Демократия в глобальном кризисе
Согласно отчетам исследовательского центра Freedom House, начиная с 2008-го с каждым годом люди в большинстве стран мира становятся всё менее свободными и всё больше теряют возможность влиять на политику. Эта тенденция затрагивает и авторитарные режимы, многие из которых за десятилетие стали обращаться с населением жестче, и молодые демократические страны, такие как Польша и Индия, и даже развитые нации — флагманы свободного мира.
Исследования общественного мнения фиксируют рост глобального разочарования в демократических институтах. В январе 2020 года Центр будущего демократии Кембриджского университета опубликовал очень тревожный опрос. Исследователи спросили у 4 млн людей из 77 демократических государств, удовлетворены ли они демократией в их стране. 58% ответили негативно — это самый высокий показатель за последние три десятилетия.
Что характерно, сильнее всего неудовлетворенность демократией выросла в развитых и свободных странах, которые, казалось бы, должны быть самыми стабильными. Так, в США с 1992 года количество недовольных демократией выросло с 24% до 55%, а в Великобритании всего за четыре года после референдума о Брекзите подскочило с 36% до 63%.
Во многих странах растет уровень неодобрения государственных институтов и недоверия к политикам. Порой лидеры сталкиваются с тотальным скептицизмом большинства населения. К примеру, число симпатизирующих французскому президенту Эмманюэлю Макрону и премьер-министру Британии Борису Джонсону было больше числа относящихся к ним негативно на протяжении всего лишь нескольких месяцев их правления. А к руководству Дональда Трампа все четыре года положительно относилось абсолютное меньшинство американцев.
Еще один яркий показатель — повсеместное снижение явки на выборы и рост политического абсентеизма. Это логичное следствие роста скептицизма и недоверия к институтам: чем меньше тебе нравятся твои лидеры, тем меньше ты ходишь за них голосовать. Однако этот показатель очень важен сам по себе — легитимность демократического правления напрямую зависит от того, сколько людей проголосует. Выходит, что скептицизм не просто ставит конкретных политиков в некомфортное положение, но и подрывает легитимность политических режимов как таковых.
В США ситуация с явкой и того хуже. В конце XIX века за президента обычно голосовали более 80% избирателей, в 1940–1960 годах — более 60%. Однако в начале XXI века цифра ни разу не переваливала за отметку в 55%. Получается, что за последних американских президентов голосовали в лучшем случае 30% всех жителей с правом голоса. Внезапным, и довольно приятным для сторонников демократии, исключением стали выборы 2020 года, когда на участки пришло 62% избирателей — наибольшее значение с 1960-го и второе за последние 112 лет.
Симптоматично и изменение самого политического ландшафта демократических стран. Тотальный скептицизм приводит к повсеместному уменьшению количества членов в профсоюзах и политических партиях, что не может не вредить демократии. Многие политологи называют одним из главных симптомов кризиса современной демократии усиление популистских движений и политиков — последнее десятилетие они активно теснят традиционные умеренные и центристские силы. Апогеем триумфа популизма считается победа Дональда Трампа на президентских выборах в США в 2016 году.
Здесь нужно отделить зерна от плевел. Популизм — это риторический стиль в политике, в основе которого лежит разделение общества на бесправный и обделенный народ и плохих других, которым и принадлежит власть (элиты, олигархи, политиканы, бюрократы).
Политическая ответственность
Властные полномочия любого демократического государства разделены между определенными Конституцией органами. Они являются политическими игроками или фигурами. Каждый влияет на определенную сторону жизни общества. Например, парламент издает законы, правительство организует их исполнение, глава государства занимается внешней и внутренней политикой. Приведенное распределение весьма относительно. Каждая страна прописывает все в точности в основном законе.
Нам же интересно, что политические структуры несут перед обществом ответственность за свою работу. Кроме того, создаются механизмы, позволяющие влиять на ту политическую структуру, которая не справляется. Контролером здесь выступает представительский орган, то есть парламент
Понятно, что его критическое внимание привлечено к работе исполнительной власти. А кто ее возглавляет, опять же необходимо смотреть в основном законе
В одних странах это президент, в других – премьер-министр. Есть государства, которые решили поделить ответственность между указанными политическими постами.
Примечания и ссылки
- При Французской Четвертой республике было достаточно большинства, что в сочетании с режимом пропорционального представительства привело к большой нестабильности правительств. Мы даже видели, что правительство просуществовало всего две недели.
- ↑ and Полин Тюрк, Mémentos LMD: Основополагающие принципы конституционного права , редакторы Gualino,2017 г., 232 с. , страницы 137–142
- Статья 50 Конституции от 27 октября 1946 г. , до принятия конституционного закона от 7 декабря 1954 г.
- ↑ и Ги Каркассон и Марк Гийом, Ла Конституция , Издательство Сеуиль,2016 г., 479 стр. , страницы 249–259
- ↑ и
- и
- .
- Статья 17 Договора о Европейском Союзе
- Статья 234 Договора о функционировании Европейского Союза
- (из) Ульрих Клоти , Яннис Пападопулос и Фриц Сагер , гл. 8 «Regierung» , Питер Ноепфель, Иснис Пападопулос, Паскаль Шарини, Адриан Ваттер, Сильия Хойзерманн, Handbuch der Schweizer Politik , Цюрих, NZZ Libro,2017 г., 6- е изд. , 952 с. ( ISBN 978-303810-311-0 ) , стр. 195.
История
Первое вотум недоверия правительству в целом было сделано в марте 1782 года, когда после известия о поражении британцев в Йорктауне в войне за независимость США в октябре прошлого года парламент Великобритании проголосовал за то, что он «больше не может доверять настоящему. министры «. Премьер-министр Великобритании лорд Норт в ответ попросил короля Георга III принять отставку. Это не привело к немедленному созыву конституционного собрания . Хотя это считается первым формальным вотумом вотума недоверия, отставка сэра Роберта Уолпола после поражения на голосовании в Палате общин в 1742 году считается первым фактическим вотумом вотума недоверия.
В начале 19-го века попытки премьер-министров, таких как Роберт Пил , править в отсутствие парламентского большинства, оказались безуспешными, и к середине 19-го века сила вотума недоверия к свержению правительства стала твердо основана в Великобритании.
В Соединенном Королевстве 11 премьер-министров потерпели поражение в результате вотума недоверия, но с 1925 года, в 1979 году, было только одно такое предложение (против Джеймса Каллагана ).
В наше время принятие вотума вотума недоверия — относительно редкое событие в двухпартийных демократиях. Практически во всех случаях партийной дисциплины достаточно, чтобы позволить партии большинства отклонить вотум недоверия, и, если столкнется с возможным дезертирством в правительственной партии, правительство, скорее всего, изменит свою политику, а не потеряет вотум недоверия. . Случаи, в которых было принято вотум недоверия, как правило, это те, в которых незначительное большинство правительственной партии было устранено либо дополнительными выборами, либо дезертирством, например, вотум недоверия 1979 года министерству Каллагана в Великобритании, который был проведен. один голос и заставил всеобщих выборов, который выиграл Маргарет Тэтчер «s консервативной партии .
Проявления вотума недоверия гораздо чаще встречаются в многопартийных системах, в которых партия меньшинства должна сформировать коалиционное правительство . Это может означать, что было много недолговечных правительств, потому что партийная структура позволяет небольшим партиям победить правительство, не имея средств для его создания. Это широко рассматривается как причина нестабильности Французской Четвертой республики и Германской Веймарской республики . Более свежие примеры были в Италии между 1950-ми и 1990-ми годами, Израиле и Японии .
Чтобы справиться с этой ситуацией, французы возложили большую исполнительную власть на канцелярию президента Франции , который защищен от вотумов недоверия, наряду с системой множественного голосования , состоящей из двух туров , что упрощает формирование стабильной системы. правительство большинства .
В 2008 году премьер-министр Канады Стивен Харпер из переизбранного правительства меньшинства Канады успешно обратился к генерал-губернатору Канады Мишель Жан с просьбой приостановить парламент . Это позволило Харперу отложить возможное голосование по вотуму недоверия, представленному оппозицией. (См. Парламентский спор в Канаде в 2008–2009 годах .) Три года спустя, в 2011 году, правительство меньшинства Харпера потерпело поражение из-за вотума недоверия, в котором было объявлено, что правительство не уважает парламент, и в том же году были проведены выборы .
В 2013 году во время проевропейских беспорядков на Евромайдане украинская оппозиция призвала вынести вотум недоверия Кабинету министров во главе с пророссийским премьер-министром Николаем Азаровым и евроскептиком . Чтобы получить большинство в Верховной Раде Украины, нужно было как минимум 226 голосов . Однако его не хватило на 40 голосов, и победило правительство Азарова.
С 1 июня 2018 года, в Испании , то правительство из Мариано Рахой был свергнут после вотума недоверия прошло 180-169 после приговору коррупционного скандала Gürtel , который включал правящую партию. Педро Санчес был приведен к присяге в качестве нового премьер-министра Испании . Это был первый случай в истории Испании , когда вотум недоверия привел к смене правительства.
25 сентября 2018 года премьер-министр Швеции Стефан Лёвен был отстранен от должности после того, как проиграл вотум недоверия риксдагу после выборов, состоявшихся 9 сентября. Левоцентристский блок во главе с Социал-демократической партией Лёввена получил только 144 места в парламенте, на 31 место меньше абсолютного большинства и всего на одно место больше, чем у оппозиционного блока «Альянс за Швецию». Шведские демократы, только что получившие 62 места, также проголосовали с вотумом недоверия основного оппозиционного блока.
Во Франции
Первый абзац статьи 49 конституции 5-й республики рассматривает возможность, что правительство сможет потребовать проведения голосования по вопросу о доверии в Национальном собрании и больше нигде. Этот вопрос может коснуться правительственной программы или общеполитическую декларацию. Является одной из трёх форм использования политической ответственности правительства вместе с вотумом недоверия и принятия текста без голосования, предусмотренное статьёй 49, абзацем 3. Вопрос о доверии является классическим механизмом парламентарного режима: его целью является обеспечение существования взаимных способов воздействия как у исполнительной так и у законодательной власти. Это соответствует праву роспуска Национального собрания, которым владеет президент Республики основываясь на статье 12 Конституции. По факту вопрос о доверии может достигать двух целей: либо для того, чтобы в начале срока быть убежденным, что программу нового правительства будет поддерживать большинство для её применения, либо чтобы произвести укрепление большинства Национального собрания вокруг правительства по причине расхождения во мнениях или крупного политического события.
С 1958 все правительства, которые ставили вопрос о доверии, получили поддержку Национального собрания. Правительство Франсуа Фийона составив декларацию о внешней политике от 17 марта 2009 года (которая касалась, в частности, восстановления Франции в объединённом военном командовании НАТО) получили 330 голосов «за», 238 «против» и 9 воздержавшихся. Правительству Доминика де Вильпена была предоставлена поддержка 8 июня 2005 363 голосов против 178. Вотум доверия не является обязательным обеспечением премьер-министра сохранение его правительства: в 1972 Жак Шабан-Дельмасу пришлось вручить заявление об отставке Жоржу Помпиду всего спустя несколько недель после того как было получена поддержка от своего большинства. Такая форма режима называется дуалистический парламентаризм.
Конструктивный вотум недоверия
Теоретически, да и практически парламент имеет возможность (в некоторых странах реализует ее) утроить настоящий кризис безвластия в стране. Это происходит, когда депутаты не могут договориться по составу правительства, разделить портфели между партиями. Чтобы избежать такой негативной ситуации, процесс вынесения вотума недоверия усложнили. Так, в ФРГ для смены канцлера парламенту необходимо большинством голосов выбрать нового.
При этом президенту страны направляется специальная петиция с предложением уволить главу правительства и утвердить нового кандидата на эту должность. Таковой усложненный процесс не умаляет демократических принципов, но защищает государство от длительного кризиса. Смена политического курса может произойти только в том случае, когда все уже фактически договорятся. То есть исполнительная власть не остается без руководителя на долгое время, что способствует решению политических вопросов без риска хаотизации государства.
Общие сведения
Представительная демократия — политическая система, при которой формально власть исходит от народа страны, но функции по управления государством осуществляются представительными органами, избираемыми гражданами.
Представительная (репрезентативная) модель демократии особенно эффективна для государств с большой территорией, в которых постоянное участие большей части населения в политических процессах затруднено (то есть классическая прямая демократия невозможна), а также при принятии сложных политических решений, требующих профессионального опыта и определенного уровня компетентности. Таким образом, данный способ государственного управления одновременно позволяет учитывать интересы большинства и на их основе принимать соответствующие решения и предотвращает вхождение неподготовленных людей в политику.
Недостатки представительной демократии
Несмотря на очевидные преимущества представительной демократии, противники данного вида государственного управления находят причины для критики. Среди них:
- Формирование органов власти посредством выборов. Избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, заведомо представляющие интересы лишь части избирателей.
- Разделение общества на «избирателей» и «избираемых». Реально в управлении государством участвует только вторая категория людей, тогда как первые лишь делегируют им это право. Следовательно, под сомнение ставится сам факт народовластия.
- Образование «электоральной элиты». Для победы на выборах избираемые должны иметь качества, отличающие их от основной массы избирателей. В итоге усиливается социальная стратификация, и граждане имеют все меньше реальной власти.
Венгрия
В однопалатный национальное собрание не мог удалить Премьер-министр Венгрии если одновременно не был назначен возможный преемник.
при условии, что:
- Выражение недоверия Премьер-министру может быть инициировано письменным ходатайством, которое включает выдвижение кандидата на должность Премьер-министра не менее чем одной пятой Членов Национального Собрания. Вотум недоверия Премьер-министру считается вотумом недоверия и Правительству. Если на основании этого предложения большинство членов Национального собрания отказываются от своего доверия, то кандидат, выдвинутый на пост премьер-министра в этом предложении, считается избранным.
С 2012 года действует новая конституция, именуемая Основным законом, и она имеет такое же регулирование вотум недоверия.
Использовать
В марте 2009 г. премьер-министр, Ференц Дюрчань, объявил, что передаст свою должность политику, пользующемуся более высокой поддержкой партий в венгерском парламенте. В Альянс свободных демократов (SZDSZ) выступил против большинства кандидатов на пост, предложенных Венгерская социалистическая партия (MSZP), но 30 марта 2009 г. Гордон Байнаи удалось заручиться поддержкой обеих сторон. 14 апреля был вынесен конструктивный вотум недоверия Ференцу Дюрчаню. Баджнаи стал премьер-министром.
Основной закон Венгрии
Текущий Основной закон Венгрия (новый Конституция Венгрии принят в 2011 г.) содержит аналогичные положения, разрешающие только конструктивный вотум недоверия абсолютным большинством однопалатный национальное собрание (парламента) членов.
- Статья 21.
(1) Одна пятая членов Национального собрания может вместе с назначением кандидата на должность премьер-министра подать письменное вотум недоверия премьер-министру.
(2) Если Национальное собрание поддерживает вотум недоверия, оно тем самым выражает недоверие Премьер-министру и одновременно избирает лицо, предложенное на должность Премьер-министра по вотуму вотума недоверия. Для принятия такого решения Национальным собранием необходимы голоса более чем половины Членов Национального собрания.
(3) Премьер-министр может выразить вотум доверия. Национальное собрание выражает недоверие Премьер-министру, если более половины членов Национального собрания не поддерживают Премьер-министра в вотуме доверия, предложенном Премьер-министром.
(4) Премьер-министр может предложить, чтобы голосование по предложению Правительства одновременно являлось вотумом доверия. Национальное собрание выражает недоверие премьер-министру, если оно не поддерживает предложение, представленное правительством.
(5) Национальное собрание должно решить вопрос о доверии после третьего дня, но не позднее, чем через восемь дней после подачи вотума недоверия или предложения премьер-министра в соответствии с параграфами (3) или (4). .
Особенности законодательства России
В законодательство Российской Федерации определение impeachment внесено для обозначения действий по привлечению к юридической ответственности президента страны.
Согласно установленным нормам Конституции, глава государства обладает юридической неприкосновенностью. С 1993 года в Основном законе РФ появилась статья 93, которая предусматривает импичмент в отношении главы государства в случае обвинения его в тяжких преступлениях (например, измена родине).
Обвиняющей стороной выступает Государственная Дума, которая инкриминирует высшему должностному лицу страны нарушения, обоснованные специальной комиссией. Обвинение должно быть поддержано не менее чем 30% состава депутатов нижней палаты парламента. Сбор голосов осуществляется при помощи бюллетеней путем тайного голосования.
Обязательным условием для привлечения главы государства к ответственности является доклад от лица Верховного Суда, обнаружившего в поступках действующего президента признаки состава преступления. На его основании Дума составляет постановление про вотум недоверия и направляет его в верхнюю палату парламента.
Процедура импичмента предусматривает голосование сенаторов по выдвинутому запросу. Для приведения его в действие необходима поддержка более 60% членов Совета Федерации. На рассмотрение документа отводится срок до 3 месяцев. По истечении этого времени иск утрачивает силу. Окончательное решение вступает в действие после того, как Конституционный суд подтвердит точность соблюдения регламента.
В демократическом обществе соблюдение законов является краеугольным камнем существования социально-политической системы. Статус высшего должностного лица державы защищает лидера от судебных притязаний во время срока избрания, импичмент это позволяет делать, невзирая на властные полномочия.
Соединенное Королевство
Если глава государства безответственен, кабинет министров несет солидарную ответственность перед Палатой общин . Последний может отменить его, проголосовав вотум недоверия , отказавшись проголосовать за королевский адрес (во время открытия парламента или отклонив бюджет).
В Великобритании премьер-министр имеет двойную легитимность, поскольку он одновременно является главой правительства (конституционная легитимность) и лидером партии большинства (политическая легитимность). Он происходит из парламентского большинства, избранного на выборах в законодательные органы. Для этого британский премьер-министр должен иметь сильное парламентское большинство на протяжении всего своего мандата (5 лет), что должно гарантировать политическую стабильность между правительством и Палатой общин . Согласно Вестминстерской системе в Великобритании , правительство подотчетно Палате общин, что означает, что премьер-министр не может оставаться у власти, если у него нет большинства.
Если правительство теряет доверие Палаты общин, у него есть два механизма отзыва: оно может отклонить вотум доверия со стороны правительства или перейти к вотуму вотума недоверия. В период с 1911 по 2011 год премьер-министр распустил палату общин до истечения срока полномочий парламента, если он того пожелал. Это позволило ему обновить свое большинство и выбрать темы следующих выборов. Таким образом, эта форма роспуска была реальной избирательной стратегией. Но в 2011 году Дэвид Кэмерон коренным образом реформирует право роспуска « Акта о фиксированном сроке полномочий парламента (en) »: премьер-министр не может распускаться до окончания парламентского срока. Растворение возможно только в двух случаях:
Саморастворяющийся
Сама палата общин принимает решение о своем роспуске путем голосования по резолюции большинством в две трети голосов ее членов.
Автоматическое растворение
Роспуск последовал за прохождением Палатой общин вотума недоверия правительству и его неспособности выразить доверие другому правительству в течение 14-дневного интервала. Когда Палата общин выносит вотум недоверия правительству, ей предлагается назначить нового главу правительства в течение 14 дней. В противном случае ему пришлось бы пройти «автоматический роспуск», что привело бы к новым выборам в законодательные органы.
Примеры
Вотум вотума недоверия не влечет за собой немедленную отставку, но, по соглашению, премьер-министр призывает к быстрому роспуску парламента и всеобщим выборам. Если премьер-министр отказывается просить о роспуске, у Государя теоретически есть все полномочия распустить Парламент по своему усмотрению или сместить правительство. Такая мера означала бы серьезный прорыв в конституционном соглашении, беспрецедентный в наше время.
На практике механизмы задействования министерской ответственности больше не используются, когда кабинет пользуется поддержкой значительного и стабильного большинства на протяжении всего срока полномочий законодательного органа. В результате в двадцатом веке почти не было свергнуто два правительства ( в 1924 году и правительство Каллагана в 1979 году).
В 28 марта 1979 г.Палата вынесла вотум недоверия по предложению тогдашнего лидера оппозиции Маргарет Тэтчер 311 голосами против 310. Соответственно, тогдашний премьер-министр Джеймс Каллаган призвал к роспуску парламента. На последовавших за этим всеобщих выборах Консервативная партия получила большинство мест в Палате представителей, и г-жа Тэтчер была приглашена для формирования правительства.
В период с 1991 по 2004 год было внесено шесть вотумов недоверия: два — против правительства и четыре — с критикой министров. Все шесть были предложены оппозицией, и ни один из них не был принят Палатой представителей.
Это как если бы правительство брало на себя ответственность за свои действия уже не перед парламентом, получившим большинство, а перед народом и партией.
В России
По сути, данный термин можно передать как выражение недоверия. Если рассмотреть лишь политическую сферу его применения, то здесь речь будет идти об отстранении ведущих государственных деятелей от власти. Вотум недоверия является выражением своего отрицательного мнения по работе как самого главы страны, так и парламента. Общие случаи включают то, что представителям власти необходимо уйти в отставку. Кроме того, объявляется проведение досрочных выборов, чтобы не допустить отсутствия страны при большой суете вокруг правительства.
В нашем государстве такое явление можно было заметить несколько раз. Но ни разу ни резу вотум недоверия правительству так и не был утвержден. Все было ограничено предложением. Государственная Дума в 1995 году целых три раза вынесла подобное решение. Но окончательное подтверждение при проведении повторного голосования не оглашалось. В СМИ начали пользоваться в своем профессиональном лексиконе в 1989 году. Причина послужила этому, среди них, соответствующая публикация среди популярных в те времена журнал «Огонек», куда использовали фразу, которая упоминала вотум недоверия. Однако всякий раз, в который вотум недоверия угрожающим образом нависал над правительством государства, что-то служило остановкой для политических лидеров чтобы не вынести окончательное решение.
В любом случае, даже если отставки не произошло, это выражение протеста является явным признаком того, что что-то необходимо кардинально поменять. Вотум недоверия является своеобразным показателем того, что политический курс, который задан на текущий период, изживает себя и не принесет государству ничего хорошего. Это значит, что данным проявлением недовольства выражается то, что если в ближайшем будущем положение страны не улучшится, то все лидеры могут утратить свои полномочия.
Однако это не есть аспект только российского государства. Другие парламентские страны тоже имеют дело в своей практике с похожим явлением. Более того, даже современная политика иногда очень сильно приближается к вотуму недоверия своему правительству. А значит, данное понятие не может иметь срока давности, а также не утрачивает свою актуальность и по сей день.
Мы коротко рассмотрели понятие вотума, в Канаде, в России, в Германии, во Франции . Оставляйте свои комментарии или дoпoлнения к материалу.
История представительной демократии
Представительные органы государственного управления впервые появились в Римской Республике. Власть принадлежала народу и его избранным представителям, при этом в стране также был избранный или назначенный глава государства, являвшийся, в большей степени, главнокомандующим армии. Такая модель демократического устройства стала впоследствии основой для многих политических философов и мыслителей, которую они модифицировали и подстраивали под реалии времени.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Представительная демократия получила свое развитие в XIII веке в Англии. В 1258 году при участии графа Симона де Монфора, главы сопротивления баронов королевской власти, «Оксфордскими провизиями» была ограничена власть Генриха III: от баронов избирались королевские советники, трижды в год созывался парламент, баронами назначались высшие административные служащие. Позже, в 1265 году, Монфор созвал новый парламент, в который впервые были приглашены делегаты от городского населения, что стало прообразом современной Палаты общин.
В результате Войны за независимость в США в 1787 году законодательная ветвь власти была реформирована таким образом, что выборы в Сенат осуществлялись законодательными собраниями штатов. В 1913 году данная особенность была устранена, и с этого времени сенаторы избираются прямым голосованием, являются представителями населения своего штата и в полной мере несут ответственность перед своими избирателями. В течение ХХ века представительная демократия укрепилась в США за счет предоставления избирательного права категориям граждан, ранее его не имевшим: женщинам, мужчинам, не имеющим собственности, черным.
В XIX веке представительная демократия стала обычным явлением для стран, переживших индустриальную революцию и более не имевших возможности осуществлять прямую демократию из-за роста численности населения и его заинтересованности в управлении политическими процессами.
Типы вотума недоверия
В зависимости от типа предложения, указанного в вотуме недоверия, существуют различные типы вотума недоверия. Это:
- Конструктивное недоверие: в этом случае вотум недоверия должен также содержать замещающего кандидата и альтернативное предложение правительства, среди других условий, установленных в правовой базе страны.
- Деструктивное вотум недоверия: это относится к типу протестов, направленных на свержение главы правительства или власти, без предложения замены.
Согласно предвыборным обязательствам, вотум недоверия можно разделить на два типа:
- Руптуристский вотум недоверия: когда вотум недоверия подразумевает продвижение следующих выборов.
- Продолжая вотум недоверия: вотум недоверия не включает изменения календаря выборов, а скорее предусматривает переходные механизмы правления.