Справка – назначение, виды, содержание, оформление
Справка — документ, составляемый с целью описания фактов основной деятельности предприятия или подтверждения фактов биографического или служебного характера.
Здесь представлены образцы оформления справок по производственным вопросам и личного характера.
Справки по производственным вопросам могут составляться по запросам руководства, по запросам другой организации или в связи с внутрифирменными правилами оформления конкретных сторон деятельности предприятия. Такие справки могут быть внутренними и внешними.
Внешние справки — для представления в другую (как правило, вышестоящую) организацию — оформляются на общем бланке организации (или бланке справки). Внутренние справки — для представления руководству организации или на рассмотрение коллегиального органа — оформляются на стандартном листе бумаги аналогично докладной записке с теми же реквизитами.
Текст справки, как правило, состоит из двух частей: в первой излагаются факты, послужившие основанием или поводом для ее составления, во второй приводятся конкретные сведения, отражающие существо вопроса.
Текст справки может состоять только из одной части. Если справка содержит однородную систематизированную информацию, ее текст оформляется в виде таблицы. Если в справку включаются сведения по нескольким вопросам, ее текст может состоять из нескольких разделов.
Внешние справки подписывают руководитель организации или его заместитель. Справку, содержащую сведения финансового характера, подписывают руководитель организации и главный бухгалтер и заверяют печатью. Внутренние справки подписываются руководителем структурного подразделения или специалистом-составителем.
Справки, составляемые для подтверждения сведений биографического или служебного характера, подписываются двумя лицами: руководителем и главным бухгалтером или руководителем и заведующим отделом кадров, – и заверяются печатью. Для таких справок в организациях используются унифицированные бланки с трафаретным текстом, и они могут составляться на бланках формата А5.
Текст справки личного характера следует начинать с фамилии, имени и отчества работника (в именительном падеже), которому она выдана. Кроме того, в справке личного характера указывают:
- указание, в удостоверении каких сведений выдана справка;
- для каких целей или в какую организацию выдана справка;
- подпись и указание должности лица, выдавшего справку;
- дату составления и оттиск печати.
Составляются справки в двух экземплярах, один направляется адресату, другой – подшивается в дело.
Обязательными реквизитами справки являются: наименование организации (для внутренней – наименование структурного подразделения), наименование вида документа, дата и регистрационный номер, место составления (для внешней справки), адресат, заголовок к тексту (для справки, оформленной на формате А4), подпись, оттиск печати (для справки биографического и финансового характера).
Классификация правовых актов управления по различным основаниям
Существует множество способов классификации. Рассмотрим наиболее общие и значимые из них.
1. Первая и основная классификация основана на юридическом содержании или свойствах. В соответствии с ней акты управления подразделяют на:
- нормативные или правоустанавливающие, которые конкретизируют нормы, имеющих высшую юридическую силу и содержащихся в законах;
- индивидуальные или правоприменительные, принимающиеся в целях реализации нормативных предписаний, направленных на конкретный субъект, адресованных отдельным лицам;
- смешанные, объединяющие в себе особенности первых двух разновидностей рассматриваемой классификации, то есть могут содержать как нормативное предписание, так и индивидуальное распоряжение.
2. Классификация по территории действия выделяет нормативные предписания:
- обширного действия, оказывающие своё влияние на нескольких территориях, например, на территории РФ или её субъекта;
- локального действия, то есть распространяются только на часть территории или на конкретную организацию.
3. Существует также классификация по сроку действия. В соответствии с таким разделением акты бывают:
- бессрочные, не имеющие конкретного срока действия;
- срочные, устанавливающие определённый срок, по истечении которого документ утрачивает свою силу;
- временные, действующие только в течение ограниченного периода и непродолжительное время.
4. Ещё одна не менее важная классификация, составленная по характеру компетенции органов, которые приняли тот или иной документ. Выделяются нормативные документы органов:
- общего управления, которые издают органы государственной власти общей компетенции и регламентируют наиболее значимые вопросы, затрагивающие каждую отрасль, к примеру, распоряжения Правительства РФ;
- отраслевого управления, регламентирующие вопросы в какой-то определённой сфере, например, приказы председателя Государственного комитета;
- межотраслевого управления, направленные на урегулирование вопросов в нескольких отраслях, к примеру, приказы Госстандарта РФ;
- контрольно-надзорных органов, например, инструкции экологического надзора.
5. По иерархии органов, которыми были изданы нормативные документы, их классифицируют сверху вниз начиная с нормативных документов Президента РФ, Правительства, федеральных органов, властями субъектов, заканчивая актами, утверждёнными местным самоуправлением.
6. Существует также классификация по способу принятия, группирующая нормативные предписания по следующим критериям:
- коллегиальные, принятые коллегиальным органом, к примеру, Правительством РФ;
- единоличные, принятые одним должностным лицом, например, Президентом.
Порядок составления актов
Несмотря на то что документы используются в разных сферах и могут иметь свою специфику, к ним предъявляется ряд общих требований. Правила составления акта обязывают субъекта, ответственного за оформление, включать в бланк следующие реквизиты:
- Название вышестоящей организации (если она есть).
- Наименование предприятия, на котором оформляется документ.
- Название вида бланка (в данном случае «Акт»). В зависимости от события или факта к наименованию добавляют его краткое описание. К примеру, может осуществляться составление акта выполненных работ, приемки-передачи и так далее.
- Место оформления.
- Текст.
- Указание на наличие приложения (если оно есть).
- Подпись и дата оформления.
- Регистрационный индекс.
Смотреть галерею
В ряде случаев на документе должны быть и другие реквизиты. Например, составление акта осмотра предполагает включение в бланк сведений о проверяющих лицах, их подписи, отметки об ознакомлении. На некоторых документах должен присутствовать гриф утверждения либо согласования, печать предприятия или ответственного лица.
Классификация правовых актов управления
Изучая разновидности актов управления, следует отметить, что наибольшее значение имеет критерий юридического содержания. В этой связи основными видами управленческих документов являются:
- нормативные акты;
- индивидуальные.
Кроме юридического содержания, нормативные административные акты можно сгруппировать и по другим критериям, а именно:
- по издающим органам (акты правительства РФ, президента и др.);
- по характеру компетенции издающего органа (акты общие, отраслевые, межотраслевые);
- по территориальному признаку (федеральные акты, акты субъектов, акты органов местного самоуправления).
Ниже рассмотрим все виды детальнее.
Виды актов по характеру компетенции издающих органов
По данному критерию акты подразделяются на общие, отраслевые и межотраслевые. Общие административные акты принимаются субъектами исполнительной власти общего значения, такими как Президент РФ, правительство, главы субъектов, республик и автономных округов, входящих в состав России.
Отраслевые акты регулируют правоотношения в аппарате государственного управления на уровне определённой отрасли народного хозяйства страны. К ним относятся акты министерств (МВД, МЧС, МИД, Минюст, Минздрав, Минкультуры, Минобрнауки и др.), ведомств, управлений, служб и т.д.
Межотраслевые акты издаются органами соответствующей компетенции, такими как Госкомитет по статистике, Федеральное агентство метрологии и технического контроля. Эти акты должны исполняться не только всеми государственными структурами, независимо от того, к какому ведомству они относятся, но и всеми гражданами.
Правовые акты по юридическому содержанию
Нормативные акты управления являются основной правовой базой для административных законопроектов. Как правило, рассчитаны они на долгосрочную перспективу для большого круга лиц. В нормативных актах содержатся основные правила поведения (нормы), регулирующие правоотношения в государственном аппарате управления. Кроме этого, они определяют статус структур исполнительной власти, устанавливают порядок исполнения государственных функций, а также разграничивают сферу влияния и должностные полномочия управленческих органов.
Отличие индивидуальных правовых актов государственного управления от нормативных состоит в первую очередь в том, что они носят нерегламентированный характер и не содержат нормы (типовые правила поведения). Эти проекты действуют единожды, находят своё применение к отдельным ситуациям и часто адресованы конкретному лицу или кругу лиц. Таким образом, индивидуальные акты — это не что иное, как волевое решение органа (уполномоченного лица) исполнительной власти, связанное с возникновением/прекращением определённых правооотношений касательно отдельно взятого случая. В качестве примера можно упомянуть указ Президента о присвоении награды и звания Героя России гражданину, совершившему какой-то доблестный поступок, подвиг.
На практике встречаются и смешанные акты госуправления. Яркий пример — приказы, издаваемые министерствами, которые рассчитаны на неопределённое количество времени и предназначены для большого круга лиц, но при этом для выполнения положений данного акта требуются конкретные действия конкретного должностного лица.
Специфика оформления
Составление акта (при отсутствии унифицированного бланка) осуществляется на листе А4. В качестве заголовка выступает краткое описание фиксируемых событий или фактов. Строгих требований к нему законодательство не предъявляет. При оформлении нужно следить за согласованностью слов. Допускается формулировать заголовок с использованием отглагольного существительного (предложный падеж) и предлога «о». К примеру, могут составляться акты о/об:
- Утрате и уничтожении удостоверений и пропусков.
- Расследовании производственной аварии.
- Нормировании труда.
- Оснащении учебных заведений.
Смотреть галерею
В иных случаях заголовок можно оформить с помощью отглагольного существительного, поставленного в родительный падеж. К примеру, могут составляться акты приема работ, выдачи документации, проверки исполнения коллективного договора, готовности проектно-сметных мероприятий и так далее.
Ситуация, при которой применим Акт о несчастном случае на производстве:
Если в процессе производственной деятельности предприятия произошёл несчастный случай, который повлек травму, легкий или серьезный вред здоровью Работника или иного лица, участвовавшего в производственной деятельности, либо иные последствия, предусмотренные Трудовым кодексом, у Работодателя возникает обязанность совершить ряд действий. В первую очередь Работодатель обязан:
немедленно организовать первую помощь пострадавшему и доставку его в медицинское учреждение;
принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
немедленно проинформировать о несчастном случае уполномоченные органы и при тяжёлых несчастных случаях родственников пострадавшего;
принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.
Документирование несчастного случая на производстве имеет особенности, которые необходимо учитывать. В частности, в соответствии с Трудовым Кодексом РФ Работодатель обязан провести расследование несчастного случая и составить соответствующий Акт о несчастном случае на производстве и направить его в течение суток в установленные Трудовым кодексом органы.
Правоприменительный акт
Правоприменительный акт — один из видов правовых актов, известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права вытекает из их названия — они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.
Характерные признаки правоприменительных актов:
- имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом);
- являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;
- выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;
- исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
- обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.
Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные «казенные бумаги» выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.
Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен:
- обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.);
- иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.
Нoрмативный правовой акт
Нoрмативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
Замечание
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две группы:
- законы;
- подзаконные акты.
Виды законов
- Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
- федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);
- законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).
Виды подзаконных актов
- указы Президента РФ (высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты);
- постановления Правительства РФ (акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами);
- приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов (регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры);
- решения и постановления местных органов государственной власти;
- решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
- нормативные акты муниципальных органов;
Значение нормативного правового акта как основной формы государственного решения
Система публичного управления в государстве учреждается и функционирует для того чтобы реализовывать управленческое воздействие в отношении важнейших сфер общественной жизни (экономической, социальной, культурной, политической и др.), обеспечивая тем самым права личности, комфортную среду для ее жизнедеятельности и развития.
Функции и задачи публичного управления реализуются специально уполномоченными субъектами – должностными лицами и органами публичного управления, государственными и муниципальными служащими. Поскольку государственные решения определяют важнейшие аспекты жизнедеятельности личности и общества в целом, в том числе в исключительных случаях ограничивают права личности, для предотвращения злоупотреблений, обеспечения законности процессы разработки и принятия государственных решений подлежат административной регламентации, то есть имеют определенную заранее установленную форму.
Одной из основных форм государственных решений являются нормативные правовые акты.
В форме законодательных нормативных правовых актов принимаются решения по важнейшим вопросам публичного управления, которые прямо отнесены к компетенции парламента конституцией. Кроме того, в форме законодательных нормативных правовых актов государственные решения принимаются на региональном уровне региональными парламентами.
В частности, в форме законодательных нормативных правовых актов принимаются государством решения в отношении утверждения федерального бюджета, налогов и сборов, вопросов финансового регулирования, кредитного регулирования, валютного регулирования и пр.
Государственные решения могут приниматься в форме подзаконных нормативных правовых актах, издаваемых как парламентом, так и исполнительными органами власти. Такие нормативные правовые акты являются непосредственно государственными решениями, поскольку принимаются для исполнения законов исполнительными органами.
В широком смысле нормативный правовой акт – это властный акт в форме правового документа, содержащего управленческое решение или властное действие субъекта управления, которое принято им в рамках вверенных полномочий. Более конкретно нормативно-правовой акт представляет собой властный акт в форме правового документа, отражающего решение субъекта публичного управления, изданного в соответствии с процедурой, предусмотренной законом.
Особенности правовых актов государственного управления
Правовые акты, опосредующие государственное управленческое воздействие, обладают общими чертами правовых актов и специфическими характеристиками, позволяющими объединить их в соответствующую группу внутри системы отечественных правовых актов. К особенностям, характеризующим природу и значение правовых актов государственного управления, относятся следующие.
Основу всякого правового акта государственного управления составляет управленческое решение, направленное на упорядочение общественных процессов и достижение социально значимой цели. Такое решение обретает форму в содержании управленческого правового акта, и только в таком виде становится причиной определенных правовых последствий. Иначе говоря, содержание правового акта государственного управления выступает основанием для определенного преобразования общественных процессов. Итак, как управленческий правовой акт выступает основание следующих юридических последствий:
- составляющие содержание управленческого правого акта устанавливают или изменяют нормы поведения;
- управленческий правовой акт выступает как юридический факт, непосредственно создающий, преобразующий или прекращающий соответствующие правоотношения. При этом управленческий правовой актах может выступать основанием изменений, как административных правоотношений, так и отношений иной отраслевой принадлежности – финансовых, налоговых, земельных и других правоотношений;
- управленческий правовой акт может использоваться как доказательство в процессуальных отношениях судебного или административного характера.
Замечание 1
Отсюда, принято выделять нормативные правовое акты государственного управления, содержащие общие правила поведения, и индивидуальные акты, направленные на разрешение конкретных правоотношений.
Органами полномочными издавать управленческие правовые акты являются исключительно органы исполнительной власти в рамках предоставленной им нормативно-правовыми актами компетенции.
Правовой акт государственного управления опосредует одностороннее властное волеизъявление соответствующего субъекта государственной исполнительной власти, т.е. принимается в одностороннем порядке. При этом необходимо отметить, что не исключается разработка и принятие комплексного управленческого акта совместно органами исполнительной власти разной компетенции, однако и здесь будет иметь место одностороннее управленческое воздействие субъекта управления на объект управления, пусть даже на стороне субъекта выступают несколько органов.
Государственный управленческий правовой акт является средством реализации властного воздействия, инструментом, при помощи которого органы исполнительной власти, их должностные лица оказывают управленческое воздействие на общественные процессы.
Посредством правового акта государственного управления реализуется властное воздействие для установления общих правил поведения или урегулирование конкретных общественных отношений в подведомственной сфере управления.
Особый порядок обжалования правового акта государственного управления: такой акт может обжаловаться, как в административном, так и в судебном порядке.
Замечание 2
Правовые акты государственного управления выступают основным инструментом реализации полномочий органами исполнительной власти, в том числе и посредством упорядочения конкретных общественных отношений при издании актов индивидуального характера. Правовые акты государственного управления – это всегда выраженное вовне юридически властное волеизъявления субъекта исполнительной власти, направленное на упорядочение общественных процессов.
Заключительные положения
В качестве дополнительного реквизита, придающего документу юридическое действие, выступает печать. Для некоторых актов она является обязательной, для других – рекомендованной. Однако на практике обычно печать присутствует практически на всех бланках, оформляемых предприятием. Ее наличие позволяет избежать различных проблем, в том числе связанных с установлением подлинности документа. Печатью заверяются акты приема выполненных работ, объектов, завершенных строительством, и так далее. В документах, которые должны пройти утверждение у вышестоящего должностного лица, оттиск ставится на грифе. Законодательство обязывает лиц, участвовавших в оформлении, ознакомиться с актом. При этом они ставят свои росписи рядом с соответствующей отметкой, их расшифровку и дату.
Смотреть галерею
Общие характеристики правовых актов государственного управления
Правовые акты, опосредующие государственное управленческое воздействие, в полной мере обладают общими признаками нормативно-правовых актов, образующих отечественную правовую систему. К числу таких сущностных характеристик относятся:
- государственно-властная природа правовых актов, опосредующих управленческое воздействие. Названные акты полномочны издавать органы государственного управления, которым законом предоставлены соответствующие властные функции, реализуемые ими от имени государства;
- подзаконный характер правовых актов органов государственного управления. Содержание таких актов определяется законом: акты разрабатываются и принимаются на основании положений законов и во исполнение таких положений. Имеет место и внутренняя иерархия правовых актов государственного управления, когда акты нижестоящих органов должны соответствовать закону и актам нижестоящих органов государственной власти;
- правовые акты, опосредующие государственное управленческое воздействие, обладают свойством юридической силы, т. е. обязательности образующих их содержание предписаний в отношении всего круга субъектов, которым они адресованы. Исполнение управленческих правовых актов обеспечивается государственным принуждением. При этом юридическая сила правовых актов государственного управления неодинакова, она предопределяется статусом государственного органа, его издавшего, его местом в иерархической системе власти, потому акты органов нижнего уровня системы управления должны соответствовать актам верхнего уровня системы;
- фактическое оформление государственно-властного решения в форме правового акта предполагает издание письменного документа правового характера. При этом подготовка принятия и реализации нормативных актов опосредуется значительным числом документов, которые по своей юридической сущности и порядку принятия к числу правовых актов отнесены быть не могут. Это различные справочные документы, документы-отчеты, документы контрольного (надзорного) характера и др.;
- строго регламентированная процедура принятия: управленческий правовой акт принимается в соответствии с процедурой, предусмотренной соответствующими подзаконными нормативно-правовыми актами.