Гаагский суд по правам человека

Библиография

Аверьянов К.Ю. Действие решений Европейского суда по правам человека в рамках российской правовой системы // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 5.

Авхадеев В.Р. Проблемы реализации права человека на международную судебную защиту в Российской Федерации // Международное право: вызовы современности / Отв. ред. А.И. Абдуллин, Л.Х. Мингазов, Г.Р. Шайхутдинова. Казань: Казан. ун-т, 2013.

Андриченко Л.В., Акопян О.А., Васильев В.И. и др. Концепции развития российского законодательства: Монография / Отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. М.: ИЗиСП; Юриспруденция, 2014.

Бордунов В.Д. Гражданин против государства в Европейском суде по правам человека. М.: Омега-Л, 2005.

Глазкова М.Е. Применение европейских стандартов отправления правосудия в российском арбитражном процессе: Монография. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Анкил, 2012.

Деменева А.В. Правовые последствия постановлений Европейского суда по правам человека по делам об оказании психиатрической помощи в России // Международное правосудие. 2014. N 2.

Егорова О.А., Беспалов Ю.Ф. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод в судебной практике. М.: Проспект, 2013.

Зимненко Б.Л. Международное право и правовая система Российской Федерации: Курс лекций. Общая часть. М.: Статут; РАП, 2010.

Колосова Н.М. Влияние решений Европейского суда по правам человека на национальное законодательство // Международное право и национальное законодательство / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: Эксмо, 2009.

Макеева Н.В., Макеев А.В. Влияние решений Европейского суда по правам человека на развитие института обеспечения личной безопасности участников уголовного судопроизводства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. N 1.

Международное право и правовая система Российской Федерации. М.: Российская академия правосудия, 2010.

Международное право: Особенная часть / Отв. ред. А.Х. Абашидзе, Е.М. Абайдельдинов. Воронеж: Наука-Юнипресс, 2013.

Мелехин А.В. Судебная власть Российской Федерации: Курс лекций // СПС «КонсультантПлюс». 2012.

Рабцевич О.И. Влияние решений Европейского суда по правам человека на деятельность международных уголовных трибуналов // Международное публичное и частное право. 2007. N 5.

Андрусенко С.П., Голованова Н.А., Гравина А.А. и др. Международно-правовые стандарты в уголовной юстиции Российской Федерации: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. В.П. Кашепов (Руднев В.И. Европейский суд по правам человека и его влияние на изменение законодательства о судопроизводстве). М.: ИЗиСП; Анкил, 2012.

Тиунов О.И., Каширкина А.А., Морозов А.Н. Выполнение международных договоров Российской Федерации: Монография. М.: Норма, 2011.

Фоков А.П. Конституционный Суд Российской Федерации: правовые позиции о способе реализации решений Европейского суда по правам человека // Российский судья. 2014. N 2.

Чекрыжев С.А. Влияние решений Европейского суда по правам человека на конституционное право Российской Федерации // Государство и право: теория и практика: Материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, март 2013 г.). Чита: Молодой ученый, 2013.

Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное право: Учеб. пособие для магистрантов и аспирантов. М.: Юриспруденция, 2011.

Как анализируется информация, поступающая в Канцелярию Прокурора МУС?

Что касается выбора ситуаций для расследования, Канцелярия Прокурора МУС разработала трёхуровневый процесс анализа информации о потенциальных преступлениях, подпадающих под юрисдикцию МУС.

Первый этап представляет собой первоначальную проверку для выявления тех сообщений, которые явно не обеспечивают основания для дальнейших действий.

Так, например, экс-Прокурор МУС Луис Морено Окампо ответил на информацию о предполагаемых преступлениях против человечности, совершенных в Венесуэле, заявив, что на основании полученных сообщений и обзора внешних источников, он пришёл к выводу, что не было достаточных доказательств, устанавливающих «широкомасштабное или систематическое нападение на гражданское население», как того требует определение преступлений против человечности в Римском Статуте.

В этом контексте и я, соответственно, не усматриваю достаточных доказательств в «киргизском обвинительном сценарии».

Второй этап анализа Прокурора — это изучение серьезности тех преступлений, которые предположительно подпадают под юрисдикцию Суда, чтобы определить, является ли ситуация достаточно серьезной, чтобы рассматривалось МУС.

Так, например, постановление Прокурора об отказе в расследовании военных преступлений, предположительно совершенных британскими войсками в Ираке, иллюстрирует различие между первым и вторым уровнями прокурорского анализа. Согласно позиции Канцелярии Прокурора МУС, первоначальной оценкой информации, представленной в отношении преступлений в Ираке, установлено, что существуют разумные основания полагать: преступления подпадают под юрисдикцию МУС (умышленное убийство и бесчеловечное обращение).

Таким образом, ситуация в Ираке удовлетворяла первому уровню анализа Прокурора. Тем не менее, Прокурор пришел к выводу, что ситуация в Ираке не соответствует требуемому «порогу серьезности», согласно Римского Статута, на втором уровне анализа. Так как количество потенциальных жертв преступлений, подпадающих под юрисдикцию МУС в данной ситуации, от 4 до 12 жертв умышленного убийства и ограниченное число жертв бесчеловечного обращения было намного меньше количества жертв, обнаруженных в других расследованных ситуациях, таких, как, к примеру, Северная Уганда, Демократическая Республика Конго и Дарфур, где каждая из трех расследуемых ситуаций включало тысячи умышленных убийств, а также умышленное и крупномасштабное сексуальное насилие и похищения.

Этому критерию, к счастью, не применим «киргизский сценарий», где количество убитых и другого рода жертв не имеет масштабный характер.

Наконец, третий этап — это рассмотрение тех ситуаций, которые подпадают под юрисдикцию МУС и соответствуют «порогу серьезности», т.е. являются приемлемыми. В таких случаях Канцелярия Прокурора МУС проводит расширенный анализ и планирование в соответствии со статьей 53 Римского Статута, в которых частично предусматривается, что Прокурор может отказать в возбуждении расследования даже при наличии тяжести преступлений и ущемлении интересов потерпевших, если, тем не менее, есть серьезные основания полагать, что расследование не будет служить интересам правосудия.

Как заполнить формуляр заявления?

Есть несколько основных правил, которые нужно соблюдать при заполнении формуляра заявления в Европейский суд:

  • лучше напечатать текст, а не писать вручную
  • все поля подлежат обязательному заполнению
  • не используйте сокращения и символы
  • пишите кратко и по факту

В поле “Заявитель” нужно выбрать или раздел “А” (если заявление подано физическим лицом) или раздел “В” (в случае подачи заявления от юридического лица). Если заявление подано двумя или более заявителями, информация о каждом должна содержаться на отдельном листе, и каждому должен быть присвоен порядковый номер.

В том случае, когда заявитель не может самостоятельно представлять свои интересы, он может доверить это другому лицу. В таком случае, в формуляре следует четко указать фамилию, имя, отчество представителя, его контактные данные, а также указать причину, по которой это лицо представляет интересы заявителя в Суде.

Не следует забывать приложить к заявлению копии всех решений, принятых судебными органами, а также копии ваших исковых заявлений и обращений, апелляционных, кассационных и личных жалоб.

Правило 45 Регламента Суда требует, чтобы заявление было подписано вами как заявителем или вашим представителем.

Сроки подачи заявления

Обратиться в ЕСПЧ можно только в течение 6-ти месяцев с даты вынесения окончательного решения. Если вами будут нарушены эти сроки, заявление не будет принято к рассмотрению. Прекращением шестимесячного срока считается момент получения Судом от вас формуляра заявления.

Если вы не хотите раскрывать свою личность, то должны об этом указать в своем заявлении в Суд. В таком случае следует изложить причины в оправдание такого отступления от общего правила гласности производство в Суде. В исключительных и обоснованных случаях Председатель Палаты Суда может разрешить анонимность.

И напоследок. При рассмотрении заявлений Суд признает неприемлемыми более 90 % из них за несоблюдения заявителями условий обращения в Суд. Это означает, что Европейский суд отказывает в принятии заявлений по формальным признакам в 9 случаях из 10. Поэтому лучше не рисковать и доверите это дело адвокатам, которые уже имеют опыт успешного представления соответствующих обращений.

Поделитесь полезной информацией с друзьями:

История международного права прав человека.

Первой попыткой поставить международное право на защиту прав человека стало принятие в 1815 г. на Венском конгрессе Декларации о запрете торговли неграми-невольниками. Европейские державы впервые признали в многостороннем заявлении, что практика работорговли «противоречит принципам гуманности и всеобщей морали».

Другие международные договоры и институты конца 19-го начала 20-го веков также имели отношение к защите определенных категорий лиц и по этой причине их можно рассматривать в качестве предшественников международного права прав человека. Среди них следует упомянуть дипломатическую защиту, международное гуманитарное право, систему мандатов для управления колониями, созданную Лигой Наций, а также правовые режимы защиты прав национальных меньшинств и трудящихся, созданные под эгидой той же организации.

Тем не менее, до начала Второй мировой войны вопросы защиты прав человека на международном уровне поднимались крайне редко. Заметным исключением стала Декларация о международных правах человека, принятая 12 октября 1929 года Институтом международного права в Нью-Йорке. В декларации не упоминались права гражданина (подлежавшие внутригосударственному регулированию), а проблема защиты права на жизнь, свободу и собственность каждого человека признавались общей заботой международного сообщества.

Подписание 26 июня 1945 года Устава ООН, заложившего основы современного международного права, не стало принципиальным прорывом для международного правозащитного движения. Среди держав-победителей не было большого энтузиазма в отношении создания международно-правовой системы защиты прав человека: в США процветал расизм, Великобритания и Франция пытались удержать свои колонии, в СССР проводились массовые политические репрессии. Тем не менее, под влиянием ряда латиноамериканских стран и неправительственных организаций в Уставе ООН были добавлены несколько ссылок на права человека.

10 декабря 1948 года на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция 217 А (III) – Всеобщая декларация о правах человека. Декларация признает гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права и, хотя она не является юридически обязательным документом, содержащиеся в ней принципы считаются в настоящее время юридически обязательными для государств либо в качестве норм международного обычного права, либо в качестве общих принципов права, признанных цивилизованными нациями.

Всеобщая декларация и принятые вслед за ней два пакта: Международный пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г., собирательно именуемые Международным биллем о правах человека, являются основополагающими договорами по защите прав и основных свобод человека, оказывающими существенное влияние на кодификацию международного права прав человека.

Порядок возбуждения дел

Для рассмотрения в суде дел, подается заявление лишь от государств — членов Организации Объединенных Наций, ратифицировавшие Устав. Также участником заявителем может стать государство, не член ООН, но участник Статута Суда или страна, направившее заявление, которое отвечает требованиям Совета Безопасности.

Односторонний порядок подразумевает подачу заявления одним государством на другое в рамках юрисдикционной статьи договора или системы «факультативной оговорки».

Двусторонний порядок заключается в уведомлении о специальном соглашении между государств, желающих представить спор на рассмотрение МУС. Причем не обязательно, чтобы уведомление направляли обе страны, достаточно одного уведомления.

В одностороннем порядке заявитель – страна подавшая заявление, ответчик – противоположная сторона.

В двустороннем порядке нет ответчика и заявителя. Стороны равны и в названии указываются через косую черту. Например, Малайзия/Индонезия.

Разбирательство в суде проходит 2 стадии: письменная и устная. Письменная стадия судебного разбирательства заключается в представлении состязательных бумаг с подробным изложением спорных вопросов и длиться от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от сложности дела.

Устная стадия проводится открыто в Большом зале правосудия Дворца мира, на нем присутствуют пресса, дипломатический корпус, юристы и прочие лица, интересующиеся деятельностью МУС. По просьбе сторон или по решению Суда эта стадия проходит в закрытом формате.

После завершения слушаний МУС переходит в стадию рассмотрения своего решения, которое проходит в закрытом заседании, но решение оглашается в открытом заседании.

Как правильно подать жалобу

Типовой образец жалобы в Европейский суд
по правам человека не утвержден Конвенцией. Поэтому нужно учитывать ее
индивидуальный характер. При составлении этого документа должны быть учтены все
нюансы конкретного уголовного дела и процессуальных бланков.

Помимо прочего, в содержании жалобы
должны присутствовать обязательные пункты, указанные в официальных формулярах
ЕСПЧ. Их состав будет существенно различаться в зависимости от категории дела.
Поэтому только сопровождение профессионального адвоката даст возможность
соблюсти все условия для признания жалобы обоснованной.

Как подать жалобу в ЕСПЧ

Основополагающие права и свободы
человека реализованы на международном уровне в Конвенциях, соглашениях,
договорах. В частности, все государства, одобрившие Европейскую конвенцию по
правам человека, обязаны неукоснительно соблюдать эти правила в рамках
национального судопроизводства.

Нарушения прав человека при
расследовании и рассмотрении уголовных дел являются крайне распространенным
явлением. Однако далеко не в каждом случае возникает право на подачу документов
в международный суд. Исходя из анализа судебной практики, жалобы в ЕСПЧ по уголовным
делам наиболее часто направляются по следующим основаниям:

  • нарушение
    прав и свобод участника уголовного процесса, прямо указанных в содержании
    Европейской конвенции (например, основанием для подачи жалобы будет являться
    чрезмерная и необоснованная длительность расследования или рассмотрения дела);
  • бездействия
    государственных органов по достоверно подтвержденным фактам нарушения прав и
    свобод граждан;
  • отказ
    государственных ведомств, в том числе судов, предпринять меры по защите или
    восстановлению нарушенных прав.

Обратите внимание! Обвинительный
приговор с суровыми мерами наказания, сам по себе, не будет являться основанием
для рассмотрения жалобы. Чтобы получить защиту ЕСПЧ, заявитель должен
подтвердить факт нарушения своих прав

Подача, принятие к производству и рассмотрение жалобы происходит по правилам, утвержденным Регламентом ЕСПЧ. Данный документ распространяется на граждан любого государства, одобрившего Конвенцию по правам человека.

Против кого подается жалоба

Жалоба в Европейский суд по правам
человека может быть подана только против государства, т.е. Российской
Федерации. Рассмотрение претензий в отношении отдельных должностных лиц или
государственных ведомств не входит в компетенцию ЕСПЧ. Учитывая, что
правоохранительные и следственные органы, а также суд и учреждения ФСИН, входят
в единую систему государственных служб, Российская Федерация будет выступать
надлежащим представителем этих ведомств.

Если по итогам рассмотрения будут выявлены нарушения прав и свобод человека, отвечать за это будет именно государство, даже если виновные действия были допущены конкретными должностными лицами и ведомствами.

V. Cостав Европейского суда по правам человека

Судьи и Секретариат ЕСПЧ

ЕСПЧ состоит из 47 судей. Число судей, входящих в состав суда, равно количеству государств — участников Конвенции. Судьи ЕСПЧ избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы из списка, поданного каждым государством и включающего в себя три кандидатуры. Они избираются со сроком полномочий на девять лет и не могут быть переизбраны. У

ЕСПЧ есть вспомогательный орган — Секретариат ЕСПЧ. В состав Секретариата входят юристы, административный и технический персонал, переводчики. В настоящий момент в Секретариате работает 679 человек, из которых 62 – граждане России.

Как правильно подать жалобу

Вы можете обратиться в Европейский суд по правам человека с письмом, в котором следует кратко изложить суть жалобы, указать, какие ваши права нарушены, в чем именно это выразилось, какие средства внутренней правовой защиты вы использовали, приложить копии соответствующих документов. Надо указать цель вашего обращения: вы стремитесь прекратить нарушение ваших прав, изменить общую практику государства, изменить законодательство. Не следует забывать о требованиях справедливой компенсации: в сумму, которая, по вашему мнению, должна быть вам присуждена по решению суда, включаются судебные издержки, связанные с рассмотрением дела, другой понесенный вами в результате нарушения прав материальный ущерб, компенсация морального вреда.

Адрес, по которому следует направлять ваше обращение:

European Court on Human Rights. Council of Europe

F — 67075 Strasbourg Cedex France

Официальными языками Европейского суда являются французский и английский, но вы можете направить ваше обращение на русском языке. Секретариат суда направит вам подтверждение получения письма и сообщит номер временного досье, который следует указывать во всей дальнейшей переписке. Возможно, Секретариат запросит дополнительную информацию. Если у Секретариата возникнет мнение, что имеется очевидное препятствие для того, чтобы ваша жалоба была принята к рассмотрению, Секретариат уведомит вас об этом. Но мнение Секретариата — это еще не мнение Суда

Возможно, обращая внимание на замечания, сделанные Секретариатом, вам удастся устранить недостатки и пробелы в вашей жалобе

Если ваша переписка с Секретариатом покажет, что ваше обращение может быть зарегистрировано как жалоба, Секретариат направит вам формуляр жалобы с пояснительной запиской по его заполнению. Суд рассматривает только те жалобы, которые заполнены в требуемой форме и содержат все указанные в формуляре сведения. При направлении обращения в Европейский суд вы не несете никаких издержек, кроме оплаты почтовых отправлений.

Иногда возникает вопрос, каким образом лучше действовать: сразу направить заполненный формуляр либо сначала представить первоначальное обращение. Все зависит от ситуации.

Если у вас достаточно времени для подготовки аргументов по жалобе, обоснования своей позиции, события, описанные вами, не представляют собой сложной совокупности фактов и вы не рискуете пропустить шестимесячный срок — вы можете сразу заполнять формуляр. Но надо понимать, что Суд рассматривает вашу жалобу на основании представленного формуляра. И дополнительную аргументацию представить суду будет достаточно сложно.

Предварительное обращение надо направить, если есть риск пропустить шестимесячный срок. Датой представления жалобы будет считаться дата направления вами первоначального обращения — хотя может пройти около 2 месяцев, пока Секретариат направит вам подтверждение о получении обращения.

Как правило, Секретариат в своем письме указывает следующее: «Ваше дело будет рассмотрено Судом, как только представится возможным. Судебное разбирательство осуществляется главным образом в письменном виде, и ваше личное присутствие предусматривается только в том случае, если вы будете приглашены Судом».

Дополнительные критерии приемлемости жалобы в ЕСПЧ

Полный перечень дополнительных критериев
при подаче жалобы в ЕСПЧ зафиксирован в Регламенте суда, его приложениях. Среди
них можно выделить следующие:

  • подписана
    ли жалоба надлежащим лицом или его представителем;
  • отсутствует
    ли решение ЕСПЧ по аналогичному делу в отношении аналогичного предмета
    разбирательства;
  • не
    передан ли аналогичный спор на рассмотрение иного судебного органа;
  • причинен
    ли заявителю существенный вред нарушением его прав;
  • распространяется
    ли на подателя жалобы юрисдикция государства – участника Конвенции;
  • ряд
    иных критериев, которые будут проверяться при получении жалобы.

Чтобы соблюсти все регламентированные
критерии, составление жалобы в ЕСПЧ необходимо поручить опытному адвокату.
Только в этом случае столь эффективная мера защиты граждан позволит добиться
положительного результата.

жалоба в еспч: суть и критерии

Прежде чем рассматривать порядок обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ), необходимо отметить, что ЕСПЧ принимает индивидуальные жалобы от заявителей и рассматривает дела с рядом определенных особенностей, в частности, рассматривает жалобы на нарушение требований Конвенции и своим решением лишь устанавливается, было ли допущено такое нарушение. Европейский Суд не является высшей инстанцией судебной системы государства-участника Конвенции, в связи с чем не может отменять решение, вынесенное государственным органом или судом Российской Федерации как участника Конвенции, или направлять его на новое рассмотрение. В то же время Суд может присудить выплату материальной компенсации и возмещение всех расходов и издержек со стороны государства в пользу заявителя.

Таким образом, предметом жалобы в ЕСПЧ могут быть только те права и свободы, которые гарантированы Европейской Конвенцией по правам человека и Протоколами к ней. По сравнению с Конституцией РФ перечень таких прав и свобод весьма ограничен. Кроме того, жалоба может быть подана только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Европейской Конвенции конкретной страной (5 мая 1998 г. для РФ).

Индивидуальные жалобы Европейским Судом по правам человека в соответствии со ст. 34 Конвенции принимаются от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Жалобы против частных лиц Европейским Судом к рассмотрению не принимаются.

Индивидуальная жалоба подается только по поводу действий (бездействия), решений органов государственной власти и должностных лиц

Заявителю не обязательно являться гражданином государства-участника Конвенции, важно, чтобы именно таким государством были нарушены гарантируемые Конвенцией права заявителя. Также по отношению к физическим лицам не требуется достижения определенного возраста или дееспособности для обращения c жалобой в ЕСПЧ

Что касается юридических лиц, они должны быть независимы от государства. В том же случае, если юридическое лицо в то или иной мере зависит от государства, в целях принятия на рассмотрение жалобы Европейским Судом необходимо учитывать, насколько это существенно.

Кроме того, чтобы жалоба была принята к рассмотрению Европейским судом по правам человека, заявитель должен обладать статусом жертвы. При подаче заявления группой лиц каждый заявитель должен обладать статусом жертвы.

В практике Европейского суда встречаются три типа жертвы. Как правило, заявителем является непосредственная жертва, т.е. лицо, группа частных лиц, собственно чьи права и были нарушены со стороны государства-участника Конвенции. В определенных случаях Европейским Судом рассматриваются также дела, по которым жертва может быть косвенной и потенциальной. Косвенной жертвой является заявитель, чье право нарушено вследствие нарушения прав другого. Как правило, это родственники пострадавших, когда сами пострадавшие не могут подать жалобу лично или когда во время разбирательства умирает заявитель.

Потенциальной жертвой является лицо, у которого есть реальные основания полагать, что со стороны государства были допущены нарушения его прав, предоставляемых Европейской Конвенцией. При этом заявителем должны быть приведены косвенные доказательства, указывающие на допущение такого нарушения со стороны государственных органов, должностных лиц. Кроме того, в определенных случаях с жалобой в Суд может обратиться лицо, у которого есть все основания полагать, что его права в будущем будут нарушены, и это повлечет за собой непоправимый для заявителя ущерб.

Еще одним условием принятия жалобы Европейским Судом к рассмотрению является исчерпание всех внутренних средств правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу (п.1 ст. 35 Конвенции). В своих решениях ЕСПЧ уточнил, что такие средства защиты должны быть эффективны, доступны и целесообразны. Для Российской Федерации шестимесячный срок начинает течь с момента вступления в силу решения по делу суда апелляционной инстанции. Срок подачи жалобы восстановлению не подлежит. Повторная подача жалобы возможна лишь в том случае, если при первоначальной подаче жалобы не были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты. В тех же случаях, когда дело не доходит до суда, шестимесячный срок начинает течь, когда исчерпаны все эффективные средства защиты.

Порядок рассмотрения

Если принятый иск соответствует требованиям приемлемости, то выносится решение о его принятии к производству или о предоставлении дополнительных доказательств, если это необходимо для объективного рассмотрения дела.

В соответствии с положениями Европейской Конвенции, слушание по существу проводится по инициативе Палаты или одной из сторон, если на этапе изучения вопроса о приемлемости такое рассмотрение осуществлено не было.

Гражданин вправе потребовать выплату справедливой компенсации в письменном виде, предоставив соответствующее требование не позже, чем за 2 месяца до даты принятия решения о приемлемости претензии.

К процессу может быть привлечена третья сторона, в роли которой может выступать другое государство или частное лицо.

В качестве одного из вариантов решения конфликта может быть предложено его дружественное урегулирование, если это уместно в контексте изложенной в претензии проблемы. Такие переговоры со сторонами носят конфиденциальный характер и не должны наносить ущерб доводам, которые приводятся участниками в процессе разбирательства спора (полученные в ходе переговоров сообщения или договоренности не будут использоваться в виде ссылок или уступок, если не удалось добиться дружественного урегулирования конфликта).

Основания

Так же, как и в ЕСПЧ, в КПЧ можно пожаловаться на нарушение права на свободу собраний, несправедливое судебное разбирательство, а также на незаконное лишение свободы, жестокое или унижающее достоинство обращение.

Эти права закреплены в обязательном для России Международном пакте о гражданских и политических правах ООН. КПЧ руководствуется им при рассмотрении дела.

Практика КПЧ по митинговым делам схожа с практикой ЕСПЧ — за небольшими исключениями. Например, у КПЧ нет практики по поводу защиты случайно задержанных не участников акции. Также Комитет, в отличие от ЕСПЧ, еще не признавал нарушением отсутствие прокурора в российском процессе по административным делам.

Сроки и порядок рассмотрения

Срок для обращения в Комитет существенно больше, чем для ЕСПЧ — до пяти лет.

Жалобу можно подать электронно. Заседание не проводится — жалоба будет рассматриваться заочно.

Сначала ее зарегистрируют (на это уходит около года, за исключением безотлагательных случаев) и попросят уточнить, какие меры требует принять заявитель: например, присудить денежную компенсацию, потребовать внести изменения в законодательство или системную практику по затронутому в жалобе нарушению. После ответа жалоба направляется государству-ответчику, которое должно ответить за шесть месяцев. Принятие итогового решения по существу может занять до нескольких лет.

Результат

По итогам рассмотрения жалобы Комитет может дать указания о выплате компенсации, а также рекомендовать меры по устранению нарушений и изменениях в законах и практике.

В отличие от ЕСПЧ, устойчивой практики по выплате Россией компенсаций заявителям нет. Но и большого потока жалоб заявителей из России пока не было — все в основном выбирали опцию обращаться в ЕСПЧ. Мы рекомендуем попробовать и готовы оказать помощь на всех этапах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес стратегия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: