Толкование притчи о мытаре и фарисее
Чтобы понять притчу, необходимо знать, кто были действующие лица во времена Римского господства над Израилем. Мытаря можно сравнить в настоящее время с коллектором. В давние времена этот человек занимался сбором налогов и долгов, которые отдавал в римскую казну, получая доход в виде процентов. Этот бессердечный вымогатель забирал у людей последний хлеб при этом даже незаконными методами. К тому же он работал на языческих римлян, покоривших Израиль. За это еврейский народ его презирал.
Лучшая статья для Вас, переходите: Потерять крестик к чему это с точки зрения православия
Фарисей – это:
- учитель веры;
- примерный прихожанин, который регулярно посещает храм;
- убежден, что живет по божьим законам и регламенту священного писания.
Такое сословие относилось к уважаемым людям в обществе, представители занимали руководящие должности. Он все в жизни подчинял Божьим законам:
- пищу;
- работу;
- отдых.
Начало притчи о том, что в храм пришли молиться фарисей и мытарь. С чем обращается к Богу первый, его молитва благодарственная. Он считает себя любимчиком Господа, отличается от других людей погрязших в греховности и нарушающих божьи законы.
Фарисей больше проводит времени в посте, отдает налогов больше десятины, чем положено. Поэтому считает себя ревностным служителем Господу. Его молитва – это перечисление достоинств. Конечно, он совершает добрые дела, но копейка поданная нищему ради выгоды, теряла свою стоимость.
Благодарственная молитва отделяла его от Господа, потому что была наполнена самовлюбленностью. Слово «фарисей» происходит от еврейского глагола «отделяться». Поэтому он ощущает себя завершенным объектом, не такой, как другие люди.
Совершение праведных поступков, соблюдения поста и добро в отношении ближних обесцениваются с мыслью величия над другими. Он не просит милости Господа, он хочет признания своих достижений. Каждый, кто возвышает самого себя, достиг высот, ему не надо развиваться. Фарисей самодовольный человек, конечно, возможно он праведный, но его молитва не покаяния и благодарения, а полная гордости за себя. Становится ли он праведником, когда презрительно осудил мытаря. Он не возносится над другими людьми, но старается себя обелить. «Благодарю тебя, Господи, я не мытарь».
Лучшая статья для Вас, переходите: Сколько апостолов было у Иисуса Христа?
Сборщик унизительных податей не мог глаз поднять. Он считал себя великим грешником и просил только о милости Божьей, так как продался тиранам и служит им. Он не исполняет рьяно законы, но бьет себя в грудь и просит милости Господа. Он унижал себя, открывая пространство для роста. Поэтому уйдет домой оправданным Богом.
Чем занимались мытари в Риме
В Римской империи сбором налогов, накладываемых на земельные участки, занимались римские военачальники. Данная система была хорошо урегулирована. Однако обладать властью на экспорт или импорт товаров, перевозимых через страну купцами, мог, в принципе, каждый, кто обладал соответствующим влиянием. Достаточно было получить необходимое разрешение. Но стоить эта привилегия могла немалое количество финансовых средств. Когда такие «мытари», или сборщики, занимались своей работой, то могли получать прибыль от налоговых поступлений, которые намного превышали сумму их обычной ставки. Правда, вся эта деятельность проводилась совсем не так легко, как может показаться. Субподрядчики или начальники постоянно контролировали правомерность сбора налогов в некоторых частях своей территории.
Кто такой мытарь в Библии?
Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект «Библейские персонажи». Сегодня мы говорим о том, кто такой мытарь.
Мытарь – сборщик податей.
В новозаветные времена Иудея была одной из провинций Римской империи. Налоги и пошлины собирало не государство, а арендаторы отдельных областей. Для этого они нанимали особых чиновников – мытарей (как правило, из местного населения). Государство заранее определяло размеры пошлин, а арендаторы и подотчетные им мытари обогащались за счет того, что брали больше. Естественно, что мытарей (сборщиков податей) не любили во всех провинциях империи. Также иудеи считали, что мытари оскверняли себя, так как регулярно общались с язычниками.
Материал по теме
Ученики: Апостол Матфей мытарь, он же Левий Алфеев
Мы помним, что каждого из апостолов избрал Сам Христос. Позвал к Себе, кого Сам хотел (Мк 3:13), — ключевая формула для понимания того, почему стал апостолом этот, а не другой. Но едва ли другие апостолы были призваны более удивительным образом, чем Матфей.
«Мытарь» было очень близко понятию «грешник» (Мф 5:46 и далее; 9:10 и след.; 11:19; 21:31; Лк 5:30; 7:34). Согласно Талмуду, еврей, который стал мытарем, считался отлученным от израильского общества (См. Мф 18:17).
Христос, Который пришел призвать грешников к покаянию (Мф 9:13), пошел и к мытарям (Мк 2:15; Лк 5:27,29; 19:5 и след.), несмотря на злословие иудеев (Мф 5:11; 11:19; Лк 5:30; 7:34; 19:7), и ел с мытарями и грешниками (Лк 15:1).
В притче о мытаре и фарисее (Лк 18:9-14) Христос ставит готового к покаянию мытаря, выше исполняющего все предписания Закона и высокомерного фарисея.
Один из мытарей – Матфей (или Левий), стал апостолом Иисуса Христа (Мф 10:3; Мк 2:14), другой – Закхей – Его последователем (Лк 19:2).
Иллюстрация: Ян Массейс, Мытарь
Притча о мытаре и фарисее
Притча Иисуса Христа о необходимости признания своих грехов. Упоминается в Новом Завете в Евангелии от Луки (Лк. 18-9-1).
Цель текста
Показать, что никто не должен утверждать, что праведен, и презирать других. Покаяние жизненно необходимо и явным грешникам — за их грехи, и считающим себя праведными — за их гордыню.
Суть и сюжет
«Фарисей» стало понятием, обозначающим ханжу и лицемера. Но фарисеем был апостол Павел.
Необходимо правильно понимать значение слова в Библии. «Фарисей» происходит от древнееврейского глагола, обозначавшего «отделять» (от нечистоты, от нечистых людей). Это были богобоязненные люди. Стремились точно осознать и исполнить Божий Закон.
В притче фарисей говорит себе и Богу, что соблюдает все правила. Постится дважды в неделю, отдает десятую часть дохода в жертву храму.
В молитве благодарит Бога за свою праведность и осуждает других.
В своей обычной жизни фарисей, вероятно, натерпелся от беззакония. Он высказывает презрение к сборщику податей.
Сборщик раздавлен своей греховностью:
- приходит только к порогу храма;
- не смеет поднять глаза на небо;
- бьет себя в грудь и искренне молится;
- просит Бога о милости.
Притча заканчивается тем, что грешник за свое смирение перед Богом вышел из храма более оправданным (помилованным), чем праведник.
Толкование
Фарисей судит и себя, и других вместо Бога. Ему свойственны самомнение и ложная успокоенность. Но все люди — грешники перед Богом.
Чтобы получить прощение, надо смириться, а возвышающий себя будет унижен.
В церковных проповедях часто говорят о современных фарисеях, считающих себя непогрешимыми, но замечающих грехи других.
Фарисейство вне религии[править]
Но продуман распорядок действий И неотвратим конец пути. Я один, всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти |
— Борис Пастернак, «Гамлет» |
Понятие столь объёмное и многозначное, что закрепилось и сохраняется в общественном дискурсе даже после того, как религия утратила ведущие позиции. В светской культуре фарисейство стало синонимом лицемерия, ханжества, а также засилья бессмысленных формальностей. Например, фарисейскими можно назвать порядки при каком-нибудь насквозь прогнившем королевском дворе, где все чинно раскланиваются, тщательно соблюдают церемониал и знают все тонкости в цветовой дифференциации штанов, тогда как в альковах царит оголтелый разврат, а под коврами яростно грызутся бульдоги.
В науке и культуре фарисейство отождествляется с ретроградством и обскурантизмом. Нередки сюжеты, когда новатор наталкивается на сопротивление большей части профессионального сообщества. Все ведь и так давно уже знают, «как надо», а этот выскочка, видите ли, желает странного (следовательно — вредного).
В социально-политической жизни, бывает, в фарисейство скатывается философская доктрина, положенная в основу общества. Все лозунги на месте, речёвки декламируются, парады маршируют и портреты лидеров висят на каждом углу. А какого гражданина ни ткни — диссидент (причём больше всего диссидентов в спецслужбах, госструктурах и на пропагандистских каналах, т. е. среди тех, чья задача обеспечивать индоктринацию населения).
Татаро-монголы и пошлины
Татаро-монголы увеличили и без того неподъемное бремя народа. Со времени ордынского завоевания они ввели новый вид мыта, который назывался «тамгой». Если кто-то хотел участвовать в торговле на рыночных площадях или ярмарках, которые были так популярны в то время, также должен был заплатить этот вид налога. Согласно словарю Ожегова, тамга — это пошлина, которая взималась таможенной службой за приложенные клейма. Размер этого налога зависел не от того, какое количество поставлялось в том или ином месте, а от того, сколько стоил определенный товар. Подобным образом даже монастыри могли утверждать на своей территории торги и брать с товара, который был привезен, тамгу. Вот такие были древние профессии.
Саддукеи
В отличие от фарисеев, о саддукеях в Евангелии сказано немного. Лишь однажды они попытались искусить Христа коварным вопросом о жене, у которой умерло семь мужей. Попытка эта была столь же безуспешной, как и многочисленные подобные ей провокации со стороны фарисеев. Но в отличие от них саддукеи просто отошли от Иисуса и больше не пытались проверить Его на знание Священных Писаний. Однако в своих проповедях Он предупреждает людей беречься учения саддукеев точно так же, как и фарисейского показного «благочестия»: …Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Мф 16:6). Кто же такие были саддукеи и в чем заключалось их учение?
Название их происходит от имени Садок (или Цадок). Так звали священника, возглавлявшего богослужение в Иерусалимском храме во времена Соломона — великого царя, правившего Израилем за тысячу лет до пришествия на землю Иисуса Христа. По одной из версий, саддукеи называли себя так потому, что считали, будто их традиция идет от этого первосвященника. И действительно, на протяжении многих столетий именно саддукеи занимали все главные посты в духовной, административной и военной иерархии иудеев. Даже в период оккупации Иудеи римскими войсками саддукеи, будучи первосвященниками, могли по-прежнему распоряжаться всеми сокровищами главной святыни народа Израиля — Иерусалимского храма, а это были огромные деньги.
Обладавшие властью саддукеи были подвержены обычным для людей власти искушениям. Бесконтрольно управляя пожертвованиями на храм, они порой опускались до откровенных махинаций и обмана. Так, знаменитый евангельский эпизод с изгнанием торговцев и менял из храма был по сути прямым обличением саддукеев в творимом ими беззаконии.
Дело в том, что ежегодный налог на Иерусалимский храм и вообще любое денежное пожертвование на нужды храма можно было принести только специальными монетами — храмовыми сребрениками, на которых не было изображения римского императора. Считалось, что такое изображение осквернит сокровищницу. Поэтому паломникам сначала нужно было поменять свои деньги на сребреники и лишь после этого приносить пожертвование. Эту операцию выполняли менялы, которые ставили свои столы прямо у входа в Иерусалимский храм. За свои услуги они брали грабительскую комиссию, которая составляла почти две трети от обмениваемой суммы.
Но на этом изъятие денег у паломников не заканчивалось. Далее, на полученные сребреники они должны были тут же, во дворе храма, приобрести животных для принесения в жертву, как этого требовал иудейский закон. Стоили они здесь в разы дороже, чем в городе, но паломники готовы были платить эту завышенную цену. Дело в том, что храмовые служители проверяли все принесенные жертвы на отсутствие дефектов (а за проверку также приходилось платить). Чужой товар после такой экспертизы крайне редко получал положительное заключение. Чтобы избавиться от этой процедуры, люди вынуждены были покупать животных для жертв именно здесь, платя втридорога. Поэтому Иисус и назвал меновщиков и продавцов скота разбойниками, обирающими богомольцев. Но разве смогли бы меновщики и торговцы устроить такой грабительский бизнес без разрешения первосвященников-саддукеев?
В их руки шла львиная доля прибыли от всех этих махинаций. А между тем у такой саддукейской жадности к деньгами и власти имелось свое «богословское» обоснование. В отличие от фарисеев, саддукеи не верили в загробное существование души и грядущее воскресение мертвых. Поэтому они стремились наполнить свою земную жизнь всевозможными благами, не надеясь на посмертное воздаяние. Этому способствовало также и общее с фарисеями учение о том, что земное богатство Бог посылает лишь праведникам, в награду за их благочестивую жизнь. Узнав, что Иисус воскресил умершего Лазаря, четыре дня пролежавшего в могиле, и что весь народ после этого пошел за Ним, как за обещанным Мессией, первосвященники-саддукеи испугались, что новый Царь лишит их привычной «кормушки», в которую они превратили свое служение. И, сговорившись с фарисейскими начальниками, решили убить Иисуса.
Ни об одном уверовавшем и покаявшемся саддукее Евангелие не упоминает.
Что такое подать
В России времён Петра I сборщик податей — специальная канцелярия, причём для каждой подати образовывалась своя. Подать — это сбор, который взимался с определённых государством единиц, подлежащих обложению: двор, соха, обжа и др. В конце правления Петра была определена подушная подать, которой облагались все люди мужского пола, кроме дворян, находившихся на службе, а также духовенства.
Постепенно круг освобождённых от податей расширился. Исключение из списка податных составили не служившие дворяне и купечество. «Податное сословие» составляли только ремесленники и крестьяне.
Человек от Бога проповедует среди народа. Но вот что это? Его видят сидящим среди мытарей и блудниц! Люди, которые до этого слушали его, возмущаются: «Вот человек, пьяница, друг мытарей и блудниц!» Ситуация, взятая из Библии, описывает проповедь Иисуса Христа, Сына Бога. Но почему в то время считалось таким предосудительным общаться с мытарями? Да и кто такие мытари?
См. также
- Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
- Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
- Добавить иллюстрации.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Мытарь» в других словарях:
МЫТАРЬ — «МЫТАРЬ», Россия, киностудия им. М.Горького, 1997, цв., 78 мин. Триллер. Для бизнесмена наступают тяжелые времена и он, опасаясь за дочь, доверяет на какое то время ее судьбу сотруднику налоговой инспекции Мытарю (так в старину называли сборщиков … Энциклопедия кино
мытарь — налогосборщик Словарь русских синонимов. мытарь сущ., кол во синонимов: 2 • налогосборщик (2) • … Словарь синонимов
МЫТАРЬ — МЫТАРЬ, мытаря, муж. (см. мыт2) (церк. книжн., устар.), В славянских церковных текстах название сборщика податей в Иудее, римской провинции; в евангелии употр., как типический образ притеснителя. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
МЫТАРЬ — МЫТАРЬ, я, муж. В библейских сказаниях: сборщик податей в Иудее. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
МЫТАРЬ — древне еврейский сборщик податей, находившийся в презрении у народа. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
мытарь — мытарь, род. мытаря; мн. мытари, род. мытарей … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
мытарь — МЫТАР|Ь (101), Ѧ с. Мытарь, сборщик податей: Имаши мытарѧ и блѹдьнааго с҃на. блѹдьницѫ и разбоиника въ ѥдиномь чѧсѣ. и ѥдинѣмь. чѧсоъмъ грѣхы расыпаюштѧ Изб 1076, 201 об.; велико орѹжиѥ мл҃тва аще съ съмѣреною мыслию молимъ сѧ аще въ… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
мытарь — м. таможенник, взиматель пошлины за ввоз , также хитрец, обманщик , др. русск., ст. слав. мытарь τελώνης (Супр.), болг. митар (Младенов 299), словен. mitar, arja, чеш. mytař сборщик податей . Возм., что это слав. новообразование от мыто (см.)… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Мытарь — (Лук.18:10 ) сборщик Римских податей и пошлин. Главные сборщики этих податей пользовались большим влиянием и доверием; но их помощники часто замечались в хищении и вымогательстве и считались притеснителями, грешниками и ворами, так что нередко… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
История мытарства
В современном русском языке в память об истории мытарства осталось слово «мытарить» (мучить).
Появление мытарства
В Древнем Риме можно было купить разрешение на право собирать с населения пошлины и другие сборы. Откупщики вносили деньги в казну, а потом собирали их с населения.
Мытарство появилось, когда откупщики стали нанимать сборщиков.
Сборщики стремились побыстрее вытрясти из должников деньги. Угрожали расправой, унижали, отправляли в тюрьму.
В то время Иудея была провинцией Рима. Сборщиков податей нанимали из местного населения. Народ презирал их как прислужников иноверцев и язычников.
Сборщики брали гораздо больше положенного. Наживались за счет людей, не знавших таможенных тарифов.
В Евангелии от Матфея ( Мф 5:46) они уравнены с грешниками.
Развитие и дальнейшая судьба
В Древней Руси в XII-XIII веках с появлением границ между княжествами появились таможенные заставы для контроля за перемещением товаров. Величину пошлин устанавливал князь. Мытники входили в княжескую дружину.
С купцов брали пошлину:
- при проезде через внешние и внутренние заставы — «мыто» (сухое, водяное);
- в городах за право торговли — «замыт».
От «мыто» произошло название подмосковного города Мытищи, где собирали пошлину при перевозе товаров через реку Яузу.
В XIII веке татаро-монголы ввели свою пошлину — тамгу. Впоследствии это название перешло на таможенные платежи и на место их сбора — таможню.
Единая таможенная политика начала складываться в Российском государстве в XVI веке. В 1653 году был принят Таможенный устав, в 1667 году — Новоторговый устав. Разрозненные сборы заменила единая система таможенных пошлин.
Сейчас таможенные платежи — важнейший источник государственного бюджета.
Современное положение
В толковых словарях кроме библейского значения есть и «сборщик мыта в Древней Руси», и «таможенник».
Похожа на мытарство деятельность современных коллекторов. Это посредники между кредитором и заемщиком, профессиональные сборщики долга за определенный процент.
Но в современном обществе так обычно называют работников налоговых органов.
Сложная система налогов и сборов обеспечивает функционирование государства. В России уплата налогов — крупнейшая экономическая и социальная проблема. Действующим законодательством (Налоговым и Уголовным кодексами) за неуплату предусмотрены наказания.
Значение слова Мытарь?
Борисов игорь
Мытарь — это служивый человек, который взимает государственную пошлину (мыто, по-старорусски) с проезжающих через таможенную границу граждан. То есть по современным понятиям, мытарь это всего лишь таможенник. Кстати, в современном украинском языке таможня так и звучит — мытниця, а ее работник — мытарь. Недалеко от Киева даже село есть с названием Мытница.
Caroline12
Мытарем в древние времена называли сборщика налогов и разнообразных сборов. Также известно название «мытник». Эти два слова — на древнем церковно-славянском языке. Данное слово встречалось даже в Новом Завете. Далее это слово перешло в современные языки (болгарский, украинский)
Eternal star
Я сталкивалась с другим значением этого слова — это как человек, который мыкается, живет отшельником, наказывает себя за какие либо грехи и жертвует всем, чаще всего ходит босой, очень скудно питается живет где нибудь в лесу.
Владимиръ
Мытня — до сих пор таможня по белорусский. Вот такие мытари на границах империи и давали добро, как Верещагин. Болели за державу. Приберегали пулеметики. И говорили со всякими Аристархами. И почему их русские не любят?
bolshoyvopros.ru
Неделя о мытаре и фарисее
Название недели происходит от евангельской притчи о них. На литургии будут читать Евангелие от Луки (Лк. 18-9-1).
Слово «неделя» на церковнославянском языке обозначает воскресенье. После этой недели (воскресенья) начинается сплошная седмица, то есть дни с понедельника по субботу, в которых нет поста.
Даты и сроки
Это первое из четырех подготовительных воскресений к Великому посту. После этого воскресенья подготовка длится три календарных недели. То есть, притча о мытаре и фарисее вспоминается православной церковью за четыре недели до праздника Пасхи — Воскресения Христова — который имеет разные даты празднования каждый год.
Даты первого подготовительного воскресенья и Великого поста в 2018 — 2021 годах по новому стилю:
- 2018 — 28 января, с 19 февраля по 7 апреля;
- 2019 — 17 февраля, с 11 марта по 27 апреля;
- 2020 — 9 февраля, с 2 марта по 18 апреля.
Значение недели
Напоминает о покаянии и смирении. Смирение — это умение видеть свои недостатки и обуздывать гордыню. Это трезвость, мудрость, уважение к другим. Искреннее раскаяние грешника лучше, чем фарисейская гордыня.
Начиная с этой недели за всенощной поют «Покаяния отверзи ми двери. ». Это песнопение будет на каждой воскресной всенощной вплоть до пятого воскресенья Великого поста.
Титул «Великий»
Присвоен историками Ироду после его смерти. Был ими объяснён ловкостью Ирода-политика, грандиозными свершениями Ирода-строителя, а также роскошью двора Ирода-правителя. Этот титул главным образом отличает Ирода от его наследников, носивших то же имя, но не содержит нравственной оценки этого правителя — порочного, коварного и жестокого.
- 1 2 3 W. E. Filmer. The chronology of the reign of Herod the Grean//J Theol Studies, 1966; XVII: 283—298. (англ.)
- 1 2 3 Craig Chester. The Star of Bethlehem. — Imprimis. — Hillsdale college. — December 1996. (англ.)
- 1 2 Spino, Ken (Rabbi). History Crash Course #31: Herod the Great (online) // Crash Course in Jewish History. — Targum Press, 2010. — ISBN 978-1-5687-1532-2.
- Tierney, John. «Herod: Herod the Great», Catholic Encyclopedia (1910): «Herod, surnamed the Great, called by Heinrich Graetz «the evil genius of the Judean nation» (Hist., v. II, p. 77).
- Herod I at Jewish Encyclopedia: «above all, he was prepared to commit any crime in order to gratify his unbounded ambition»
- Археологи обнаружили театр царя Ирода
- Иосиф Флавий. Иудейская война. — Минск: Современный литератор, 1999. — С. 177, 197.
- Могила царя Ирода обнаружена археологами
- Christian-Georges Schwentzel, «Hérode le Grand», Pygmalion, Paris, 2011
- 1 2 M. SARTRE — D’Alexandre à Zénobie. Histoire du Levant antique Paris 2001 Éd. Arthème Fayard pp. 540,542.
- J.P. MEIER — Un certain juif Jésus Les données de l’histoire I Paris 2004 Éd. Cerf p. 425 note 18.
- Josephus on Herod’s Death
- Иудейские древности, книга 14, 487, 488
- Иудейские древности, книга 17, 190, 191
- Брюс Алворд. Комментарии к Евангелию от Матфея
- Уильям Баркли. Комментарий к Новому Завету. Евангелие от Луки
- Maier, Paul L. (1998). Herod and the Infants of Bethlehem. Chronos, Kairos, Christos II. Mercer University Press. p. 170.
- 1 2 Мень, Александр. Сын человеческий, гл. I
- Faculty Profile of Donald A. Hagner
- Hagner, Donald A. (1993). Matthew 1-13, Word Biblical Commentary, Vol. 33a. Thomas Nelson. p. 35.
- статья «Ирод (Великий)», Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона