Текст новости
В Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Участие СО НКО в оказании услуг в сфере культуры: существующие практики и перспективы». Мероприятие прошло во исполнение поручения президента РФ об обеспечении возможности наделения некоммерческих организаций статусом исполнителя общественно полезных услуг и предоставлении льгот и преференций НКО, получившим такой статус.
В ходе круглого стола обсуждался перечень услуг, которые могут оказывать социально ориентированные НКО в сфере культуры. «Какие социальные услуги оказывают организации культуры? Нужно получить об этом представление, чтобы потом продвигать конкретные практики. Мы планируем в короткий срок обобщить рекомендации и практики и представить в Минэкономразвития и Минкультуры», — отметила инициатор проведения мероприятия, член Оргкомитета Культурного форума регионов России Оксана Коротеева.
Член Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елена Тополева-Солдунова рассказала, что во исполнение этого поручения уже внесен законопроект, и он предполагает присвоение соответствующего статуса некоммерческим организациям, которые зарекомендовали себя как надежные исполнители общественно-полезных услуг. Она подчеркнула, что необходимо сформулировать предложения для включения в программу поэтапного доступа СО НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на оказание социальных услуг населению.
Генеральный директор Фонда Оксана Орачева отметила несколько ключевых моментов, основываясь на практике грантовой поддержки Фондом музеев: :
«Мы с вами говорим о социально ориентированных некоммерческих организациях, однако под это определение могут попасть очень разные НКО: организации-сателлиты, созданные при бюджетных учреждениях культуры (различные фонды поддержки и содействия); некоммерческие организации, связанные с проектной деятельностью и другими новыми практиками, благотворительные фонды или фонды целевого капитала, решающие проблемы финансирования. Когда мы говорим об услугах, мы должны понимать, куда именно государство предполагает направлять средства».
Оксана Орачева подчеркнула, что существует целый ряд услуг, которые некоммерческие организации способны оказывать — при условии, что понятие «услуга» рассматривать более широко. Это все, что связано с туризмом (пример — изменение туристических потоков в результате реализации поддержанных Фондом проектов в Коломне и Егорьевске; проекты для людей с ограниченными возможностями здоровья; создание рабочих мест; разработка различных концепций и программ развития как отдельных организаций культуры, так и целых территорий; развитие добровольчества и волонтерства, а также культурные проекты, связанные с позиционированием регионов и страны в целом.
«Программа – дорожная карта, предполагающая некий набор мероприятий, начиная от законотворчества и заканчивая методической и организационной работой, которые должны стимулировать вовлечение НКО в оказание социальных услуг», — подчеркнул заместитель директора департамента инновационного развития Минэкономразвития Герман Ветров.
«Среди людей, которые занимаются искусством, идет постоянная полемика по поводу терминов, и слова «услуга культуры» для многих деятелей культуры звучит профанацией, — заметил президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилл Разлогов. — Это экономический термин. Нужно находить мосты, чтобы люди, которые занимаются культурной практикой, понимали, насколько этот термин действенный».
НКО в сфере культуры
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться для достижения, в том числе, культурных целей, поэтому, говоря о некоммерческих организациях, нельзя не затронуть некоммерческие культурные организации.
Само понятие «некоммерческие культурные организации» в действующем законодательстве отсутствует, однако в упомянутых выше Основах закреплено, что граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Кроме того, граждане имеют право создавать ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях. Культурную деятельность Основы определяют как деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей, а культурные блага отнесены к условиям и услугам, предоставляемым организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
Как видим, законодатель предоставляет широкое поле деятельности для создания некоммерческих культурных организаций, включая выбор организационно-правовой формы и направление таких НКО.
От выбора направления деятельности НКО зависит и ее форма. Так, например, если вы планируете предоставлять услуги в сфере культуры, то подойдет такая организационно-правовая форма, как автономная некоммерческая организация. В том случае, когда вы планируете осуществлять сбор денежных средств и иного имущества и направлять это имущество на культурные цели, то подойдет такая организационно-правовая форма, как фонд, а если вы планируете осуществлять социально-культурные функции, оставаясь при этом собственником имущества, то подойдет такая организационно-правовая форма, как учреждение (подробнее об организационно-правовых формах в статье «Выбор формы НКО»).
Некоммерческие социально-культурные организации
Относительно некоммерческих социально-культурных организаций можно сказать, что их сфера деятельности находится на грани с некоммерческими культурными организациями. Кроме того, в одном из постановлений Правительства РФ объекты культуры поставлены в один ряд с объектами социально-культурного назначения.
Некоторые словари определяют социально-культурную деятельность, как деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры. К указанным сферам можно также отнести и спорт, т.к. согласно Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спорт – это сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним.
Социально-культурная деятельность направлена на создание культурных продуктов в сфере как профессиональной, так и любительской, на восприятие и освоение ценностей культуры, сохранение ценностей материальной и духовной культуры, трансляцию культурной информации, создание возможностей для культурного диалога, распространение ценностей культуры.
Нельзя не обратить внимание на тот факт, в что в номенклатуре специальностей и специализаций учебных заведений Министерства культуры РФ выделена специальность «Социально-культурная деятельность» со специальным предметом «Теория социально-культурной деятельности». Родовым понятием для социально-культурных организаций является понятие «некоммерческая организация»
К числу таких организаций можно отнести:
Родовым понятием для социально-культурных организаций является понятие «некоммерческая организация». К числу таких организаций можно отнести:
- Просветительские (библиотеки, музеи, выставки, лектории, галереи, мемориальные комплексы и т. п.);
- Культурно-досуговые (клубы, досуговые учреждения, коллективы самодеятельного художественного и декоративно-прикладного творчества, туристско-экскурсионные учреждения, спортивно-оздоровительные и игровые центры и т. п.);
- Учреждения искусства (театры, студии, оркестры, киностудии, художественные мастерские, творческие союзы);
- Культуроохранные (организации по охране, учету и использованию памятников культурно-исторического наследия, реставрационные мастерские, архивы, фонды и т. п.).
n1.doc
… 9 …
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ФОНДЫ121Ш Ш Ш Ш Ш Ш 124МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫУчреждение. Фонд. Автономная некоммерческая организация. 2организационно-экономические условияНекоммерческое партнерство. Ассоциация (союз). Государственная корпорация. Общественная организация. 126МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 127МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ2- ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 129развитие 65Форд Г. МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ2- ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯТак, всем известны современные научные, промышленные и финансовые успехи биотехнологий. Эти успехи основаны на достижениях новой научной дисциплины, получившей название «молекулярная биология». Но эта область была буквально создана усилиями менеджмента благотворительных фондов. Сам термин «молекулярная биология» был впервые применен менеджером Фонда Рокфеллера — директором программ медицины и биологии У. Уивером. Несомненной исторической заслугой этого человека, физика по образованию, нанятого для управления программами фонда по развитию естественных наук, стало то, что он счел правильным сконцентрировать средства на поддержке междисциплинарных исследований, в первую очередь, — на применении физических и химических методов к наукам о жизни и медицине. Именно на деньги Фонда Рокфеллера и создавались современные молекулярная биология и молекулярная генетика.В послевоенной Германии похожую роль сыграл Фонд Фольксвагена. Германские бюджетные организации выделяли много средств на развитие традиционной науки, но не рисковали выделять деньги на физико-химические методы в биологии и медицине. Эту область, как теперь стало ясно, не только научно плодотворную, но и коммерчески выгодную, в Германии создал именно Фонд Фольксвагена.Особенно показательна в этом плане благотворительная деятельность крупнейшего финансиста Дж. Сороса, вкладывающего немалую часть своего капитала в развитие науки, образования и культуры стран Восточной Европы и бывшего СССР. Помимо личностной (уроженец Венгрии) и идейной (развитие идей своего учителя К. Поппера о развитии демократии как «открытого общества»), в его мотивации можно увидеть и чисто экономический интерес — вложение средств в регионы с перспективными рынками. Но главные причины все-таки социально-культурные. Средства, выделенные на науку и образование в России, возвращаются сторицей — не деньгами, а научными достижениями, успехами профессоров и студентов. Если в США для того чтобы оставить заметный след на поле благотворительности, надо вкладывать миллиарды, то в странах с благотворительностью, развитой слабо, тот же результат можно получить гораздо меньшими деньгами. Как рассказывала директор Института «Открытое общество» (название Фонда Сороса в России), бюджет, которым она располагает, сопоставим с бюджетом российского Министерства культуры.МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫЛюбопытно, как сам Сорос расценивает свою деятельность в России. Во время одного из своих визитов в Россию он говорил: «Я не благотворитель и тем более не меценат. Меценат дает деньги конкретному театру, музею, библиотеке. Моя же цель — преобразование российского общества. И… я готов давать деньги только на те проекты, которые позволяют что-то изменить в этом обществе, делают его более открытым… Но я не могу поддерживать все, что падает». Поэтому, начав с поддержки творцов, ученых и педагогов, Институт «Открытое общество» изменил стратегию: теперь ему интереснее не писатели, а читатели, не творцы, а менеджеры, не высокие порывы, а жизнеспособность той или иной институции. Фонд видит себя в качестве инкубатора, выращивающего элементы инфраструктуры нового российского общества, способные к саморазвитию. Причем, особый акцент делается на работе в провинции, в регионах, а не в столице и мегаполисах.2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ134МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
… 9 …
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ФОНДЫ
Поддержка НКО и социально ориентированных предпринимателей в сфере культуры и туризма
17.01.2023 | приказ об утверждении стоимости услуги | скачать | |
16.01.2023 | Дополнения в реестр поставщиков | скачать | |
13.01.2023 | О проведении, в 2023 году, конкурса на предоставление субсидий НКО | скачать | |
24.03.2022 | итоговая информация о результатах конкурса в 2022 году | скачать | |
10.03.2022 | протокол от 22.02.2022 заседания конкурсной комиссии | скачать | |
10.03.2022 | протокол от 22.02.2022 заседания конкурсной комиссии | скачать | |
01.02.2022 | О реализации в 2021году проекта МОО Нижневартовского района «Творческое объединение «Сотрудничество» Нижневартовского района | скачать | |
01.02.2022 | О реализации в 2021г проекта местной общественной Организации Нижневартовского района «Творческое объединение «Сотрудничество»Нижневартовского района | ||
01.02.2022 | О реализации в 2021 г проектов районной татаро-башкирской общественной организации «Курай» (флейта) Нижневартовского района | скачать | |
15.01.2022 | Объявление о проведении в 2022 году конкурса на предоставления субсидии из бюджета Нижневартовского района НКО в области культуры | скачать | |
15.01.2022 | Объявление о проведении в 2022 году конкурса на предоставления субсидии из бюджета Нижневартовского района некоммерческим организациям на реализацию проектов в области культуры | ||
19.07.2021 | Об утверждении реестра поставщиков услуг в сфере культуры | скачать | |
25.06.2021 | Об утверждении стандарта и стоимости услуг (работ), которые могут быть переданы некоммерческим организациям | скачать | |
25.06.2021 | Об утверждении стандарта и стоимости услуг (работ) которые могут быть переданы на исполнение негосударственным (немуниципальным) организациям | ||
25.06.2021 | об утверждении реестра поставщиков в сфере культуры | скачать | |
25.06.2021 | Об утверждении перечня общественно полезных услуг в сфере культуры которые могут быть переданы на исполнение негосударственным | скачать | |
07.06.2021 | Информация управление культуры и спорта администрации Нижневартовского района о результатах рассмотрения заявок и подведения итогов конкурса по предоставлению в 2021 году субсидии из бюджета Нижневартовского района некоммерческим организациям (за исключен | скачать | |
27.04.2021 | Протокол заседания конкурсной комиссии по предоставлению субсидии из бюджета Нижневартовского района некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на реализацию проектов в области культуры на территории района | скачать | |
15.04.2021 | Лучшие практики СОНКО в сфере культуры Нижневартовского района за 2019-2020 годы | скачать | |
15.02.2021 | Объявление о проведении в 2021 году конкурса на предоставления субсидии из бюджета Нижневартовского района некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на реализацию проектов в области культуры | скачать |
Новости
1 — 20 из 32
Начало | Пред. |
1
|
След. |
Конец
«Поддержка НКО» на сайте Департамента культуры ХМАО-Югры
Правовое регулирование в сфере культуры
Согласно современной энциклопедии культура (от латинского cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Основная задача законодательства в сфере культуры – это реализация положений Конституции Российской Федерации, а именно статьи 44, которая закрепляет основные права, свободы и обязанности в указанной области.
В качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России ещё в 1992 году Верховным Советом Российской Федерации были приняты Основы законодательства Российской Федерации о культуре (далее – Основы), которые регулируют культурную деятельность в следующих областях:
- Выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры.
- Художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства.
- Художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы.
- Самодеятельное (любительское) художественное творчество.
- Музейное дело и коллекционирование.
- Книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;
- Телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей.
- Эстетическое воспитание, художественное образование.
- Научные исследования культуры.
- Международные культурные обмены.
- Производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей.
- Иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.
Помимо основ, законодательство Российской Федерации о культуре состоит из законов Российской Федерации и законов субъектов Российской Федерации о культуре.
Среди таких законов можно выделить, например, следующие:
- Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», регулирующий отношения по перемещению культурных ценностей из Российской Федерации в иностранные государства, не являющиеся государствами — членами Евразийского экономического союза, а также в Российскую Федерацию из иностранных государств, не являющихся государствами — членами Евразийского экономического союза.
- Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», регулирующий отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
- Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», который определяет основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии (являющейся неотъемлемой частью культуры и искусства) и устанавливает порядок государственной поддержки кинематографии.
- и другие.
Некоммерческая организация культурный фонд
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая, в том числе, культурные цели. Содержание правового статуса фонда урегулировано также Федеральным законом «О некоммерческих организациях».
Следует отметить, что культурный фонд может быть, в том числе благотворительным, так как в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» благотворительная и добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется, в том числе в целях содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.
Немаловажную роль среди культурных фондов играют фонды целевого капитала. Как закреплено в Федеральном законе «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», формирование целевого капитала и использование дохода от целевого капитала могут осуществляться в целях использования, в том числе, в сфере культуры, а собственником целевого капитала может быть некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме фонда.
В остальном к культурным фондам предъявляются такие же требования, как и к другим фондам: от наименования, которое должно содержать указание на организационно-правовую форму (фонд), отражать характер деятельности, а также быть уникальным, до устава и органов фонда.