Административная комиссия

Кодекс об административных правонарушениях РФ

Основной законодательный документ в сфере отношений, связанных с административными документами, представляет собой кодифицированный акт, который устанавливает общий перечень всех административных правонарушений и полноценно регулирует общественные отношения по привлечению правонарушителей к административной ответственности. КоАП РФ фиксирует порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам, перечисляет административные наказания и порядок их назначения, устанавливает органы, рассматривающие дела в данной сфере. Действующий на территории РФ Кодекс об административных правонарушениях был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г., последние изменения были внесены в него действием Федерального закона № 326-ФЗ от 03.08.2018 г. «О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которые вступили в силу 14 августа 2018 г. 

Состав комиссии

Согласно сложившейся практике, численность комиссии по административным правонарушениям составляет от 7 до 11 человек.

Руководит ею председатель, у него есть заместитель. На постоянной основе в состав вводится ответственный секретарь. Последнее должностное лицо присутствует не во всех регионах страны. Рассмотрим их роль в работе комиссии.

Чем занимается председатель:

  • возглавляет коллегиальный орган;
  • отвечает за деятельность перед вышестоящими органами и должностными лицами, представляет отчет;
  • планирует и организует работу структуры;
  • распределяет обязанности между подчиненными;
  • назначает заседания и руководит их проведением;
  • руководит работой аппарата комиссии.

В чем особенности статуса заместителя председателя:

  • выполняет поручения председателя;
  • замещает его в период отсутствия;
  • выполняет иные переданные ему функции.

В чем заключаются задачи ответственного секретаря:

  • готовит материалы для рассмотрения;
  • сообщает членам комиссии и участникам дела о заседании;
  • ведет протокол и оформляет решения комиссии;
  • готовит отчеты о деятельности комиссии, выполняет иные поручения председателя.

На платной основе в деятельности органа участвуют председатель, его заместитель и служащий, выполняющий технические функции.

Проблема 3. Невозможно взыскать административный штраф

Зачастую орган местного самоуправления не может взыскать с нарушителя штраф. Причин обычно две:

1) недостаточное взаимодействие с территориальными подразделениями службы судебных приставов;

2) у должника нет имущества, на которое можно обратить взыскание.

Решение. Определите порядок взаимодействия административной комиссии и судебных приставов. Заключите соглашение о взаимодействии с территориальным подразделением службы судебных приставов. Предложите ежеквартально проводить координационные совещания по проблемам работы комиссии, круглые столы по вопросам привлечения к административной ответственности.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ КОМИССИЙ

    1. Понятие административной юрисдикции. Правовая природа административных комиссий как органов административной юрисдикции

123456анализа научной литературы78910если применительно к подзаконности11административную юрисдикции ассоциировать с деятельностью12

  1. административная юрисдикция как деятельность (процесс) возникает при наличии специфического юридического факта, которым является совершение деяния, содержащего в себе признаки административного правонарушения;
  2. субъектом осуществления административной юрисдикции выступает специальной уполномоченный орган. Среди прочего таким субъектом может быть и коллегиальный орган – административная комиссия, созданная в порядке, предусмотренном законодательством соответствующего субъекта федерации. При этом, необходимо иметь в виду, что в силу указанных выше положения КоАП РФ, полномочия на создание административных комиссий могут быть переданы и муниципальным органам. В таком случае, осуществление публичных (государственных) функций будет происходить от имени государства субъектом не являющимся государственным органом;
  3. наличие специальной процессуальной формы (порядка) осуществления деятельности органами административной юрисдикции. В силу специфики законодательства об административных правонарушениях, применительно к административным комиссиям, такой порядок определяется как КоАП РФ, так и законодательством субъектов федерации.
  4. по результатам рассмотрения конфликтной ситуации, уполномоченный субъект принимает или утверждает юрисдикционный акт, который по своей внешней форме представляет собой письменный документ, являющийся индивидуальным правовым актом, имеющим юридическую силу и содержащиеся в нём предписания, являются обязательными для участников общественных отношений. Применительно к административным комиссиям, таким юрисдикционным актом является принимаемое последними решение;
  5. административные комиссии, осуществляя юрисдикционную деятельность, реализуют функции характерные для законодательства об административных правонарушения в целом, а именно: охранительную (охраняет установленный порядок общественных отношений в различных сферах, охраняет основные общественные «ценности»), регулятивную (посредством установления запретов и санкций за их нарушения, оказывается влияние на поведение субъектов правоотношений, то есть регулирование общественных отношений в целом), воспитательную (функция профилактики и недопущения совершения подобных правонарушений в последующем).
  6. административная юрисдикция является неотъемлемой составляющей государственной правоохранительной деятельности и носит правоприменительный характер.

13

    1. Формирование и предметная компетенция административных комиссий

14составлять протоколы об административных правонарушениях1516основные формы и порядок деятельности171819202122постановлением администрации муниципального образования23242526  1  

Права комиссии

Ниже рассмотрим права комиссии как коллегиального органа, единого целого:

  • направление запросов органам власти, должностным лицам и организациям, независимо от организационной формы и права собственности с целью получения документов;
  • приглашение граждан и чиновников для получения нужной информации;
  • взаимодействие с муниципальными и государственными органами власти, общественными организациями и отдельными гражданами в процессе своей деятельности.

Отметим, что комиссия обладает статусом юридического лица, имеет свою печать. Правительство региона или администрация (городская и муниципальная) обеспечивают материально-техническую базу и утверждают образцы бланков.

Статья 11.3. Административные комиссии | ГАРАНТ

Статья 11.3. Административные комиссии

1. Административные комиссии — постоянно действующие в муниципальных образованиях коллегиальные органы, уполномоченные в соответствии с частью 5 настоящей статьи осуществлять подготовку к рассмотрению и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом и совершенных на территориях соответствующих муниципальных образований, а также выносить по этим делам решения в порядке, установленном федеральным законом.

2. Административная комиссия создается представительным органом муниципального образования по представлению главы муниципального образования в составе председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря и иных членов административной комиссии на срок полномочий представительного органа муниципального образования.

Административные комиссии создаются в городских округах, городских, сельских поселениях Краснодарского края и действуют в пределах границ соответствующих муниципальных образований Краснодарского края.

3. Председатель, заместитель председателя и ответственный секретарь административной комиссии назначаются из числа лиц, замещающих должности муниципальной службы.

4. Исключена.

См. текст части 4 статьи 11.3

5. Административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.2, 2.3, 2.5 — 2.5.3, 3.2 и 3.3, 3.8, 3.10, 4.12, 5.2, 5.4, 6.2 — 6.5, 7.2, 7.15, 9.1.1 — 9.1.4, 9.1.5 настоящего Закона.

Цель создания

Орган создается для рассмотрения дел о нарушениях местного или регионального законодательства. Его полномочия очерчены ст. 22.1 КоАП. Если административная комиссия перестает действовать или реорганизуется, то полномочия передаются новым органам или суду. Под судом чаще подразумеваются мировые судьи.

В задачу комиссии не входит составление протокола и формирование дела. Этим занимаются иные лица, в частности, сотрудники полиции, уполномоченные представители иных органов. В задачи комиссии входит вынесение решений по представленным материалам. Ее деятельность правомерно сравнивать в определенной степени с деятельностью суда.

Проблема 1. Недостаточное финансирование или неполный состав административной комиссии

Организуйте взаимодействие с уличными и домовыми комитетами. Они помогут административной комиссии в ее работе

Недостаточное финансирование ведет к отсутствию материальной заинтересованности ее членов и, как следствие, к неэффективной работе. В крупных муниципалитетах бывает сложно выявить все совершаемые на территории муниципального образования правонарушения. Проблема становится особенно острой, если комиссия работает в неполном составе.

Решение. Организуйте взаимодействие с органами территориального общественного самоуправления (уличными, домовыми комитетами). Они помогут выявлять правонарушения и возьмут на себя общественный контроль за исполнением постановлений административной комиссии. Закрепите в муниципальном акте порядок такого взаимодействия. В местном бюджете предусмотрите финансирование для членов комиссии и органов ТОС.

На заметку: Когда создают административную комиссию

К административной ответственности нарушителей привлекают органы государственной власти. Но многие регионы в рамках передачи отдельных государственных полномочий делегируют органам местного самоуправления право составлять протоколы об административных правонарушениях. Порядок передачи полномочий установлен  Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Кроме того, субъект РФ может передать местным властям полномочие рассматривать дела об административных правонарушениях и создавать административные комиссии для привлечения к административной ответственности (ч. 2, 5, 6 ст. 1.3.1 КоАП).

Административная комиссия — коллегиальный орган, который действует на постоянной основе. Он готовит к рассмотрению дела об административных правонарушениях, совершенных на территории муниципального образования, рассматривает эти дела и выносит по ним решения.

Права комиссии

Ниже рассмотрим права комиссии как коллегиального органа, единого целого:

  • направление запросов органам власти, должностным лицам и организациям, независимо от организационной формы и права собственности с целью получения документов;
  • приглашение граждан и чиновников для получения нужной информации;
  • взаимодействие с муниципальными и государственными органами власти, общественными организациями и отдельными гражданами в процессе своей деятельности.

Отметим, что комиссия обладает статусом юридического лица, имеет свою печать. Правительство региона или администрация (городская и муниципальная) обеспечивают материально-техническую базу и утверждают образцы бланков.

Состав коллегиального органа

Как формируется районная административная комиссия? Для участия в деятельности обсуждаемой организации необходимо быть не моложе 18 лет. Включение в состав допускается с письменного согласия человека. Столь юный возраст допускается тем, что в состав входят не только чиновники местной власти и депутаты. На работу принято приглашать и представителей общественности.

Его представители не могут иметь иностранное гражданство, вид на жительство или аналогичный документ, дающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Коллегиальный состав не ограничивается муниципальными или региональными государственными служащими. По согласованию с федеральными властями в состав комиссий могут входить и их представители. Должностные лица комиссии по административным делам не могут составлять более половины числа участников.

Процесс рассмотрения

Порядок рассмотрения дел в комиссии организован так же, как и для других органов или судов:

  • представленные материалы изучены на предмет подсудности другому органу, готовности дела к рассмотрению по существу;
  • вызываются участники дела (привлеченное к ответственности, должностное лицо лица, передавшего материалы, потерпевший, свидетели);
  • доводы сторон исследованы, представлены доказательства;
  • решение административной комиссии принимается голосованием.

Он оформляется в виде постановления. Легитимность принятого решения зависит не только от правильности оценки собранных материалов, от оценки законов, но и от того, что комиссия имела кворум — было ли количество членов достаточным для принятия решения.

Принципы администрэтивных процедур

Административно-процедурные принципы представляют собой разновидность правовых принципов, поэтому при определении их понятия следует исходить из общетеоретических положений.

Термин «принцип» произошел от латинского слова «principium» -«начало», «первооснова». Таким образом, принцип и начало слова-синонимы, а это означает, что принципы права, в том числе административного процесса, представляют собой его основные начала, первооснову соответствующей правовой системы.

Несмотря па кажущуюся простоту понятия правового принципа, в науке сложилось несколько подходов к его определению. Одни авторы (например, ДА Керимов) рассматривают принципы права как научную категорию, отражающую в теоретических положениях определенные закономерности развития общественных отношений, направление и основные черты правового регулирования общественных отношений. Иными словами, принципы права не получают выражения, не фиксируются непосредственно в правовых нормах. Другие авторы (например, М.А. Гурвич) придерживались противоположного мнения, ибо полагали, что принцип права — наиболее общая правовая норма. Таким образом, принцип права полностью отождествляется с правовой нормой. Наконец, третья группа ученых (например, В.М. Семенов, НА Чечина, В.Н. Щеглов) как бы аккумулирует в своих представлениях о правовом принципе первые две позиции, потому что принципы права, с одной стороны, определяются как идейные, а с другой — как нормативно-руководящие начала (основы) права.

Наиболее обоснованной представляется третья позиция, поскольку принцип права как руководящая идея, основополагающее начало отличается от научных и философских принципов тем, что требует закрепления в нормах права, ибо нуждается в специальной защите, обеспеченной силой государственного принуждения. Таким образом, идейные основы (начала) права лишь тогда становятся его принципами, когда закрепляются в самом праве: его содержании и формах. Существуют несколько способов фиксации (закрепления) в нормах права идейных его основ или начал: текстуальный и смысловой .

Текстуальный способ фиксации основных начал права характеризуется тем, что эти начала закрепляются в конкретных административно-процессуальных нормах (непосредственное закрепление). При таком способе закрепления основные начала права представляют собой принципы-нормы, которые обладают всеми свойствами и структурными частями норм права, хотя действие их содержания распространяется далеко за пределами данной конкретной нормы. В качестве примера текстуального закрепления административно-процедурных принципов могут служить следующие административные нормы: ст. 1.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее — КоАП РФ) (принцип равенства перед законом), ст. 1.5 КоАП РФ (презумпция невиновности), ст. 1,6 КоАП РФ (принцип законности, т.е. обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением). Смысловой способ фиксации в нормах права идейных его начал заключается в том, что содержание конкретного принципа выводится из анализа содержания отдельных правовых норм или институтов (косвенное закрепление). При смысловом способе фиксации идейных основ права правовой принцип существует как «скрытое» в отдельной норме или институте общее правовое положение. Например, существование таких принципов административного процесса, как национального языка, состязательности, диспозитивности» устности, всесторонности и непосредственности выводятся из сг. ст. 24.1- 24.3, 26.1 и др. статьи КоАП РФ.

Таким образом, принципы административного процесса представляют собой обусловленные социально-экономическими и политическими устоями российского государства и общества, закрепленные непосредственно в нормах административного права или вытекающие из его содержания правовые идеи (основные, руководящие начала), отражающие его сущность и характерные черты. Принципы права — его «активные точки», «одухотворяющие начала», выражающие главное и решающее в его содержании4 . В этой связи принципы права верны лишь настолько, насколько они соответствуют природе права, адекватно отражают его глубинную сущность.

Цель создания

Орган создается для рассмотрения дел о нарушениях местного или регионального законодательства. Его полномочия очерчены ст. 22.1 КоАП. Если административная комиссия перестает действовать или реорганизуется, то полномочия передаются новым органам или суду. Под судом чаще подразумеваются мировые судьи.

В задачу комиссии не входит составление протокола и формирование дела. Этим занимаются иные лица, в частности, сотрудники полиции, уполномоченные представители иных органов. В задачи комиссии входит вынесение решений по представленным материалам. Ее деятельность правомерно сравнивать в определенной степени с деятельностью суда.

Установление административной ответственности

Административная ответственность устанавливается законодательными органами государства, и в соответствии со статьей 1.1  Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации  может устанавливаться на двух уровнях: федеральном и региональном.

Субъектом административной ответственности может быть или вменяемое физическое лицо, которое достигло шестнадцатилетнего возраста, или организация (то есть юридическое лицо).

Административное наказание по общему правилу может быть назначено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Административные наказания, а также органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, производство по таким делам и порядок исполнения постановлений по делу об административных правонарушениях определены названным Кодексом.

Административная ответственность наступает за проступки, которые с точки зрения общественной опасности граничат с преступлениями (например, нарушение правил дорожного движения, повлекшее дорожно-транспортное происшествие, мелкое хулиганство, мелкое хищение, неповиновение сотруднику милиции и другое).

Права членов комиссии

Сейчас рассмотрим перечень прав членов комиссий:

  • знакомиться с материалами дел, поступающих на рассмотрение;
  • поднимать вопрос о необходимости отложить заседание и истребовать документы, назначить экспертизу и принять иные меры для более полного исследования обстоятельств дела;
  • участвовать в заседании;
  • задавать вопросы лицам, вызванным на заседание;
  • исследовать письменные и вещественные доказательства;
  • участвовать в обсуждении принимаемых решений;
  • голосовать в процессе принятия решений;
  • вести протокол, если отсутствует должностное лицо, отвечающее за его ведение.

В нормативных актах отдельных регионов прописывается пункт о процессуальной независимости членов комиссии. Председатель, его заместитель или служащие аппарата не вправе ее ограничивать каким-либо образом.

Система органов административной юрисдикции

В КоАП устанавливается система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных действующим законодательством.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются в пределах установленных полномочий:

  • судьями (мировыми судьями);
  • комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами, либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

  • мировыми судьями;
  • комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Анализируя указанную систему, следует отметить, что основным субъектом применения мер административной ответственности являются не суды как коллегиальные органы, а судьи (мировые судьи), реализующие свою компетенцию единолично. Компетенция судей определяется Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», а мировых судей — Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации». При этом районный суд выступает в роли второй инстанции (рассмотрение жалоб на постановления о назначении административного наказания мировыми судьями).

Полномочия федеральных органов исполнительной власти по рассмотрению дел об административных правонарушениях определены законодательством Российской Федерации, прежде всего КоАП, а также положениями об указанных органах. В субъектах Российской Федерации полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях устанавливаются законами этих субъектов.

КоАП определены должностные лица, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

  • руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
  • руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, заместители;
  • иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовы ми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные, инспекционные или контрольные функции.

Конкретный перечень должностных лиц, наделенных юрисдикционными полномочиями, устанавливается приказами руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривают уполномоченные должностные лица данных органов.

Права комиссии

Ниже мы рассмотрим права комиссии как коллегиального органа, как единого целого:

  • направлять запросы в органы власти, должностным лицам и организациям независимо от организационной формы и формы собственности для получения документов;
  • приглашать граждан и должностных лиц для получения необходимой информации;
  • взаимодействие с органами муниципальной и государственной власти, общественными организациями и отдельными гражданами при осуществлении ими своей деятельности.

Отметим, что комиссия имеет статус юридического лица и имеет свою печать. Правительство или администрация области (города и муниципалитета) обеспечивает материально-техническую базу и утверждает образцы форм.

Социальная роль административной ответственности

Невозможно переоценить социальную роль административной ответственности, так как она является чрезвычайно важной прежде всего потому, что возникает как правовое последствие недопустимой и ненадлежащей реализации отдельными гражданами и юридическими лицами своих прав и свобод, а также обязанностей в обществе Она включает не только ретроспективную ответственность (как следствие правонарушения), но и такой позитивный аспект, как определенный внутреннее состояние человека, его отношение к порученному делу, общества, своим поведением. Подводя итог вышесказанному, можно дать следующее (в известной мере условное) определение административная ответственность — это комплекс мер ответственности, представляющих в совокупности разновидность юридической ответственности, проявляется в применении уполномоченным кругом органов или должностных лиц в соответствии с действующим законодательством административных взысканий к лицам (физическим и юридическим лицам), совершившим административное правонарушение; такая ответственность имеет свою специфическую структуру (основания ответственности, субъекты отношений, возникающих в связи с её реализацией, условия её применения), а также предусмотренные в правовом порядке меры ответственности, т.е

административные взыскания за совершение такого рода противоправного деяния

Подводя итог вышесказанному, можно дать следующее (в известной мере условное) определение административная ответственность — это комплекс мер ответственности, представляющих в совокупности разновидность юридической ответственности, проявляется в применении уполномоченным кругом органов или должностных лиц в соответствии с действующим законодательством административных взысканий к лицам (физическим и юридическим лицам), совершившим административное правонарушение; такая ответственность имеет свою специфическую структуру (основания ответственности, субъекты отношений, возникающих в связи с её реализацией, условия её применения), а также предусмотренные в правовом порядке меры ответственности, т.е. административные взыскания за совершение такого рода противоправного деяния.

На видео: Вся административная ответственность

В приведённом определении охвачены основные, но далеко не все элементы, признаки, характеризующие административную ответственность.

Мы коротко рассмотрели административная ответственность и ее признаки, характерные черты, виды, а также социальную роль в современном государстве.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Составление итогового документа

Постановление административной комиссии является завершающим документом по делу. Оно имеет примерно следующую структуру:

  • название комиссии, указание фамилий и инициалов ее членов;
  • дата и населенный пункт, в котором рассмотрено дело;
  • сведения о лице, признанном виновным в нарушении;
  • выявленные обстоятельства;
  • мотивировка решения (почему привлеченное лицо признано виновным или невиновным);
  • назначенное наказание;
  • сроки и порядок обжалования постановления.

Комиссиям разрешено назначать наказания в виде штрафа или предупреждения. Применение иных мер считается нарушением. Если принято решение о штрафе, указываются реквизиты счета, на который должны зачисляться средства.

Составление итогового документа

Решение административной комиссии является заключительным актом по делу. Он имеет примерно такую ​​структуру:

  • наименование комиссии с указанием фамилий и инициалов ее членов;
  • дата и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, признанном виновным в нарушении;
  • раскрытые обстоятельства;
  • причина решения (почему лицо было признано виновным или невиновным);
  • назначенное наказание;
  • сроки и способы обжалования решения.

Комиссии могут налагать штрафы, такие как штрафы или предупреждения. Принятие других мер считается нарушением. Если принято решение о неустойке, указываются реквизиты счета, на который должны быть зачислены средства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес стратегия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: