Основные модели социальной политики государства
В зависимости от содержания, целей и особенностей реализации выделяют следующие модели социальной политики государства:
- Патерналистская социалистическая модель. Данная модель характеризуется всесторонней ответственностью государства за социальные и экономические положения граждан. Особенностью является монополия государства по отношению к реализации всех благ и потребностей граждан страны, включая социальные желания. Данная модель осуществляет централизованное распределение всех благ. Ее достоинствами являются уверенность граждан государства в социальной защищенности и социальной стабильности. К недостаткам можно отнести неспособность обеспечить высокий уровень оптимального жизнеобеспечения всех граждан страны, а также уравнительный принцип при распределении социальных благ и высокая степень зависимости гражданина от государства.
- Шведская модель. Данная модель характеризуется высоким уровнем регулирования социальной сферы общества, но при этом остается рыночная экономика. Основными достоинствами модели являются обеспечение высокого уровня социальной защищенности граждан и высокие показатели достойного жизнеобеспечения населения страны. К недостаткам относится ощутимое налоговое давление на бизнес, обильная структура унификации социальной сферы и свободный выбор гражданами социальных благ.
- Модель «Государство благосостояния». Данная модель является типичной. Она отличается рыночным устройством с активным регулированием социальной сферы. Государство берет на себя ответственность по обеспечению социальной защиты граждан, а также гарантирует широкий спектр социальных услуг, которые рыночная система не может обеспечить.
- Модель «социально-ориентированного рыночного хозяйства». Данная модель характеризуется действием системы «социальных амортизаторов», которая не дает опуститься гражданам ниже черты бедности. При этом задачи, которые могут быть реализованным населением, государство на себя не берет.
- Рыночная социальная модель. Эта модель характеризуется незначительной социальной жесткостью, а также разгосударствлением социальной сферы и минимизацией социальных трансфертов (пенсионных выплат и пособий).
Патернализм (НФЭ, 2010)
Патернализм (от лат. paternal — от отца) — это система, принцип и практика государственного управления, основанная на примере отцов, воспитывающих и правящих в патриархальных семьях. Возведенный в национальный масштаб, патернализм известен в древней интерпретации царей как пастухов, а людей — как стада. Царь Папас, благодаря своей неустанной заботе, собирает, защищает и направляет стадо. Однако главная задача пастуха — обеспечить безопасность и защиту своего стада. Его бдительный взор устремлен как на все стадо в целом, так и на каждого в отдельности. Но за отцовской защитой и охраной также стоит абсолютная сила. Стадо не может жить и существовать самостоятельно без защиты. Поэтому, как практика государственного режима, патернализм применим к политически несамостоятельным людям.
Патернализм — политика государственного патронажа в отношении частной деятельности в определенных сферах — таких как патриархат, государственные учреждения и коммерческие компании. Со стороны государства бюрократия часто нарушает равные корпоративные отношения между государством и вышеупомянутыми субъектами, а также с самими конкурентными субъектами (есть возможности существовать и развиваться в более благоприятных условиях, чем другие).
Суть патернализма простыми словами
Патернализм был основной формой взаимоотношений между правителями и народом с древности, когда цари и другие лидеры отождествлялись с пастухами (пастухами), а народ — со стадами (стадами). В этих отношениях пастух заботится о стаде, организует, ведет и защищает его, а также помогает людям организовать свою жизнь, добывать пищу, создавать семьи, рожать и воспитывать детей. В то же время их главная задача — обеспечить безопасность стада, поэтому они постоянно следят за ним.
Люди не могут жить в одиночку, поэтому их отцовские отношения со стадом означают абсолютную власть. Они не могут существовать и принимать самостоятельные решения, потому что не могут защитить себя и удовлетворить свои потребности. Поэтому покровительство — это самая древняя форма правления, связывающая людей пассивным подчинением ради защиты и доступа к средствам существования.
Виртуализм предполагает «отцовское» отношение со стороны опекающего субъекта. Оно включает в себя не только заботу, но и желание подавить волю, что является деспотичным контролем. В то же время у подчиненных субъектов такая форма отношений развивает предпочтение зависимости. В частности, взрослые проявляют признаки детского поведения, ожидая от них защиты и заботы.
Патернализм в международных отношениях
В международных отношениях патернализм проявляется в том, что крупные страны оказывают покровительство более слабым. Зачастую таким подходом характеризуются контакты между метрополиями и колониями. Особенно ярко это проявлялось в политике Великобритании, например, в отношении Австралии. Туда правительством Англии направлялись миссионеры, которые несли христианскую веру дикарям, чтобы спасти их души. А также внедрялись различные технические новшества, без которых, по мнению англичан, аборигены не могли выжить.
На первый взгляд, такая патерналистская модель несла в себе положительное начало. Однако в результате насилия над самобытной культурой и устоявшимся веками образом жизни, местное население фактически вымерло. А также причиной явилось то, что наряду с заботой имела место чудовищная эксплуатация как самих австралийцев, так и природных ресурсов далекого континента.
Патриархальное мироустройство
В целом, патернализм — это взаимоотношения между государством и предпринимательской деятельностью на уровне общественных отношений. Патернализм также можно рассматривать с точки зрения политических и экономических отношений между различными государствами.
Что касается патерналистской политики, то народ — это дети, а государственная власть — отец, который контролирует поведение своего народа, показывает ему, что правильно, а что нет, и помогает ему решать проблемы.
С экономической точки зрения, патернализм также присутствует в некоторых национальных экономиках. Возьмем, к примеру, Японию, где традиции чтились веками, и в регионах можно увидеть четкое разделение между всеми стратами и существующими регионами. Все они кажутся одной большой семьей, где отец — лидер, а дети — существующая семья.
В современном мире патернализм пережил Испанию, Италию и Японию. Во многих странах патернализм используется в антисистемной политике крупного бизнеса.
Что такое ПАТЕРНАЛИЗМ – значение, определение простыми словами.
Простыми словами, Патернализм – это такая система взаимоотношений, при которой, право принятия важных решений для обеспечения общего блага делегируется более авторитетным, старшим и опытным людям. Для простоты понимания, можно привести в пример модель семьи, где: все решения принимает отец, а остальные вынуждены к нему прислушиваться и исполнять его указания, так как, он более авторитетен и лучше знает как нужно поступать.
Несмотря на то, что данный термин можно применять в разных сферах человеческих взаимоотношений, в большинстве случаев, он используется для описания именно политических процессов. Так, к примеру, патернализмом называют следующую модель взаимодействия власти с народом: Власть берет на себя ответственность за общее благосостояние народа. Она самостоятельно принимает решения (издает законы), которые, по ее мнению, должны принести всеобщее благо. Взамен на это «благо», народ отказывается от некоторой части своих прав и свобод, переходя в статус подопечных (платит налоги, исполняет законы, не вмешивается в управление)
Но, важно отметить, что подобная практика взаимоотношений характерна в основном для авторитарных или диктаторских форм правления. (Это то, что касается именно политики, но есть сферы, где без патернализма действительно сложно обойтись.)
Вопросы морали
Обычное оправдание патернализма относится к интересам человека, которому мешают. Эти интересы определяются с точки зрения вещей, которые делают жизнь человека лучше. В частности, физическое и психологическое состояние. Это такие вещи как смерть, страдание или болезненные эмоциональные состояния, которые находятся под вопросом.
Однако иногда сторонники государственного вмешательства стремятся защитить моральное благополучие человека. В этом случае нужно разобраться, что такое патернализм моральный – это вмешательство, направленное на улучшение характера или качеств человека и, следовательно, его благополучия, и вмешательство, направленное на то, чтобы сделать кого-то лучше, даже если в результате это не пойдет индивиду на пользу.
Наконец, важно отличать патернализм от других идей, используемых для оправдания вмешательства в дела людей. Даже случаи, когда вмешательство не оправдано с точки зрения защиты или продвижения интересов других лиц. В частности, моральный патернализм следует отличать от правового морализма, то есть, идеи о том, что определенные способы действия являются морально неправильными или унижающими достоинство и могут быть запрещены
В частности, моральный патернализм следует отличать от правового морализма, то есть, идеи о том, что определенные способы действия являются морально неправильными или унижающими достоинство и могут быть запрещены.
Патернализм как система отношений власти и граждан
Патернализм, в значении описания формы государственного устройства, имеет следующие особенности:
- Подчинённый находится в ресурсной зависимости от патерналиста, возможно, добровольной. Поскольку многие риски, связанные с добычей ресурсов, берёт на себя патерналист, это может быть выгодно для подчинённого.
- Патерналист обычно является отдельным лицом, в то время как его подчинённые рассматриваются как коллектив. Возможно также возникновение иерархических структур, при котором патерналист делегирует часть своих полномочий.
- Идеологический аспект патернализма связан с оправданием подчинения, подчёркивающим заботливую роль патерналиста. Подчёркивается, что подчинённые не обладают достаточной самостоятельностью, чтобы оценить возможные последствия своих поступков и решений. Таким образом, они могут нанести себе необратимый вред, и над ними необходим контроль для их же блага. Вместе с этим, с подчинённых снимается часть ответственности за это[что?].
- Патернализм обычно является распространённым отношением, охватывающим все аспекты жизни подчинённых и затрагивающим личность в целом, не ограничиваясь отдельными видами деятельности индивида.
Идеология патернализма рассматривается как противоречащая социальному дарвинизму и либерализму.
Критика патернализма в медицине
Патернализм (в медицине) — классическая модель взаимоотношений между врачом и пациентом, при которой пациент полностью полагается на квалификацию и опыт лечащего врача. При таком типе взаимодействия врач выступает в роли «отца», заботящегося о «ребёнке», и полностью берёт на себя ответственность за здоровье и жизнь пациента. Пациент, в свою очередь, является пассивным субъектом и не принимает никаких решений относительно процесса лечения. Главным недостатком подобного подхода к лечению является тот факт, что пациент лишён возможности управлять своими жизнью и судьбой. Больной не может выбирать наиболее приемлемый для него метод лечения из нескольких возможных и принимать окончательное решение относительно своего здоровья.
Патерналистская установка впервые появляется в клятве Гиппократа: врач обязуется следовать присяге «согласно своим силам и разумению». В современном российском законодательстве в основу патерналистской модели заложены деонтологические принципы, закреплённые в Клятве врача РФ.
В конце XX века набирают силу антипатерналистские настроения, в США и странах Западной Европы начинают разрабатываться и внедряться новые модели взаимоотношений «врач — пациент». В 1972 году Американская ассоциация больниц одобрила билль о правах пациентов, в котором среди основополагающих прав было закреплено право пациента на информацию. На смену принципу патернализма пришёл принцип сотрудничества, который предполагал информирование пациента обо всех этапах лечения и получение от него согласия на проведение лечебных процедур (так называемое «информированное согласие»).
В настоящее время наравне с патерналистской моделью существует ещё три модели взаимодействия «врач-пациент»:
- Модель технического типа — тип взаимодействия врача и пациента, при котором врач относится к пациенту как к «неисправному механизму». Основная цель врача при данной модели коммуникации — устранить «неполадку» в организме пациента, при этом главный принцип, которым руководствуется врач, — беспристрастность. Ответственность за исход лечения при использовании модели технического типа лежит как на враче, так и на пациенте, за которым остаётся последнее слово относительно выбора методов лечения.
- Модель коллегиального типа — тип взаимодействия врача и пациента, при котором они выступают как равные коллеги. Социодемографические характеристики пациента (социальный статус, возраст, пол и т. п.) не влияют на его равноправное с врачом положение. Ответственность за результат лечения при такой модели коммуникации лежит в равной степени на враче и на пациенте.
- Модель контрактного типа — тип взаимодействия врача и пациента, в основе которого лежит договор. В договоре прописываются принципы, которыми будут руководствоваться врач и пациент в общении друг с другом. Ответственность за результат лечения при такой модели коммуникации лежит как на враче, так и на пациенте. Последний сохраняет за собой право принимать окончательное решение относительно выбора методов лечения.
Суть и принцип ПАТЕРНАЛИЗМА простыми словами.
- Все важные решения принимает опытный, авторитетный человек, группа лиц или государство (если речь идет о межгосударственных взаимоотношениях);
- Подопечные (народ, человек), предоставляют опекуну (человеку, правительству) свободу действий и свое согласие на следование установленным правилам, взамен на «благостное» существование.
Также, принцип патернализма можно представить в такой простой и понятной формулировке:
— Вот вы там такой умный и все знаете. Говорите нам что нужно делать, и мы будем делать. Мы вам доверяем.
Государственный патернализм.
Примером государственного патернализма может послужить следующая гипотетическая ситуация:
Правительство без проведения общественных слушаний решило ограничить доступ в интернет всем несовершеннолетним. Мотивацией для этого, выступает: защита неокрепших умов от опасной информации. Общество в свою очередь, «доверяя» решению правительства, исполняет данное указание. Пример конечно гипертрофированный, но четко отражает вариант чистейшего патернализма.
Патернализм в медицине.
С медициной все гораздо проще. Самым ярким примером может послужить любой прием у врача. Вы приходите к доктору с проблемой полагаясь на его профессионализм. Вы ему доверяете и соглашаетесь следовать всем его указаниям взамен на выздоровление. Патернализм в чистом виде.
На самом деле, подобных примеров, можно привести огромное множество. Это могут быть взаимоотношения на работе, в учебном заведении, в геополитике, экономике или еще где угодно. В мире масса сфер, где люди привыкли полагаться на чей-то авторитет, профессионализм, или просто не хотят брать на себя ответственность.
В итоге, про патернализм можно сказать следующее: Патернализм – это слишком общее и распространенное явление для того, чтобы определить его в негативную или позитивную категорию. В определенных случаях, излишний патернализм в демократическом государстве – это определенно плохо. Доверить свое здоровье опытному медицинскому работнику – это как минимум разумно. В общем все зависит от ситуации. Статья не претендует на какую-то научность. Это просто авторское ИМХО по данной теме.
Государственный патернализм
На уровне государства патернализм означает, что общество построено по принципу единой сплоченной семьи. Во главе ее стоит мудрый заботливый отец, которым является государство и его органы. Народ рассматривается как дети и другие члены семьи, которые полностью доверяют и подчиняются отеческой власти. При этом «дети» являются защищенными от социальных и экономических катаклизмов, но при этом напрочь лишены самостоятельности.
Государство патерналистской модели является распределителем благ в соответствии с существующей в обществе иерархией. А также генератором идей, которые народ должен разделять в полном объеме. Общественные организации хотя и существуют, но лишь играют роль инструмента, укрепляющего власть. Такая система была присуща СССР, другим социалистическим странам, а также государствам с патриархальной традицией, таким как Япония и Испания.
Это интересно: Ким Чен Ын и его жена (видео)
Виды
Мягкий патернализм — это мнение, что единственные условия, при которых оправдывается государственный патернализм, связаны с ситуацией, когда необходимо определить, действует ли человек, которому мешают, добровольно и со знанием дела. Наоборот, жесткий патернализм предполагает вмешательство даже при наличии у индивида соответствующей информации о ситуации.
Узкий патернализм касается только вопросов государственного принуждения, т. е. использования правового принуждения. Широкий патернализм относится к любым патерналистским действиям: государственным, институциональным или отдельных лиц.
Слабый патернализм полагает, что законно вмешиваться в средства, которые выбирают агенты для достижения своих целей, если эти средства могут помочь достичь их. Так, если человек действительно предпочитает безопасность удобству, то законно заставлять его пристегиваться ремнями безопасности.
Сильный патернализм полагает, что у людей могут быть ошибочные, запутанные или иррациональные цели, и вполне законно вмешиваться, чтобы помешать им достичь их. Если человек действительно предпочитает, чтобы ветер развевал его волосы, для его же безопасности законно заставлять его носить шлем во время езды на мотоцикле, потому что его цели нерациональны или ошибочны.
Сущность понятия
Анализ представления, что такое патернализм, включает следующие элементы. Это предполагает какое-то ограничение свободы или автономии какого-либо агента, и это происходит по определенному классу причин. Как и во многих других понятиях, используемых в нормативных дебатах, определяющих точные границы концепции является спорным вопросом.
И, как это часто бывает, первый вопрос заключается в том, является ли сама концепция нормативной или описательной. Является ли применение концепции вопросом эмпирического определения, так что, если два человека не согласны по поводу применения к конкретному случаю, они не соглашаются по какому-то факту или определению? Или их разногласия отражают разные взгляды на законность рассматриваемой заявки?
Хотя очевидно, что для некоторых охарактеризовать политику как патерналистскую — значит осуждать или критиковать ее, это не означает, что сам термин является оценочным. Опираясь на анализ того, что такое патернализм, с точки зрения методологии предпочтительнее смотреть, можно ли определить какое-либо понятие в ненормативных терминах и только в том случае, если оно не в состоянии охватить соответствующие явления, чтобы принять нормативное определение.
Если для решения какого-либо из вышеуказанных вопросов необходимо решить нормативный вопрос, например, имеет ли кто-то право на некоторую информацию, то концепция не носит чисто описательный характер. В конечном итоге вопрос о том, как уточнить условия и какие условия использовать, является вопросом философского суждения. Термин «патернализм», используемый в обычном контексте, может быть слишком аморфным, чтобы думать о конкретных нормативных вопросах.
Интерпретация
Правительство требует, чтобы люди вносили вклад в пенсионную систему (социальное обеспечение); требует, чтобы мотоциклисты носили шлемы. Запрещено купаться на общественном пляже, когда нет спасателей. Запрещается продажа различных лекарств, которые считаются вредными.
Гражданское законодательство не допускает принудительного исполнения определенных видов договоров.
Все эти и многие другие правила, политика и действия могут быть выполнены по разным причинам и оправданы различными соображениями. Когда они оправданы исключительно тем, что индивид окажется в лучшем положении или пострадает в меньшей степени вследствие соблюдения правила, политики и т. д. (хотя данное лицо предпочло бы не использовать их) — это и есть пример, объясняющий, в частности, социальный патернализм.
Типы
Мягкий и жесткий
Мягкий патернализм — это точка зрения, согласно которой патернализм оправдан только в том случае, если совершаемое действие является недобровольным. Джон Стюарт Милль приводит пример человека, который собирается перейти поврежденный мост. Мы не можем сказать человеку, что мост поврежден, поскольку он не говорит на нашем языке. Согласно мягкому патернализму, мы были бы оправданы, если бы заставили его не переходить мост, чтобы мы могли узнать, знает ли он о повреждениях. Если он знает и хочет спрыгнуть с моста и покончить жизнь самоубийством, мы должны позволить ему это сделать. Жесткие патерналисты говорят, что, по крайней мере, иногда мы имеем право помешать ему перейти мост и покончить жизнь самоубийством.
Чистый и нечистый
Чистый патернализм — это патернализм, когда человек (лица), лишенный свободы или автономии, является защищаемым. Нечистый патернализм возникает, когда класс людей, чья свобода или автономия нарушается в той или иной мере, шире, чем группа лиц, таким образом защищаемых.
Мораль и благосостояние
Моральный патернализм — это когда патернализм оправдан для содействия нравственному благополучию человека (ов), даже если его благосостояние не улучшится. Например, можно утверждать, что кому-то следует препятствовать заниматься проституцией, даже если они зарабатывают на этом приличную жизнь и их здоровье защищено. Моральный патерналист будет утверждать, что это этично, учитывая, что они считают проституцию развращающей моралью.
Примеры проявления патернализма
В качестве примера рассмотрим период правления великого Петра. Он был убежден, что строгая дисциплина необходима для развития нравственности и трудолюбия. Именно поэтому он ввел огромное количество правил, регулирующих все, включая частную жизнь граждан. Он сравнивал людей с детьми и присвоил себе титул «Отец Родины».
Во времена великого Петра в Российской империи сложился настоящий культ административных отношений. Бюрократия значительно возросла, а государство стремилось контролировать все внутренние процессы. В частности, распределение рабов по различным фабрикам и заведениям в интересах государственной экономики. Несмотря на организационные трудности, такой подход имел свои преимущества.
Другим примером патернализма является советская административно-политическая система. Патерналистские отношения между государством и обществом проявились прежде всего в сложной системе социальной защиты и социальных гарантий. В частности, это выразилось в следующих особенностях
- стремление к равенству в распределении материальных благ;
- жесткое регулирование производства и экономики;
- гарантированное трудоустройство при отсутствии реального рынка труда.
Указанные черты патернализма в советском государстве можно рассматривать как положительные, поскольку они были направлены на достижение общего блага. В то же время были и негативные аспекты. В частности, был период, когда государство стремилось к полному контролю даже над частной жизнью своих граждан.
Анализ патерналистской модели социальной политики
Корнаи определял патернализм как модель, при реализации которой руководство берет на себя ответственность за экономическое положение в государстве и претендует при этом на любой инструмент из всего арсенала административных средств, что являются для него наиболее целесообразными.
На первый взгляд может показаться, что государство сосредотачивает в своих руках все ресурсы, которые необходимы для социального и экономического развития страны, а также может управлять ими с целью наибольшего удовлетворения насущных потребностей населения. Но в условиях тотального правления патерналистская модель социальной политики оборачивается бесконтрольностью бюрократии, а это, в свою очередь, является предпосылками для формирования коррупции, принятия неверных решений и вторжения в личную жизнь граждан государственных структур.
Более негативным последствием от вторжения патерналистской модели является увеличение социального безразличия граждан, которые уповают на государство в решении всех социальных проблем.
Замечание 2
Наиболее характерной чертой патерналистской модели является жесткое директивное регулирование производства, а также обмен социальными услугами и благами.
Рисунок 1. Патерналистская социальная политика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Последствием данного вторжения оказалась не только ноша для государства сбалансировать структуру и объем спроса на услуги и товары, но и значительное снижение заинтересованности производителя в рассмотрении потребительского рынка, что привело к диктатуре производителя.
Немаловажной особенностью патерналистской модели социальной политики является этатизм, иными словами, это огосударствление социальной системы, а также ее отдельных учреждений и структур. Определение 2
Определение 2
Этатизм – это логическое продолжение патернализма, он является инструментом прямого вторжения государства в функционирование социальной системы и уверенного вытеснения из нее любых объектов, которые могут не только составить конкуренцию, но и предложить сотрудническую деятельность в разрешении социальных проблем.
Немаловажной особенностью патерналистской модели является слабое развитие или же полное отсутствие рыночных отношений в развитии социальной сферы, причем уровень развития может значительно отличаться по отраслям. В таких сферах, как здравоохранение, образование и социальное обеспечение практически полностью отсутствуют платные ресурсы и формы для их развития
Финансирование производилось за счет местного и государственного бюджета, а также из денежных средств предприятия.
В отраслях связи, культуры, физической культуры и на пассажирских видах транспорта, которое предусматривают платное обслуживание граждан, рыночные отношения приняли модифицированную форму, но при этом на данные услуги устанавливались пониженные цены.
Жизнь в Советском Союзе
Ярким примером патерналистской модели государства является Советский Союз. По сей день не только в нашей стране, но и во всем мире не утихают споры о том, чего было больше в реалиях той эпохи – всеобъемлющей социальной справедливости и экономической стабильности или подавления инициативы, нарушения прав личности и использования подневольного труда. Ответить на этот вопрос однозначно невозможно.
С одной стороны, многие из тех людей, которые жили в советском социалистическом обществе, вспоминают, что испытывали чувство единения с народом, уважение к руководителям, гордость за великие свершения. Они имели бесплатную жилплощадь, возможность дать детям лучшее в мире образование за счет государства, стабильную зарплату, отдыхали по профсоюзным путевкам на лучших курортах. В основном такое мнение можно услышать от простых людей.
В то же время другие люди, жившие в то время, например, представители творческих профессий, говорят о том, что они подвергались идеологическому прессингу, не могли печатать или исполнять со сцены произведения, которые подвергались беспощадной цензуре. Не могли открыто высказывать свое мнение о существующих недостатках в обществе, а тем более критиковать власть, свободно выезжать за рубеж. А также у них не было возможности проживать в комфортных условиях, зарабатывать больше денег, ездить на иномарках.