Центральный банк россии (цб рф). что это за организация, и чем он занимается?

Расчетно-кассовые центры

Они входят в состав пресловутых территориальных учреждений. Принято различать районные, межрайонные и головные центры. Их задача – осуществлять межбанковские расчёты и платежи. Также они обслуживают счета Министерства финансов страны, внебюджетных фондов, органов федерального казначейства, и иных структур/лиц (но лишь в тех случаях, которые предусмотрены ФЗ).

Как уже было сказано в начале, есть ещё головные центры. Они выполняют все названные функции, но ещё вдобавок в их обязательства включены расчёты по итогам проведённых на ОРЦБ (организованный рынок ценных бумаг) операций.

К слову, ещё есть так называемые полевые учреждения. В схеме структуры ЦБ это – низшее звено, третий уровень. Но у них своя, отдельная функция, и заключается она в обслуживании учреждений Министерства обороны и воинских частей. Это, кстати, наделяет их особым статусом. Такие учреждения считаются военными, и комплектуются военнослужащими.

Необходимость функционирования центральных банков и их место в системе управления экономикой страны

Определение 1

В самом общем виде центральный банк представляет собой особый финансовый институт, расположенный на верхнем уровне банковской системы и обеспечивающий проведение в стране денежно-кредитной политики, эмиссию национальной валюты и контроль за ситуацией в финансовом секторе экономики.

Появление центральных банков было обусловлено возникновением на определённом этапе развития экономики в целом и банковской системы, в частности, необходимости в монопольной эмиссии банкнот, то есть образования эмиссионного центра страны. Для этого либо целенаправленно создавался подобный институт (как, например, Банк России в 1860 г.), либо в результате преобразования коммерческого банка (как, например, Банк Англии в 1694 г.).

Требования государственного регулирования экономики в 1930-х гг. спровоцировали процесс огосударствления (национализации) многих центральных банков. Однако и на настоящий момент существует определённое разнообразие среди центральных банков по структуре их собственности:

  • государственный банк – это центральный банк, капитал которого полностью принадлежит государству (например, Банк России);
  • акционерный банк – это центральный банк, капитал которого сформирован за счёт эмиссии акций, принадлежащих кредитным учреждениям (например, Федеральная резервная система, выполняющая в США функции центрального банка и состоящая из 5470 различных банков-членов);
  • смешанный банк – это центральный банк, капитал которого является акционерным, но часть акций принадлежит государству (например, Центральные банки Швейцарии и Австрии).

Функционирование центрального банка регулируется нормами национального законодательства (в частности, специально принятого закона о центральном банке), а также (в отношении акционерного центрального банка) его Уставом, которые в совокупности составляют его правовую основу. Общепринятыми принципами организации деятельности Центрального банка являются его подконтрольность, подотчётность государству и одновременно независимость в своей деятельности. Оценить степень реализации данных принципов можно, основываясь на изучении следующих критериев (показателей):

  • участие государства в капитале центрального банка и распределении прибыли;
  • процедура назначения руководства центрального банка;
  • степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
  • наличие установленного законодательством права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику, согласно которому государственные органы могут отклонять решения руководства центрального банка;
  • правила, которые регулируют вопросы, связанные с возможностью центрального банка прямо или косвенно профинансировать государственные расходы.

Обычно центральные банки занимают в структуре органов государства, разрабатывающих и реализующих в стране экономическую политику, занимают противоречивое положение. С одной стороны, в вопросах стратегического развития важнейших областях национальной экономики они работают согласовано с правительством и другими органами исполнительной власти, а с другой —между ними в процессе принятия решений тактического (краткосрочного) характера могут возникнуть большие разногласия, которые носят принципиальный характер.

Это объясняется юридической самостоятельностью центрального банка и формальным отсутствием его подчинения государству. В данном случае банк формулирует и реализует свою политику в условиях существования противоречивых друг другу интересов основных субъектов экономической жизни – государства, предприятий, промышленных компаний, банков, профсоюзов. Подобная ситуация описывается в модели различных целей экономической политики «магический четырехугольник», углами которого являются: экономический рост, полная занятость, стабильность «цены» денег и равновесие платежного баланса. Как показывает практика, даже несмотря на предоставление центральным банком специализированных инструментов для регулирования кредитных учреждений и, как следствие, экономики в целом, эти цели не могут быть достигнуты одновременно.

История Центробанка РФ и его особый статус

Первая гос. структура, выполнявшая функции Центробанка, возникла в России в 1860 году, получив наименование Государственный банк Российской империи. Он был важнейшим инструментом реализации экономической политики правительства в финансовой сфере, кредитовавшим промышленность и торговлю, а также руководившим банковскими операциями, которые производились примерно в 800 казначействах.

Новейшая история Банка России началась с его учреждения 13 июля 1990 года под наименованием Государственный банк РСФСР. После распада Советского Союза и упразднения Госбанка СССР Центральный банк РСФСР (Банк России) принял все его активы, пассивы и имущество на территории РФ, а вскоре получил и нынешнее название.

В начале 1990-х годов ЦБ РФ организовал создание в стране сети первых коммерческих банков. В собственности Банка России также оказались пакеты акций «совзагранбанков», превратившихся в «росзагранбанки», которые в течение 2000-2005 гг. были выкуплены у регулятора банком ВТБ.

Финансовым мегарегулятором российский Центробанк стал 1 сентября 2013 года, после упразднения и интеграции в структуру Банка России Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и ряда других надзорных органов.

В нынешнее время ЦБ РФ — не государственный банк России. Согласно ст. 75 Основного закона и положениям вышеупомянутого 86-ФЗ регулятор выполняет свои функции независимо от федеральных и других органов власти. Государство и Центробанк не отвечают по обязательствам каждой из сторон.

Понятие кредитной системы

Кредитная система является одной из значимых структур национальной экономической системы, способствуя значительному повышению общей эффективности производства и оказывая влияние на рост производительности труда, благодаря перераспределению свободных денежных средств, аккумулированных в банках, в различные отрасли экономики. Накопленный финансово-кредитными организациями капитал может быть перенаправлен для использования предприятиями, населением, государственными учреждениями на условиях платного использования.

Кредитная система включает в себя финансово-кредитные организации, кредитные отношения и образует область разнообразных услуг для клиентов банков, в первую очередь, кредитные программы, составляющих основу кредитования, реализуемых в различных видах и формах.

Понятие кредитной системы можно определить с позиций представления ее как особой финансово-экономической категории, законодательно-институционального, функционального и фундаментального подходов.

Понятие кредитной системы

Подход к определению понятия кредитной системы

Понятие

Комментарии

Это особая финансово-экономическая категория.

Данный подход ориентирован на описание кредитной системы, как совокупности кредитных отношений, возникающих и существующих в рамках экономической системы в виде форм и методов кредитования, а также финансово-кредитных организаций, организующих условия для возможности осуществления данных отношений.

Кредитная система – это часть финансового рынка и представлена функциональными и институциональными элементами, которые осуществляют кредитные операции или регулируют их выполнение.

В соответствии с этим, в кредитную систему входит центральный банк, коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные институты. Вместе с тем, основной кредитной системы выступает непосредственно банковская система, на которую возлагается основная нагрузка по кредитно-финансовому обслуживанию участников кредитных отношений.

Законодательно-институциональный подход.

Фактически, отражает структуру кредитной системы.

Кредитная система  – это законодательно закрепленная совокупность финансово-кредитных институтов, возглавляемая центральным банком страны.

Такое определение представляется достаточно узким, так как в него не включены непосредственно кредитные отношения. В то же время отрицать институциональную составляющую кредитной системы не представляется целесообразным.

Функциональный подход.

Отражает сущность и содержание кредитной системы.

Кредитная система – это совокупность кредитно-расчетных отношений, операций, а также форм и методов кредитования.

В противовес предыдущему определению, такой подход сосредоточен на функциональном аспекте кредитной системы. Вместе с тем, институциональной составляющей кредитной системы придается второстепенное значение, ограничивающиеся исключительно обслуживающим характером.

Фундаментальный подход.

Отражает базовые аспекты данной категории.

Кредитная система – это системная совокупность финансово-кредитных отношений, которые возникают между кредиторами и заемщиками в процессе предоставления, использования и погашения ссуд на условиях возвратности, платности и срочности.

Следует отметить, что фундаментальный подход весьма схож с определением кредитной системы в качестве особой финансово-экономической категории. Вместе с тем представляется недостаточно объективной его сосредоточенность исключительно на кредитных отношениях.

Таким образом, следует сделать вывод, что кредитная система представляет собой совокупность фундаментальных, институциональных и функциональных аспектов, которые отражают ее финансово-экономическую сущность.

Представляется объективным следующее определение понятия:

В рамках данного определения отражена фундаментальная, институциональная и функциональная сущность кредитной системы.

Денежно-кредитная политика ЦБ

Методы денежно-кредитной политики Банка России, равно как и инструменты, которые вправе применять регулятор, выписаны в упомянутом 86-ом законе:

  1. установление ключевой ставки и других процентных ставок по операциям Центробанка;
  2. требования к нормативам обязательных резервов банковских организаций;
  3. валютные интервенции;
  4. рефинансирование банков;
  5. операции с государственными ценными бумагами в процессе обслуживания госдолга;
  6. операции на открытом рынке;
  7. кредиты правительству;
  8. эмиссия облигаций Банка России и др.

В ноябре 2014 года регулятор принял довольно неожиданное решение перейти от фиксированного курса российской валюты к менее предсказуемому плавающему. Это означало отказ от валютных интервенций — и уже через месяц рубль пережил крупнейшую с 1998 года девальвацию. Правда, в последующие месяцы курс стабилизировался, а в 2016 году рубль и вовсе пережил самое сильное годовое укрепление к доллару (около 16%) за всю рыночную историю.

Важнейшим показателем денежной политики является не только международный курс национальной валюты, но и значение ключевой (процентной) ставки. Ключевая ставка фактически представляет процент, под который центробанк любой страны кредитует банки-резиденты. Чем ниже базовая ставка, тем меньше проценты по займам физическим и юридическим лицам в кредитных организациях, дешевле ипотечные кредиты. Однако снижение процентных ставок по всем видам кредитов приводит и к падению доходности депозитных вкладов.

15 декабря Банком России ключевая ставка снижена уже шестой раз в течение 2017 года. В начале периода после падения рубля в декабре 2014 года она была резко повышена с 10% до 17% годовых, но теперь уменьшилась до 7,75%. Регулятор допускает дальнейшее снижение и в первой половине 2018-го. Поставленные цели: 4% годовой инфляции при уровне ставки около 6.75%. Актуальное значение здесь: .

Цели и функции ЦБ

Центральный банк РФ, сокращенно ЦБ — это главный финансовый регулятор России, совместно с федеральным правительством разрабатывающий и осуществляющий денежно-кредитную политику государства, а также сосредотачивающий в одном гос. органе надзорные, карательные и регулирующие функции в отношении банковского и в целом финансового сектора национальной экономики.

Регулирующий в настоящее время деятельность Банка России закон 86-ФЗ от 10 июля 2002 года определяет следующие цели Центробанка:

  1. защита национальной валюты и обеспечение ее устойчивости
  2. развитие платежной системы РФ и забота о ее стабильности
  3. укрепление и развитие российской банковской системы
  4. развитие финансового рынка страны и опять же обеспечение его стабильности

Важно: в законе указано, что получение прибыли в цели Банка России не входит. Тем не менее ЦБ РФ способен извлекать прибыль — возможны операции Банка России со следующими контрагентами:

  • российскими и зарубежными кредитными организациями
  • центробанками других государств
  • Правительством РФ
  • органами федеральной власти и местного самоуправления, организациями и фондами с гос. участием, предоставляя банковские услуги гос. структурам

Частных лиц и коммерческие организации ЦБ не обслуживает. При этом в 2010-2015 годах 75% прибыли Центробанка перечислялось в федеральный бюджет, в 2015-м — помимо того 15% Внешэкономбанку, с 2016 года — 90% в федеральную казну. Функции ЦБ имеют длинный перечень, назовем основные:

  • разрабатывает и проводит совместно с российским правительством государственную денежно-кредитную политику, направленную на стабильное функционирование и развитие финансового рынка страны
  • организует денежное обращение, эмитирует (выпускает) наличные деньги
  • управляет собственными золотовалютными резервами
  • организует систему гос. поддержки и рефинансирования кредитных организаций
  • осуществляет надзор за деятельностью банковских, микрофинансовых и страховых организаций, кредитных потребительских (включая сельскохозяйственные) и жилищных накопительных кооперативов, ломбардов, брокерских компаний, пенсионных фондов
  • устанавливает правила проведения расчетов и банковских операций, а также порядок бухгалтерского учета в РФ
  • занимается регулированием валюты, определяет и публикует официальные валютные курсы

Изменения в федеральном законодательстве, принятые в 2017 году, расширили права Банка России, позволив регулятору также проводить санацию банков без участия Агентства по страхованию вкладов. ЦБ получил право вливания в санируемые фин. организации средств из Фонда консолидации банковского сектора, а также право назначения в состав временной администрации специалистов Управляющей компании ФКБС.

Составляет Банк России и список надежных банков, к которым относят системно значимые, поскольку их регулятор не закрывает даже при огромной недостаточности капитала. В этом случае проводится санация. При этом рейтингов кредитных организаций ЦБ РФ не формирует, их составляют независимые эксперты на основе данных с его сайта. Как видно, функции ЦБ весьма разнообразны.

Государственный банк СССР

Шейнман Арон Львович (1923 – 1924 гг.) Туманов Николай Гаврилович (март 1924 — январь 1926 гг.) Шейнман Арон Львович (январь 1926 — апрель 1929 гг.) Пятаков Георгий (Юрий) Леонидович (май 1929 — октябрь 1930 гг.) Калманович Моисей Иосифович (октябрь 1930 — 1934 гг.) Марьясин Лев Ефимович (1934 — 1936 гг.) Кругликов Соломон Лазаревич (1936 — 1937 гг.) Гричманов Алексей Петрович (1937 — 1938 гг.) Булганин Николай Александрович (1938 — апрель 1940 гг.) Соколов Николай Константинович (апрель — октябрь 1940 г.) Булганин Николай Александрович (октябрь 1940 — 1945 гг.) Голев Яков Ильич (1945 — 1948 гг.) Попов Василий Федорович (1948 — 1958 гг.) Булганин Николай Александрович (1958 г.) Коровушкин Александр Константинович (1958 — 1963 гг.) Посконов Алексей Андреевич (1963 — 1969 гг.) Свешников Мефодий Наумович (1969 — 1976 гг.) Алхимов Владимир Сергеевич (1976 — 1986 гг.) Деменцев Виктор Владимирович (1986 — 1987 гг.) Гаретовский Николай Викторович (1987 — 1989 гг.) Геращенко Виктор Владимирович (1989 — 1991 гг.)

Структура центрального аппарата Банка России

Председатель Банка России
Э.С. Набиуллина

Первый заместитель Председателя
О.Н. Скоробогатова

Департамент национальной платежной системы
А.С. Бакина

Департамент информационных технологий
З. Н. Кахруманова

Операционный департамент
А.А. Попов

Департамент финансовых технологий
К.В. Пронин

Первый заместитель Председателя
Д.В. Тулин

Заместитель Председателя
О.В. Полякова

Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями
М.Г. Любомудров

Служба текущего банковского надзора
Б.А. Шабля

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля
И.В. Ясинский

Главная инспекция Банка России
А.В. Ветохин

работу по вопросам организации инспекционной деятельности в отношении НФО курирует Ф.Г. Габуния

Департамент банковского регулирования и аналитики
А.С. Данилов

Первый заместитель Председателя
В.В. Чистюхин

Представительство Центрального Банка Российской Федерации (Банк России) в Китайской Народной Республике, г. Пекин
В.Е. Данилов

Департамент международного сотрудничества
Т.С. Делизонас (и.о. директора)

Департамент финансового оздоровления
А.Ю. Жданов

Департамент организации международных расчетов
М.А. Ковригин

Департамент корпоративных отношений
Е.И. Курицына

Департамент стратегического развития финансового рынка
Е.Н. Лозгачева (и.о. директора)

Департамент допуска и прекращения деятельности финансовых организаций
Л. А. Тяжельникова

Департамент сотрудничества с международными организациями

Первый заместитель Председателя
К.В. Юдаева

Департамент статистики
Г.Г. Васильева

Департамент финансовой стабильности
Е.О. Данилова

по вопросам международной деятельности подчиняется Председателю Банка России

Служба анализа рисков
А.П. Дымов

Департамент управления данными
А.А. Луковников

Департамент исследований и прогнозирования
А.Г. Морозов

Заместитель Председателя
С.В. Белов

Департамент полевых учреждений
А.В. Литвиненко

Департамент наличного денежного обращения
З.А. Петрова (и.о. директора)

«РОСИНКАС»
В.В. Медведев

Заместитель Председателя
Ф.Г. Габуния

Департамент микрофинансового рынка
И.А. Кочетков

Департамент инфраструктуры финансового рынка
Л.К. Селютина

Департамент страхового рынка
И.В. Смирнов (и.о. директора)

Департамент инвестиционных финансовых посредников
О. Ю. Шишлянникова

Статс-секретарь — заместитель Председателя
А.Г. Гузнов

Юридический департамент
А.В. Медведев

Заместитель Председателя
А.Б. Заботкин

Департамент денежно-кредитной политики
К.В. Тремасов

Заместитель Председателя
Г.А. Зубарев

Департамент безопасности Банка России
С.В. Петрищев

по некоторым вопросам подчиняется Председателю Банка России

Межрегиональный центр безопасности Банка России
Ю.Г. Бочаров

Департамент противодействия недобросовестным практикам
В.В. Лях

Департамент информационной безопасности
В.А. Уваров

Заместитель Председателя
В.С. Казарин

Департамент проектов и процессов
М.Е. Балакин (и.о. директора)

ТЦ «Нудоль» Банка России
О. К. Григорьев

Департамент недвижимости Банка России
В.Ю. Тарасов

Департамент закупок Банка России
М.В. Тимошенко

Заместитель Председателя
А.В. Кружалов

Департамент регулирования бухгалтерского учета
М.С. Волошина

Главный бухгалтер — директор Департамента бухгалтерского учета и отчетности
И.Ю. Грановская

Финансовый департамент
П.Н. Панкин

Административный департамент
С.Б. Якушин

Главный аудитор Банка России
В.П. Горегляд

Департамент внутреннего аудита
Н.Н. Суриков

Департамент операций на финансовых рынках
А.В. Каштуров

Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг
М.В. Мамута

Аппарат Банка России
Г.В. Мечкова

Департамент кадровой политики
Т.А. Тихонова

Университет Банка России
А.Ю. Афонин

Департамент по связям с общественностью
М.В. Рыклина

Кто контролирует деятельность Центробанка РФ?

Центральный Банк РФ наделен большими полномочиями: это и полное регулирование финансовой деятельности кредитных организаций (со всеми полагающими санкциями: предписаниями, ограничениями, отзывом лицензии), эмиссия национальной валюты, контроль над федеральной собственностью золотовалютного резерва.

То есть, функционал и полномочия Банка России настолько значительны, что у многих появляется вопрос – а кто же контролирует деятельность самого Центробанка?

Начнем с того, что ЦБ не относится ни к исполнительной, ни к законодательной власти (и, что логично, судебной властью тоже не обладает). Все три ветви государственной власти действуют независимо от Центробанка, а он от них. То есть, в соответствии со ст. 1 ФЗ «О Центральном Банке РФ», все возложенные на него функции, ЦБ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов власти регионов и местного самоуправления.

Разумеется, как и любое подразделение, пусть и независимое, Центральный Банк РФ подотчетен другим структурам. Главным образом он подотчетен Федеральному собранию Российской Федерации (это Госдума и Совет Федерации).

Банк России обязан ежегодно подавать в Государственную Думу свой годовой отчет не позднее 15 мая. Эта его обязанность прописана в ст.25 закона о Банке России. Годовой отчет включает в себя следующие пункты:

  • перечень мероприятий по реализации единой государственной денежно-кредитной политики;
  • анализ денежного обращения и финансового рынка РФ;
  • анализ валютного положения и национальной платежной системы РФ;
  • годовую финансовую отчетность Центробанка;
  • аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Центробанка;
  • информацию главного аудитора Центробанка об эффективности использования денежных средств и другие отчеты.

Решение о проведении обязательного независимого аудита финансовой отчетности ЦБ принимает решение Национальный финансовый совет. Он же выбирает и аудиторскую организацию для проведения данной проверки. В соответствии со статьей 94 ФЗ-86 ЦБ обязан предоставлять аудиторам отчетность и прочие необходимые данные. По факту НФС объявляет конкурс среди компаний за право провести аудит отчетности ЦБ.

Что же касается внутреннего аудита, то он осуществляется службой главного аудитора Центробанка. И, что интересно, служба главного аудитора Банка России находится в непосредственном подчинении у председателя ЦБ.

Центробанк РФ каждый месяц публикует и прочие данные о своей деятельности (баланс, данные о динамике денежной массы, сведения о денежном обращении, информацию о проводимых операциях). Кроме того, в соответствии со ст.26. закона 86-ФЗ, ЦБ раскрывает информацию о сделках, совершенных с ценными бумагами на организованных торгах. Состав, порядок и сроки которых устанавливаются Советом директоров.

Несмотря на серьезный контроль и жесткие проверки, никаких серьезных правонарушений в работе Центробанка не находили. То есть, критика за дорогие кредиты и сверхприбыли банков – это не нарушения, а лишь субъективное мнение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес стратегия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: