Условия поставки fca инкотермс 2010

Инкотермс 2021 / Incoterms 2021 — значение термина

Инкотермс 2021 – это одиннадцать унифицированных правил, которые применяются в мировой торговле и фиксируют права и обязанности сторон внешнеторгового договора, в части поставки продукции от продавца к покупателю.

Правила представляют собой сокращенные по первым трем буквам внешнеторговые термины, отражающие сложившуюся в мире коммерческую практику.

Первая редакция была опубликована в 1936 году, затем она подвергалась изменениям и правкам в 1953, 1967, 1976 годах. С 1980 года Инкотермс стал периодически редактироваться каждые десять лет, и обновлялся в 1990, 2000, 2010 и 2021 годах соответственно.

Инкотермс 2021 вступил в силу с первого января 2021 года, однако использование старых редакций также возможно в настоящее время. Именно поэтому при упоминании условий поставки необходимо указывать редакцию Правил с указанием конкретного года.

Правила Инкотермс не заменяют внешнеторговый контракт, а только позволяют значительно сократить и упростить его. Унифицированные условия не регламентируют переход права собственности на товарную партию, не указывают стоимость единицы продукции или способы оплаты. Они лишь фиксируют распределение между сторонами сделки купли-продажи обязательств и финансовых расходов, таких как: оплата перевозки, разгрузки товарной партии, таможенное оформление, уплата налогов и пошлин, страховка, а также передача рисков в случае потери и возможных повреждений продукции.

В новых правилах Инкотермс ожидались большие изменения по сравнению с предыдущими версиями (исключение некоторых терминов, унификация по видам транспорта и т.д.), однако эти ожидания не оправдались.

Ни одного термина не было удалено или добавлено в новой редакции. Лишь один базис поставки сменил своё название: DAT переименован в DPU. При этом переименование носит скорее технический характер. Как и в предыдущей версии некоторые термины применяются только к морским (речным) перевозкам и не стали универсальными.

Изменилось одно из самых распространённых базисов поставки (FCA), теперь его применение позволяет сторонам сделки договориться, что покупатель может указать перевозчику выдать морской коносамент с бортовой записью продавцу. Это позволит последнему в короткие сроки выполнить условия аккредитива.

Также нововведения коснулись условий CIP, размер страховой суммы возрос и должен превышать 110 процентов от стоимости страхуемой товарной партии.

В новой редакции также даны разъяснения по поводу таможенного оформления продукции на границе и введено новое понятие «безопасность транспорта».

Как продавцу, так и покупателю в новой редакции Правил разрешено пользоваться для перевозки своим собственным транспортом, а не заключать договор с третьим лицом, передавая эту услугу на аутсорсинг.

В Инкотермс 2021 существует 4 группы базисных условий поставок продукции (E, F, C и D). Они делятся согласно распределению обязанностей между сторонами внешнеторговой сделки.

Группа Е (Отгрузка)

EXW

Группа F (Основная перевозка оплачена покупателем)

FCA FAS FOB

Группа C (Основная перевозка оплачена продавцом)

CFR CIF CIP CPT

Группа D (Доставка)

DAP DPU

DDP DAT (относится к 2010)

Разбор понятий

В переводе с английского FCA Инкотермс 2010 (Free Carrier named place) означает место, выбранное франко-перевозчиком. Покупатель назначает перевозчику пункт, где должен быть передан купленный товар, произведенный в таможенном экспортном режиме.

Термин FCA определяет:

  • какая из сторон договора несет обязанность по доставке товара, его таможенному обслуживанию;
  • когда и в каком месте товар передается покупателю;
  • какие расходы возлагаются на стороны.

При этом не затрагиваются стоимость груза, способы перечисления денег, порядок передачи права собственности и санкции за невыполнение договорных условий. Все это прописывается внутри договора купли-продажи.

Чем FCA отличается от EXW

Условия поставки FCA и EXW отражают, в чью обязанность входит погрузка товара на транспорт, его таможенное обслуживание.

По правилам FCA доставка производится продавцом, он же за свой счет обязан осуществить экспортное таможенное обслуживание, а также погрузить товар на транспорт покупателя.

По EXW товар должен быть передан покупателю на складе, принадлежащем продавцу. Одновременно все обязанности покупатель принимает на себя: он производит погрузку и перевозку за свой счет, его обязанностью становится экспортное таможенное обслуживание.

Разница версий

В современной международной торговле используется порядок исполнения договорных обязательств FCA 2010. До этого действовал Инкотермс 2000. В отличие от него новый Инкотермс содержит новые условия DAT (доставлено на терминал) и DAP (доставлено до места) вместо DAF, DES, DEQ и DDU. В Инкотермс 2000 было 13 правил, теперь действуют 11, относящиеся к различным видам транспорта для перевозки.

Инкотермс 2000 совсем незначительно отличаются от 1990:

  • ФОС приравнивается к ФОБ, то есть экспортной очисткой и лицензированием занимается покупатель;
  • ДЕК приравнивается к ДЕС, на покупателя возлагаются расходы по импортной очистке и пошлинам;
  • изменился базис ЕХВ, то есть при передаче товара на складе продавца все обязательства делегируются покупателю;
  • ФСА (относится к франко-перевозчику), если погрузка осуществляется на предприятии, все обязанности, в том числе по оплате погрузки, переходят к перевозчику, а если погрузка в другом месте, то перевозчик разгружает товар за счет покупателя;
  • ДДУ, поставка на предприятии покупателя предполагает поставку и разгрузку за счет покупателя.

Если она предполагается в другом месте, все издержки до загрузки на транспорт покупателя относятся к продавцу.

Пример договора с использованием условий FCA скачать можно здесь.

Образец договора с использованием условий FCA

Не обязятельно искать ответ на свой вопрос в этой длинной статье! Напишите свой вопрос через форму (внизу), и в течение часа профильный специалист перезвонит вам, чтобы оказать бесплатную консультацию.

Преимущества и недостатки применения правила FCA

Т.к. по условиям поставки FCA продавец обязан выполнить экспортное таможенное оформление, то покупатель должен предоставить продавцу данные о транспортном средстве, который будет вывозить товар из страны продавца, будь то автомобильный, железнодорожный, воздушный или морской транспорт. Продавец должен знать от покупателя наименование и контактные данные перевозчика, информацию о бронировании фрахта, включая данные, такие как регистрационный знак грузовика, номер вагона, номер рейса или данные судна, чтобы он мог правильно оформить экспортную декларацию и другие необходимые транспортные документы.

После отгрузки экспортного товара продавец обычно возмещает НДС. Для обоснования возврата НДС налоговые органы могут потребовать от продавца документ, подтверждающий экспорт (вывоз) товара за границу. Впервые в базисе FCA Инкотермс 2021 было введено требование, согласно которому, если этого требует продавец, покупатель должен поручить своему перевозчику, выдать продавцу транспортный документ с пометкой, что товар был загружен на транспортное средство. Это дополнение было введено в основном для получения продавцом оплаты товара через банковский аккредитив. В условиях поставки FCA упоминается транспортный документ, подтверждающий, что товары были загружены на транспортное средство (например, для морской контейнерной перевозки — коносамент с о). Также данная транспортная накладная может быть использована продавцом для других целей, например для факта подтверждения экспорта в налоговых органах.

Использование термина FCA для покупателя дает несколько экономических преимуществ. Позволяет покупателю контролировать перевозку товаров, возможно объединяя их от нескольких продавцов в одном транспортном средстве (например, полная загрузка грузового автомобиля или полная загрузка контейнера). Договариваться о ставках с выбранным перевозчиком, и, следовательно, минимизировать свои транспортные расходы.

Основным недостатком применения базиса FCA для покупателя, является — риск потери или повреждения товара, начинающийся на самой ранней стадии в стране продавца.

Основные обязанности продавца и покупателя

Обе стороны обязаны соблюдать правила ИНКОТЕРМС 2010 либо прописать, дополнительно, иные требования к ответственности. Прописанное в договоре является главенствующим по сравнению с правилами ИНКОТЕРМС

Поэтому так важно прописывать каждую мелочь при заключении контракта. Покупатель должен получить соответствующую лицензию на импорт

А продавец должен произвести контроль безопасности в рамках экспортных обязательств

Покупатель должен получить соответствующую лицензию на импорт. А продавец должен произвести контроль безопасности в рамках экспортных обязательств

Груз должен сопровождаться документами, которые позволят произвести процедуру ввоза покупателем.

Договоры на перевозку и страхование и расходы по ним ложатся в основном на покупателя. Только если иные обязанности не прописаны в договоре.

Товар считается поставленным со стороны поставщика и принятым со стороны покупателя, если он сопровождается необходимой документацией, полностью очищен от экспортных пошлин и доставлен в франко-место в то время, которое обозначено в договоре. И передан после проверки перевозчику.

Продавец несет риски за товар до франко-места, покупатель — после приема перевозчиком на этом месте вплоть до ввоза и доставки на его склад.

Извещения производятся в двухстороннем порядке. Покупатель должен сообщить название перевозчика, метод транспортировки и период поставки, если это не указано в договоре. После передачи товара продавец извещает покупателя об этом либо об отказе принятия (если проверяющее лицо, представляющее интересы покупателя, не удовлетворено комплектом поставки, упаковкой груза либо предоставленными документами). Если точное время суток не указано в договоре, то продавец после завершения экспортных процедур должен сообщить о прибытии груза на франко-место. Если время указано, то обе стороны (и поставщик с товара, и перевозчик) должны находиться на указанном месте. Если возникают какие-то нестыковки, то неуспевающая сторона обязана известить об этом. Для того, чтобы избежать оплаты простоя перевозчика, нужно прописать ответственность продавца за стоимость простоя в случае опоздания к франко-месту по его вине. Расходы на извещение и оформление договора оплачивает покупатель.

Для осуществления поставки продавец должен иметь на руках заверенные договорные обязательства, экспортную лицензию и извещение о перевозчике от покупателя. После очистки от экспортных пошлин перевозчик получает экспортную декларацию EX-1, транспортные и коммерческие документы (коносаменты и пр.). Подтверждением отгрузки может быть документ любой формы вплоть до расписки.

Упаковка и маркировка товара, проверка находятся в сфере обязанностей продавца. А инспектирование должен произвести перевозчик либо доверенное лицо покупателя. Если инспекция необходима для процедуры экспорта, то её оплачивает продавец. Предпогрузочную — покупатель.

Инкотермс 2010-2016 — Условия поставки FOB, FCA, FAS

В компетенцию Условий поставки FOB, FCA, FAS Инкотермс 2010-2016 входит:

— Распределение транспортных расходов между продавцом и покупателем — определение, какие расходы и до каких пор несёт продавец, и какие, начиная с какого момента, — покупатель.
— Момент перехода рисков повреждения, утраты или случайного уничтожения груза с продавца на покупателя.
— Дата поставки товара — момент фактической передачи товара в распоряжение покупателя или его представителя, транспортной организации — выполнения или невыполнения обязательств по срокам поставки.

Одно из ключевых условий применения Инкотермс: регулирование момента перехода права собственности должно быть урегулировано в контракте отдельно, желательно, чтобы с переходом права собственности совпадал переход к покупателю риска случайной гибели или риска повреждения товара.

Области действия терминов Инкотермс 2010-2016. Условия поставки FOB, FCA, FAS:

Каждый определяемый термин является аббревиатурой (FOB, FCA, FAS), первая буква указывает на точку перехода обязательств и рисков от продавца к покупателю:

Группа F — основная перевозка не оплачивается продавцом (англ. main carriage unpaid), переход обязательств и ответственности на терминале отправления по основной перевозке груза. Продавец обязан предоставить товар в распоряжение перевозчика, нанимаемого покупателем самостоятельно — это условия поставки FCA, FAS, FOB.

Условия поставки FOB, FCA, FAS — Инкотермс 2010-2016

Условия поставки FOB, FCA, FAS:

1. FOB (free on board): груз или товар отгружается на борт судна, зафрахтованного силами покупателя, погрузо-разгрузочные работы оплачивает продавец.

2. FCA (англ. free carrier, франко-перевозчик): груз или товар передается основному перевозчику заказчика на указанный в договоре терминал отправления, затаможку и экспортные пошлины оплачивает продавец груза.

3. FAS (free alongside ship): груз или товар доставляется к борту судна зафрахтованного покупателем, в контракте указан порт погрузки, погрузо-разгрузочные работы оплачивает покупатель.

ZENAL LTD специализируется на обслуживании управления транспортом для компаний-производителей, оптовых фирм, дистрибьюторов, торговых компаний, которые получают продукцию из Китая, Индии, Египта, Турции, и др. стран. по направлению Украины, России, Беларуси, Молдовы, а также экспорта грузов.

Рассчитать стоимость отправки либо доставки контейнера возможно, заполнив форму!

Поставка CIF — Стоимость, страхование и фрахт

Означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешёл через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в названный порт назначения, но риски потери или повреждения товара, как и любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя.

По условиям поставки CIF на продавца возлагается также обязанности приобретения морского страхования в пользу покупателя против риска потери и повреждения товара во время перевозки. Следовательно, продавец обязан заключить договор страхования и оплатить страховые взносы

Покупатель должен принимать во внимание, что согласно условиям поставки «CIF» от продавца требуется обеспечения страхования лишь с минимальным покрытием

В случае, если покупатель желает иметь страхование с большим покрытием, он должен либо специально договориться об этом с продавцом, либо сам принять меры по заключению дополнительного страхования. По условиям поставки CIF на продавца возлагается обязанности по таможенной очистки товара для экспорта. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. Если стороны не собираются поставить товар через поручни судна, следует применять термин «CIP».

Что это такое?

FCA (Free Carrier) – это такое условие поставки, при котором практически за всю перевозку отвечает покупатель. Он может выбрать транспорт, использовать свои каналы доставки, заключать договоры на поставку грузов. Этим поставка на условиях FCA и отличается от всех стандартных методов перевозок, принятых как в нашей стране, так и по всему миру.

Продавец полностью выполняет свои обязательства, если были выполнены следующие условия:

  • Как только было выполнено таможенное экспортное оформление груза.
  • Если товар был доставлен следующему перевозчику, который был указан покупателем.
  • При доставке к указанному в договоре месту.

Вот в чем заключается условие поставки FCA. Теоретически, основная ответственность лежит на покупателе, но на практике все получается несколько иначе.

Очень важно указанное место, так как от этого пункта в договоре во многом зависят обязательства сторон. Так, если планируется начать погрузку на территории поставщика, то последний несет за нее всю ответственность. Напротив, если грузить товар начинают в любом другом месте, то сам продавец не несет никакой ответственности

Но! Это справедливо только в том случае, если какие-то иные условия поставки товара (FCA) не были предварительно оговорены в договоре

Напротив, если грузить товар начинают в любом другом месте, то сам продавец не несет никакой ответственности. Но! Это справедливо только в том случае, если какие-то иные условия поставки товара (FCA) не были предварительно оговорены в договоре.

Когда поставка товара считается выполненной?

Обязательства и риски отправителя заканчиваются в тот момент, когда выполнены следующие условия:

  • товар прошел экспортную очистку и юридически готов к вывозу;
  • перевозчик получил доступ к товару на территории отправителя или товар поставлен продавцом в указанное место для погрузки на борт ТС;
  • товар фактически погружен на борт транспортного средства перевозчика, выбранного импортером.

Следовательно, полный перечень обязанностей отправителя на условиях поставки FCA звучит так:

  1. Экспортер должен предоставить товар согласно договору вместе с инвойсом, электронным сообщением или другими документами, свидетельствующими о факте продажи.
  2. Полностью и за свой счет провести экспортную очистку товара.
  3. В зависимости от оговоренного места передачи товара:
  • обеспечить перевозчику или уполномоченному получателем лицу доступ к товару на своей территории;
  • поставить груз к месту его погрузки, указанному в коммерческом контракте (например, FCA Стамбул).
  1. Согласно с пунктом 3.b нести все риски, связанные с товаром, до момента его перевалки на борт транспортного средства.
  2. Оповестить покупателя о факте поставки согласно с пунктом 3.
  3. Провести маркировку и наименование груза, достаточное для его обособления во время погрузки и прибытия к месту назначения.
  4. Предоставить покупателю информацию о товаре, нужную для прохождения таможенной очистки при импорте.

В свою очередь, обязательства покупателя на условиях FCA при импорте следующие:

  1. Заплатить цену товара согласно контракту поставки.
  2. Заключить за свой счет договор поставки груза с перевозчиком, экспедитором или другим лицом, которое имеет полномочия выполнять данного вида транспортные операции.
  3. Заблаговременно обозначить пункт передачи товара от продавца к перевозчику, если погрузка не происходит на территории отправителя.
  4. Провести таможенные формальности по импортной очистке товара.
  5. Принять поставку у продавца в соответствии с обозначенными в договоре условиями в указанном месте.
  6. Нести все риски, связанные с утерей или ущербом для груза с момента его поставки продавцом.

Важным моментом FCA при экспорте является точное указание получателем места и времени загрузки товара, если она не происходит на территории отправителя. Если импортер не выполнит этот пункт, или не обозначит перевозчика, или последний не сможет принять товар у отправителя в указанном месте и в должное время, то получатель будет вынужден понести расходы в связи с невыполнением части своих обязательств.

Нюансы

В мировой торговле действуют стандартные международные правила, которые устанавливают права и обязанности продавца и покупателя — «Инкотермс».

В «Инкотермс-2020» (версия правил, введенная в 2020 году) выделяют четыре группы базисов поставки товаров (E, F, C и D).

Их можно использовать не только для международных сделок, но и для внутрироссийских поставок. Часть базисов применима только для перевозок морским транспортом, другая часть подходит для любого вида грузоперевозок.

Группа Е («Отгрузка»):

категория EXW (Ex Works) —условия самовывоза товара покупателем.

Группа F («Основная перевозка оплачена покупателем»):

  • категория FCA (Free Carrier) — продавец выполнил своё обязательство по поставке, когда оплатил экспортные пошлины и поставил товар перевозчику, назначенному покупателем, в указанном месте.
  • категория FAS (Free Alongside Ship) — продавец выполнил свои обязательства, когда товар выпущен таможней и размещён вдоль борта судна. Погрузку, фрахт судна, страхование, разгрузку и доставку до пункта назначения оплачивает покупатель.
  • категория FOB (Free On Board) — продавец оплачивает доставку товара до момента погрузки на судно плюс саму погрузку на борт. Также продавец платит экспортные пошлины.

Группа C («Основная перевозка оплачена продавцом»):

  • категория CFR (Cost of Freight) — продавец оплачивает все расходы, в том числе фрахт судна, но риски потери и повреждения товара, возникающие после отгрузки, переходят на покупателя. Также продавец обязан произвести таможенную очистку для экспорта.
  • категория CIF (Cost Insurance and Freight) — продавец оплачивает все то же, что и в предыдущей категории плюс страхует товар в пользу получателя.
  • категория CPT (Carriage Paid To) — продавец поставляет товар перевозчику в указанное место назначения, оплачивает расходы по перевозке. Но риски потери, повреждения товара с момента отгрузки передаются покупателю.
  • категория CIP (Carriage and Insurance Paid To) — продавец оплачивает погрузку, перевозку и выгрузку товара, а также страхование.

Группа D («Доставка»):

  • категория DPU (Delivered at Terminal) — продавец считается выполнившим поставку, когда товар, прошедший таможенное оформление для экспорта, разгружен с прибывшего транспортного средства и предоставлен в распоряжение покупателя в согласованном терминале.
  • категория DAP (Delivered at Place) — продавец оплачивает погрузку, таможенное оформление, перевозку и выгрузку товара в согласованном месте.
  • категория DDP (Delivered Duty Paid) — продавец должен оформить груз на таможне, доставить его в указанное покупателем место, разгрузить и растаможить.

Ситуации форс-мажорного характера

Учтите, что любое условие поставки FCA может быть не исполнено, если сторона договора докажет, что неисполнение было вызвано факторами, находящимися вне пределов ее компетенции, которые нельзя было предусмотреть (форс-мажор).

К таковым случаям приравниваются все стихийные бедствия и эпидемии (а также эпизоотии), внезапно изменившаяся политическая ситуация, аварии или теракты на объектах транспортной инфраструктуры; постановления региональных властей, которые делают невозможными выполнение договорных обязательств.

Если привести конкретный пример, то многие сельскохозяйственные производители однажды массово нарушили FCA условия поставки: 2010 год выдался крайне неудачным, а потому убытки были многомиллионные.

Любая из сторон, которая ссылается на форс-мажор, обязана уведомить об этом не более чем в течение двух дней с момента наступления подобных обязательств, предварительно заверив документы в любом территориальном отделении Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Если данные обстоятельства продолжаются более трех месяцев, любая из сторон договора может отказаться от выполнения своих обязательств, предварительно известив об этом партнера и оплатив поставленные товары.

К какой группе условий можно отнести DAP

Условия Инкотермс DAP входят в группу терминов D. Она описывает различные способы доставки товаров и представляет договоренности с максимальной ответственностью (как по издержкам, так и по рискам) для продавца, а не для покупателя. Когда-то в группе D было 5 сокращений. Сейчас их всего 3.

Ранее для обозначения условия доставки товаров до места в этой группе было три термина:

  • DAF — «Доставлено на границе».
  • DES — «Доставлено с корабля».
  • DEQ — «Доставлено на набережной».

Теперь эти 3 понятия упрощены.

Место доставки теперь идентифицируется так: DAT — «Доставлено на терминал» или DAP — «Доставка до места назначения». Это объясняется тем, что увеличение объемов рейсовых перевозок, а также транспортировки сборных грузов в означенный договором пункт привело к тому, что другие термины устарели.

Продолжаем рассматривать расшифровку. Термин DDU — это «Неоплаченные пошлины за доставку». Он был полностью исключен. Взамен предложили термин DDP, то есть «Оплата пошлины за доставку».

Будьте внимательны, потому что многие веб-сайты все еще используют старые аббревиатуры. Скорее всего, у них возникают неясности, вызванные старыми обозначениями. Эти моменты могут запутать, что грозит увеличением затрат при оформлении договора международной перевозки. Они могут обойтись вам дороже, чем вы рассчитывали.

Условия FCA — конкретизация погрузки/разгрузки

Для того, чтобы должным образом конкретизировать условие поставки, используют ряд терминов.

Если груз имеет объем, который кратен нескольким или одной товарной единице, то используют такие термины:

  • FIB — для баржи, то есть free into barge;
  • FIW — для железнодорожного вагона — free in wagon;
  • FOT — для автомобильного транспорта — free on truck и другие.

Если необходима консолидация груза, когда его недостаточно для заполнения одной или нескольких транспортных единиц, то используются следующие термины:

  • FT — для терминала — free terminal;
  • FOR — для железнодорожной станции — free on rail;
  • FFB — для причала парома — free ferry berth и другие.

Отдельные нюансы поставки FCA

Для того, чтобы поставка была выполнена по всем правилам и с соблюдением всех норм, необходимо учесть несколько нюансов.

  1. Правильное, подробнейшее прописывание в договорных обязательствах места передачи груза.
  2. Предоставление подробной информации перевозчику по поводу условий перевозки товара. Если груз считается опасным, то транспортная компания должна иметь разрешение на доставку таких материалов.
  3. Для случаев выполнения долгосрочных обязательств продавец и покупатель должны тщательно согласовывать объемы отгрузки, типы необходимых транспортных средств и готовность к погрузке каждой из частей товара.
  4. Подача транспортного средства должна быть согласована вплоть до часа или даже желательно минуты погрузки.

Плюсом условий поставки FCA является то, что покупатель может абсолютно самостоятельно выбрать транспортную компанию. Это позволяет сэкономить и проконтролировать подробно расходы на доставку.

При поставке FCA важно точно указать место передачи груза. Среди минусов — необходимость оплаты пошлин импорта и оформление ввоза груза, но эту часть работы можно поручить таможенному брокеру

Требуется заключение подробного договора с перевозчиком для того, чтобы свести к минимуму возможные риски

Среди минусов — необходимость оплаты пошлин импорта и оформление ввоза груза, но эту часть работы можно поручить таможенному брокеру. Требуется заключение подробного договора с перевозчиком для того, чтобы свести к минимуму возможные риски.

Если транспортная доставка была рассчитана неправильно, то можно понести убытки. Поэтому нужно применение не только знаний внешнеэкономической деятельности, но и логистики.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «ИНКОТЕРМС 2010».

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Это интересно: Что такое АКПП? (видео)

Распределение обязанностей при поставке на условиях DAP по ИНКОТЕРМС 2010

В любых условиях поставки, будь то FCA, CPT и другие термины, базис поставки DAP ИНКОТЕРМС 2010 не исключение, важным моментом принято считать распределение обязательств между поставщиком и покупателем. Для DAP поставщик обязан предоставить покупателю не только сам товар в оговоренном месте поставки, но и обеспечить его полным комплектом сопроводительных документов. К таким относятся не только товаро-транспортные накладные или морские коносаменты, но и счета и инвойсы, сертификаты соответствия и качества, прочая документация, поименованная в договоре и приложениях к нему.

Допускается замена бумажного документа его электронным эквивалентом при взаимном согласовании такой возможности в тексте договора.

К общим обязанностям покупателя принято относить обязательство оплаты товара на оговоренных условиях и в указанные сроки.

Обеспечение поставки лицензиями и разрешениями, выполнение прочих формальностей

Вся документация, лицензии и сертификаты в стране экспортёра оформляются исключительно поставщиком. Такое же требование возлагается на поставщика и при необходимости оформления транзитных разрешений через третьи страны к пункту назначения.

От покупателя требуется обеспечение всех ввозных разрешений, в том числе и специальных, если импорт товара осуществляется по контракту, ввоз которого, по каким-либо причинам, в стране импортёра ограничен законодательством.

Если в согласованный пункт назначения поставка выполнена фактически, то покупатель получает обязательства оплаты всех оговорённых контрактом платежей и связанных с ним расходов, в том числе и полную цену товарной партии.

Расходы по таможенному оформлению несёт покупатель.

Договора перевозки и страхования

Обычно подразумевается, что договора перевозки по DAP заключает продавец. При этом он же и оплачивает транспортировку до пункта назначения. За правило принимается оформление перевозки (в том числе и несколькими видами транспорта) на традиционно существующих условиях по обычному маршруту и традиционными видами транспорта.

Если в обычной практике отсутствует определение такого пункта поставки, или в отношении него нет договоренности между сторонами контракта, продавец сам выбирает такой пункт в месте назначения.

Покупатель не имеет обязательств по перевозке, равно как и по страхованию груза до его доставки в этот пункт.

Вопросы страхования решаются по договоренности сторон, при этом, каждый из контрагентов обязан по запросу второй стороны предоставить ему всю необходимую для оформления страховки документацию и сведения, касающиеся груза и его перевозки.

Поставка и её принятие

Обязанности продавца при поставке на условиях DAP считаются выполненными в согласованную дату, когда товар доставлен в пункт назначения и полностью готов к разгрузке.

Например, груз, который находится на борту морского судна, не считается поставленным, если судно стоит на внешнем рейде. Поставка будет считаться выполненной после установки судна на причал под разгрузку. Аналогичная ситуация с железнодорожным и автомобильным транспортом. При наступлении такого момента покупатель обязан принять товар.

Риски и их переход

Обычной практикой толкования DAP по ИНКОТЕРМС 2010 риски до момента поставки товара в пункт назначения, готовым к разгрузке, несёт продавец. Однако здесь необходимо учитывать следующие исключения:

  • Риски потери, порчи или утраты груза относятся на покупателя, если он не обеспечил получение ввозных лицензий и других разрешений на ввоз товара в страну импортёра. Покупатель также должен согласовать таможенные формальности.
  • Точно такие же риски возлагаются на покупателя, если он не известил поставщика оговоренным способом и в назначенный период.

Все особенности поставки FCA по ИНКОТЕРМС 2010

FCA — как правильно расшифровать термин?

Для тех, кто слабо разбирается в ВЭД, нужно пояснить: ИНКОТЕРМС 2010 является сводом терминов и правил поставки грузов в международном сообществе.

Многие обозначения пошли от французского языка. Поэтому очень часто для характеристики какого-нибудь понятия используется приставка франко-. Условия поставки FCA часто называют франко-перевозчиком. Есть и английский термин — FreeCarrier, первые буквы которого попали в аббревиатуру названия.

Франко — это место, где все риски и права на товар переходят к покупателю.

Основные принцип и особенность этого способа поставки — покупатель в большей степени отвечает за перевозку груза, и франко-место наступает в тот момент, когда поставщик передает товар перевозчику.

Так как этот термин доставки относится к категории F, то в международной практике ИНКОТЕРМС 2010 это характеризуется как — «затраты считаются неоплаченными со стороны поставщика» и «очистка от ввозных пошлин лежит на покупателе». Чаще всего франко — это терминал основной отправки груза.

Базис и условия поставки FCA

Можно воспользоваться:

  • мультимодальной доставкой (применение нескольких видов транспорта на одном маршруте);
  • автомобильной;
  • железнодорожной;
  • судоходной и другими видами на выбор.

Перевозчиком для этого вида поставки может быть и доверенное лицо, экспедиторская/транспортная компания и терминал. Причем терминалом является и причал, и грузовой двор железнодорожной станции, и порт, и другие транспортные объекты.

Основная особенность применения этого термина в том, что при непосредственной погрузке на складе продавца расходы ложатся на него.

Если же франко-место — не склад поставщика, а любой иной объект — то за погрузку и такелажные работы нужно будет платить покупателю.

Продавец обязан очистить груз от экспортных пошлин. После предоставления документов об этом действии и передачи груза с сопроводительными бумагами перевозчику товар считается переданным покупателю. И вся ответственность за него будет находиться в сфере деятельности получателя.

Пошлины на импорт и любые связанные с этим расходы — это прерогатива принимающей стороны. Поставка может считаться выполненной со стороны продавца, если произошла полная очистка от экспортных пошлин, и передача груза задокументирована с перевозчиком в том месте и в то время, которые обозначены в договоре.

Дополнительная терминология для FCA

С консолидацией (груза недостаточно, чтобы заполнить 1 транспортную единицу или несколько полностью):

  • FOR — для ж/д станции, или полностью freeonrail;
  • FT — для терминала, или freeterminal;
  • FFB— для причала парома, или freeferryberth и иные.

Без консолидации (то есть груза достаточно для полной загрузки 1 или нескольких единиц транспорта):

  • FIW — для ж/д, или без аббревиатуры freeinwagon;
  • FOT — для автотранспорта, или freeontruck;
  • FIB — для баржи, или freeintobarge и иные.

Важные аспекты

Этому вопросу необходимо уделить особое внимание. Есть несколько нюансов, которые следует заблаговременно уточнять при заключении договора поставки на условиях FCA

Особенно это касается типа перевозимого груза. Некоторая продукция должна транспортироваться в специальных контейнерах и при определенных условиях.

К ним относятся:

  • партии сельскохозяйственных животных;
  • скоропортящиеся продукты;
  • горюче-смазочные материалы;
  • ядохимикаты;
  • взрывчатые вещества;
  • радиоактивные материалы;
  • ядовитые и токсичные вещества;
  • сжатые и сжиженные газы;
  • едкие и коррозийные вещества.

Вся информация относительно условий транспортировки должна быть предоставлена перевозчику по первому требованию. Также заранее оговариваются конкретные сроки, время и место погрузки, а также транспортный маршрут. При несоблюдении поставки на условиях FCA, договор может быть расторгнут в одностороннем порядке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес стратегия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: