Органы юридического лица. учредительные документы юридического лица. ответственность юридического лица

Правовой статус ревизионной комиссии

Правовой статус ревизионной комиссии общества с ограниченной ответственностью регламентируется статьями 32 и 47 ФЗ № 14 от 08.02.98 (в ред. 03.07.16). Согласно закону, данный орган избирается на общем собрании учредителей компании. Его полномочия и срок деятельности определяют устав и положение о ревизионной комиссии внутренних нормативных актов общества.

Обязательна ли ревизионная комиссия в ООО? Такой орган необходим в следующих случаях:

  1. Если это определено уставом компании.
  2. В случае численности штата компании свыше 15 человек.

Количество граждан, задействованных в комиссии, устанавливается на общем собрании и указывается отдельным пунктом устава. По общему правилу их число может варьироваться от одного до трех человек и должно быть нечетным.

В составе комиссии не имеют права находиться члены руководящего состава компании, например, из числа наблюдательного совета или иного коллегиального органа. Управляющий или директор также не могут войти в ее состав.

Права и полномочия органа:

  • Осуществление внеплановой проверки финансовой отчетности организации.
  • Контроль деятельности членов правления компании по приходу/ расходу денежных средств.
  • Право истребовать от любого члена общества объяснения в письменной либо устной форме по вопросам, находящимся в компетенции этого лица либо органа.
  • Возможность организовать внеочередное собрание.
  • Привлечение на договорной основе сторонних экспертов и специалистов, не являющихся членами компании.

Обязанности:

  • Проведение регулярной проверки финансовой отчетности не реже одного раза в год или в количестве, определенном в уставе.
  • Организация аналогичной процедуры по требованию заинтересованного лица.
  • Содействие государственным налоговым органам.
  • Составление заключения о финансовой деятельности компании в виде отчета до момента утверждения его на общем собрании.

Оформление полномочий ревизионной комиссии ООО

Рассматриваемая структура избирается участниками компании на общем собрании путем голосования. Прекращение полномочий комиссии происходит в момент окончания срока, на который избирается этот орган либо в случае вынесения вотума недоверия на общем собрании.

Пошаговый процесс избрания:

  1. Вынесение решения о проведении общего собрания для избрания ревизора или группы таких лиц. Такое действие может происходить в рамках очередного созыва членов компании.
  2. Рассмотрение предложений участников компании с выдвижением заинтересованных лиц на указанную должность.
  3. Проведение собрания и избрание членов ревизионной комиссии путем голосования.
  4. Занесение выбранных лиц в протокол созыва и при необходимости утверждение образца положения о ревизионной комиссии.

Заключение

Ревизионная комиссия ООО – исполнительный орган компании, осуществляющий надзорные функции над финансовой деятельностью и подводящий итоги года в виде соответствующего заключения. Основные выводы:

  1. Если устав ООО ревизионную комиссию не предусматривает, его можно не образовывать и соответствующие функции будет выполнять бухгалтер компании.
  2. Если насчитывается более 15 человек – создание ревизионной комиссии в ООО обязательно.
  3. Права и обязанности ревизора указываются в уставе и иных внутренних документах компании.
  4. Назначение ревизионной комиссии и прекращение ее полномочий происходит на общем собрании.
  5. Срок полномочий и количество членов комиссии регламентируется уставом (обычный срок назначения – 2 года, при этом численный состав должен быть нечетным).
  6. Функции ревизора может исполнять аудитор, если он не связан имущественным интересом с руководством общества.

Вам могут быть интересны следующие статьи:

  • Ведение бухгалтерского учета
  • Отчетность ООО
  • Оформление протокола общего собрания
  • Порядок проведения общего собрания
  • Статистическая отчетность ИП

Как образуется самостоятельный исполнительный орган в ООО, АО и иных фирмах?

Исполнительный орган во всех организациях образуется практически идентично. Это происходит на всеобщем собрании участниками с последующим подписанием протокола собрания либо коллегиального органа, если это входит в его компетенцию.

Далее в статье мы рассмотрим некоторые нюансы, которые более индивидуальны и зависят от разной деятельности предприятий.

Выбор исполнительного органа происходит на всеобщем собрании

В обществе с ограниченной ответственностью управляющим позволено быть либо физическому лицу, либо индивидуальному предпринимателю. В акционерных обществах право управления в виде исполнительного органа может передаваться и руководящей организации, как было описано ранее.

Ревизионная комиссия (ревизор) ООО

Ревизионная комиссия (ревизор) ООО избирается общим собранием участников ООО на срок, определенный уставом ООО. Количество членов ревизионной комиссии общества определяется уставом ООО.

Ревизионная комиссия (ревизор) ООО вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности ООО и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности ООО. По требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества члены совета директоров (наблюдательного совета) ООО, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа ООО, члены коллегиального исполнительного органа ООО, а также работники общества обязаны давать необходимые пояснения в устной или письменной форме.

Ревизионная комиссия (ревизор) ООО в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов ООО до их утверждения общим собранием участников ООО. Общее собрание участников ООО не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы ООО при отсутствии заключений ревизионной комиссии (ревизора) ООО

Порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) ООО определяется уставом и внутренними документами ООО.

Структура ревизионной комиссии в НКО, формирование контрольно-ревизионного органа НКО

Когда мы говорим о структуре коллегиального контрольно-ревизионного органа НКО, то подразумеваем его внутреннее устройство, а именно, отсутствие или наличие в этом органе председателя (который может, например, организовывать работу контрольно-ревизионного органа, созывать его заседания (собрания), утверждать их повестку дня и председательствовать на них) и/или секретаря (который может, например, оформлять протоколы заседания (собрания) и быть ответственным за их хранение).

Относительно порядка формирования контрольно-ревизионного органа НКО Минюст требует, чтобы при создании НКО этот орган был сформирован сразу (хотя до недавнего времени допускалось формирование контрольно-ревизионного органа после регистрации НКО), обосновывая свою позицию положением пункта 3 статьи 50.1 ГК РФ, где установлено, что в решении об учреждении юридического лица указываются сведения, в том числе об избрании (назначении) органов юридического лица. По общему правилу при создании корпоративных НКО контрольно-ревизионный орган формируется из состава учредителей (в унитарных НКО этот орган может формироваться из числа приглашенных лиц), а после – из членов/участников НКО.

Несколько слов о сроке полномочий. Многие задаются вопросом, возможно ли указать в уставе, что тот или иной орган (в том числе контрольно-ревизионный) НКО формируется на неопределенный срок. Ответ – нет. В силу статьи 190 ГК РФ срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Следовательно, формулировки устава, согласно которым тот или иной орган (в том числе контрольно-ревизионный) НКО формируется на неопределенный срок, с формальной точки зрения не соответствуют закону и в уставе должен быть указан именно исчисляемый срок.

Важный момент

Следует учитывать, что:

  1. Органы не считаются обязательным атрибутом юрлица и не выступают в качестве структурного признака. В некоторых случаях организация осуществляет свою деятельность при их абсолютном отсутствии. Иногда компания может не иметь таких подразделений, формирование которых обладает факультативным характером.
  2. При отсутствии органов их функции исполняет участник юрлица. Если в компании не предусмотрены факультативные подразделения, их задачи выполняют другие структуры, принимающие соответствующие обязанности и права.

Органы юридического лица обладают определенной компетенцией. Она представляет собой круг вопросов, за пределы которого они выходить не могут. То есть решения органов юридического лица считаются правомерными только относительно вверенных им полномочий. В случае их превышения могут возникать определенные последствия. В частности, любая сделка, заключенная с такими нарушениями, может быть признана оспоримой или ничтожной.

УПРАВЛЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕМ (ЕДИНОЛИЧНЫМ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНОМ): ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ, СПЕЦИФИКА ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

Единоличный исполнительный орган (Руководитель) имеет достаточно широкие полномочия (п. 3 ст. 40 Федерального закона № 14-ФЗ):

  • без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
  • выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
  • издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
  • осуществляет иные полномочия, не отнесенные Федеральным законом № 14-ФЗ или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.

Важный момент: наличие этих прав у Руководителя нужно учитывать собственникам, принимая решение о такой форме управления компанией.

Уставом общества может быть предусмотрена необходимость получения согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания участников общества на совершение определенных сделок. При отсутствии такого согласия сделка может быть оспорена.

Поэтому при определении собственниками суммы сделки, не требующей согласования с ними, нужно проанализировать возможный объем последствий от ошибочных действий Руководителя, которые могут нанести компании ущерб.

Полномочия Руководителя могут одновременно определять Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ), другие законы и нормативные правовые акты РФ, учредительные документы и локальные нормативные акты организации.

ЭТО ВАЖНО

На должность Руководителя может быть назначен один из собственников общества или наемный менеджер, не связанный с компанией имущественными отношениями. При заключении трудового договора с наемным менеджером необходимо учитывать специфику применения норм гл. 43 ГК РФ.

Согласно ст. 273–281 ГК РФ Руководитель сочетает в себе функции представителя организации в гражданско-правовых отношениях и, являясь стороной трудовых отношений, осуществляет функцию руководства организации.

Глава 43 ТК РФ не распространяется на трудовые отношения Руководителей в следующих случаях:

  • Руководитель является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества. В этом случае руководитель осуществляет функцию единоличного исполнительного органа на основании закрепленного в учредительных документах соответствующего положения, и заключение с ним трудового договора не требуется (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.08.2010 № Ф03-5775/2010 по делу № А24-457/2010);
  • управление организацией осуществляется Управляющим, то есть на основании гражданско-правового договора. Трудовой договор при этом не заключается.

В трудовом договоре с Руководителем могут предусматриваться специфические права и обязанности:

  • возможность заключения договоров, в том числе трудовых;
  • открытие в банках расчетных и других счетов;
  • утверждение штатного расписания;
  • применение к работникам организации мер дисциплинарного взыскания и поощрения в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • утверждение положения о представительствах и филиалах, уставов дочерних организаций.

Не допускается наделение Руководителей организаций правами и полномочиями, реализация которых может ухудшить положение работников данной организации по сравнению с законодательством о труде.

V. Финансирование общества

Участники вправе в любое время принять решение об увеличении уставного капитала. Помимо выполнения цели финансирования деятельности общества достижение уставным капиталом определенного размера может позволить применять льготную ставку налога на дивиденды, выплачиваемые иностранным участникам, установленную соответствующими договорами об избежании двойного налогообложения. Увеличение уставного капитала сопряжено с необходимостью регистрации изменений в устав в части изменения сведений о размере уставного капитала.

Другим способом финансирования является внесение вкладов в имущество общества — такие вклады также вносятся участниками, однако не изменяют размеры и номинальную стоимость долей участников общества. Поскольку уставный капитал общества не изменяется, внесение вкладов не сопряжено с необходимостью регистрации изменений в устав.

Как вклады при увеличении уставного капитала, так и вклады в имущество в общества не подлежат налогообложению НДС (если они вносятся в денежной форме), и налогом на прибыль.

Аудиторский орган управления ООО – Ревизионная комиссия

Количественный состав, сроки работы ревизоров – всё это определяется Уставом компании. Члены этого аудиторского органа имеют право изучать все документы предприятия, проводить любые проверки фактов, отраженных в документации.

Внимание! Во время работы ревизионной комиссии единоличный и коллегиальный исполнительные органы обязаны давать необходимые пояснения в полной, достаточной для анализа информации мере, в том числе и в письменной форме.

Обязательной функциональной нагрузкой ревизоров является проверка ежегодных отчетов предприятия. Общее собрание участников не вправе утвердить эти документы без соответствующей визы ревизионной комиссии.

Несколько видов органов управления обществом с ограниченной ответственностью имеют различные полномочия и функциональную нагрузку. Даже самая крупная компания сможет обеспечить грамотный менеджмент и контроль ФХД, сформировав управленческие структуры должным образом.

Особенность управляющей должности

У каждого юридического лица должен быть свой исполнительный орган. Это может быть одно лицо, а может быть группа. В полномочия управляющего входит контроль и упорядочивание деятельности фирмы. Как раз он и получает права и предоставляет определенные обязанности организации.

ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” говорит о том, что существуют определенные правила для управляющих структур. Прежде всего они касаются системы руководства деятельности организации.

В статье 32, пункте 4 вышеупомянутого Федерального закона прописано, что управление организацией выполняет самостоятельный исполнительный орган. Все граждане, входящие в систему управления предприятия, обязаны нести отчет перед общественным собранием и наблюдательным органом. Один из них выполняет выбор правления организации. Учредитель – иными словами генеральный директор – заключает договор с организацией, что подкрепляется двухсторонними подписями.

Все, кто занимается управлением организации, должны отчитываться перед наблюдательным органом

Согласно уставу организации, такое право может передаться наблюдательному совету. В роли управляющего может быть и лицо, не являющееся участником предприятия. Управляющий организацией осуществляет свою работу от имени организации. В то же время наличие доверенности на осуществление деятельности не требуется.

На основании нормативно-правовых актов выделяют полномочия самостоятельного исполнительного органа юридического лица.

  1. Представление интересов организации, осуществление деятельности, заключение сделок от имени организации.
  2. Принятие приказов о зачисления граждан в штат организации, освобождение от должности, перевод, применение норм поощрения и дисциплинарных взысканий согласно Трудовому кодексу РФ.
  3. Подпись доверенностей, предоставляющих право осуществлять определенную деятельность от имени организации, включая возможность передоверия.
  4. Иные полномочия, не указанные в местных актах и актах нормативной базы РФ, относящиеся к компетенции наблюдательного совета, всеобщего собрания и объединенных систем управленческого аппарата.

У исполнительного органа юрлица есть определенные полномочия

Еще термины по предмету «Экономика предприятия»

Активы работающие

активы, приносящие процентный доход (ссуды нефинансовому сектору, межбанковские и прочие кредиты, включая просроченные, а также ценные бумаги, паи, доли).

Баланс предложения и спроса

одно из условий регулирования рыночной экономики, согласно которому объем и структура продукции должны соответствовать объему и структуре спроса и предложения.

  • Юридическое лицо

  • Лицо юридическое

  • Представительство юридического лица

  • Филиал юридического лица

  • Ликвидация юридического лица

  • Лицо юридическое иностранное

  • Иностранное юридическое лицо

  • Виды юридических лиц

  • Коммерческие юридические лица

  • Корпоративные юридические лица

  • Некоммерческие юридические лица

  • Разделение юридического лица

  • Слияние юридических лиц

  • Представительство юридических лиц

  • Орган управления

  • Органы управления

  • Добровольное пожертвование юридического лица

  • Полное наименование юридического лица

  • Государственная регистрация юридических лиц

  • Учредительные документы юридических лиц

IV. Договоры об осуществлении прав участников общества

В случаях, когда необходимо урегулировать права и обязанности участников общества дополнительно к уставу и положениям, установленным Законом об ООО, участники вправе заключить письменный договор об осуществлении прав участников общества (корпоративный договор), который может быть заключен как при учреждении общества, так и впоследствии. По такому договору участники обязуются осуществлять определенным образом свои права или воздерживаться от осуществления прав.

В частности, участники могут установить обязанность голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласовывать вариант голосования с другими участниками, продавать долю или часть доли по определенной цене и/или при наступлении определенных условий, либо воздерживаться от отчуждения доли или части доли до наступления определенных условий, а также осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества.

При создании совместных предприятий наиболее характерными для корпоративных договоров являются среди прочего следующие условия: 

  • планирование деятельности общества (как краткосрочное, так и долгосрочное);
  • обязательства участников по финансированию общества;
  • формирование органов управления общества и их отчетность перед участниками;
  • порядок согласования отдельных сделок, совершаемых обществом, а также;
  • порядок выхода из проекта каждого из участников и порядок разрешения «тупиковых ситуаций».

Учредительные документы юридического лица

Данная регистрация осуществляется налоговыми органа­ми в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

  1. на основании устава  (все, кроме хозяйственных товариществ) (или типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, например, для для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах);
  2. на основании учредительного договора (хозяйственные товарищества);
  3. на основании федерального закона (государственные корпорации).

Содержание учредительных документов

Обязательные требования к содержанию учредительных документов (должны содержать)

  1. наименование юридического лица;
  2. организационно-правовая форма; 
  3. место его нахождения;
  4. порядок управления деятельностью юридического лица;
  5. другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены:

предмет и цели деятельности юридического лица.

Предмет и цели деятельности юридического лица закрепляются в его учредительных документах не во всех случаях, а только если речь идет:

  • о некоммерческих организациях;
  • унитарных предприятиях;
  • других коммерческих организациях в случаях, предусмотренных законом.

Высший орган управления НКО

В каждой некоммерческой организации должен быть сформирован высший орган управления. Основной функцией высшего органа управления некоммерческой организацией является обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она создается.  

Для корпоративных некоммерческих организаций (основанных на членстве) высшим органом управления является общее собрания членов (для региональной и местной общественной организации) или конференция или съезд делегатов от структурных подразделений общественной организации (для межрегиональных и общероссийских общественных организаций), участие в которых принимают участие не все члены регионального отделения лично, а через представителей — делегатов.  

В Некоммерческих организациях, которые являются унитарными (не основаны на членстве), функции высшего органа управления выполняют специальный орган, который предусмотрен учредительным документом, например, в Фонде — Совет или Президиум. Фонд создают учредители — инициативная группа. После государственной регистрации фонда все полномочия по управлению Фондом переходят к высшему коллегиальному органу управления — Совету или Президиуму, который учредитель сформировал при создании Фонда. 

В Автономной некоммерческой организации управление организацией осуществляет учредитель. Учредителю могут принадлежать все функции высшего органа управления. Может быть сформирован высший коллегиальный орган управления, например, Совет. Однако не все функции высшего органа управления перейдут к нему. У учредителя останется компетенция по вопросам назначения руководителя, приема новых учредителей, внесения изменений в устав, определение порядка приема учредителей. В фонде таких ограничений нет. Можно вообще не формировать высший коллегиальный орган управления и все функции высшего органа управления будет осуществлять учредитель или учредители. 

В соответствии с действующим законодательством есть вопросы в Некоммерческих организациях, решение по которым может принимать только высший орган управления. Такие вопросы называются исключительной компетенцией. 

В некоммерческой организации высший орган управления: 

  1. Определяет приоритетные направления деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;
  2. Вносит изменения в устав некоммерческой организации;
  3. Определяет порядок приема в состав учредителей (участников, членов) НКО и исключает из состава ее учредителей (участников, членов), 
  4. Образует органы некоммерческой организации и досрочное прекращает их полномочия;
  5. Утверждает годовой отчет и бухгалтерскую (финансовую) отчетность НКО, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации; 
  6. Принимает решение о создании некоммерческой организацией других юридических лиц, и об участии некоммерческой организации в других юридических лицах, 
  7. Принимает решение о создании некоммерческой организацией филиалов и об открытии представительств;
  8. Принимает решение о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (исключение — фонд), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; 
  9. Принимает решение об утверждении аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.

Закон говорит нам о том, что федеральным законом и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией может быть отнесены и другие вопросы. 

Вопросы, которые отнесены к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, нельзя передать для их решения другому органу управления Некоммерческой организации. Однако есть несколько исключений. Например, в уставе общественной организации исключительная компетенция высшего органа управления может быть меньше, чем в других формах НКО. 

Так, утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности общественной организации, принятие решений о создании общественной организацией других юридических лиц, об участии общественной организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств общественной организации, утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора общественной организации, образование и досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа относятся к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации.

1.2. Регистрация общества

Государственная регистрация ООО осуществляется налоговым органом в течение трех рабочих дней со дня представления полного комплекта документов, однако на практике этот срок иногда может быть больше. Вместе с заявлением о государственной регистрации, которое подписывается каждым учредителем (физическим лицом или руководителем юридического лица, выступающего учредителем), и заверяется нотариально, в налоговый орган подаются: 

  • решение о создании общества (протокол собрания учредителей); 
  • Устав (за исключением случаев, когда общество действует на основании типового устава);
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения (для учредителя – иностранного юридического лица);
  • документ об оплате государственной пошлины в размере 4000 рублей (при направлении электронных документов государственная пошлина не уплачивается).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес стратегия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: