Схема способов правового регулирования с примерами

Регулирование административных правонарушений

Регулированием правонарушений административных занимается кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, а также различные НПА (акты, правового характера).

Стоит отметить тот факт, сто в начале 21 века были большие сложности в практическом применении подобных документов, так как они не совпадали с положениями Конституции РФ. Лишь с 2002 года вступает в силу Кодекс об административных правонарушениях, который позволяет решать все возникшие несовпадения.

Юрисдикция административная, в основном, применяют во внесудебном порядке. Но в некоторых случаях, при разногласиях, данная юрисдикция принимает судебный характер.

Существуют различные органы, регулирующие подобные правонарушения:

  • КДН или комиссия по делам несовершеннолетних;
  • различные административные комиссии;
  • государственные инспекции по безопасности дорожного движения;
  • различные органы судебной власти.

Юрисдикционное производство – это юрисдикция административная, применяемая на практике. Предметом юрисдикционного производства выступает спор, возникающий в связи с тем, что одна сторона считает, что ее законные интересы и права нарушаются другой стороной.

Целью административной юрисдикции является решение любых проблем законным путем с возможным применением санкций.

Задачей административной юрисдикции является рассмотрение споров и принятие решения по нему, соответствующему всем нормам, решение публично-правовых споров.

Последовательность процессуальных стадий

Каждый юридический элемент выполняется в определенной последовательности. Без организации порядка не будет осуществлено взаимодействия между разными по существу стадиями для достижения единой цели — достоверного результата в виде принятого решения в конкретном вопросе. Административно-правовые процедуры проходят через этапы:

  • возбуждение производства;
  • рассмотрение дела;
  • принятие решения административным актом;
  • исполнение постановления по делу.

Проведение каждого пункта осуществляют в соответствии с правилами административных регламентов, указаний и разъяснений, исходящих от ВС РФ. В Беларуси же правоведы берут за основу многие положения из указа об административных процедурах, если они не касаются национального реестра правовых актов Республики. В частности:

  • изъятия земель из частной собственности;
  • предоставления социальной помощи;
  • выдачи лицензий.

Национальный центр создал единую правовую информативную базу в данной области. Своим указом (административные процедуры 200) белорусский президент утвердил специальный перечень, он раскрывает, по каким заявлениям следует органам работать.

Когда используется процедура, имеющая административный характер

Следует отметить то, что далеко не во всех правоотношениях могут быть применены в действии административные процедуры. В каких они просто необходимы и возможны?

В первую очередь к числу таковых можно отнести те ситуации, когда производится урегулирование обязанностей юридического характера и субъективных прав как отдельных граждан, так и целых организаций в процессе проведения взаимоотношений с публичной властью. В данном случае вытекает то, что за неимением проведенной процедуры, носящей административный характер, не будет возможности реализовать законное право.

Осуществление административных процедур также необходимо тогда, когда создаются отношения, в рамках которых определенные органы, имеющие властные полномочия, осуществляют определенные меры воздействия на граждан. К числу таковых мер можно отнести те, которые подразумевают принуждение или, например, произведение надзора, контроля.

Определенные процедуры, производимые органами администраций, публичного характера также обязательны для исполнения. Они требуются в то время, когда производятся процедуры нормотворческого характера (издания актов, законов и т.п.), закрепления прав отдельных представителей администрации, а также принятия особенно важных решений.

Административная процедура в системе ад министрагивнпго процесса

Понятие административной процедуры является сравнительно новым в отечественной науке административного права; в научный лексикон понятие «административная процедура» вошло в конце прошлого столетия3. Естественно, что в этих условиях понятийный аппарат еще не обрел общепризнанной трактовки административной процедуры. Существенную роль играет также отсутствие легального закрепления указанного понятия: упоминания об административных процедурах в административных регламентах федеральных органов исполнительной власти вряд ли можно рассматривать как юридическую основы для чёткого понимания данной дефиниции. Как справедливо отмечает Э.СБочарова, в настоящее время «можно говорить лишь о частичных вариантах регламентации тех или иных сторон административных процедур»4. Естественно, что отсутствие законодательного закрепления понятия административной процедуры создаёт предпосылки для научной дискуссии по данному вопросу.

В основе ответа на вопрос о сущности административной процедуры, на наш взгляд, лежит решение проблемы соотношения данного понятия с категорией административного процесса. Здесь можно обозначить две основные точки зрения. Первая сводится к четкому разграничению указанных понятий, ибо «объединение всех видов юридических процедур под рубрикой «процесс» приводит к обескровливанию, выхолащиванию этого богатого и содержательного понятия…»5. Собственно соотношение процедуры и процесса здесь представляется по-разному. Одни авторы полагают административную процедуру своеобразным «зародышем» процесса, «начальную форму урегулированности в деятельности соответствующих органов, которая лишь при наличии объективной необходимости может перерасти в форму, именуемую процессом» . Другие проводят «водораздел» по характеру правоприменения: позитивное опосредуется процедурами, юрисдикционное — процессом .

Вторая точка зрения диаметрально противоположна, ибо сторонники ее разграничения между процессом и процедурой не проводят. Так, по мнению В.О. Лучина, «процесс» практически равнозначен «процедуре», между ними невозможно провести какую-нибудь разделительную грань . Подчеркивая единство процесса и процедуры, А.Ю. Якимов отмечает, что юридический процесс представляет собой содержание, а юридическая процедура — его форму . По мнению автора, именно такое соотношение рассматриваемых понятий способно в полной мере отразить смысл юридической деятельности органов власти.

Указанные точки зрения представляют собой отражение двух подходов к пониманию административного процесса — узкого и широкого. Возможность понимания административного процесса в двух значениях впервые была отмечена ЛКЕвтихиевым, который указал, что административный процесс может пониматься как общий порядок деятельности органов управления), а также как порядок рассмотрения жалоб, споров и наложения административных санкций10; при этом автор исходил из определения административного процесса в широком смысле как порядка осуществления административной деятельности, т.е. деятельности исполнительно-распорядительных органов в форме издания актов управления и применения принуждения. Наиболее последовательным сторонником идеи широкого понимания административного процесса являлся В.Д. Сорокин, считавший неправильным «ограничивать административный процесс только областью рассмотрения административно-правовых споров, ибо кроме споров органы советского государственного управления разрешают большое число индивидуальных дел, которые не связаны со спорами и касаются самых различных сторон взаимоотношений между субъектами … административного права»

В современной правовой науке изучение общих законов конструирования и функционирования процессуальных правил и норм признано одним из приоритетных направлений развития общей теории права все чаще признается. Причем речь идет об общих правилах и закономерностях в процессуальном праве не как в отрасли, но как в относительно самостоятельной подсистеме права.

Принципы административной юрисдикции

Как мы выяснили выше, что юрисдикция административная делится на административную юрисдикцию в судебном порядке и административную юрисдикцию, которая осуществляется в административном порядке.

Выделяют следующие принципы юрисдикции:

  • Подведомственности. Он означает, что все дела рассматриваются по подведомственности уполномоченным органом и никак иначе.
  • Уполномоченности. Этот принцип означает, что, например, составлением протокола занимается ответственное должностное лицо, уполномоченное совершать подобную процедуру в соответствии с законодательством.
  • Законности. Такой принцип за основу берет нормативные правовые акты, действующие на территории РФ. Он устанавливает правомерное и законное поведение всех членов общества.
  • Гласности. Все споры должны рассматриваться открыто, в присутствии всех сторон конфликта. Исключением лишь может являться тот факт, что лицо заявило о рассмотрении дела без его присутствия.
  • Презумпция невиновности. Этот принцип означает, что лицо считается невиновным до тех пор, пока решение и приговор суда не вступит в силу. Гражданин, который обвиняется в проступке, не обязан доказывать свою невиновность.
  • Экономичности и оперативности. Этот принцип выражается в довольно коротком промежутке времени между поступлением жалобы и вынесением решения по ней. Это позволяет свести к минимуму затраты на данное мероприятие.
  • Право на защиту. Означает, что обвиняемая сторона имеет полное право знакомиться со всеми материалами дела, привлекать адвоката или эксперта в момент рассмотрения дела.
  • Равенства граждан.
  • Ответственности. Означает, что любое должностное лицо, рассматривающее подобные споры должно принимать решения в соответствии с законодательством и никак иначе.

Все принципы довольно тесно взаимосвязаны друг с другом.

Во многих странах такая юрисдикция, решаемая через судебные органы, занимает приоритетное положение, чем решение споров во внесудебном порядке. В основном к таким странам относятся страны запада. В Российской Федерации данная практика пока еще находится в процессе становления и не развита до уровня других стран.

Если проанализировать органы, занимающиеся разрешением подобных споров в РФ, лидирующее место занимают органы внутренних дел РФ.

Рассмотрение дел напрямую связано с таким понятием, как юрисдикция. Эффективное и четкое использование всех норм права зависит от компетенции должностных лиц, их знаний и правильному применению их на практике.

Контрольно-надзорные

Данный вид административных процедур предполагает проведение мероприятий контрольного характера, которые осуществляются специально уполномоченными на то органами. Если говорить о правах и обязанностях, что возникают между сторонами в процессе их исполнения, то та сторона, в отношении которой проводятся все контрольные действия, должна быть заранее уведомлена о предстоящих событиях. Кроме этого, уведомление должно осуществиться в установленном законом порядке. Данная сторона имеет право присутствовать при процессе осуществления контрольных мероприятий, ознакамливаться со всеми составленными по ходу дела документами. Что касается обязанностей, то в их число входит невмешательство в процесс проведения работы контролирующими органами, а также максимально возможное способствование обеспечению доступа к необходимым материалам.

Властные структуры и их значение

Власть в государстве осуществляют различные структуры, каждой из них принадлежит отдельная сфера деятельности:

  1. Законодательной властью проводятся в жизнь действия по законотворческим правовым процедурам, здесь занимаются принятием законов, устанавливают их порядок. Кроме этого, данная структура выполняет производство с подготовительным характером, она не относится к парламенту, но участвует в законодательном процессе, способствуют его реализации.
  2. Судебная власть осуществляет правосудие, используя судопроизводство как инструмент. Он содержит специальные правовые процедуры, разработанные для судов и включенные в ГПК, УПК, АПК – во все законодательные кодексы РФ.

Методы правового регулирования

Метод правового регулирования — определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения; это известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования , достижение выдвигаемых при этом целей.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

    • установление границ регулируемых отношений (что зависит от ряда объективных и субъективных факторов — особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
    • издание соответствующих нормативных актов , предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
    • наделение правоспособностью и дееспособностью участников общественных отношений (граждан и юридических лиц), позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
    • определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Виды методов правового регулирования

Наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений, к которым относятся:

Суть императивного (административно-правового) метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях — между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.

Диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.

Поощрительный метод свойственен, например, трудовому праву, где действуют премиальные системы.

Рекомендательный метод используется при регулировании общественных отношений между негосударственными организациями (например, в сельском хозяйстве). Государство оказывает на них свое влияние лишь путемразрешений, содействия, рекомендательных актов.

Разделение на виды

Деление процессуального порядка на отдельные способы по его проведению позволяет реализовать установленные для определенной структуры полномочия.

Виды административных процедур имеют характер:

  • регулятивно-управленческий, когда исполнительная власть, представляющие ее должностные лица выполняют определенные по правомочиям действия;
  • правоохранительный, с помощью этого инструмента подчиняют граждан в физическом и юридическом статусе общепринятым законодательным нормативам, регламентируют правилами их деятельность и поведение.

Решение задач:

  1. Обеспечить эффективность в деятельности властных структур.
  2. Создать благоприятные условия, чтобы граждане смогли принять участие в организации публичных правоотношений.

Достижение целей:

  • выравнивание правовых положений между субъектами разного положения;
  • предоставление невластным органам понятий о реализации своих прав и осуществление контроля над их деятельностью при исполнении обязанностей.

Из перечня административных процедур невластный субъект получает знания о своих дополнительных правах, связанных с регистрацией имущества движимого и недвижимого, пропиской по месту проживания, получением документов юридического значения.

Решения

По итогу проведения процедуры, имеющей административный характер, обязательно должно быть принято определенное решение, которое выносится специализированным органом, в производстве которого находится дело. Такие решения могут быть двух видов: итоговые и промежуточные.

Что касается промежуточных решений, то они, как правило, принимаются в ходе совершения определенных этапов. Это свойственно для сложных процедур, которые требуют поэтапного рассмотрения ситуации. В некоторых случаях промежуточное решение требуется тогда, когда рассмотрение ситуации по факту переходит от одного лица (или органа) к другому. В случае приостановления хода рассмотрения дела в связи с необходимостью выяснения обстоятельств также следует сделать промежуточное решение.

Итоговое решение принимается на финальном этапе совершения административной процедуры. Из понятия становится понятно то, что данное решение является окончательным, в нем должны быть выражены все выводы, которые были сделаны в ходе рассмотрения отдельных этапов сложной ситуации, а также в конце проведения одноэтапного действия.

Все решения, в том числе и итоговое, должны быть отражены в конечном акте. Данный документ считается действительным только при наличии подписи должностного лица.

Иерархия права

Создание административных актов происходит по всем юридическим канонам:

  • подзаконности — в соответствии с законами и актами, исходящими от вышестоящей инстанции;
  • официальности – издание происходит в рамках официальных процедур;
  • возможна как остановка, так и отмена актов.

Акты исключают правовые ошибки, нельзя использовать неправильное толкование норм или использовать в неприемлемом случае. Для правоустанавливающей документации характерно привлечение юридических последствий:

  • установление, изменение, отмена норм;
  • создание обязанностей, обязательств, прав, выгод, что означает изменение или прекращение правоотношений как юридический факт.

В административных актах могут содержаться нормы:

  • административные;
  • финансовые;
  • гражданские;
  • трудовые.

Влияние положения, выраженного в документе, зависит от сферы его направления.

Содержание нормативных административных актов:

  • правовой норматив с юридической конкретикой, которую содержат законодательные акты, и предусматривает способы реализации;
  • стандартные поведенческие правила с публичным управлением при проведении контрольных, надзорных действий, административных наказаний;
  • определение и утверждение организационного правового статуса в отдельных органах, где установлена исполнительная власть под ведомством Президента и Правительства РФ;
  • реализация в обеспечении конституционного статуса всего населения РФ – образованием, социальной защитой;
  • постановка необходимых запретов и ограничений с предоставлением специальных прав и обязанностей при государственном управлении в момент ЧП, введения карантинного положения.

Нормативный акт может быть принят одним лицом и коллегиально. Документы данного характера бывают срочными и бессрочными:

  • федеральными;
  • региональными;
  • с действием, распространенным на несколько субъектов;
  • изданные для конкретного органа.

Закон «Об административных процедурах федерального уровня» — его разработка обеспечила:

  • формирование норм, которые могут управлять правовыми действиями;
  • регулирование взаимоотношений;
  • установку эффективности в соответствии с современными стандартами в публичном управлении;
  • создание и принятие административных актов;
  • определение административного статуса;
  • ведение учета административных процедур, их распространение и классификацию.

Среди ученых-правоведов не утихают споры относительно корректировок и усовершенствования законодательных положений в данной сфере. Они предлагают расширить предметы правового регулирования. Поступили предложения от ученых в сфере юриспруденции и о комплексном распространении, чтобы элементы служили в виде внешних аппаратных административных процедур.

Просмотры: 21

Виды административных процедур

Разнообразие административной деятельности органов государственного управления требует реализации и применения различного рода процедур административного характера.

Все административные процедуры подразделяются на регулирующие и управленческие процедуры, посредством которых органы государственной власти исполнительной ветви реализуют установленные для них полномочия, и правоохранительные, в рамках которых органами государственной власти обеспечивается подчинение физических и юридических лиц общим обязательным правилам поведения и осуществления деятельности.

Среди управленческих и регулирующих процедур можно выделить следующие:

  • процедура принятия административных актов. Административный акт — это решение, принимаемое органом исполнительной власти согласно установленной процедуре по вопросу, который входит в компетенцию такого органа власти. Все акты управления на сегодняшний день можно разделить на нормативные и индивидуальные. Нормативный правовой акт — это письменный документ, который принимается органом государственной власти и руководящим органом и направлен прежде всего на установление, изменение или отмену норм права. Индивидуальный правовой акт — это акт применения законодательного акта или нормативного акта. Административные акты включают постановления, приказы, распоряжения, инструкции, инструкции (например, «Инструкции о порядке рассмотрения апелляций и приема граждан в Прокуратуру Российской Федерации»);
  • процедура рассмотрения заявлений и жалоб граждан;
  • процедура принятия, рассмотрения и урегулирования жалоб граждан (общих и специальных, например, путем обращения в прокуратуру или уполномоченного по правам человека);
  • лицензионно-разрешительные процедуры. Например, на сегодняшний день к таким процедурам можно отнести процедуры выдачи лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, процедуры выдачи разрешений на строительные и монтажные работы, процедуры выдачи лицензии на производство лекарственных средств, производство и обслуживание различного рода медицинского оборудования, процедура порядок выдачи лицензии на перевозку опасных грузов или осуществление охранной деятельности.
  • процедуры регистрации. Например, к таким процедурам можно отнести государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, регистрацию частных лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, процедуру регистрации в качестве юридических лиц и т. д.
  • процедуры управления государственной и муниципальной собственностью, а также правами собственности;
  • процедуры сертификации. Например, к таким процедурам можно отнести процедуру обязательной сертификации продукции, строительных услуг и работ и т. д.
  • прочие процедуры, которые непосредственно связаны с выдачей документов, имеющих особое юридическое значение;
  • процедура сертификации (аккредитации) Министерства связи и массовых коммуникаций РФ.

Среди правоохранительных процедур на сегодняшний день можно выделить следующие:

  • процедура применения мер по обеспечению судопроизводства при административных правонарушениях. На сегодняшний день к подобным процедурам можно отнести процедуру ознакомления с помещениями юридического лица или индивидуального предпринимателя, территориями и находящимися в таких помещениях, на таких территориях предметами и документами);
  • процедура возбуждения дела об административном правонарушении. На сегодняшний день к подобным процедурам можно отнести процедуру составления протокола об административном правонарушении;
  • процедура рассмотрения дела о совершенном административном правонарушении;
  • процедура рассмотрения решений и решений в случаях административных правонарушений;
  • процедура исполнения решений по делам об административных правонарушениях. На сегодняшний день к подобным процедурам можно отнести порядок исполнения решения о наложении административной санкции в виде предупреждения, порядок исполнения решения о наложении штрафа).

Основные виды административных процессов по Кодексу административного судопроизводства

В сентябре 2015 года началось введение в действие Кодекса административного судопроизводства. Полностью введение административного процесса завершено в 2017 году. В соответствии с данным кодексом (КАС РФ), видами административного процесса являются:

  • оспаривание нормативных актов;
  • работа Дисциплинарной коллегии судей;
  • защита избирательных прав;
  • споры о стоимости недвижимости по кадастру;
  • споры о компенсациях за нарушение прав в судах;
  • споры о деятельности общественных и религиозных организаций, политических партий;
  • споры о депортации иностранцев;
  • вопросы административного надзора;
  • вопросы принудительной госпитализации и психиатрического освидетельствования;
  • принудительное лечение от туберкулеза;
  • взыскания платежей, установленных законом.

Малозначительность административного правонарушения – возможность освобождения от административной ответственности

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Основным критерием малозначительности правонарушения является отсутствие в результате его совершения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что «малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений».

Вместе с тем, соответствии с разъяснениями, содержащимися в том же пункте 21 Постановления Пленума ВС РФ № 5, «с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 КоАП РФ».

Следует обратить внимание на то, что статья 2.9 КоАП РФ устанавливает право, а не обязанность органа, должностного лица или судьи, уполномоченных рассматривать дело об административном правонарушении, освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния с применением к нему такой меры воздействия, как устное замечание. Принятие решения о малозначительности административного правонарушения и объявление лицу, его совершившему, устного замечания влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении (ст

29.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ)

Принятие решения о малозначительности административного правонарушения и объявление лицу, его совершившему, устного замечания влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении (ст. 29.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес стратегия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: