Преодоление административных барьеров
-
сбор информации и проведение исследований относительно размера и областей применения административных барьеров;
информационно-консульт тивную поддержку малых предприятий относительно требований со стороны контролирующих органов;
совершенствование и упрощение форм отчетности малых предприятий;
упрощение процедур, сокращение частоты их использования и количества организаций, требующих предоставления информации;
предоставление льгот предприятиям, в наибольшей степени страдающим от административных барьеров;
замену существующих законов новыми (в меньшем количестве и более простыми);
изучение нового законодательства в целях устранения административных барьеров.
-
снижение административных барьеров, с которыми предприятие сталкивается в процессе хозяйственной деятельности;
сокращение числа лицензирующих органов и строгий контроль всех связанных с лицензированием операций вышестоящими органами;
четкое распределение функций по лицензированию, контролю и регулированию между отдельными органами.
-
рассмотрение вопросов применения конкретных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности и подготовка предложений о целесообразности их использования;
подготовка предложений об упорядочении контрольных (надзорных) функций федеральных органов исполнительной власти и их подразделений и подведомственных государственных учреждений, органов власти субъектов РФ и должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), за исключением налоговой и финансовых сфер;
разработка предложений о порядке финансирования уполномоченных органов и организаций, а также предложений по оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление.
-
выявление фактов неправомерного нормотворчества органов власти, подавляющих развитие предпринимательства и конкуренции;
реализация мер совместно с правоохранительными органами и полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах, направленных на отмену (изменение указанных актов);
разработка предложений по совершенствованию федерального законодательства об административных правонарушениях, направленных на упорядочение контрольно-надзорной деятельности исполнительных органов власти всех уровней и др.
-
Федеральный закон от 8 августа 2001 г.№ 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», установил принципы проведения государственного контроля, права хозяйствующих субъектов при проведении контроля);
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающим образом указал виды деятельности, подлежащие лицензированию;
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», установил «принцип одного окна», согласно которому функции по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей переданы в налоговые органы, и налоговый орган, производя регистрацию в качестве предпринимателя, направляет документы для постановки на учет предпринимателя и в другие государственные органы, в частности в Пенсионный фонд. В настоящее время Закон называется «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей&quo ; и действует в редакции Федеральных законов от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ; от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ; от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ; от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ; от 2 июля 2005 г. N 83-ФЗ.
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» кардинально изменил всю систему сертификации и стандартизации путем введения системы технических регламентов. В соответствии с данным Законом техническое регулирование осуществляется на основании технических регламентов, под которым понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства). Таким образом, законодательно ограничены возможности произвола со стороны региональных и местных властей при установлении дополнительных требований к продукции, производственным процессам.
Мониторинг правоприменения с участием бизнеса
Федеральные органы исполнительной власти и организации — исполнители мероприятий плана в целях осуществления мониторинга и контроля реализации мероприятий плана обеспечивают актуализацию информации о ходе реализации мероприятий плана.
Экспертные группы осуществляют с участием представителей общественных объединений субъектов предпринимательской деятельности, экспертов и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации анализ информации о ходе реализации мероприятий плана, по результатам которого направляют в Министерство экономического развития Российской Федерации протоколы заседаний.
Министерство экономического развития Российской Федерации на основании информации реализации мероприятия плана от экспертной группы, присваивает итоговые статусы реализации мероприятий плана.
Административные барьеры — это препятствия, созданные государством и мешающие развитию предприятий и экономики страны в целом. Необоснованные административные барьеры снижают заинтересованность новых участников рыночных отношений, а также способствуют развитию коррупции.
С различного рода ограничениями (определенными правилами, устанавливаемыми органами государственной власти) сталкиваются практически все предприниматели и участники рыночных отношений.
В современной отечественной экономике проблема административных барьеров очень велика, ведь правила обязаны соблюдать все субъекты рыночных отношений, при этом отчисляя государству денежные средства за проведение определенных нормативно-правовых операций и услуг.
Административная реформа как барьер для формирования административных ошибок
административная реформа в Российской Федерации должна стать барьером на пути формирования административных ошибок. Проведено множество мероприятий в рамках реформы, но не все они достигли своего результата. Данный процесс еще не завершен и требует продолжения, особенно в таких направлениях, как совершенствование государственной службы и структуры органов исполнительной власти, проведение процедурной реформы, сокращение избыточных функций, разделение понятий «государственный надзор» и «контроль» и т. д. Только реализовав всё это на практике, можно говорить об эффективном механизме по преодолению административных ошибок.
Ликвидация барьеров
Таким образом, все граждане, участвующие в процессе экономического движения, сталкиваются с одной проблемой в вопросе избавления от барьеров как таковых – им необходимо объединить свои усилия и потратить на это достаточно много финансов из бюджета своих предприятий, что осуществить, пожалуй, практически невозможно. Поэтому снижение административных барьеров и повышение доступности государственных услуг могут быть осуществлены только за счет самого государства либо же каких-то отдельных компаний, за которыми стоят конкретные физические лица или субъекты, обладающие возможностью оказать влияние на ход решения проблемы.
Если же говорить непосредственно о государстве, то для успешного осуществления такого снижения в систему государственного контроля за рынком и экономическими процессами должен быть внесен ряд серьезных изменений, которые обеспечат усиление защитного механизма правительственного надзора по отношению к субъектам экономических отношений. Выглядеть эти изменения должны следующим образом. Необходимо:
- Создать четко прописанный и регламентированный список закрытого типа, в котором будут состоять все органы власти, имеющие право осуществлять контроль экономической деятельности каких бы то ни было предприятий, а также отдельно выписать все их функции и возможности, чтобы избежать любых повторений. Чтобы осуществить такое, необходимо провести колоссальную трудовую деятельность, направленную на изменение всех юридических постановлений, регламентирующих работу подобных органов.
- Тщательно прописать все основные этапы и тонкости, касающиеся осуществления проверок этими органами экономической деятельности предприятия. Это необходимо для того, чтобы минимизировать риски недобросовестного использования контролирующих и надзорных механизмов с целью оказания давления на подвергаемых проверке субъектов, а также во избежание случаев прямого денежного вымогательства.
- Создать возможность для проведения процедур, касающихся контроля и надзора, на принципе безвозмездности, без необходимости крупных выплат со стороны проверяемых субъектов.
- Создать возможность для всех этих субъектов обжаловать результаты или процессы проведения проверок.
- Свести к минимуму число тех проверок, которые приводятся в жизнь на основании личной инициативы каких-либо исполнительных органов. Здесь имеется в виду, что проверки должны проводиться только в случае подачи на предприятие аргументированных жалоб со стороны его потребителей или конкурентов.
Важно понимать, что все данные пункты могут быть осуществлены в соответствии со всеми нормативно-правовыми (и тоже необходимыми к пересмотру) документами лишь в случае соблюдения некоторых определенных мер и условий, которые выглядят следующим образом:
- Все хозяйствующие субъекты экономических отношений, которые участвуют в процессе реформации и поддерживают концепцию снижения административных барьеров, должны действовать активно и создавать такие рычаги давления и ответственности, которые помешают государственным регулирующим аппаратам действовать без законных оснований. Здесь важную роль может сыграть такой процесс, как социализация бизнеса.
- Правительство должно действовать решительно и поступательно, чтобы в итоге прийти к необходимому результату, а также избавиться от рисков лоббирования интересов тех категорий служащих чиновников, которые к административным барьерам относятся с пиететом по причине получения ими от них какой бы то ни было (чаще всего, конечно, денежной) личной выгоды.
- Необходимо создать такую систему, ответственную за урегулирование споров и экономических конфликтов, которая будет защищать интересы и частных лиц, а не только государственных, как это устроено сейчас благодаря тому, что любые неурядицы решаются исключительно в судебном порядке, при котором возможен нечестный исход процесса.
Одобрение инициатив и их реализация
Максимально активное вовлечение предпринимательского сообщества в формирование повестки реформ — от выявления существующих проблем ведения бизнеса в различных отраслях, формирования путей их решения, до оценки качества работы органов власти.
Аккумуляция инициатив по улучшению предпринимательской среды в едином документе, что позволит обеспечить комплексную координацию и контроль реализации реформ.
Актуализация плана мероприятий на постоянной основе – 2 раза в год – в целях оперативного реагирования на изменения макроэкономической ситуации и запросы предпринимательского сообщества.
Экспертные и рабочие группы
- Сбор и анализ предложений по актуализации мероприятий плана ТДК, обеспечение их обсуждения, а также представление результатов в Минэкономразвития России.
- Подготовка заключений о соответствии ожидаемым результатам разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти проектов актов, подготовленных во исполнение мероприятий плана ТДК.
- Осуществление финальной оценки реализованных мероприятий плана ТДК.
- Осуществление мониторинга правоприменения актов, разработанных в рамках механизма ТДК.
Экспертные и рабочие группы осуществляют свою деятельность на площадках организаций, в том числе деловых объединений.
Экспертный совет
Председатель Экспертного совета — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации В.А. Живулин.
- Координация деятельности экспертных и рабочих групп.
- Рассмотрение предложений по формированию площадок экспертных и рабочих групп.
- Формирование предложений по перечню актов для осуществления мониторинга правоприменения.
- Рассмотрение результатов реализации мероприятий плана ТДК и осуществления мониторинга правоприменения.
Председатель Экспертного совета — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации В.А. Живулин.
- Координация деятельности экспертных и рабочих групп.
- Рассмотрение предложений по формированию площадок экспертных и рабочих групп.
- Формирование предложений по перечню актов для осуществления мониторинга правоприменения.
- Рассмотрение результатов реализации мероприятий плана ТДК и осуществления мониторинга правоприменения.
Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции
Председатель Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции — первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
- Рассмотрение предложений по внесению изменений в структуру управления механизмом ТДК и порядок актуализации, осуществления мониторинга и контроля реализации мероприятий плана ТДК
- Рассмотрение сводного ежегодного доклада о реализации и эффективности достигнутых мер плана ТДК.
Логика создания и мультипликации административных барьеров в России
В
мировой практике создание административных
барьеров в форме входного контроля
являются исключительной мерой регулирования
экономики, вводимой в случаях, когда иные
методы регулирования на практике показали
свою недостаточность. Поэтому они применяются
в ограниченной сфере. Так, в Европейской
Союзе обязательной сертификации подлежит
4% товарной номенклатуры (в России около
80%), причем список таких товаров составляется
на основе статистики несчастных случаев.
Количество лицензируемых видов деятельности
колеблется в разных странах ЕС от 30 до
90.
В
России административные барьеры как
способ регулирования хозяйственной
деятельности возникли в ответ на товарную
интервенцию начала 90-х годов. Массовое
проникновение на рынок некачественных
и опасных товаров, а также лавинообразное
развитие рынка услуг привело к тому, что
меры, по сути своей исключительного характера,
прежде всего, сертификация и лицензирование,
стали применяться для контроля основной
массы товаров и услуг. Такие масштабы
входного контроля могли иметь только
два возможных последствия. Если бы контроль
осуществлялся реально, то с высокой вероятностью
возникли бы запретительно высокие издержки
ведения хозяйственной деятельности,
что в крайнем случае могло привести к
практически полной остановке товарооборота.
Однако на практике оказалось невозможным
создать реальные механизмы контроля
качества товаров и услуг именно из-за
чрезвычайно широкого поля применения
подобных механизмов. Реальный контроль
качества был подменен контролем за бумагами.
То есть фактически административные
барьеры превратились в покупку права
заниматься той или ной деятельностью
или продавать тот или иной товар.
В
качестве примера подобного выхолащивания
содержания контроля можно привести систему
обязательной сертификации. Закон РФ «О
сертификации» был принят в 1993 г. Декларированная
цель закона — оградить российский рынок
от проникновения опасных товаров. В настоящее
время под обязательную сертификацию
попадают 80% номенклатуры. товаров потребительского
рынка. При таком объеме товаров, подлежащих
обязательной сертификации, система не
справляется с возложенными на нее задачами.
По официальным данным Госстандарта, ежегодно
имеет место порядка 2% отказов в сертификации.
При этом более чем 30% продукции в последующем
забраковывается уже в торговле. Это показывает,
что сертификация сама по себе не является
серьезным препятствием для проникновения
на рынок некачественных товаров.
Малый бизнес и административные барьеры
Динамичное
развитие экономики любой страны
предопределяется достигнутым уровнем
целого ряда составляющих, по которым,
в свою очередь, можно судить также
и о степени зрелости экономической
системы в целом. Важнейшей в ряду таких
составляющих общепринято считать в последнее
время развитие малого предпринимательства.
Пороговой величиной, свидетельствующей
о том, что в стране осуществилась критическая
масса рыночных преобразований, созданы
благоприятные условия для бизнеса, эффективного
использования инвестиций, по мнению экспертов
Всемирного банка, является состояние
экономики, когда доля малого бизнеса
достигает примерно 40% от общей численности
занятых. Это положение подтверждается
опытом стран с переходной экономикой
(Венгрия, Польша, Чехия, Эстония и др.),
успешно решивших проблему ускоренного
экономического роста, существенного
повышения жизненного уровня населения.
В экономически развитых странах доля
малого бизнеса, как по численности занятых,
так и в общем объеме ВВП, как правило,
превышает 50%. Малое предпринимательство
является наиболее важным стимулом экономического
роста, обеспечивает занятость населения,
в значительной мере способствует формированию
конкурентной среды, установлению рыночного
равновесия, т.е. играет большую роль в
решении экономических и социальных задач.
В
то же время, как свидетельствует
мировой опыт, в силу присущих ему
особенностей малый бизнес нуждается
в особом к себе отношении. Он, в
отличие от крупного бизнеса, наиболее
чутко и болезненно реагирует на все барьеры,
с которыми приходится сталкиваться при
организации и в ходе любой хозяйственной
деятельности. Не случайно во всех развитых
странах сформировались самостоятельные
системы государственной поддержки малого
предпринимательства, предусматривающие
специальные меры по снижению бремени
многочисленных барьеров, препятствующих
развитию предпринимательства. В разных
странах и в разные периоды их развития
перечень наиболее ощутимых барьеров,
их ранжирование могут изменяться. Однако
есть барьеры, связанные с нехваткой капитала,
доступом к нему, а также рыночные барьеры,
вызванные ограниченным спросом и условиями
конкуренции. В отдельные группы выделяют
барьеры, связанные с политикой государства
по отношению к малому предпринимательству,
куда относят и налоговую систему, барьеры,
обусловленные отсутствием доступа к
информации.
Начиная
с 80-х годов прошлого века европейские
страны стали выделять в отдельную
группу так называемые административные
барьеры и, в основном в рамках общей политики
дерегулирования, принимать меры по их
оценке и устранению. В настоящее время
административные барьеры считаются одним
из самых серьезных препятствий на пути
развития малого предпринимательства
как в странах с развитыми рыночными отношениями,
так и в странах с переходной экономикой,
особенно странах СНГ, где развитие малого
предпринимательства до сих пор находится
в зачаточном состоянии.
Группы барьеров административного характера
Барьеры, рассматриваемые в этой статье, можно условно разделить на три группы:
- Первые возникают, если субъект намерен захватить доступ к любому экономическому ресурсу и по официальным законным правам использовать эти ресурсы в своей деятельности (например, попытка субъекта зарегистрировать новую компанию или реформировать ее статус, сдавать в аренду определенное помещение, получать какие-либо материальные ценности в кредит или аренду и т.д.).
- Вторая группа проблем имеет место быть, если субъект имеет намерения законно получить права на осуществление деятельности, связанной с экономической деятельностью (например, попытка субъекта законным путем получить лицензию на свою работу, сертифицировать или зарегистрировать какой-либо продукт в своей коммерческой деятельности и т.д.).
- Третьи проблемы возникают, если субъект просто осуществляет свою деятельность в рамках правил экономики (например, здесь можно указать получение каких-либо выгод за выполнение этой деятельности, штрафы, налагаемые в случае незнания правил ведения деятельности и т.д.)
В любом случае, невозможно структурировать и детально классифицировать все возможные типы административных барьеров, поскольку они очень разнообразны и все варьируются в зависимости от конкретной ситуации, в которой находится юридическое лицо. В дальнейшем в статье будут указаны некоторые характеристики условных групп этих административных барьеров, а доступность услуг, связанных с этими регуляторными экономическими процедурами, также будет определена ниже.
Подробности
Цели предпринимателей малого и среднего бизнеса
Административные барьеры негативно влияют на управленческие процессы тем самым тормозя развитие экономики в государстве. Можно выделить несколько пунктов:
— Первоочередная проблема состоит в том, что, если не уменьшить административные барьеры, экономика только потеряет. Заключаться проблемы будут в повышении цен, зависящих от роста государственного контролирующего аппарата, который нужно содержать, введении новых видов пошлин, налогов и т.д.
— Надо отметить, что только ликвидация административных барьеров может дать стимул к применению государством более эффективных методов регулирования необходимых экономических процессов.
— Не менее важно понимание того, что сегодняшнее количество административных барьеров в большинстве случаев оказывает влияние на деятельность государственных чиновников, которые во всем ищут материальную выгоду прежде всего для себя, и на деятельность коммерческих структур, которые находятся под влиянием чиновников
- Финансовые потери для компаний, терпящих дополнительные издержки по статьям расходов, надобность введения которых обусловлена именно преодолением барьеров. Большая часть данных издержек в последующем компенсируется увеличением розничных цен на рынке, а это, в свою очередь, не что иное, как экономическая потеря общества.
- Снижение коэффициента эффективности, связанного с правильным использованием ресурсов, имеющихся в запасе государства. Административные барьеры оказывают значительное влияние на появление новых представителей бизнеса (особенно это касается малого либо среднего бизнеса) на экономическом рынке. Соответственно, это влияет на сложившийся уровень конкуренции в сфере экономики, что снижает показатель экономической эффективности в целом. Финансовые потери этого рода имеют косвенный характер.
Прямые потери образуются в следствие того, что …
для выполнения требований, выдвигаемых органами власти, контролирующими процессы в сфере экономики, предприятия должны осуществлять много дополнительных выплат, которые носят как официальный характер, так и теневой. При этом, платить приходится не за сами экономические ресурсы, а только за право пользования ими — отсюда вытекают так называемые, трансакционные расходы.
Рассмотрим, к примеру, сертификацию разных услуг и производимой продукции. Данная процедура является обязательной. Надо сказать, что в денежном выражении (если ориентироваться на суммы, сформированные в соответствии со стандартами законодательных органов) на этот процесс за один календарный год уходит примерно 130 миллионов долларов
Причем, сумма эта минимальна, так как не берутся во внимание виды финансовых операций, которые имеют косвенное отношение к сертификации
Снизить уровень либо ликвидировать административные барьеры, и поднять степень доступности госуслуг может только само государство либо лица, имеющие возможность влиять на процесс решения проблемы.
Когда речь идет о государстве
…то для внесения изменений в систему госконтроля за рыночными и экономическими отношениями необходима разработка предложений, способствующих усилению защиты государственного надзора по отношению к участникам экономических отношений. Для этого нужно:
— составить перечень, в котором будут четко обозначены все органы власти, допущенные к осуществлению контроля за экономическими процессами, которые ведутся на предприятиях. Отдельно разработать их полномочия и функции. Для того, чтобы осуществить это, необходимо внести много изменений в действующие законодательные документы, регламентирующие деятельность органов надзора;
— четко обозначить все этапы проведения проверок экономической деятельности организаций данными органами. Это нужно для того, чтобы исключить возможность давления со стороны проверяющих органов власти на субъекты, подвергающиеся проверке и свести к минимуму возможность вымогательства денежных средств;
— предоставить возможность субъектам обжаловать итоги проверки либо само ведение процесса;
— минимизировать количество проверок, которые проводятся по личной инициативе контролирующих органов. Это значит, что организация проверки должна осуществляться только на веских основаниях (наличие обоснованной жалобы со стороны клиентов либо конкурентов).
Конечно, эти пункты могут быть реализованы только в случае закрепления их в нормативно-правовых документах.