Время революций
Когда во Франции произошла большая буржуазная революция, то тогда же приняли Декларацию прав человека и гражданина. В ней устанавливалось, что все люди рождены свободными и равноправными. Сложившиеся общественные различия были необходимы всем. Под свободой здесь подразумевалась возможность совершать всё, что не повредит другим. Для облегчения формирования границ должен использоваться закон. Кстати, именно в эту эпоху революций и произошло перетекание свободы их сферы моральной философии в политическую плоскость. Важным является тезис, что политическая свобода является высшим развитием свободы личной, поскольку подразумевает независимость, самостоятельность и безопасность (а также право влиять на аспекты управления государством).
Особенности развития
Здесь выделяют два аспекта. Первый является негативным, поскольку он освобождает от принуждения и давления со стороны государства (в его отношениях с человеком). Второй аспект – позитивный. Он определяет цель предоставления свободы. Чтобы разобраться с ним, человеку необходимо ответить на такие вопросы: к чему это? Для чего? Также этот аспект позволяет предоставить каждому возможность раскрытия потенциала своей личности, когда имеют место взаимоотношения между разными индивидуумами, сегментами общества и страной, которую представляют государственные органы. Политические свободы человека начали рассматриваться ещё со времён античной демократии. Тогда считалось, что чем свободнее человек, тем больше времени им посвящается для вопросов управления страной. При этом существует подчинение, но не господину, а закону.
История
Свобода, ведущая народ, Эжен Делакруа 1830, Лувр
Первые рассуждения о политических свободах мы находим в «Политике» Аристотеля, где он рассуждает о противоречиях между категорией «свобода» и демократической формой правления.
Первое частичное отражение в законодательстве политические свободы находят (хотя и без использования данного термина) в английской Великой хартии вольностей в 1215 году.
В дальнейшем важными вехами на пути оформления данного понятия и его классификации были английский Билль о правах, принятый в 1689 году, французская «Декларация прав человека и гражданина» 1789 года и американский Билль о правах 1791 года.
В XIX веке и в начале XX века положение с политическими свободами в различных государствах складывается по-разному. Первоначальный либеральный набор гражданских и политических прав (свобода и равноправие, избирательное право и др.) всё ещё, в современном понимании, весьма ограничены (имущественные избирательные цензы, политические запреты, неравноправие мужчин и женщин, расовые ограничения и т. п.).
Только после Второй мировой войны произошел качественный скачок в развитии института прав человека и гражданина, ведущую роль в развитии которого приобретает международное право. 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН принимается «Всеобщая декларация прав человека». В 1950 году в Европе подписывается Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод создающая реально действующий механизм защиты декларируемых прав — Европейский суд по правам человека. В 1966 году под эгидой ООН принимается «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». Эти и последующие документы утвердили международный стандарт прав человека и гражданина и гарантии обеспечения указанных прав с целью инкорпорации (отражения) в конституционном строе государств-участников.
Какое положение дел существует в Российской Федерации?
В Конституции РФ политические свободы вместе с человеком и его правами — наивысшая ценность. Государство обязывается признавать, соблюдать и защищать людей и граждан страны. Именно в конституции прописано то, что человек может принимать участие в государственных и общественных делах, может занимать должности, создавать различные профессиональные союзы и объединения (и активно участвовать в них). Конституция обеспечивает гарантию свободы совести, возможность участвовать в мирных демонстрациях, митингах, собраниях, пикетах и уличных шествиях. Наибольший интерес для нас предоставляет 29-я статья. В ней провозглашается свобода мысли и слова. Под этим подразумевается создание такого положения, при котором исключено давление на личность, её образ жизни и сознание. Она обладает свободой выражения. Также за людьми закреплено право публично излагать свои взгляды на любую проблему, действие, слова и так далее. Но при этом необходимо помнить, что запрещена пропаганда религиозного, языкового, социального, национального или расового превосходства.
Виды прав челоека
Права делятся на несколько групп: личные, политические, социальные, экономические, культурные.
К личным правам и свободам относят:
- Право на жизнь. Смертная казнь может устанавливаться лишь в качестве исключительной меры наказания.
- Право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.
- Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Ограничение данного права допускается только на основании судебного решения.
- Право определять и указывать свою национальную принадлежность.
- Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
- Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства. Также каждый имеет право беспрепятственно выезжать за пределы РФ.
- Право на свободу совести.
- Свобода вероисповедания.
К политическим правам и свободам относят:
- Свобода мысли и слова. (Многие путаются и относят свободу слова к личным правам. Но считается, что речь нужна для выражения своей позиции, поэтому она относится к политическим правам).
- Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
- Свобода информации. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
- Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
- Право на создание общественных объединений. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
- Право на проведение публичных мероприятий.
- Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
- Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
- Право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
- Право на равный доступ к государственной службе.
К экономическим правам и свободам относят:
- Право на предпринимательство.
- Право на частную собственность. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
- Право на землю.
- Право наследования.
К социальным правам и свободам относят:
- Право на свободный труд. Запрет на принудительный труд. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
- Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
- Право на отдых.
- Право на социальное обеспечение. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
- Право на охрану и помощь семье. Забота о детях — обязанность родителей. Дети, в свою очередь, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.
- Право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Малоимущим и иным гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за дополнительную плату из жилищных фондов.
- Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
- Право на образование.
К культурным правам и свободам относят:
- Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
- Свобода творчества.
Негативная свобода
Представьте, что вы едете на велосипеде. Когда вам нужно, вы сворачиваете на другую улицу или снижаете скорость. Никто не пытается стащить вас с велосипеда, и вам не нужно изменять маршрут из-за того, что кто-то огородил дорогу. Вы можете даже внезапно остановиться и бросить велосипед в ближайшем переулке. Это и есть свобода в ее негативном понимании.
В случае с негативной свободой главным критерием угнетения служит то, насколько другие люди ограничивают нас в осуществлении наших желаний.
Сторонники этих идеологий считают, что для государства недопустимо слишком сильно вмешиваться в экономику и личную жизнь людей. Право на частную собственность для них является ключевым правом человека: собственность, с их точки зрения, — это продолжение личности, продукт ее творческих усилий и работы. По этой причине сторонники негативной свободы выступают против высоких подоходных налогов, а иногда и вовсе требуют их отменить: ведь никто не заключал добровольного контракта на то, чтобы отдавать государству часть своих ресурсов. То есть, на их взгляд, изъятие налогов — тоже инструмент принуждения. Поэтому помощь бедным в этой оптике должна предоставляться лишь в виде благотворительности, чтобы не нарушать ничьих свобод.
Однако не стоит считать, что все сторонники негативной свободы хотят полного уничтожения любого правительства. Многие из них считают, что государство и налоги нужны как раз для того, чтобы одни люди не отнимали путем насилия свободу у других. То есть государство должно быть «ночным сторожем» и предотвращать насилие в обществе: главным образом для того, чтобы люди чувствовали, что их частная собственность находится в безопасности. В этом смысле к частной собственности людей относятся, например, и их собственные тела.
Свобода, структурное насилие и республиканизм
Сейчас классическое понимание негативной свободы часто критикуют за то, что в нем принуждение имеет слишком узкое значение: по сути, оно ограничено прямым насилием в отношении индивида или изъятием чужой собственности. Так, теоретик права Эндрю Феган пишет, что негативное понимание свободы игнорирует существование структурного насилия, которое является принуждением в той же мере, что и насилие прямое.
Причем это насилие может принимать разные формы, оставаясь одним и тем же. Как массовые репрессии со стороны государства, так и сексизм являются лишь разными проявлениями структурного насилия.
В попытках людей понять, как избежать ущемления отдельных людей или групп в обществе и при этом исключить возможность установления государственной диктатуры, возникла целая школа мысли, называющаяся «республиканизм». Современный мыслитель этого направления Филипп Петтит пишет, что в центре философии республиканизма стоит идея о том, что свобода означает отсутствие произвола и доминирования со стороны «хозяина». Причем под хозяином понимаются и государство, и общество.
Доминирование в этом случае — способность А неконтролируемо вмешаться в деятельность Б. Примером подобного доминирования может быть как положение жены, которую во время ссор избивает муж, так и положение чиновника в Польше, который из страха потерять работу скрывает от коллег свою сексуальную ориентацию.
Разновидности свободы
Она разная и проявляется в разных формах. Где-то нас ограничивают только наши собственные стереотипы, в других случаях близкие люди или обстоятельства, а иногда государство и закон. В соответствии с этим выделяют:
- Юридическую – с позиции права, люди все свободны, но все равно ограничены правовыми нормами. Наши правовые нормы часто нарушают, чем еще больше ограничивают независимость. Ограничение по закону разное: по отношению к одному лицу, группе лиц или обществу в целом. По отношению к одному лицу ограничение выражаются в уголовном следствии и заключении в места временного пребывания. Запреты для общества закреплены в законодательных актах, где также указаны последствия, с которыми столкнется каждый в случае неповиновения. Право ограничивает независимость.
- Экономическая независимость – самая частая причина людей жить не так, как они хотят – отсутствие денег. Это проявляется в их отсутствии, долгах. Из-за такого фактора мы не уходим с работы, которую ненавидим, потому что нужно кормить себя и семью, расплачиваться с долгами.
- Личная свобода при взаимодействии с людьми. Она различается. Иногда мы не делаем что-то, потому что боимся столкнуться с общественным неприятием. Другой вид независимости – это свобода в личных отношениях между людьми противоположного пола. Она может проявляться как независимость в финансовом плане, когда ни один из партнеров не зависит от другого, так и в полигамности, когда люди не запрещают друг другу иметь контакты с противоположным полом. Самая частая причина, сдерживающая нас сделать то, что мы хотим, – это общественное мнение. Мы боимся, что если начнем свое дело или оденемся так, как сейчас не модно, о нас плохо подумают.
Кроме этих видов, есть свобода творчества, слова. Каждый день мы принимаем решения, руководствуясь этими типами. Мы взвешиваем, возможно ли для нас сделать что-то. Такие мысли уж не говорят о полной свободе, поскольку всегда есть сдерживающие факторы.
4- Они предоставляют гарантии перед правосудием для всех людей
Благодаря правам человека каждый имеет право на справедливое судебное разбирательство в независимом и беспристрастном суде в случае обвинения в совершении преступления или правонарушения против любого закона. Это также дает права и обязанности лицу, которого судят.
В статье 11 Международной декларации прав человека объясняется, что любое лицо, обвиняемое в совершении уголовного преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока не будет доказано иное, в соответствии с законами в ходе открытого судебного разбирательства, где они также имеют все необходимые гарантии, необходимые для их защиты.
Во втором разделе той же статьи продолжается Декларация прав человека, в которой говорится, что ни одно лицо не может быть задержано или обвинено в каком-либо уголовном преступлении или бездействии, которое не является уголовным преступлением по национальному или международному праву, в то время, когда это было задача.
Также не должны применяться более суровые наказания или наказания, чем те, которые применяются, соответственно, к уголовному правонарушению.
Экономические права
Право на предпринимательскую деятельность. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности
Право на имущество. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Право на судебное решение при лишении имущества. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Право на свободный труд. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.
Право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск
Право на частную собственность, в том числе на землю. Каждый имеет право на частную собственность. Право частной собственности охраняется законом. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Право на землю и природные ресурсы. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Право на трудовые споры. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Право на наследование. Государство гарантирует право на наследование имущества.
Право на вознаграждение за труд. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы
Определение термина
Свобода в философии – это возможность проявлять свою волю, осознавая законы развития природы и общества. В разные исторические эпохи, этот термин имел разные понятия.
Понимать свободу можно по-разному. В концепции бихевиоризма наличие свободного выбора отрицается. Человек не может самостоятельно выбирать, что ему делать. У него есть только заранее предопределенный выбор, в котором нет места свободе.
Эрих Фромм писал о том, что в условиях современного общества человек «бежит от свободы», поскольку вместе с ней он берет больший уровень ответственности. В эпоху, когда мы сами решаем свою судьбу, мы сознательно от нее отказываемся. Потому что боимся последствий, которые последуют после принятия решения. Когда кто-то принимает его за нас, у нас всегда есть возможность сказать: «я не виноват, меня заставили». Но когда мы свободны и вольны решать самостоятельно, в ответе за свои решения оказываемся только сам индивид. Некоторые люди бегут от свободы неосознанно, просто перекидывая ответственность на плечи других. Другие же самостоятельно выбирают инфантильное поведение, когда они занимают позицию маленьких детей и предоставляют ответственность за свою жизнь кому-то другому: супругу или родителям.
Шопенгауэр говорил о том, что дать определение этому термину, можно только, если указывать на препятствия, которые мешают обрести свободу. У всех разные препятствия в жизни, которые зависят от исторической эпохи. Препятствия в эпоху феодализма, когда было разрешено рабство отличаются от препятствий современного мира. Тогда людям мешало быть свободными крепостное право. Они были зависимы, а их свободой распоряжались другие. В современном мире мешают:
- кредиты, которые заставляют оставаться на нелюбимой, но оплачиваемой работе;
- дети, из-за которых женщина остается с человеком, которого не любит.
Основные вопросы, которыми занимаются философы в этом направлении, звучат так: «Что такое свобода?», «Существует ли безграничная свобода?», «Что мешает быть полностью свободным?». Также в философии считается, что человек не всегда проявляет свою волю.
Классификация
К политическим правам, как правило, причисляются следующие права и свободы (в алфавитном порядке):
- равенство перед законом — отсутствие сословий;
- свобода вероисповедания — право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой;
- свобода совести — право формировать свои убеждения;
- свобода слова и массовой информации — запрет цензуры;
- свобода собраний — право проводить собрания как в закрытом помещении, так и под открытым небом;
- свобода союзов — право создавать союзы, не спрашивая разрешения;
- свобода стачек;
- право петиций.
Данный список не является полным и исчерпывающим.
Взгляды
Различные группы вдоль политический спектр придерживаются разных взглядов на то, что, по их мнению, составляет политическую свободу.
Левое крыло политическая философия обычно объединяет понятие свободы с понятием свободы позитивная свобода или предоставление возможности группе или отдельному человеку определять свою собственную жизнь или реализовывать свой собственный потенциал. В этом смысле свобода может включать свободу от бедности, голода, излечимых болезней и угнетения, а также свободу от силы и принуждения со стороны кого бы то ни было.[нужна цитата ]
Социалистическая концепция свободы («свобода») глазами Неолиберальный философ и Нобелевская мемориальная премия Экономист Фридрих Хайек:
Социальные анархисты рассматривают негативную и позитивную свободу как дополнительные понятия свободы. Такой взгляд на права может потребовать утилитарных компромиссов, таких как принесение в жертву права на продукт своего труда или свободы ассоциации в пользу меньшей расовой дискриминации или большего количества субсидий на жилье. Социальные анархисты описывают негативную ориентацию на свободу, поддерживаемую капитализм как «эгоистичная свобода».
Анархо-капиталисты рассматривать отрицательные права как последовательную систему. Айн Рэнд описал его как «моральный принцип, определяющий и санкционирующий свободу действий человека в социальном контексте». Для таких либертарианцев позитивная свобода противоречит, поскольку так называемые права должны быть противопоставлены друг другу, унижая законные права, которые по определению превосходят другие моральные соображения. Любое предполагаемое право, которое требует конечного результата (например, жилье, образование, медицинские услуги и т. Д.), Созданного людьми, на самом деле является предполагаемым правом порабощать других.[нужна цитата ]
Политический философ Аласдер Макинтайр теоретизировал свободу с точки зрения нашей социальной взаимозависимости с другими людьми.
Нобелевская мемориальная премия Экономист Милтон Фридман, в его книге Капитализм и свобода, утверждает, что существует два типа свободы, а именно политическая свобода и экономическая свобода; без экономической свободы не может быть политической свободы.
Робин Ханель в своей статье «Почему рынок подрывает демократию» оспаривает концепцию экономической свободы Фридмана, утверждая, что посягательства на свободу других будут иметь место всякий раз, когда кто-либо пользуется своей экономической свободой, и что таких посягательств можно избежать только при наличии четко определенная система прав собственности.
Политический философ Николас Компридис постулирует, что стремление к свободе в современную эпоху можно в общих чертах разделить на два мотивирующих идеала, а именно на свободу как автономия или же независимость и свобода как способность совместно начать новое.
Политическая свобода также теоретизировалась как противопоставление и условие властных отношений, или сила действия над действиями, посредством Мишель Фуко. Он также был тесно связан с некоторыми видами художественной и культурной практики. Корнелиус Касториадис, Антонио Грамши, Герберт Маркузе, Жак Рансьер и Теодор Адорно.
Экологи часто утверждают, что политические свободы должны включать некоторые ограничения на использование экосистемы. Они утверждают, что не существует, например, свободы загрязнения или свободы вырубки леса, учитывая, что такая деятельность создает отрицательные внешние эффекты, что нарушает право других групп не подвергаться загрязнению. Популярность Внедорожники, гольф и разрастание городов использовался как доказательство того, что некоторые идеи свободы и сохранение окружающей среды может столкнуться. Это иногда приводит к серьезным столкновениям и столкновениям значения отражены в рекламных кампаниях, например что из PETA касательно мех.[нужна цитата ]
Джон Далберг-Актон заявил: «Самый надежный критерий, по которому мы судим, действительно ли страна свободна, — это степень безопасности, которой пользуются меньшинства».
Джеральд К. Маккаллум мл. говорил о компромиссе между положительными и отрицательными свободами, говоря, что агент должен иметь полную автономию над собой. Он триадичен по отношению друг к другу, потому что он касается трех вещей, а именно агента, ограничений, от которых они должны быть свободны, и цели, к которой они стремятся.
Взгляды
Различные группы вдоль политический спектр придерживаются разных взглядов на то, что, по их мнению, составляет политическую свободу.
Левое крыло политическая философия обычно объединяет понятие свободы с понятием свободы позитивная свобода или предоставление возможности группе или отдельному человеку определять свою собственную жизнь или реализовывать свой собственный потенциал. В этом смысле свобода может включать свободу от бедности, голода, излечимых болезней и угнетения, а также свободу от силы и принуждения со стороны кого бы то ни было.[нужна цитата ]
Социалистическая концепция свободы («свобода») глазами Неолиберальный философ и Нобелевская мемориальная премия Экономист Фридрих Хайек:
Социальные анархисты рассматривают негативную и позитивную свободу как дополнительные понятия свободы. Такой взгляд на права может потребовать утилитарных компромиссов, таких как принесение в жертву права на продукт своего труда или свободы ассоциации в пользу меньшей расовой дискриминации или большего количества субсидий на жилье. Социальные анархисты описывают негативную ориентацию на свободу, поддерживаемую капитализм как «эгоистичная свобода».
Анархо-капиталисты рассматривать отрицательные права как последовательную систему. Айн Рэнд описал его как «моральный принцип, определяющий и санкционирующий свободу действий человека в социальном контексте». Для таких либертарианцев позитивная свобода противоречит, поскольку так называемые права должны быть противопоставлены друг другу, унижая законные права, которые по определению превосходят другие моральные соображения. Любое предполагаемое право, которое требует конечного результата (например, жилье, образование, медицинские услуги и т. Д.), Созданного людьми, на самом деле является предполагаемым правом порабощать других.[нужна цитата ]
Политический философ Аласдер Макинтайр теоретизировал свободу с точки зрения нашей социальной взаимозависимости с другими людьми.
Нобелевская мемориальная премия Экономист Милтон Фридман, в его книге Капитализм и свобода, утверждает, что существует два типа свободы, а именно политическая свобода и экономическая свобода; без экономической свободы не может быть политической свободы.
Робин Ханель в своей статье «Почему рынок подрывает демократию» оспаривает концепцию экономической свободы Фридмана, утверждая, что посягательства на свободу других будут иметь место всякий раз, когда кто-либо пользуется своей экономической свободой, и что таких посягательств можно избежать только при наличии четко определенная система прав собственности.
Политический философ Николас Компридис постулирует, что стремление к свободе в современную эпоху можно в общих чертах разделить на два мотивирующих идеала, а именно на свободу как автономия или же независимость и свобода как способность совместно начать новое.
Политическая свобода также теоретизировалась как противопоставление и условие властных отношений, или сила действия над действиями, посредством Мишель Фуко. Он также был тесно связан с некоторыми видами художественной и культурной практики. Корнелиус Касториадис, Антонио Грамши, Герберт Маркузе, Жак Рансьер и Теодор Адорно.
Экологи часто утверждают, что политические свободы должны включать некоторые ограничения на использование экосистемы. Они утверждают, что не существует, например, свободы загрязнения или свободы вырубки леса, учитывая, что такая деятельность создает отрицательные внешние эффекты, что нарушает право других групп не подвергаться загрязнению. Популярность Внедорожники, гольф и разрастание городов использовался как доказательство того, что некоторые идеи свободы и сохранение окружающей среды может столкнуться. Это иногда приводит к серьезным столкновениям и столкновениям значения отражены в рекламных кампаниях, например что из PETA касательно мех.[нужна цитата ]
Джон Далберг-Актон заявил: «Самый надежный критерий, по которому мы судим, действительно ли страна свободна, — это степень безопасности, которой пользуются меньшинства».
Джеральд К. Маккаллум мл. говорил о компромиссе между положительными и отрицательными свободами, говоря, что агент должен иметь полную автономию над собой. Он триадичен по отношению друг к другу, потому что он касается трех вещей, а именно агента, ограничений, от которых они должны быть свободны, и цели, к которой они стремятся.
Выход на современное положение
Мы уже знаем, что такое политическая свобода. Определение данного термина не раз менялось с момента его возникновения. Но когда всё было перенесено в политическую плоскость, то первоначально он выражал, в основном, интересы буржуазии. Особенно остро это проявлялось, когда обговаривали частную собственность, проблемы взаимоотношения и создаваемого государства. Тогда же возникли концепции политической свободы человека: позитивная и негативная. Первая подразумевала возможность самосовершенствования и саморазвития, раскрытия внутреннего потенциала и творческих способностей. Негативная концепция рассматривала отсутствие принуждения и вмешательств: защита от жестокости, насилия, диктата, идущих от государства или иных людей.
Негативная свобода
Этот вид свободы определяется фразой «Я никому не раб». То есть в рамках этого вида свободы человек волен действовать, не опасаясь насильственного принуждения или постороннего влияния. Ограничение этого вида свободы происходит через вмешательство посторонних в жизнь отдельного индивида. Например, в этой концепции государство, поддерживающее негативную свободу, старается минимально вмешиваться в жизнь своих граждан: не вводит локдауны, полагаясь на осознанность своих граждан, не вмешивается в экономическую деятельность субъектов рынка и т. д.
«Вы только тогда лишены политической свободы, когда другие люди мешают вам достичь какой-либо цели. Простая неспособность достичь цели еще не означает отсутствия политической свободы».
В негативной свободе государство выполняет роль ночного сторожа, когда оно предотвращает насилие и хаос, но при этом не мешает людям жить в пределах своих собственных возможностей, в том числе социальных и экономических. То есть, если человек обанкротился, родился в бедной семье или оказался в неблагополучной эпидемиологической обстановке, это его зона ответственности и выбираться он должен самостоятельно. Естественно, возможность использования такой свободы неравномерна и больше выгоды от нее получают более привилегированные слои общества.
«Несомненно, предоставлять политические права и гарантию невмешательства со стороны государства людям, которые полуголы, неграмотны, голодны и больны, значит издеваться над их положением; прежде всего этим людям нужна медицинская помощь и образование, и только потом они смогут осознать свою возросшую свободу и сумеют ею воспользоваться. Свобода — это не просто отсутствие какого бы то ни было принуждения; подобная трактовка слишком раздувает значение этого слова, и тогда оно может означать или слишком много, или слишком мало. Египетский крестьянин прежде всего и больше всего нуждается в одежде и медицинской помощи, а не в личной свободе, но та минимальная свобода, которая нужна ему сегодня, и то расширение свободы, которое понадобится ему завтра, — это не какая-то особая для него разновидность свободы, а свобода, тождественная свободе профессоров, художников и миллионеров», —
Негативная свобода является центральной идеей классического либертарианства и либерализма, и противоположностью этой идеи является позитивная свобода, являющаяся основной ценностью и инструментом социализма и социал-либерализма.
См. Также
- Академическая свобода
- Гражданские и политические права
- Децентрализация
- Диссидент
- Экономическая свобода
- Свобода от необоснованных обысков и захватов, который связан со свободой частной жизни
- Freedom House
- Свобода собраний
- Свобода ассоциаций
- Свобода передвижения
- Свобода религии
- Свобода слова
- Свобода прессы
- Свобода мысли
- Проект исследования глобальных социальных изменений
- Либертарианство (значения)
- Список показателей свободы
- Негативные и позитивные права
- Политический заключенный
- Право на оружие
- Научная свобода
- Избирательное право
- Два трактата о правительстве
- Всемирный индекс моральной свободы