Бюджетное финансирование

Сметное финансирование

Каждое бюджетное учреждение и организация имеет главный финансовый документ. Он называется сметой. В этом документе расписаны и утверждены все планируемые расходы предприятия в денежном эквиваленте.

Все цифры, записанные в смете, должны быть обоснованными. Они рассчитываются по существующим отраслевым нормативам и группируются по кодам бюджетной классификации. Сумма поступлений от государства должна покрывать запланированные расходы.

Финансирование бюджетных учреждений осуществляется в строгом соответствии с утвержденными показателями сметы. Плановые цифры могут изменяться. В этом случае в смету вносятся корректировки, и распределение ассигнований осуществляется с учетом новых данных.

Понятие бюджетного финансирования

Для выполнения государственных заказов, программ, содержания учреждений и организаций всегда выделяется денежное обеспечение. Его предоставление называется бюджетным финансированием.

Государственные ассигнования могут полностью покрывать расходы получателя средств. Это может касаться отдельных учреждений (дома культуры, общеобразовательные школы), структур (армия, полиция), органов управления (государственный аппарат).

Некоторые предприятия, отрасли и даже люди получают ассигнования из системы бюджетного финансирования частично. Эти средства идут только на отдельные программы. Тратить такие деньги не по назначению запрещается.

2.1.2 Финансирование социальной политики

потребления.
Одним из направлений использования
общественных фондов потребления бюджетных средств является
содержание нетрудоспособных и престарелых
граждан, оказание материальной помощи
отдельным группам населения (одиноким
матерям, семьям, потерявшим кормильца,
многодетным семьям и др.). Объем средств,
выделяемых на социальную защиту граждан,
находится в зависимости от уровня экономического
развития страны, состояния сферы материального
производства. Источником формирования
государственных фондов, из которых финансируются
мероприятия по соцзащите населения, является
национальный доход, созданный трудоспособными
гражданами и прошедший затем перераспределение
через бюджетную систему и внебюджетные
фонды.
Пенсионный фонд. Цель
его — государственное управление пенсионным
обеспечением граждан. Пенсионный фонд
формируется главным образом за счет средств единого социального
налога, поступающих из федерального бюджета,
и страховых взносов предприятий всех
форм собственности, работников, работающих
по найму, на обязательное пенсионное
страхование на выплату страховой части
трудовой пенсии. Концентрируемые в Пенсионном
фонде средства используются для выплаты
государственных трудовых пенсий, пенсий
инвалидам, пособий для детей в возрасте
от полутора до шести лет, компенсаций
пенсионерам и др.
Фонд социального страхования
Российской Федерации — второй по величине фонд. Цель
его — финансирование выплат пособий по
временной нетрудоспособности, беременности
и родам, при рождении ребенка, уходу за
ребенком до полутора лет, финансирование
организации санаторно-курортного лечения
и отдыха и др.
Источниками формирования
Фонда социального страхования
РФ служат: страховые взносы предприятий
и организации всех форм собственности
в размере 5,4% от величины начисленной
оплаты труда; ассигнования из республиканского
бюджета РФ; добровольные взносы юридических и физических лиц и др.

Бюджетные ассигнования
— один из важных источников этих социальных
фондов. Бюджетные средства поступают
в эти фонды главным образом
в виде взносов бюджетных учреждений
за работающих в них граждан. Во внебюджетные
фонды могут также направляться бюджетные дотации.
Наиболее крупные ассигнования
из бюджета выделяются на финансирование
учреждений социального обеспечения
(12%), социальную помощь (16%), пенсии военнослужащим
(16%) и работникам правоохранительных
органов (10%). Из общей суммы бюджетных средств, выделяемых
на социальную политику, большая часть
— свыше 60% проходит через региональные
(40%) и местные бюджеты (20%). За счет средств
федерального бюджета финансируются в
основном пенсии военнослужащим и работникам
правоохранительным органам, а также расходы
на осуществление миграционной политики.
За счет региональных
бюджетов финансируются главным
образом учреждения соцобеспечения,
социальная помощь, прочие мероприятия
социальной политики, молодежная политика,
пособия гражданам, имеющим детей

Эти средства используются
для строительства и содержания домов-интернатов
для престарелых и инвалидов, на обеспечение
инвалидов средствами передвижения, протезами,
для их обучения и трудового устройства,
оказания им санаторно-курортной помощи,
на социальную помощь малоимущим, многодетным
семьям, одиноким матерям, на проведение
и др.
Важное место в расходах
федерального бюджета на осуществление
социальной политики занимает финансирование
федеральных программ «Дети-сироты&qu t;,
«Дети-инвалиды quot;, «Дети Севера», «Планирование
семьи», «Профилактика безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних&qu t;,
«Организация летнего отдыха детей»
и др.
Наибольший объем средс и т.д…………….

Способы и формы

За счет бюджетного финансирования может осуществляться различная степень покрытия расходов. Возможно полное их возмещение и частичное:

  • Система «брутто-бюджет» применяется для получателей, которые целиком находятся на содержании государства. В этом случае за счет бюджетного финансирования происходит полное покрытие текущих и капитальных затрат, а также всех расходов, возникающих в процессе деятельности.
  • Способ финансирования «нетто-бюджет» предусматривает выделение средств лишь на какую-то заранее утвержденную цель.

Существуют различные формы бюджетного финансирования:

  • средства для работы учреждений, организаций;
  • ассигнования для оплаты государственных и муниципальных контрактов, заключенных с юридическими и физическими лицами;
  • трансферты населению (пособия, пенсии, компенсации, стипендии);
  • дополнительные средства, необходимые для покрытия расходов, возникших из-за решений государственных органов;
  • ссуды, субсидии, дотации, субвенции;
  • деньги, идущие на погашение различных внутренних и внешних долгов;
  • кредиты.

Главное назначение любой формы бюджетного финансирования – покрытие расходов в пределах утвержденных показателей. Выделение ассигнований свыше лимитированных цифр строго запрещено.

Сущность бюджетного финансирования

Определение 1

Бюджетное финансирование – это безвозмездное предоставление финансовых ресурсов из государственного бюджета хозяйствующим единицам, учреждениям, экономическим субъектам для полного или частичного покрытия их затрат.

Таким образом, осуществление расходов государственного бюджета достигается в форме бюджетного финансирования, т.е. комплекса предоставления финансовых ресурсов экономическим субъектам, организациям, хозяйствующим единицам из централизованного фонда денежных средств государства на финансирование расходов, которые соответствуют бюджету.

Расходы бюджета осуществляются посредством бюджетного финансирования и кредитования, при этом основной системой предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом, является бюджетное финансирование.

Бюджетное финансирование на сегодняшний день основано на специальных методиках, принципах и формах предоставления бюджетных финансовых ресурсов.

Среди наиболее важных принципов бюджетного финансирования можно выделить следующие:

  • непосредственное целевое использование выделенных финансовых ресурсов;
  • предоставление финансовых ресурсов за счет бюджета только по мере расходования ранее выделенных ресурсов;
  • безвозвратность финансовых ресурсов, выделенных из государственного бюджета;
  • безвозмездность;
  • обеспечение расходов источниками доходов;
  • четкое разграничение обязательств между бюджетами любого уровня;
  • получение максимального эффекта при минимальной величине затрат, таким образом, бюджетные финансовые средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их расходования. Подобный эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различного рода задач социально-экономического развития страны, а с другой — в обратном притоке в бюджет финансовых ресурсов за счет роста доходов получателей бюджетных средств;
  • эффективность бюджетных расходов.

Перечисленные принципы бюджетного финансирования, как правило, реализуются посредством таких форм бюджетного финансирования как:

  • ассигнования на финансирование учреждений государственной власти;
  • финансовые ресурсы на оплату товаров, работ и услуг, расходование которых осуществляется частными лицами и хозяйствующим единицам по государственным и муниципальным контрактам;
  • трансферты гражданам;
  • ассигнования на реализацию органами муниципальной власти обязательных выплат частным лицам, которые установлены действующими законодательными и правовыми актами;
  • ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, которые передаются на прочие уровни власти;
  • ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, которые могут возникать в ходе принятия решений органами государственной власти, которые способствуют росту величины бюджетных расходов или снижению расходов;
  • субвенции и субсидии частным лицам и хозяйствующим единицам;
  • межбюджетные трансферты;
  • вложения уставные капиталы функционирующих или вновь создаваемых юридических лиц;
  • финансовые ресурсы на обслуживание долговых обязательств, в т.ч. различного рода государственных или муниципальных гарантий.

В настоящее время в практике бюджетного финансирования применяются следующие методики финансирования:

  • сметное финансирование;
  • программное финансирование;
  • финансирование на покрытие части расходов, которые не могут быть возмещены за счет цены продукции товаров и услуг;
  • финансирование инвестиций.

Источники

Происхождение средств, идущих на финансирование, может быть различным. Выделяемые деньги могут до этого аккумулироваться на различных счетах:

  • федеральных;
  • региональных;
  • местных.

Источники бюджетного финансирования утверждаются на определенный период. Федеральное наполнение может черпаться из внешних источников и внутренних. К первым относятся:

  • государственные займы;
  • кредиты международных финансовых структур, организаций, правительств других стран.

Источники регионального и местного уровней могут быть только внутренними. Это – внутригосударственные займы, ссуды, кредиты, поступления средств от продажи имущества, корректировка остатков на счетах.

При возникновении бюджетного дефицита источником финансирования становится Центральный банк. Иногда покрытие недостатка ассигнований происходит путем осуществления денежной эмиссии, однако такой вариант не слишком эффективен, так как вызывает инфляцию.

Субвенция и дотация

Государственное бюджетное финансирование дается не только учреждениям, но и органам власти. Оно может быть в форме дотации и субвенции. В обоих случаях средства выделяются из вышестоящего бюджета нижестоящему, однако имеются и существенные различия:

  • Дотация – не подразумевает целевого ограничения направляемых средств. Деньги выделяются общей сумой в случае недостаточного наполнения минимального уровня бюджета нижестоящего уровня. По кодам расходов ассигнования распределяются уже самим получателем.
  • Субвенция – бюджетное финансирование, дающееся с конкретной целью. Ассигнования должны быть освоены в определенный срок, который устанавливается в решении о выделении средств. В случае нецелевого или несвоевременного использования субвенция в отличие от дотации подлежит возврату.

Принципы

В основе бюджетного финансирования лежат четыре константы, определяющие правила выделения средств:

  1. Безвозвратность. Получатели государственных ассигнований не должны отдавать назад то, что потратят, или платить проценты за пользование деньгами. Средства выделяются абсолютно даром. Исключение составляет возвратное финансирование, которое осуществляется в рамках некоторых государственных инвестиций.
  2. Целевое использование. Все финансы даются получателям под конкретные заранее обусловленные расходы (например, на зарплату, стипендии, питание, покупку оборудования, ремонт). Если деньги потрачены на другие цели, не те, что запланированы, то виновные обязательно наказываются.
  3. Существование лимита. Средства финансируются только в пределах существующих бюджетных обязательств. Они рассчитываются на основании ассигнований, выделяемых ранее, либо соответствуют количественным и качественным плановым показателям. Бюджетное финансирование сверх установленного лимита запрещается законом.
  4. Эффективность. Все бюджетные ассигнования должны тратиться так, чтобы их использование было максимально обоснованным, полезным и экономным. В случае обнаружения проверяющими органами заведомо завышенных показателей финансирования виновные лица наказываются, а средства возвращаются в бюджет.

Принципы бюджетного финансирования обязательны для выполнения всеми получателями ассигнований. Их соблюдение строго контролируется, что закреплено на законодательном уровне.

Суть бюджетного финансирования

Суть бюджетного финансирования сводится к тому, что с его помощью осуществляются определенные денежные отношения, возникающие между государством и субъектами хозяйствования всех форм собственности относительно направления денежных средств бюджетов.

Государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов — смет расходов.

Полнота и своевременность финансирования существенно зависят от уровня наполняемости денежными средствами бюджета.

В Российской Федерации государственные средства направляются в разном порядке и на различные цели. Основная же сумма денежных средств распределяется и расходуется путем финансирования.

Благодаря бюджетному финансированию средства предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной текущей деятельности.

Финансирование распространяется в основном на государственные объекты и осуществляется за счет разных источников: из средств бюджета, средств внебюджетных фондов и собственных средств хозяйственных объединений и предприятий.

Осуществляется бюджетное финансирование на основе принципов безвозвратности, целевого использования средств (например, заработная плата, командировка, стипендии, текущие расходы предприятия или учреждения), финансирования по мере выполнения работ, услуг и соблюдения финансовой дисциплины (как условие правильного и законного расходования денежных средств).

В Российской Федерации бюджетное финансирование проявляется в двух формах: финансирование государственных бюджетных учреждений и финансирование государственных объединений и организаций, имеющих некоторую экономическую и финансовую самостоятельность. Каждая форма имеет свои отличительные особенности в экономических вопросах, а также в правовом поле.

Бюджетная сфера относится к непроизводственной сфере (то есть в создании материальных ценностей эти предприятия и организации непосредственно не участвуют, а значит национального дохода не создают). Основное назначение бюджетных организаций — это удовлетворение общественно-социальных потребностей населения. К ним относятся, например, органы государственного управления и обороны страны, социально-культурные учреждения и другие.

Действующим законодательством Российской Федерации разрешена предпринимательская деятельность всем бюджетным организациям (но только та деятельность, которая предусмотрена  уставом этой организации), что приносит им дополнительные доходы.

Основные направления бюджетного финансирования в Российской Федерации

Расходы, которые осуществляются государством в области так называемого материального производства, ЖКХ, относятся к затратам, направленным на финансирование реального сектора национальной экономики государства.

Бюджетные средства направляются министерствам, ведомствам и юридическим лицам на покрытие расходов по расширению производства (инвестиции), обеспечение простого воспроизводства (субсидии, дотации и трансферты), операционные и другие затраты.

Если говорить о целевом использовании бюджетных средств, то особое значение для развития национальной экономики приобретают затраты, связанные с финансированием капитальных вложений.

Одним из наиболее приоритетных направлений бюджетных расходов можно назвать финансирование инвестиций в создание новых производств, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение функционирующих производств.

Замечание 1

Стоит отметить, что в связи с ограниченностью бюджетных финансовых ресурсов денежные средства могут быть выделены на ограниченный круг проектов, которые включены в целевые программы или реализуются по решению исполнительных органов власти.

В настоящее время еще одним из наиболее приоритетных расходов на финансирование национальной экономики является выплата различного рода субсидий, дотаций и субвенций предприятиям и организациям. Данные финансовые ресурсы выделяются для покрытия операционных затрат и убытков государственных учреждений.

Затраты на социальные нужды напрямую связаны с выполнением государством функционала в области социального обеспечения. Подобные затраты подразделяются на следующие группы:

  • образование;
  • культура,
  • кинематография, СМИ;
  • здравоохранение и спорт и т.д.

Стоит отметить, что большая часть таких расходов непосредственно вытекает из функций государства. Общая величина и уровень расходов, например, на оборону в значительной мере зависит от различного рода внутренних и внешних факторов, среди которых можно выделить:

  • политическая обстановка на мировой арене;
  • протяженность и характер границ, которые зависят от территории страны;
  • развития на современном этапе военного дела и состояния технической оснащенности армии и флота;
  • необходимости повышения уровня жизни личного состава.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес стратегия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: