Факторы маргинальности
Выделяют шесть основных типов маргинальной личности:
- Политическими маргиналами называются тех, кто вынужденные покинуть свою страну из-за непринятия новой политики в стране.
- Этническими маргиналами могут быть дети рождённые в смешенных браках. В наше время этот пункт постепенно теряет свою актуальность благодаря толерантности общества, но ещё несколько лет назад в той же Америке, дети, рождённые от белых эмигрантов или коренного населения африканских рабов — долгое время были изгоями в обществе.
- Религиозные маргиналы — это те, кто не смог определить себя ни к одной из пяти основных мировых религиозных конфессий. Если же человек создал какую-то свою «церковь», религиозное течение — он так же считается религиозным маргиналом.
- Социальными маргиналами обычно становятся люди, ставшие жертвами катаклизмов и природных катастроф, политических переворотов и воин, в результате чего теряют свой социальный статус и у них не получается адаптироваться в новых условиях, который им предлагает социум.
- Экономическими маргиналами обычно называют безработных и оказавшихся за чертой бедности людей. Это люди, способные работать и обеспечивать себя всем необходимым, но по собственному желанию или принудительно теряют свою работу и, соответственно, возможность обеспечивать себя. Вместо того, что бы исправить и наладить свою ситуацию, они садятся на социальные пособия и помощь посторонних людей (прошение милостыни).*Сверхбогатых людей так же в некоторых случаях считают маргиналами, аргументируя это их оторванностью от общества.
- Биологические маргиналы — это люди с ограниченными возможностями по состоянию здоровья. К этому типу относят инвалидов, людей пожилого возраста, людей с синдромом Дауна, ВИЧ инфицированных и так далее.
- Финансовый фактор маргинальности может быть связан с потерей работы, проблемами с поиском новой работы или утраты имущества, денег или вынужденной траты больших денежных средств на лечение. Социологи отмечают прирост экономических маргиналов в периоды экономических кризисов.
Профилактика асоциальности
О профилактических мерах важно помнить всем родителям. Чтобы предупредить развитие асоциальности у ребенка, нужно:
- Транслировать образцы позитивного социального взаимодействия, создавать условия для успешной социализации малыша. Общение с ребенком должно быть спокойным, уважительным.
- Приучать ребенка жить по плану, соблюдать режим дня, выполнять все намеченные дела. У ребенка школьного возраста должны быть обязанности по дому, за выполнение которых он сам несет ответственность. Это является основой формирования моральных ценностей и установок личности.
- Уделять много внимания ребенку, его потребностям в общении с родителями. Способствует эмоциональному благополучию совместный досуг членов семьи, соблюдение семейных традиций. Это необходимое условие формирования доверительных отношений между детьми и родителями.
- Для гармоничного развития личности детям полезны занятия в кружках и секциях. Выбирая секцию, нужно учитывать пожелания ребенка и его интересы.
- В случае возникновения конфликтных ситуаций со сверстниками или учителями, родители должны помочь ребенку разобраться в них, защитить его интересы, сохранив объективность.
- Если какие-то индивидуальные особенности ребенка беспокоят родителей, нужно обратиться за помощью к психологу. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем выше вероятность ее эффективности.
Причины асоциального поведения
Асоциальность может быть вызвана различными факторами, наиболее распространенными из которых являются медицинские, педагогические и социальные.
Медицинские причины
Объяснение девиантному поведению дают не только в психологии, но и в медицине. Такое поведение может стать следствием тяжелого заболевания, быть связано с психическими расстройствами (шизофренией, расстройствами личности). Человек не осознает того, что его поведение не укладывается в общепринятые нормы.
Асоциальность может быть вызвана физическими недостатками, например отсутствием конечностей. Будучи психически здоровым, человек при этом ведет себя агрессивно или избегает общения. Негатив по отношению к окружающим может быть вызван боязнью быть отвергнутым или подвергнуться насмешкам.
Педагогические причины
К развитию девиаций приводит неправильное воспитание. Асоциалами часто являются выходцы из благополучных, но слишком авторитарных семей.
В зоне риска находятся дети, страдающие от гиперопеки. Ребенок чувствует себя неполноценным и пытается самоутвердиться при помощи противоправных поступков
Полное отсутствие опеки вызывает желание обратить на себя внимание нарушением различных запретов
Социальные причины
К социальным причинам относят физическое и вербальное насилие, которому ребенок может подвергаться дома или в среде сверстников.
Отклонения от общепринятых норм поведения наблюдаются у людей, подверженных влиянию религиозных культов. В данном случае человек не способен найти общий язык с «чужими» (не состоящими в той же религиозной организации). Отсутствие контакта с окружающими может быть связано с запретом общаться с людьми, придерживающимися иного вероисповедания. Отчуждение может вызвать материальное или социальное неравенство. Чувство зависти к финансовым успехам других и невозможность достичь такого же уровня материального благополучия вызывают стремление к «справедливости», толкают человека на противоправные действия.
Асоциальное поведение
Это образ действий человека, нарушающий принятые в обществе нормы и принципы, вплоть до безнравственных, противоправных поступков.
Понятие “асоциальное поведение” близко к термину “девиантное”(отклоняющийся образ действий). У этих определений есть отличие. “Девиантный” может подразумевать не только негативное отклонение, но и относительно позитивное (религиозный фанатизм, героизм, жертвование собой во благо других). Тогда как “асоциальный” всегда имеет негативный оттенок.
Причины
Исследователи (среди них стоит отметить Алихманову Т.Р., Мисько А.В., Клейберг Ю.А.) выделяют следующие основные причины антисоциального поведения:
- Биологические. Такой тип поведения может передаваться по наследству, являться следствием психических заболеваний, других физиологических особенностей.
- Психологические. Особенности темперамента, характера.
- Социальные. Социальная среда, в которой человек находится и находился на этапе становления личности, влияет на его дальнейшее поведение. Свою роль играет социальное взаимодействие: отношения с родителями, учителями, сверстниками.
Виды
Социолог Роберт Мертон выделил виды антисоциального поведения:
- Инновация – принятие общественных жизненных целей, но нарушение одобряемых способов их достижения. Желаемое достигается противоправными действиями: шантаж, рэкет, мошенничество, спекуляция.
- Ритуализм. Отрицание одобряемых в обществе целей, при этом принятие и использование средств для их достижения. Свойственно низшим социальным слоям.
- Ретретизм- отрицание целей и средств, одобряемый обществом. Этот вид поведения подразумевает алкоголизм, наркоманию и т.п. Такое поведение опасно самой личности, может нести угрозу для окружающих.
- Бунт- подразумевает не только отрицание общепринятых целей и средств, но и подмена их другими принципами, нормами поведения.
Асоциальный портрет в кино и литературе
В кинематографе часто можно встретить работы режиссеров, раскрывающие суть асоциальных личностей. К таким фильмам можно отнести:
- «Чистокровные» (2017) – фильм про школьных подруг.
- «Исчезнувшая» (2014) – у мужчины бесследно исчезает жена, с которой он давно хотел развестись, причем все подозрения падают на него.
- «Жестокие игры» (1999) – картина об избалованных детях, манипулирующих чужими жизнями.
- «Забавные игры» (1997) – фильм о семье, приехавшей на выходные за город и попавшей в переделку.
Но немало асоциальных персонажей встречается и среди литературных героев:
- «Цена нелюбви» Лайонела Шрайвера – история, рассказанная матерью подростка, устроившего резню в школе.
- «Золото отшельника» Арнура Мамытбекова – рассказывает о герое, решившем жить вдали от общества, но он вынужден помогать людям в беде.
- «Американский психопат» Брета Истона Эллиса – книга рассказывает о привлекательном и невероятно богатом парне, который в действительности является маньяком.
- «19 минут» Джоди Пиколта – сюжет романа рассказывает о подростке, которого до асоциальности довели насмешки сверстников и равнодушие окружающих.
Что такое асоциальное поведение человека?
Что же отличает асоциального человека? Какое поведение для него характерно? Если спросить об этом любого, то характеристики получатся сугубо негативными. Но к этому вопросу нужно подойти более широко. Такое поведение можно охарактеризовать двумя простыми тезисами:
- частичная или полная самоизоляция от общества, которая провоцирует изоляцию асоциальной личности и со стороны общества;
- негативное отношение такого человека к обществу, которое оборачивается и обратным негативом.
Эти характеристики обладают эффектом бумеранга. Развитие асоциальности исходит от человека, но затем идет ответная реакция со стороны социума. Если разбирать такой тип поведения на более мелкие частицы, то мы увидим, что он характерен:
- отсутствием желания законно работать на благо себя, своих родных и общества;
- отсутствием желания создавать семью или жить с ней;
- отсутствием желания участвовать в жизни социума.
Эти три пункта становятся причиной:
- попытки найти средства для существования на грани или за гранью закона;
- общение с себе подобными асоциальными личностями, с которыми есть хоть какие-то общие интересы;
- развитие образа жизни, который чужд социуму, и который провоцирует развитие проблем и неудобств для тех граждан, которые не воспринимают асоциальность в ее сути.
Суммируя все сказанное можно прийти к выводу, что асоциальность – это один из видов психического расстройства. Его отличительная черта – поведение, которое наносит вред обществу или не приносит никакой пользы.
Существует тонкая грань между асоциальным и антисоциальным поведением. Антисоциальная личность целенаправленно действует против общепринятых социальных уставов.
Может ли асоциальное поведение быть положительной чертой?
В отдельных случаях отчуждение от общества – это не зло, а благо. Положительной такую черту считают в религиозном мире, где отдаление от социума – шаг на сближение с богом. И такие примеры не единичны.
Также существуют случаи осознанного проявления асоциального характера. Их принято называть кризисами определенного возраста. Человек осознанно уходит «в себя», ограничивает свое общение с окружающим миром, чтобы разрешить внутренние проблемы.
Никакого вреда обществу такое поведение не приносит, а после определенного периода человек возвращается к нормальной жизни. Поэтому нельзя асоциальность считать сугубо отрицательной чертой. Ее нужно оценивать по отношению к каждому случаю.
Коррекция и работа с социальной девиацией
Негативно отклоняющееся поведение необходимо лечить. Коррекция включает в себя лекарственную терапию, психотерапевтическую коррекцию и вспомогательные методы: йогу, дыхательную гимнастику.
Медикаментозная терапия
Лекарственные препараты допустимо использовать при биологических факторах, провоцирующих девиантное поведение. Седативные препараты и транквилизаторы, направленные на успокоение нервной системы, также могут применяться при повышенной агрессии, буйстве.
Группы препаратов | Влияние на двойственность | Примеры средств |
Нормотимики | Избавляют от резких перепадов настроения, свойственных для девиантных типов личности. | Вальпромид, Карбамазелид |
Антидепрессанты | Регулируют уровень нейромедиаторов, избавляют от депрессивных состояний. | Мелипрамин, Тризадон, Флуоксетин |
Транквилизаторы | Снимают психоэмоциональное напряжение, избавляют от тревоги, паники и проблем со сном. | Диазепам, Феназепам, Гидроксизин |
Антипсихотические препараты | Справляются с паническими состояниями, агрессивностью и напряжённостью. Повышают концентрацию пациента. | Галоперидол, Кветиапин, Клозапин |
Ноотропные средства | Укрепляют нейронные связи, улучшают кровоснабжение мозга. Улучшают интеллектуальные способности и память. | Пикамилон, Ноотропил, Глицин |
Снотворные средства | Устраняют проблемы со сном: бессонницу, ночные пробуждения, повышенную чуткость сна. | Донормил, Анданте, Мелаксен |
Седативные препараты | Успокаивают, избавляют от повышенной тревожности, стрессов, панических атак и избыточной агрессии. | Валериана, Персен, Ново-пассит |
Витамины группы В | Укрепляют нервную систему, избавляют от стрессовых состояний, депрессии и неврозов. | Нейробион, Витагамма, Мильгамма |
Психотерапия
Психотерапевтические методы позволяют скорректировать поведение пациента, обнаружить причину девиантного поведения и устранить её.
К методам психотерапии при девиации относят следующее:
- индивидуальные консультации;
- групповые занятия с психотерапевтом;
- проблемно-ориентированные тренинги;
- семейная терапия, родительский тренинг;
- арт-терапевтическое лечение.
Наилучшего эффекта можно достичь, если комбинировать эти методы между собой.
Другие методы борьбы
В качестве вспомогательных способах борьбы с девиациями применяют:
- физиотерапевтические методы;
- закаливание, лечебную гимнастику;
- ароматерапию, массаж и самомассаж;
- дыхательную гимнастику, упражнения йоги.
Для коррекции поведения подростков и детей также используются активные хобби: спортивные занятия, туризм и кемпинг.
Нарцисс
Признаки
Нарцисс всем своим поведением показывает, что его существование — лучший подарок для Вселенной: он всё знает, он лучший во всём и не стесняется вам напоминать об этом каждую минуту
Неважно, насколько вы сами умный и интересный человек, до нарцисса вам далеко
Вам может показаться, что вы всегда в чём-то соревнуетесь друг с другом.
Сценарий поведения
Нарциссы не желают идти на компромиссы, чувствуют нехватку понимания и сопереживания, хотят всегда быть в центре внимания
Даже когда наступает ваше время побыть в центре внимания — в свой день рождения или на вечеринке по случаю повышения, — нарцисс сможет перетянуть всё внимание на себя. Пусть даже громким скандалом
История Нарцисса из древнегреческой мифологии помогает нам понять природу самовлюблённости. Когда Нарцисс посмотрел в воду и увидел вместо себя красивый цветок, он был удивлён. Ведь на самом деле Нарциссы ненавидят себя.
Их легко ранить, и когда это случается, они выпускают наружу гнев и ненависть, которая копится из-за низкой самооценки. Нарциссы готовы уничтожить всё и всех вокруг, когда они чувствуют, что их отвергают или делают им больно.
Профилактические действия
Любое заболевание лучше вовремя предотвратить, чем лечить. Это относится и к обсессивно-компульсивному расстройству. Большинство психических нарушений формируются ещё в раннем детстве, поэтому некоторая степень вины за их развитие лежит и на родителях.
Главное – помочь ребенку самому сложить мнение о себе и своей роли в обществе. Адекватная самооценка – важная деталь воспитания здоровой личности. Чувство собственной неполноценности или, наоборот, превосходства является причиной формирования комплексов, страхов и тревожных мыслей в будущем.
К профилактическим мероприятиям следует отнести:
- спокойные, доброжелательные отношения между родителями и остальными членами семьи;
- устранение факторов, способных травмировать психику;
- исключение физических наказаний в воспитательном процессе и методов влияния, унижающих личность.
Если кто-то из родственников когда-либо страдал ОКР, то имеется риск наследственности. Необходимо вести спокойный образ жизни, избегая раздражителей.
Что включено в определение «антисоциальное поведение» у зависимых от алкоголя людей
Эксперты, клиницисты наркологии точно знают, что является источником, основной причиной антисоциального поведения. Есть такой специфический термин — «девиатность», что в переводе обозначает «отклонение». Иное родственное словосочетание — «неадекватность» (ненормальное, нездоровое проявление поступков, манеры поведения). Именно физиологический и психический распад организма, личности пьющего запоем человека, который называется алкоголизмом, неразрывно связан с этими двумя определениями.
Одной главенствующей черты в антиобщественном/социальном образе жизни у лиц, перешедших в стадию тяжёлой алкогольной интоксикации, нет. Это список самых худших поведенческих характеристик:
- Аморальная распущенность. Проявляется в беспорядочных сексуальных контактах, исчезновение из сознания таких нравственных категорий, как «честь», «совесть», добро», «милосердие».
- Агрессивный психоз. Неуправляемые и беспричинные вспышки гнева, подозрительности, грубости в отношении к окружающим людям.
- Кардинальное изменение (в худшую сторону) восприятия реального мира вокруг себя: всё отвратительно и плохо в трезвом состоянии, если нет выпивки.
- Исчезновение обычных привычек, свойственных нормальным людям — личная гигиена, чистоплотность в быту, одежде. Наступление безразличия к своему внешнему неопрятному виду, запаху перегара, брезгливости со стороны окружающих граждан в транспорте, на улицах, в многоквартирном доме среди соседей.
Следует добавить. Противоправные действия, совершенные алкоголиками, такие как хулиганство, насильственные преступления (воровство, разбой, изнасилование и убийство) «зарождаются» из антисоциального поведения.
Исправление антисоциального поведения у алкозависимых больных: действенные методики
Изменить, возвратить в нормальный образ поведения по мановению волшебной палочки, чудодейственного лекарства социально опустившегося человека, нельзя. Это должны понимать родственники, близкие люди больного, страдающего алкоголизмом. Предстоит кропотливые, строго контролируемые и упорные усилия врачей наркологов, психотерапевтов, социальных психологов. Разработаны инновационные программы коррекции когнитивного (психо-эмоциального) поведения больных:
- исключительно доброжелательное отношение к больному на всех этапах лечения;
- интенсивное подключение физиотерапевтических процедур — электросон, успокаивающая бальнеология (ванны с травяными растворами);
- персональные занятия с опытными социологами, специализирующимися в аспекте конфликтологии;
- групповые тренинги, ролевые программы по исправлению приобретённых негативных привычек, навыков за время беспросветного пьянства.
Примером воплощения в жизнь подобных проектов может служить слаженная, высокопрофессиональная работа всего медицинского коллектива в клинике «Твой Шанс», который успешно действует в городе Брянске (Российская Федерация).
В заключение запомните совет.
Нельзя попрекать, унижать, напоминать человеку о его пагубном пристрастии (алкоголизме), если он прошёл курс лечения и возвратился домой. Такая неправильная, ошибочная форма поведения близких людей сведёт к нулю все усилия врачей и результаты лечения.
Ребенок-социопат
Упоминавшиеся особенности, как правило, становятся заметны достаточно рано. Асоциальные дети капризны, раздражительны, часто гиперактивны, стремятся контролировать взрослых и любой ценой добиться того, чего они хотят. Они жестоки со сверстниками, часто оскорбляют или унижают их.
Асоциальное поведение подростков проявляется в интересе к запретному, осуждаемому в обществе времяпрепровождению. Употребление алкоголя, наркотиков, ранние и беспорядочные половые связи, членство в криминальных группировках и другие типичные виды асоциального поведения становятся обыденностью для таких молодых людей.
Кстати, интересное наблюдение: для участников преступной группировки обычно большое значение имеют правила, действующие внутри нее, в том числе, например, правила, запрещающие выдавать других членов банды, требующие проявлять уважение к лидеру и так далее. Эти правила требуют принимать и учитывать потребности других, в то время как асоциальные личности таким образом поступать не станут никогда.
Важно понимать, что однократные асоциальные поступки не означают, что у вашего сына или дочери асоциальное расстройство личности. Но если все описанные явления наблюдаются регулярно, да и заключения специалистов соответствующие, то скорее всего у ребенка действительно склонность к асоциальности
Из ребенка, предрасположенного к социопатии, полностью асоциальная личность развивается не со стопроцентной вероятностью. Как вообще возникают асоциальные наклонности, можно ли с ними бороться? Иначе говоря, врожденной или приобретенной является асоциальность? Разберемся с причинами, вызывающими асоциальное расстройство.
Платный доступ
Действует 365 дней с момента подключения карты
Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях
Наглядная работа специалиста — Да
Динамика результатов занятий — Да
Доступно в любое время — — Да
Сертификация
Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»
Сертификат соответствия ПрСт. — Да
Внесение в реестр сертификации — Да
Международный уровень — Да
Удостоверение
Повышайте квалификацию (любой курс, кроме авторских)
Курсы на 36, 72, 108, 144 и 180 ч. — Да
Выдача удостворения гос. образца — Да
Доставка — Да
Видеолекции
Обучайтесь на профильных и смежных лекциях
Все видеолекции —
Пособия ко всем лекциям — Да
Сертификаты ко всем лекциям — Да
Подборки
Смотрите подборки лекций на общие темы
Подборки будущих лекций — Да
Подборки видеозаписей — Да
Итоговый сертификат на 36 ч.
Аттестация
Всё необходимое для успешной аттестации
Документы для аттестации Да
Знания для аттестации — Да
Проверка соответствия документов — Да
Подключайтесь и смотрите онлайн-занятия и видеозаписи
Сертификат о ПрофПрактике на 256 ч.
Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях
Наглядная работа специалиста — Да
Динамика результатов занятий — Да
Доступно в любое время — — Да
Супервизия
Разбираются занятия с нашими учениками на практике
Разбор видео наших занятий — Да
Консультации по увиденному — Да
Расписание — 20 раз/мес. по 60 мин.
Наставник
Наставник разбирает Ваши занятия по Вашим ученикам
Разбор видео Ваших занятий -Да
Консультации по Вашим занятиям — Да
Расписание — 16 раз/мес. по 60 мин.
Работа
Зарабатывайте на занятиях в веб-платформе института
Обучение работать дистанционно — Да
Подключение веб-платформы — Да
Сопровождение наставником — всегда
Сертификация
Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»
Сертификат соответствия ПрСт. — Да
Внесение в реестр сертификации — Да
Международный уровень — Да
Акцентуация личности
Акцентуация – чрезмерное усиление отдельных черт характера. Она определяет поведение и поступки человека, накладывает отпечаток на все сферы его жизни: отношение к себе, к окружающим, к миру. Эта особенность чаще всего наблюдается у несовершеннолетних, переходящих во взрослую жизнь. У подростков ярко проявляется определенная черта характера, часто отрицательная, что приводит к проблемам в общении с окружающими.
Например, он может открыто грубить учителям и родителям, не выполнять домашнее задание, игнорировать просьбы взрослых о помощи. Причин такого поведения может быть несколько: общеобразовательная школьная программа, трудности переходного возраста, влияние подросткового возраста. Если добавить к этому неприятности личного характера или пережитый стресс из-за проблем в семье, можно получить большое число извращенцев, готовых отомстить всем и за все.
Бывает, что детский протест неактивен, выражается в пассивной форме. Эта поведенческая реакция приводит к депрессии, которую тщательно маскируют от взрослых. Она может развиваться из-за воображаемых физических недостатков, которые дети приписывают себе в подростковом возрасте.
Кроме того, подростки иногда неразумно берут на себя ответственность за важные или трагические события: например, испытывают чувство вины после потери любимого человека, смерти животного или считают себя виновным в тяжелой болезни лучшего друга.
Причины девиантного поведения
Существует несколько теорий девиативного поведения. Первая – биологическая. Ее автор – К. Ломброзо. Долгое время ученый работал тюремным врачом, в результате чего им было выявлено множество биологических и наследственных факторов. Он также указал, что окружающая среда также влияет на формирование поведения, но ключевая роль принадлежит генетике.
Другой ученый, Эмиль Дюркгейм, разработал социологическую теорию девиантного поведения. Он изучал самоубийства (это тоже можно считать отклонением от нормы) и определил понятие аномии – ситуация в обществе, при которой старые нормы разрушаются, а новые еще не сформированы.
По его мнению Дюркгейма, нормы – стандарты, уместные для всего общества, а девиативное поведение – это то, что не принимается большинством людей. Аналогичную теорию вывел Т. Селлин. Он писал, что девиантное поведение – результат столкновения двух культур.
Психологи, в свою очередь, выдвинули несколько теорий. Так, Фрейд отмечал, что в дивиантное поведение связано с подавлением агрессивной сущности человека. Фриц Риман, напротив, писал о том, что речь идет только о страхе. Поэтому девиативное поведение возникает как защита.
Социологи называют три основных источника публичного подросткового поведения, выходящего за рамки общепринятых норм.
Социальное неравенство | Морально-этический фактор | Окружающая среда, общество |
С этим феноменом сталкивается ребенок, еще учась в начальной школе: одноклассники одеты лучше, чем он сам, имеют больше карманных денег и так далее. Ребенок чувствует себя слабым. Он не может полностью развить свои способности и таланты из-за отсутствия материальных благ: даже самореализация иногда бывает затруднительной, когда нет денег, на которые можно купить книги, атласы, энциклопедии. Подросток зол на весь мир, но больше всего – на своих родителей, даже если они стараются изо всех сил. Он не понимает, что не всегда желания человека совпадают с его возможностями. | Он выражается в низком духовном развитии общества, равнодушии к науке и искусству. Ребенок наблюдает за упадком нравственности среди людей: потребительским отношением к жизни, вседозволенностью, жестокостью, массовым алкоголизмом, половой распущенностью. |
Некоторые люди благосклонно относятся к девиантам, жалеют их, обвиняя во всем образование и жизнь в неблагополучных семьях, забывая при этом, что личность формируется в первую очередь не родителями, а самим человеком. Многие люди выросли во враждебной среде, но благодаря целеустремленности и силе воли сумели достичь определенных высот в жизни и стали нормальными членами общества. Для девиантного поведения характерны полное отсутствие у подростков сильных черт и апатия ко всему, что их окружает. Они выбирают в жизни легкий, но опасный путь, который дает ложное забвение в виде алкоголя и наркотиков или воображаемое самоутверждение, проявляющееся в форме насилия. |
Кто такой асоциальный человек
Если говорить простыми словами, кто такой асоциальный человек – это лицо, относящееся к обществу и его отдельным представителям с открытой неприязнью. Действия асоциального человека, прежде всего, ориентированы на удовлетворение собственных прихотей и потребностей.
Зачастую асоциальные элементы отстают в социальном развитии, они не могут добиться успеха в жизни, но, когда необходимо, они могут подстраиваться под ситуацию и вести себя вполне социализировано. Не стоит путать асоциальных личностей с мизантропами или антисоциальными элементами.
Асоциальный образ жизни
Периодически асоциальное поведение свойственно каждому человеку. Любой может случайно нагрубить кому-то, потерять работу или впасть в истеричное состояние. Ошибка в том, что многие путают асоциальность с антисоциальным образом жизни. Последний, прежде всего, выражается в следующем:
- отсутствие постоянной работы;
- отказ от выполнения родительских обязанностей;
- кражи незначительные или средней тяжести;
- нежелание приносить обществу пользу или учиться;
- бродяжничество;
- пристрастие к наркотическим веществам и спиртным напиткам.
Асоциальный человек, как правило, может быть вполне состоятельным, со стабильным доходом и хорошим уровнем образования. Кроме того, к асоциалам относят мошенников, парней и девушек с низкой социальной ответственностью, владельцев порносайтов и других подобных ресурсов и пр.
Асоциальный стиль мышления
Психологи отмечают, что асоциальность накладывает определенный отпечаток на мышление и видение мира человека. Причем зачатки асоциальной личности закладываются еще в детском возрасте. Прежде всего, стиль мышления асоциального типа личности часто включает следующие установки:
- Агрессия в общении. Дети с асоциальным складом характера интуитивно ждут от окружения только агрессии, подсознательно считая, что все относятся к ним недоброжелательно.
- Когда необходимо защититься, асоциалы не могут обойтись без агрессии. Более того, с годами они утверждаются во мнении, что единственно верный способ защиты – агрессия.
- Интеллектуальное развитие асоциальных личностей находится ниже среднего уровня. В результате асоциальность заставляет их думать, что все окружающие желают им зла, плетут интриги и заговоры. Они просто не могут понять, что происходящее может быть простой случайностью.
- Поскольку асоциалы выбирают основной поведенческой линией агрессию, то зачастую получают ответный негатив, что укрепляет их уверенность в необходимости враждебной тактики общения.
Прежде всего, стиль мышления асоциального человека завязан на агрессивном настрое ко всем вокруг. Это порочный круг. В результате враждебность не дает людям с асоциальным образом жизни полноценно существовать в обществе, но по-другому они вести себя не способны.
Плюсы и минусы асоциальности
Асоциальных людей нельзя считать исключительно отрицательными личностями, поскольку у этого качества могут быть и положительные черты.
К плюсам асоциальности относят:
- больше шансов на реализацию потенциала;
- можно быть не таким, как остальные;
- склонность к одиночеству и отдаленность от шумных компаний склоняют человека к самопознанию и изучению философии;
- многие гениальные открытия и поступки совершены асоциальными людьми.
Но, говоря о преимуществах асоциальности, нельзя не рассказать о ее минусах:
- окружающие строго осуждают асоциальный образ жизни;
- асоциальные личности часто зарабатывают незаконным путем;
- эмпатия у асоциалов не развита;
- такие люди склонны к нездоровому образу жизни.
Причины асоциальности могут проявиться как у детей, так и в зрелом возрасте. Это зависит от окружающей обстановки и структуры психики. Но в любом случае асоциальность нельзя считать только отрицательным или положительным качеством.
Причины появления у детей
Социальные – влияние СМИ и гендерных норм, психологический климат в семье и роль в среде сверстников. Жестокие методы воспитания, сексуальное насилие, дискриминация и социальная изоляция, издевательства и социально-экономические проблемы повышают риски асоциального поведения. Группы риска – сироты, члены меньшинств, подростки, рано ставшие родителями или вступившие в брак, в том числе принудительно.
Педагогические – воспитательная стратегия родителей и педагогов (например, гипоопека или гиперопека).
Психологические – сидром дефицита внимания и гиперреактивности, неврологические и соматоформные расстройства, расстройства аутического спектра, умственная отсталость.
Профилактика асоциального поведения
Перевоспитать взрослого человека сложно. Чтобы предотвратить развитие девиантного поведения, родителям необходимо позаботиться об эмоциональном состоянии сына или дочери: чаще хвалить ребенка, одобрять его выбор. Не следует предъявлять завышенных требований, например заставлять посещать несколько секций и быть при этом отличником в общеобразовательной школе. Стремление нарушать нормы общественного порядка может быть своеобразной формой протеста для детей из авторитарных семей, к мнению которых никто не прислушивается. Позволяйте ребенку выбирать самостоятельно, старайтесь ничего не навязывать и не критиковать его действия. Учите детей правильно выражать свое мнение и эмоции, напоминая им о том, что они должны прислушиваться к мнению окружающих. Ребенок должен помогать взрослым (пожилым, беременным, инвалидам) и тем, кто слабее его (помочь одеться младшему брату).
Если вы узнали о конфликте ребенка со старшими (соседями, учителями) или ровесниками (одноклассниками, друзьями), примите участие в разрешении этого конфликта. Однако не стоит принимать сторону своих детей, если они не правы. Старайтесь быть объективными. Родители всегда являются примером для подражания. Следите за своим поведением и отношениями в семье. Если папа и мама ведут асоциальный образ жизни, им будет трудно убедить детей вести себя иначе. Импульсивного ребенка, в чьем поведении проявляется асоциальность, желательно привлечь к занятиям спортом или творческой деятельности.