Императивный метод правового регулирования

Методы правового регулирования

Метод правового регулирования — определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения; это известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования , достижение выдвигаемых при этом целей.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

    • установление границ регулируемых отношений (что зависит от ряда объективных и субъективных факторов — особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
    • издание соответствующих нормативных актов , предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
    • наделение правоспособностью и дееспособностью участников общественных отношений (граждан и юридических лиц), позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
    • определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Виды методов правового регулирования

Наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений, к которым относятся:

Суть императивного (административно-правового) метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях — между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.

Диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.

Поощрительный метод свойственен, например, трудовому праву, где действуют премиальные системы.

Рекомендательный метод используется при регулировании общественных отношений между негосударственными организациями (например, в сельском хозяйстве). Государство оказывает на них свое влияние лишь путемразрешений, содействия, рекомендательных актов.

Метод государственно-властных предписаний

Основным в финансово-правовом регулировании считается метод государственно-властных предписаний, позволяющий обеспечить абстрактные публичные интересы в принудительном порядке. По-другому прием называется императивным, когда решение вопроса осуществляется волей одной стороны.

Структура государственно-властных предписаний, используемая в финансовом праве, имеет две формы проявления.

  1. Государственная власть дает предписания в законах, подзаконных актах. Стороны финансового правоотношения, в том числе и уполномоченный государством орган, строго следуют им. Пример: правоотношения по уплате налогов и сборов, по взысканию обязательных платежей за счет денежных средств налогоплательщика в банке не предполагают властных предписаний налоговых органов или усмотрений с их стороны. Уполномоченный государством на сбор налоговых поступлений и пополнение казны орган, и налогоплательщик одинаково подчиняются исключительно воле законодателя, выраженной в конкретном юридическом акте.
  2. Одна сторона правоотношений дает властные предписания через управленческие решения. Контрагент следует им. Пример: в соответствии с Бюджетным кодексом РФ глава временной финансовой администрации имеет право запретить главным распорядителям средств регионального бюджета изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах бюджетной сметы. Распорядители финансов обязаны следовать этому предписанию, чтобы не сорвать планы по выполнению стоящих перед ними задач.

Соотношение форм проявления властного подхода применительно к различным подотраслям и институтам права различно. Проявления властности, как сущности метода финансово-правового регулирования, служат его характеристиками. 

  1. Преобладание позитивных обязываний. В гражданском праве преобладают дозволения, в уголовном — запреты, характерная черта финансового права — обязывание. Это означает, что противоположный государственному аппарату или муниципальному образованию участник правоотношений всегда наделяется, прежде всего, обязанностью и некоторыми правами для законной, эффективной реализации этой обязанности.
  2. Императивный характер. Все субъекты финансового права выполняют обязанности в строгом соответствии с законами и подзаконными актами, а их права вторичны и производны от обязанностей. Пример: налогоплательщик не имеет права перевести свою обязанность по уплате налога на другое лицо, договориться с налоговым органом о снижении налоговой ставки, изменении мер финансовой ответственности. Уполномоченная давать властные предписания налоговая инспекция также не обладает свободой воли, следуя четким государственным требованиям к подобного рода предписаниям.
  3. Конформистский принцип. В финансовые правоотношения субъекты вступают не по собственной воле или инициативе, а под влиянием норм соответствующих законных актов. При наличии юридических фактов, являющихся основанием возникновения финансового правоотношения, субъект финансового права обязан вступить в это правоотношение. Для сравнения: участник гражданского права при наличии юридических фактов, являющихся основанием возникновения гражданских правоотношений, волен выбирать, вступать ему в правоотношение или нет. Исключения: налогоплательщики могут в некоторых случаях самостоятельно инициировать такие отношения, обращаясь в инспекции за предоставлением рассрочек, отсрочек обязательных платежей.
  4. Юридическое неравенство субъектов. В финансовом правоотношении участники реализуют не однопорядковую, а разную правоспособность. Государство и уполномоченные организации реализуют свои компетенции, наделяющие их властными полномочиями. Компетенция юридических и физических лиц по содержанию подчинена реализации компетенции властной стороны. 

Что такое методы финансового права

Методы финансового права — это варианты воздействия государства на поведение участников финансового отношения посредством определения их прав и обязанностей.

Отрасли права отграничиваются одна от другой в системе права по предмету правового регулирования. Но бывают случаи, когда отношения, составляющие предмет одной отрасли права, переплетаются с отношениями, составляющими предмет другой отрасли права. В сфере отношений, охватываемых публичной финансовой деятельностью, могут и появляются отношения, составляющие традиционно предмет гражданского права.

Пример № 1

Случаи продажи государственных или муниципальных квартир, транспортных средств, акций приватизированных предприятий или добровольные пожертвования в бюджет не могут рассматриваться в качестве финансово-правовых. Несмотря на то, что отношения возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

В качестве дополнительного критерия отграничения финансового права от всех других отраслей права, выступает метод правового регулирования.

Метод финансового права — это единый метод правового регулирования, имеющий определенные особенности.  

Примечание

Финансовое право имеет не только предмет правового регулирования, но и метод правового регулирования.

Дополнительно

Распределение бюджетов может осуществляться не только посредством одностороннего акта, но и по соглашению сторон (региона и получателя). Это, в частности, реализуется в кредитах, которые предоставляет финансовый фонд субъекта РФ. В таких ситуациях регион выстраивает взаимоотношения с контрагентами (плательщиками либо получателями бюджетных средств), используя диспозитивные методы. Эти инструменты отличаются гибкостью, обладают более мягким воздействием. Они также формируют определенные рамки поведения. Но в диспозитивном методе предусмотрены определенные послабления для обязанной стороны.

Еще по теме Диспозитивный метод правового регулирования:

  1. § 3. ДИСПОЗИТИВНОСТЬ КАК ЧЕРТА ГРАЖДАНСКОПРАВОВОГО МЕТОДА

Управлять обществом во все времена было непростой задачей. Ведь социум является целостной структурой, состоящей из большого количества людей, каждый из которых является индивидуальностью. При этом управление может основываться совершенно на разных методах, способах и принципах. К примеру, такой регулятор общественных отношений, как религия, строил свою силу на догматических нормах святых писаний. Однако он совершенно неэффективен в условиях развивающегося общества, потому что действие распространяется исключительно на верующих людей.

Но эффективный отношений все же был найден. Таковым на сегодняшний день является право. Оно представляет собой совокупность определенных правил поведения, наделенных официальным характером. Свое действие право распространяет через такие конструкции, как нормы. При этом последние элементы не являются однообразными. Существует два вида правовых и диспозитивные. Они выходят из двух основных методов юридического регулирования. Последний вид, диспозитивный, имеет множество особенностей. Он проявляется в нормах многих юридических отраслей на сегодняшний день.

Особенности применения

Основной характеристикой гражданских и общественных отношений является диспозиция, которая выражается в способе координации в процессе сотрудничества. Свобода выбора действия сочетается с ограниченным количеством норм для его реализации, которое подтверждается законодательством. Все действия осуществляются в диапазоне координируемых обстоятельств, с точки зрения международного законодательства. Ни одна сторона жизнедеятельности членов общества не проходит без использования юридических нормативов.

В реальных обстоятельствах отношения между участниками требуют соответствующего юридического разрешения, но правила использования диспозитивных и императивных нормативов не находит четкого отражения в законе. Возникают нестыковки в отношении правового урегулирования, для чего используются специальные методы по аналогии закона и права. Сегодня существуют правила, которые координируют идентичные взаимоотношения.

Использование принципа аналогии

Проявления императивного и диспозитивного права определяются по похожести составляющих элементов. Применение обеспечивается выбором характерного черты отношений между сторонами договора.

В определенных условиях находятся элементы:

  • в форме звеньев неимущественных и имущественных правовых категорий;
  • в виде элементов, существующих при отсутствии законодательного координирования в условиях составления договорного соглашения;
  • в концепции составляющих частей, когда есть законодательные способы регулирования, и они не нарушают условия договора.

Закон по аналогии применяется, если нет возможности урегулировать появившиеся проблемы с помощью использования стандартных правовых требований. Комплексное соблюдение всех аналогий помогает преодолению преград и настраивает отношения при отсутствии законодательных нормативов. Правила аналогии используются для всех областей деятельности, которые нашли отражение в договорном соглашении.

Невозможность употребления

Стратегия использования аналогий является актуальной для всех обстоятельств, когда отношения между фигурантами дела не координируются с помощью законодательства. Их применение исключает возникновение повторов при совпадениях, нуждающихся в одноразовой регуляции. В иных случаях используются звенья с расширенным толкованием, при этом рассматриваются нормы для решения неоговоренных ситуаций в деле.

Элементы аналогии не применяются в случаях:

  • присутствия общей юридической координации в конкретном случае;
  • наличия адекватного правового требования, применимого к обстоятельствам;
  • неимения аналогичного правила, такого, что нет идентичной ситуации той, с которой столкнулся субъект отношений.

Сложности применения возникают в случае отсутствия нормативов для внешне похожих ситуаций, при этом используется практика учета здравого смысла. Аналогия закона не действует в случае, если правоприменение нарушает права одного или всех участников отношений.

Диспозитивная норма права

Что такое диспозитивная форма отношений? Понятие диспозитивности происходит от латинского слова dispositivus – распоряжающийся, а диспозитивные нормы гражданского права подразумевают наличие некоторых правил поведения, которые уточняются самим субъектом.

Проще говоря, во взаимоотношениях их участники самостоятельно определяют обязанности и возможности друг для друга. Такая форма взаимоотношений является демократической и характерна для большинства гражданских связей.

Помимо установленных правил, эти законы включают и предписания на случай невыполнения их последующего наказания (штрафы, пеня и пр.). Сегодня Гражданский кодекс РФ содержит в большинстве своем именно такие статьи.

К диспозитивным относятся правовые нормы:

  • имеющие диспозицию,
  • дающие субъектам выбирать манеру своего поведения,
  • определяющие и разграничивающие позиции субъектов на судебном разбирательстве,
  • определяющие обязанности,
  • исключающие учет позиций сторон в случае споров об имуществе.

Примерами могут стать статьи 211, 212, 455, 713 ГК РФ. В любой подобной статье предусматривается свобода выбора сторон при определении их обязанностей и прав, основной модели поведения и характера отношения. Достаточно легко сразу определить, что используется именно такой метод урегулирования отношений, – в договоре сторон прописываются фразы «если договор не предусматривает иного» и подобные им.

Диспозитивная норма права

Проще говоря, во взаимоотношениях их участники самостоятельно определяют обязанности и возможности друг для друга. Такая форма взаимоотношений является демократической и характерна для большинства гражданских связей.

Помимо установленных правил, эти законы включают и предписания на случай невыполнения их последующего наказания (штрафы, пеня и пр.). Сегодня Гражданский кодекс РФ содержит в большинстве своем именно такие статьи.

К диспозитивным относятся правовые нормы:

  • имеющие диспозицию;
  • дающие субъектам выбирать манеру своего поведения;
  • определяющие и разграничивающие позиции субъектов на судебном разбирательстве;
  • определяющие обязанности;
  • исключающие учет позиций сторон в случае споров об имуществе.

Примерами могут стать статьи 211, 212, 455, 713 ГК РФ. В любой подобной статье предусматривается свобода выбора сторон при определении их обязанностей и прав, основной модели поведения и характера отношения. Достаточно легко сразу определить, что используется именно такой метод урегулирования отношений, – в договоре сторон прописываются фразы «если договор не предусматривает иного» и подобные им.

Методы правового регулирования

Для начала следует уточнить, что в данном случае права – это система обязательных уставов и правил поведения, которые занимаются урегулированием отношений в обществе.

Любой конфликт между гражданами регулируется установленными юридическими правилами. Различают два основных метода регулирования:

  1. Императивный – данный метод крайне точен, именно он требует безусловного подчинения субъектов кодексу правил, предусмотренных для конкретного случая. Он точным образом характеризует не только права, но и обязанности субъектов, а также не дает им возможности менять что-либо в соглашении. Примером метода может стать наказание преступника государством: применяются жесткие меры, которые субъект не может изменить. В литературе императивный метод называют авторитарным, подчиняющим и методом субординации.
  2. Диспозитивный – это равноправный метод, который говорит о равных юридических правах участвующих субъектов и свободе их воли. Применяется в сферах гражданских, трудовых, административно-правовых и семейных взаимоотношений. Регулирующей основой выступает договор, заключенный сторонами, в котором прописываются их возможности и обязанности. Примером метода может стать создание договоров о покупке или продаже, хранения или аренды. В литературе может встречаться под названием автономный метод.

Важно! Диспозитивный метод всегда указывает на тип взаимоотношений между участниками

Данные методы существенно различаются между собой, поскольку основываются на совершенно различных юридических предписаниях, несмотря на то, что они одинаково направлены на управление субъектных взаимоотношений.

Два основных вида методов правового регулирования:

гражданско-правовой(автономный, диспозитивный, методкоординации) и

административно-правовой(авторитарный, императивный, методсубординации).33ЛазаревВ.В., Липень С.В. Теория государстваи права: Учебник для вузов. М. 1998. С. 222.

Профессор ПереваловВиктор Дмитриевич методы правовогорегулирования подразделяет на

императивный

и

диспозитивныйвиды.1

1ПереваловВ.Д. Теория государства и права. М. 2005.С. 131.

Императивный метод

(авторитарный,метод субординации,

метод власти иподчинения)

правовогорегулирования –

способ правовоговоздействия на общественные отношения, где стороны юридически не равны иобладают неодинаковым объемом прав иобязанностей субъектов.

В этих отношениях одна сторона наделена властными полномочиями, а другая этих полномочийне имеет.

Императивный методправового регулирования основан нанеравенстве объема прав и обязанностейсубъектов, одни из которых наделенывластными полномочиями, а другие таковымине обладают.

Императивный методправового регулирования характерендля таких отраслей права как:

конституционноеправо,

административноеправо,

финансовое(бюджетное, налоговое) право, уголовноеправо,

гражданско-процессуальноеправо, арбитражно-процессуальное право,

уголовно-процессуальноеправо.

Например,

Императивный методправового регулирования предусмотренв нормах права, регламентирующиеотношения:

– между инспекторомГИБДД и участниками дорожного движения,водителем транспортного средства,пешеходом;

– между судьей иучастниками судебного процесса;

– между сотрудникомгосударственной жилищной инспекции исубъектом права собственности жилогопомещения.

Диспозитивный метод

(автономный, методкоординации,

метод равенствасторон)

правовогорегулирования –

способ правовоговоздействия на общественные отношения, где стороны юридически равны и обладаютодинаковым объемом прав и обязанностей.

Диспозитивныйметод правового регулирования основанна равном положении (статусе) субъектовправа, на равном объеме их прав иобязанностей.

В этих отношениях ни одна из сторон не наделена властнымиполномочиями.

Диспозитивныйметод правового регулирования характерендля таких отраслей права как:

гражданское право,

трудовое право,

семейное право,

жилищное право.

Диспозитивныйметод правового регулирования предусмотренв нормах права, регламентирующиеотношения:

– между покупателеми продавцом,

– между кредитороми должником,

– между супругами,

– между родителямии детьми,

– между работником(сотрудником) и работодателем.

Тема №17: Система и действие нормативных правовых актов

Вопросы:

1. Понятие иструктура системы нормативных правовыхактов.

2. Систематизациянормативных актов.

3. Действиенормативных актов во времени, впространстве и по субъектам права.

1. Понятие иструктура системы нормативных правовыхактов

Понятие системынормативных правовых актов

Система нормативныхправовых актов – это обусловленная

иерархическими,

предметными(отраслевыми) и

функциональнымисвязями

совокупностьнормативных документов.

Иерархические,предметные (отраслевые) и функциональныесвязи совокупности нормативных правовыхактов определяются:

статусомправотворческого органа,

формами(наименованиями) нормативных правовыхактов,

видами общественныхотношений, подлежащих правовомурегулированию и

функциями права(регулятивными и охранительными).

Структура системынормативных правовых актов (НПА)

Структура системыНПА включает в себя следующие основныенормативные образования (блоки):

1. Иерархическаяструктура системы нормативных правовыхактов

2. Предметная(отраслевая) структура системы нормативныхправовых.

3. Федеративнаяструктура системы нормативных правовыхактов.

1. Иерархическаяструктура

системы нормативныхправовых актов

определяется ихюридической силой и включает в себя:

систему законови

систему подзаконныхнормативных правовых актов.

Согласно части 2статьи 4 Конституции России

КонституцияРоссийской Федерации и

федеральные законы

имеют верховенствона всей территории Российской Федерации.

В соответствии счастью 1 статьи 15 Конституции России

КонституцияРоссийской Федерации имеет высшуююридическую силу, прямое действие иприменяется на всей территории РоссийскойФедерации.

Законы и иныеправовые акты, принимаемые в РоссийскойФедерации, не должны противоречитьКонституции Российской Федерации.

На основании части4 статьи 15 Конституции России

Общепризнанныепринципы и нормы международного праваи международные договоры РоссийскойФедерации являются составной частьюее правовой системы.

Метод гражданского процессуального права

Данный метод включает распорядительное и властное начало. Эти два начала плотно взаимодействуют друг с другом. В чем проявляется это взаимодействие?

  1. Гражданское процессуальное право регулирует правовое положение всех единиц отношений. Если рассматривать гражданский процесс, то всей полнотой власти наделяется только суд. Все же остальные участники находятся в подчинении власти или же в юридическом равенстве и автономии.
  2. Гражданское процессуальное право регулирует характер юридических фактов. Диспозитивный фактор проявляет себя в том, что любое изменение происходит только по воле заинтересованного лица. Властное же начало заключается в заинтересованности лица, придерживающегося требований, которые прописаны в законе. Примером служит следующее: если человек собирается подавать иск, то он должен сделать все по закону. Исковое заявление должно быть составлено по всем правилам, заинтересованное лицо должно предоставить ряд документов.
  3. Гражданское процессуальное право регулирует характер, а также содержание всех возможных прав или отношений, которые возникают между субъектами. Как и в предыдущем случае можно сказать, что только суд имеет самые важные полномочия. Все же остальные участники вправе распоряжаться своими правами, но обычно это происходит под контролем судебных органов. Также все права участников можно охарактеризовать состязательностью. Все права процессуально равны.
  4. Если нарушаются права граждан, то обычно применяют ряд санкций. К таким санкциям относят штраф, принудительный привод. Отмену любого судебного постановления может произвести только инстанция, стоящая выше суда.

А вот как происходит процедура возмещение морального вреда в гражданском праве, подробно указано в данной статье.

На видео-Основы ГПП:

Регулирования ГП

Что понимают под методом регулирования гражданского права? Под ним можно понимать все возможные методики, которые способны взаимодействовать на отношения внутри общества. Выделяют 2 метода регулирования:

  • децентрализованное регулирование;
  • диспозитивное регулирование.

Регулирование, осуществляемое децентрализовано, состоит в том, что все отношения в обществе поддаются регулировке не только актами, которые были созданы государством. Также регулировка происходит при помощи каких-либо соглашений и односторонних сделок, которые были приняты в общественном порядке. Все участники вправе регулировать свои отношения, но происходить это должно только в пределах закона. Получается, что каждая единица общества может сама регулировать свои отношения. Если же какие-то нормы и правила были нарушены, а граждане не собираются больше их придерживаться, то можно обратиться к помощи государства. Суд поможет урегулировать отношения, не выходя за рамки закона.

Диспозитивный метод регулирования

Данный метод больше других характерен для гражданского метода. Практически все гражданские и правовые нормы носят диспозитивный характер. О чем это говорит? Это значит, что две стороны могут заключить соглашение, согласно которому будет исключаться использование диспозитивной нормы.

Все субъекты обладают диспозитивной функцией. Субъекты имеют полное право вступать в гражданские отношения, наделяя себя обязанностями и правами, они могут распоряжаться ими как угодно, то есть на свое усмотрение. Что побуждает человека вступать в такие правовые отношения? Обычно такой силой служит интерес человека. Все права в той или иной мере позволяет удовлетворять потребности человека. Другими словами человек способен сам себя наделить определенными правами, а не государство. В результате он сможет с их помощью решить массу своих проблем.

Какие типы правового регулирования существуют

В отличие от способов, типы правового регулирования сочетают в себе общий характер действия права на отношения в обществе.

Выделяют следующие типа регулирования:

  • общедозволительный;
  • разрешительный.

Каждый имеет свою формулу, которая указывает на необходимую модель поведения, также контролирует запреты и разрешения.

Правовая формула общедозволительного типа гласит, что «дозволено всё, что не воспрещено», то есть субъект может выбрать нужную ему модель поведения, исключая моменты, которые не несут в себе запрет. В данной ситуации запрет строго определён, а область дозволенности не ограничена. Этот тип указывает на социальную свободу субъекта и регулирует статус личности.

Правовая формула разрешительного типа содержит следующее: «воспрещено всё, что не дозволено». Субъект может выбрать модель поведения из того, что прямо разрешено, остальное же является запретом. При разрешительном типе отношения строго контролируются и имеется определённый разрешительный перечень, зафиксированный в законе. Таким образом регулируются отношения в области публичного права.

Некоторые исследователи выделяют ещё один – дозволительно-обязывающий тип. Его правовая формула гласит: «разрешено только предписанное законом». Субъекту предоставляются права и обязанности необходимые ему, а остальные просто выпадают из сферы управления. Таким путём регулируется правовой статус государства и его органов.

Общая характеристика, способы правового регулирования

Предмет правового регулирования отвечает на вопрос о том, какие общественные отношения регулируют нормы финансового права. Метод правового регулирования — каким способом осуществляется это регулирование.

Способы правового регулирования получают свое выражение в нормах права. В том, как формируется диспозиция правовой нормы, обнаруживается конкретный регулятивный способ. Классификация этих способов:

  • обязывание;
  • запрещение;
  • дозволение.

Метод не сводится только к одному способу или приему регулирования. Это совокупность способов и приемов правового воздействия на поведение субъектов правоотношения.

В финансовом праве обязывания, запрещения и дозволения реализуются в различных пропорциях и сочетаниях, но функции основного регулятора выполняют обязывающие нормы, на основе которых базируется способ властных предписаний. Запретительный и дозволительный способы выполняют определенную обеспечительную роль.

Запретительный способ регулирования обусловлен запрещающими нормами.

Запреты, или запрещения, в праве — это юридические обязанности пассивного характера, которые предписывают субъекту воздерживаться от конкретных действий и ограничивают его деятельность.

Запрещения играют вспомогательную роль и направлены на то, чтобы применение способа властных предписаний в финансово-правовом регулировании было более эффективным.

Дозволительный способ регулирования обусловлен наличием в составе финансового права норм, имеющих диспозитивный характер, подразумевающий согласованную волю сторон, и создающих основу для возникновения соглашений определенного рода.

Для сравнения: в гражданском праве договор носит характер волевого акта двух самостоятельно определяющих собственные отношения сторон. В финансовом праве соглашение на основе обязывающих и диспозитивных норм характеризует положение участвующих сторон по признакам подчинения в соответствии с оговоренными условиями и одновременно равенства в момент его заключения. 

Пример

Государство применяет способ властных предписаний, когда определяет условия проведения и контроля государственных внутренних займов и лотерей. Сочетание обязывания с дозволением возникает тогда, когда государство разрешает гражданам быть участниками лотереи и оформлять договорные отношения с ее организатором, покупая лотерейные билеты.

В условиях деятельности местного самоуправления и самостоятельности субъектов Российской Федерации распространены такие способы финансово-правового регулирования, как рекомендации, согласования. Все они в совокупности образуют императивный метод финансового права, или метод властных предписаний.

Налоговые отношения

В экономическом плане обязательное отчисление в бюджет представляет собой одностороннее перемещение средств от плательщика в указанный фонд. При этом встречного движения какого-либо товара или государственной услуги нет. Это отличает налоговые отношения от, например, купли-продажи. Поскольку деньги изымаются безвозвратно, то отчисление в бюджет нельзя назвать займом. Принудительный элемент не позволяет приравнять налоговые отношения к дарению. Обязательные отчисления устанавливает государство в односторонне-властном порядке. Это реализуется посредством принятия уполномоченным институтом соответствующего нормативного акта. Этим же документом представительные органы в регионах вводят налоги на своих территориях. Эти отчисления, в свою очередь, выступают в качестве источников бюджетных средств субъектов страны.

Диспозитивность: принцип

Практически все современные отрасли строятся на определенных основополагающих началах – принципах. Диспозитивная норма права – это в большинстве случаев прямое проявление одной из основ конкретной сферы регулирования. Иными словами, правила поведения такого типа существуют, если основополагающие начала отрасли допускают равенство и самостоятельность сторон в некоторых случаях.

Принцип диспозитивности отлично проявляется в гражданском и процессуальном праве. То есть данные сферы изначально предполагают самостоятельность субъектов. При этом многие ученые отрицают наличие какой-либо свободы в процессуальной среде. Они утверждают, что это невозможно, так как главным субъектом таких отношений является суд. Однако существует ряд моментов, которые раскрывают содержание процессуальной диспозитивности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес стратегия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: