлений:
- Категорические утверждения, которые высказываются участником группы (часто руководителем или влиятельным членом). Групповой лидер вправе, например, запретить личные разговоры в рабочее время или установить перерывы для кофе не более 10 минут.
- Кризисные события в истории группы, устанавливающие важные прецеденты. (например, посторонний человек, стоявший очень близко к работающей в цехе машине, был ранен и, для избежания подобных случаев, участники рабочей группы напоминают новому оператору, чтобы он следил за этим).
- Первенство в виде самой первой модели поведения, которая возникает в группе. Именно она часто формирует групповые представления будущего (например, дружные студенческие группы бронируют места друг около друга в первый учебный день, они недовольны, когда новички занимают «их» места в ходе дальнейших занятий).
- Модели поведения из ситуаций в прошлом, когда участники группы привносят собственные представления из других групп, членами которых они были раньше. Это объясняет причину, по которой рабочие группы предпочитают набор новых сотрудников из тех, кто работал в похожих условиях и имеет похожий опыт. Это увеличивает вероятность совпадения привносимых новичками представлений с представлениями, уже усвоенными группой.
Тем не менее, группа не устанавливает и не проводит в жизнь нормы для каждого возможного случая
Норма, проводимая группой в жизнь, должна иметь важность для нее. Важность нормы Роббинс определил несколькими факторами:
- Способствование последующему существованию группы. Группы не любят терпеть неудачи, стараясь внедрять нормы, которые увеличивают их шансы на успех. Это значит, что они всегда защищаются от вмешательства других групп или индивидов.
- Рост возможности предсказания поведения участников группы. Нормы, способные увеличить предсказуемость, дают возможность участникам предвидеть действия друг друга, подготавливая подходящие ответные действия.
- Уменьшение количества межличностных проблем у участников группы. Нормы могут стать важными при условии обеспечении удовлетворения сотрудников и предотвращении межличностного дискомфорта.
- Выражение главных ценностей группы, определение того, что отражает ее идентичность. Подобные нормы способны укрепить и поддержать целостность группы.
Классификация групповых норм поведения
Нормы, предназначенные устанавливать порядок труда или работы в группе, уникальны. Исследователи выделяют несколько общих классов норм, которые признаны большинством рабочих групп:
- нормы выполнения работы,
- нормы внешнего вида,
- нормы социальной организации,
- нормы распределения ресурсов.
Самым общим классом норм являются нормы выполнения работы. Участники рабочей группы обычно получают точные указания на то, как усердно им трудиться, выполнять задания, как достичь уровня производительности, допустимое количество опозданий и др. Подобные нормы очень сильно влияют на работу персонала, способствуют коренным изменениям плана работы и отношения к выполнению задания.
Нормы внешнего вида и поведения включают нормы соответствия требованиям в одежде, негласные «предписания» демонстрации преданности компании. Они диктуют случаи, когда можно выглядеть занятым, а в каких случаях расслабиться и продемонстрировать это. Некоторые компании разрабатывают формальные требования к внешнему виду и одежде. Но даже при их отсутствии, сами нормы часто диктуют вид одежды для работы
Важной для работы любой организации является и демонстрация преданности. Так, для многих организаций, особенно для специалистов и административного персонала, характерно отсутствие одобрения к открытому поиску другой работы
Где-то можно наблюдать определенные ритуалы выражения преданности компании (например, возгласы восторга и удовлетворения по поводу увеличившихся показателей ежемесячных продаж).
Нормы социальной организации берут начало от неформальных рабочих групп, главным образом, регулируя соц. взаимодействие внутри группы. Подобные нормы оказывают влияние на то, с кем участники группы обедают, дружат на работе и вне ее, вступают в общественное взаимодействие. Эти нормы могут запрещать или поощрять «служебные романы».
Последний класс норм имеет дело с нормативами распределения ресурсов. Такие нормы возникают в самих группах, так и в компаниях. Чаще всего нормы касаются вопросов заработной платы, надбавок за повышенную сложность работы, летнего времени предоставления отпуска, распределения нового инструмента и оборудования, предоставления более удобных рабочих мест и др. Часто «по традиции» преимущественное положение закрепляется за работниками с большим стажем работы или женщинами с маленькими детьми, наиболее квалифицированными специалистами и др.
Примеры
Группа (социум) может предъявлять следующие требования к личности:
- Соразмерное соответствие характера реакций внешним раздражителям и значению жизненных событий. Представьте человека, который начинает плакать от страха при виде приближающего поезда.
- Способность к быстрой адаптации в новых коллективах. Некоторые дети при смене коллектива замыкаются в себе. Они ни с кем не разговаривают, не заводят друзей и т. д. Это говорит об отклонениях в психическом развитии.
- Способность к самоуправлению, планированию жизненных целей и задач. В противном случае человека «выкидывает» за грань общества, он становится бездомным или люмпеном.
- Критический подход к обстоятельствам, чувство ответственности за происходящее. Слышали ли вы такую фразу: «Этот человек безответственный, бросил семью, детей, много пьет, курит, употребляет наркотические вещества и т. д.». Этот пример попадает под данную категорию.