Эффективные методики, позволяющие снизить бремя налогов
Есть несколько взглядов на решение такой проблемы, как чрезмерный налоговый гнет.
Некоторые политики предлагают снизить ставки на НДС и прибыль, при этом сохранив льготы. Но данная методика не получила предельного признания, поскольку, по мнению специалистов, она может привести к подрыву доходной базы бюджета государства. Сторона, занимающая противоположную позицию, утверждает, что в этом случае придется расширять налоговую базу, находить дополнительные источники финансирования и уменьшать бюджетные расходы.
При этом стоит отметить, что была разработана альтернативная схема, позволяющая осуществить снижение налогового бремени. Речь идет о поэтапной отмене некоторых льгот и налогов (на протяжении нескольких лет). Вследствие воздействия различных факторов, данная стратегия не получила должной реализации.
Либеральные экономические специалисты настаивают на том, что снижать налоговый гнет стоит прежде всего посредством уменьшения тех отчислений, базой для которых служит заработная плата, а не прибыль с продаж. Более того, параллельно с данными действиями было предложено увеличить ставки подоходного налога.
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, со своей стороны, внесла предложение о неизменности НДС и полной отмене налога на прибыль, равно как и сборов в дорожные фонды. При этом была озвучена идея о том, что подоходный налог должен иметь низкую фиксированную ставку (до 20 %). А для компенсации выпадающей прибыли — ввести налог на вмененный доход и прогрессивную налоговую ставку на автотранспорт и частное имущество.
Существует также позиция, согласно которой стоит сохранить следующие виды налогов:
- импортные пошлины;
- патентный сбор для предприятий услуг и торговли;
- НДС;
- госпошлины и сборы;
- налог на некоторые виды имущества — ценные бумаги, жильё повышенного уровня комфортности, собственность организаций, транспортные средства и др.;
- акцизы, включающие сборы с топливно-энергетических ресурсов.
Наряду с этим была презентована актуальность присоединения к группе федеральных налогов, акцизов, импортных пошлин и др.
Как объем фискальных платежей влияет на плательщиков и государство
Установка оптимального размера фискальных платежей — важная задача, стоящая перед любым государством. У государства и налогоплательщиков всегда различная позиция по этому вопросу.
Государство за счет поступлений от налогов и иных обязательных сборов пополняет бюджет. От этих поступлений зависят объемы финансирования социальных задач (образование, медицина), развития инфраструктуры населенных пунктов, обороноспособности и иных государственных вопросов. В то же время избыточное налоговое бремя может вызвать обратный эффект. При чрезмерном росте фискальных платежей ведение бизнеса станет неэффективным, снизится число налогоплательщиков, что в результате приведет к снижению платежей в бюджет. Если плательщики будут большую часть доходов отдавать государству, а не направлять на развитие производства, то производственный процесс станет неэффективным и неконкурентоспособным.
Предпринимательское сообщество, в свою очередь, всегда нацелено на снижение налогового бремени.
Задача государственного управления состоит в том, чтобы найти баланс между интересами страны и интересами налогоплательщиков (бизнеса и простых граждан), который обеспечит выполнение государственных задач и в то же время не задавит плательщиков излишним бременем по платежам в бюджет.
Категории отчислений и их влияние
Сопоставление суммы выплачиваемых налогов с объемом балансовой прибыли компании следует считать принципиально неверным. Это связано с тем, что доход – далеко не единственный источник отчислений, в особенности в отечественной хозяйственной системе. Ряд налогов, особенно имеющих большую финансовую значимость (акцизы, НДС и прочие), отправляются в бюджет из той доли выручки компании, посредством которой не формируется прибыль субъекта, так как является надбавкой к цене. Некоторые сборы относятся на производственные издержки и затраты обращения. Они уменьшают объем прибыли, к которой следует относить налоговые суммы, отчисляемые предприятием. В качестве объекта обложения выступает фонд зарплаты. В итоге в качестве источника отчислений выступают издержки. Выплата части сборов осуществляется путем отнесения их на финансовый результат – посредством уменьшения прибыли. Использование такого подхода влечет усиление нагрузки. В результате на некоторых компаниях лежит избыточное налоговое бремя. Организации вменяется больше платежей, чем она смогла заработать за период. В этой связи механическое сопоставление всей суммы налоговых отчислений субъекта с балансовой прибылью нельзя применять как показатель, отражающий степень нагрузки.
Изменения налогового бремени
Не только налоговое бремя используется государством, оно часто применяется и налоговиками для поиска очередного «счастливчика», которого они в ближайшее время навестят
Некоторые предприниматели, стараясь снизить налоги до критически минимального уровня, забывают, что заниженные налоги привлекают к себе внимание. Расчет налогового бремени осуществляется и руководителями предприятий. Зная величину налогового бремени, руководитель сможет оценить выгодность деятельности предприятия на данном этапе и, возможно, рассмотрит другие виды систем налогообложения, позволяющие снизить величину уплачиваемых налогов
Зная величину налогового бремени, руководитель сможет оценить выгодность деятельности предприятия на данном этапе и, возможно, рассмотрит другие виды систем налогообложения, позволяющие снизить величину уплачиваемых налогов.
У каждого предприятия имеется свой перечень налогов, подлежащих обязательной уплате. Но кроме них каждое предприятие сталкивается с уплатой страховых сумм, и хотя они прямого отношения не имеют к налоговому бремени, все же являются обязательными, высчитываемыми из дохода предприятия.
Каждое увеличение налоговых ставок предназначено для пополнения бюджета государства. Но не всегда распределение налогового бремени происходит по задуманному сценарию. Несмотря на то, что при увеличении или изменении налогов государство старается увеличить поступление налоговых сумм, в то же время оно старается и приложить все усилия для более легкого ведения бизнеса. Но не всегда внедряемые государством налоговые изменения благоприятно отражаются на экономике и налоговом бремени.
Чаще всего в итоге от повышения налогов происходит спад поступления налоговых сумм, так как многие предприятия, особенно в начале деятельности, не способны выдерживать увеличенное налоговое бремя. Такое поведение предпринимателей означает, что государством было применено избыточное налоговое бремя. Но не стоит думать, что это неприятность только для государства. На самом деле страдать начинают практически все, даже предприниматели и обычные налогоплательщики.
Подобное увеличение обязательных платежей было проведено для предпринимателей в 2014 году. Тогда государство решило увеличить величину страховых взносов. В итоге многие ИП формально закрылись и перешли на теневое ведение деятельности. Таким образом, вместо увеличения поступления средств в бюджет, государство еще и потеряло определенную часть доходов.
От налогового бремени невозможно спрятаться. Оно есть везде, где имеются хозяйствующие объекты. Несмотря на то, что налоги заставляют многих предпринимателей отдавать часть дохода государству, невозможно иными способами поддерживать работу тех сфер, которые функционируют за счет бюджета.
Да, повышение налогового бремени часто становится препятствием для многих предприятий, не способных уплачивать увеличенную величину налогов. И государство уже задумалось о применении другого метода для увеличения поступления в бюджет средств. Так, теперь вместо повышения налогового бремени государство направило все свои силы на улучшение налоговых систем, способствующих развитию предприятий.
Абсолютная и относительная налоговая нагрузка
Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.
Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.
Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.
Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.
Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.
Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.
Снижение налогового бремени
Снижение налогового бремени
Похожие публикации
Проблема определения оптимального уровня взимаемых налогов волновала экономистов еще в средние века. Министру финансов при дворе короля Людовика XIV Жану-Батисту Кольберу приписывают фразу: «Сбор налогов – это искусство ощипать живого гуся так, чтобы получить максимум перьев при минимуме писка». Количество собранных перьев, о котором говорил Кольбер — это и есть налоговая нагрузка, или как ее часто называют – налоговое бремя.
Понятие и расчет налогового бремени
Налоговое бремя – это показатель, отражающий влияние собираемых налогов на деятельность экономических субъектов. Оно может определяться как для отдельного налогоплательщика (юридического или физического лица), так и для экономики в целом.
Формула налогового бремени в общем случае – это отношение уплаченных налогов к доходу. Однако по поводу формул уровня налогового бремени применительно к конкретным экономическим субъектам среди экономистов на сегодня не существует единого мнения.
Например, для того, чтобы определить, чему равно налоговое бремя на работника, в числитель дроби можно поставить подоходный налог:
Бр. = НДФЛ / Д, где Д – доход налогоплательщика.
Но данный подход имеет как минимум два недостатка. Во-первых, физические лица платят не только подоходный налог, а еще некоторые другие – налог на имущество, транспортный и т.д. Во-вторых, здесь не учитываются косвенные налоги, включенные в цену товара, которые также являются нагрузкой на налогоплательщика. Правда, учесть влияние косвенных налогов применительно к конкретному физическому лицу достаточно сложно.
При расчете налогового бремени на уровне предприятия сумму начисленных налогов делят на показатель доходности, которым, в зависимости от принятой методики, может быть выручка, прибыль или добавленная стоимость.
На макроэкономическом уровне налоговое бремя определяют, как отношение всех поступивших в бюджет налогов к валовому внутреннему продукту.
Избыточное налоговое бремя и пути его снижения
Так сколько же перьев можно вырвать у гуся? Другими словами, до какой степени допустимо повышать налоговые ставки?
График, выражающий зависимость налоговых поступлений в бюджет от уровня ставок, был предложен в 1974 г. американским экономистом Артуром Лаффером. Согласно его теории, при росте налоговых ставок объем поступлений в бюджет сначала возрастает и достигает максимума при некотором оптимальном размере ставки, а затем начинает падать, и при ставке 100% сумма собираемых налогов будет стремиться к 0.
Кривая Лаффера
Теория, позволяющая точно рассчитать размер оптимальной налоговой ставки, пока не создана, однако мировая практика показывает, что для эффективного функционирования экономики налоговое бремя не должно превышать 30-40% от доходов.
Если ставки существенно превышают этот уровень, то большинству экономических субъектов становится невыгодно заниматься бизнесом, и они либо полностью прекращают деятельность, либо «уходят в тень». И в том и в другом случае развитие экономики замедляется, а объем налоговых поступлений – сокращается. Следовательно – возникает необходимость в снижении налогового бремени.
Государство в этом случае может как снизить общий уровень фискальной нагрузки (путем снижения ставок или полной отмены некоторых налогов), так и осуществить переложение налогового бремени.
Распределение налогового бремени между экономическими субъектами зависит от фискальной политики государства.
Например, если большую часть поступлений в бюджет дают косвенные налоги, входящие в цену товара (НДС, акцизы), то большая часть нагрузки в итоге ложится на конечного потребителя.
Если же имеют место высокие ставки по налогу на прибыль юридических лиц, то налоговое бремя несут на себе производители.
Меняя уровень ставок по этим налогам, правительство может «перекладывать» налоговое бремя между населением и бизнесом.
Также возможно осуществить поддержку тех или иных отраслей экономики путем введения различных налоговых льгот.
Вывод
Налоговое бремя – это отношение суммы взимаемых налогов к доходу экономического субъекта или ВВП государства. Его оптимальная величина – не более 30-40% от дохода. Оптимизацию избыточной налоговой нагрузки можно осуществлять как путем снижения ставок, так и путем перераспределения бремени между хозяйствующими субъектами или отраслями экономики.
Чему равно налоговое бремя на работника
Одним из специфических вопросов регулирования фискального бремени для государства является вопрос распределения фискальной нагрузки с зарплаты, выплачиваемой работникам. На сегодняшний день в РФ распределена она следующим образом:
- работник уплачивает НДФЛ 13 %;
- работодатель уплачивает страховые взносы в размере 30 % и взносы на травматизм (от 0,2 до 8,5 %).
Не следует путать нагрузку по НДФЛ на работника и общее фискальное бремя на гражданина. Кроме НДФЛ, физическое лицо уплачивает налоги на имущество, землю и транспорт. Именно из суммы всех, подлежащих уплате, налогов и сборов складывается общее фискальное бремя на физическое лицо.
Источник
Другие оценки налоговой нагрузки
Ежегодно Мировой банк (World Bank Group) и аудиторско-консалтинговая компания ПрайсуотерхаусКуперс (PricewaterhouseCoopers, PwC) проводят рэнкинг налоговых систем стран мира: Paying Taxes (Paying Taxes). Рэнкинг проводится по трем показателям:
— Налоговая нагрузка (Total tax rate) — исчисляется как доля налоговых платежей в прибыли до уплаты налогов;
— Трудозатраты на ведение налогового учета — время в часах, требуемое для выполнения требований исчисления, подготовки отчетности по основным видам налогов;
— Количество налоговых платежей.
При этом, для целей исследование принимается гипотетическая организация, с заданными в исследовании параметрами.
В рейтинге 2017 года налоговая нагрузка в России составила 47,4% от прибыли (в том числе налог на прибыль — 8,8%, страховые взносы — 36,1%, прочие налоги — 2,5%).
Рубрики:
Роль такого показателя, как налоговое бремя
Есть несколько причин, по которым этот показатель очень важен:
Он необходим государству для того, чтобы успешно разрабатывать налоговую политику
Посредством ввода новых налогов и отмены старых, изменяя таким образом льготы и ставки, государство принимает обязательство применить и более не переступать те уровни давления на экономику, за чертой которых есть риск формирования негативных процессов, способных повлиять на всю страну.
Определение налогового бремени важно и по той причине, что с его помощью правительство проводит анализ налоговой нагрузки в разных странах и впоследствии реализует актуальные реформы.
- Фиксация уровня налоговой нагрузки на общегосударственном уровне важна и для успешного формирования социальной политики. Изучение тяжести налогообложения для разных групп населения позволяет сделать распределение нагрузки более равномерным.
- Налоговое бремя — это показатель, который часто выполняет функцию индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов. Поскольку именно данный показатель определяет тот факт, каким будет их решение относительно размещения инвестиций, производства и т. д.
Налоговое бремя никогда нельзя определить одной лишь суммой уплаченного налога. Всегда присутствуют еще и другие затраты, имеющие отношение к выполнению обязательств различными хозяйствующими субъектами. Речь идет о следующих категориях расходов:
- затраты, которые связаны с уплатой штрафов, ставших следствием нарушения налогового законодательства:
- платежи, имеющие отношение к содержанию штата консультантов и бухгалтеров;
- судебные издержки, причиной которых является нарушение прав налогоплательщиков (согласно НК РФ).
ВАРИАНТЫ СНИЖЕНИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ КОМПАНИИ
Налоговую нагрузку компании определяют через показатель уровня расходов по уплате налогов на 1 руб. выручки от реализации ее товаров/услуг/работ. При этом основная сумма налоговых затрат приходится на налог на добавленную стоимость и налог на прибыль, которые напрямую зависят от объемов выручки и доходов компании.
Чем ниже показатель налоговой нагрузки, тем больше прибыли остается в распоряжении собственников компании. Поэтому все компании используют различные схемы снижения налоговой нагрузки на свой бизнес. Используемые ими схемы можно классифицировать на три группы, каждая из которых детализируется на несколько подгрупп (см. рисунок).
Оптимизация налогов
Оптимизация налогов представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение наиболее выгодной с точки зрения снижения налоговой нагрузки организации ведения бизнеса. К способам оптимизации относятся:
• выбор налогового режима — нужно проводить на стадии создания компании и на основе анализа динамики налоговой нагрузки по завершении отчетного года;
• использование предусмотренных законодательством налоговых льгот;
• налоговое планирование, с помощью которого компания может спрогнозировать динамику величины начисляемых налогов и уровень налоговой нагрузки на предстоящий финансовый год.
Минимизация налогов
Минимизация налогов заключается в использовании разрешенных действующим законодательством способов уменьшить налогооблагаемую базу компании. Основные способы минимизации:
• разработка учетной политики, включение в которую тех или иных разрешенных законодательством способов учета деятельности компании позволяет снизить величину начисляемых налогов;
• разработка схем минимизации налогов компании, с помощью которых она может легально снизить налоговую нагрузку на свой бизнес;
• использование предусмотренных налоговым законодательством способов минимизации налоговой нагрузки на бизнес компании.
Уклонение от налогов
Уклонение от налогов с целью минимизации налоговой нагрузки связано с высокими рисками того, что наказание за использование этого способа значительно превысит финансовые выгоды от применения схем ухода от уплаты налогов.
Многие варианты уклонения от налогов находятся в зоне действия не только административного, но и уголовного законодательства, поэтому данную группу минимизации налоговой нагрузки мы рассматривать не будем.
Библиографический список к статье
- Бабанин В.А. Совершенствование механизма налогового планирования в деятельности организаций: Дис. …к. э. н. М.: Академия бюджета и казначейства, 2004. 157 с.
- Басалаева Е.В. Как посчитать налоговую нагрузку // Налоги. 2006. N 21. С. 14 — 16.
- Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент: Учебное пособие. М.: Омега-Л, 2008. 269 с.
- Барулин С.В. Теория и история налогообложения: Учебное пособие. М.: Экономистъ, 2006. 319 с.
- Вылкова Е.С., Романовский М.В. Налоговое планирование: Учебник. СПб.: Питер, 2004. 634 с.
- Зябриков В.В. Налоговое планирование как способ согласования интересов фирмы и государства: Дис. …к. э. н. СПб.: СПбГУ, 1997. 205 с.
- Кадушин А.Н., Михайлова Н.М. Насколько посильно налоговое бремя в России (попытка количественного анализа) // Финансы. 2005. N 7. С. 15 — 21.
- Кудряшова Е.В. Спор «крупнейших»: вопросы особенностей учета крупнейших налогоплательщиков // Налоги. 2006. N 45. С. 7 — 9.
- Куликова Т.В. Инструменты планирования налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов: Дис. …к. э. н. Иваново: Ивановский государственный химико-технологический университет, 2004. 188 с.
- Литвин М.И. Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий // Финансы. 1998. N 5. С. 29 — 31.
- Майкл М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. О.И. Медведь. 3 изд. М.: И.Д. Вильямс, 2008. 672 с.
- Мышкин Б.В. Налоговая оптимизация как проявление налоговой правосубъектности: Дис. …к. ю. н. М.: МГЮА, 2004. 189 с.
- Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1997. 600 с.
- Неляпина Ю.В. Выездные проверки как наиболее эффективная форма налогового контроля // Налоги. 2008. N 41. С. 11 — 13.
- Островенко Т.К. Налоговая нагрузка на предприятие: обобщающие и частные показатели системы // Аудиторские ведомости. 2001. N 9. С. 5 — 9.
- Твердохлебов В.Н. Теория переложения налогов (историко-литературный очерк). СПб.: Тип. Шредера, 1914. 43 с.
- Цыгичко А.Р. Нормализация налоговой нагрузки. М.: ИТРК, 2002. 108 с.
- Юрзинова И.Л. Об адаптации хозяйствующего субъекта к существующим условиям налогообложения // Налоговая политика и практика. 2008. N 11. С. 19 — 29.
- Юрзинова И.Л. Управление налоговым бременем на уровне субъектов хозяйствования: цели, принципы, подходы // Налоговая политика и практика. 2007. N 5. С. 10 — 19.
С.В.Барташевич
Юрист
ООО «Управляющая компания «ВиПиТи»
Как происходит переложение налогового бремени
Стоит повторить ту мысль, что в большинстве случаев хозяйствующие субъекты, не желая делать значительные отчисления, переходят на такую схему работы, которая подразумевает смещение налогового гнета на контрагентов. Это означает, что в государственный бюджет средства поступают часто не из тех источников, которые изначально были для этого определены.
Таким образом, анализ налогового бремени позволяет прийти к очевидному выводу: оно может смещаться от одних субъектов, подлежащих налогообложению, к другим.
Сам процесс переложения может происходить следующим образом:
- Налог на прибыль корпораций. Один из способов смещения нагрузки – это повышение цен, что перекладывает часть бремени на потребителей. Но определенные ограничения существуют: если предприятия-монополисты начнут увлекаться радикальной ценовой политикой, то государство может отреагировать соответствующе – посредством санкций со стороны антимонопольных комитетов.
- Поимущественный налог. Такая форма налогообложения ориентирована на тех, кто является объектом формального бремени (налоги на квартиру, частный дом, наследство или землю). Поэтому переложить нагрузку в данном случае крайне проблематично. Но часть налогового гнета все же может быть смещена посредством сдачи собственности в аренду.
- Качественные налоги, распространяемые на акциз и продажи. Фактически основная масса налоговой нагрузки в этой сфере перекладывается на потребителя посредством повышения цен. В данном случае можно сказать, что налоговое бремя – это показатель, равноценный налогу на доход, который охватывает достаточно большой спектр товарной группы. Такая схема возможна по той причине, что конечный потребитель не имеет возможности переориентироваться на более доступные цены. То же происходит и с такими акцизными группами, как алкоголь, бензин и табачные изделия, поскольку найти аналоги, которые были бы значительно дешевле, трудно.
- Личный подоходный налог. В большинстве случае такой тип налога уплачивается так, как и должен согласно законодательству, но некоторые лазейки все же есть. В качестве актуального примера можно привести врачей, частных преподавателей, адвокатов и других специалистов, которые имеют возможность поднимать цены на свои услуги. Такая схема позволяет переложить бремя налогов на клиентов.
Эта информация еще раз подтверждает тот факт, что неправильное распределение налогового бремени ведет к изменению стимулов и принципов осуществления деятельности.
Принцип равенства
Одной из основ гармоничного взаимодействия государства и общества является принцип социальной справедливости. При этом стоит отметить, что такая позиция правительства неизбежно подразумевает грамотно реализованное равное налоговое бремя, при котором не будет чрезмерного давления на конкретные социальные группы.
Суть принципа равенства сводится к тому, что обстоятельства налогоплательщиков учитываются без формального равноправия и притом в максимальной степени. Следствием будет являться соблюдение и равенства неформального.
При этом идея социальной справедливости будет реализована посредством применения различных видов налоговых стимулов, например льгот. В нынешнем обществе схема, ведущая к равенству, должна выглядеть следующим образом: одинаковые доходы при аналогичных условиях их получения облагаются равными по своей величине налогами, но при различных условиях генерации прибыли налогообложение также должно отличаться.
Исходя из такого понимания, социально ограниченным группам (студенты, безработные, инвалиды, пенсионеры) должны быть предоставлены льготы, определенные виды преимуществ и разные формы грамотной поддержки, компенсирующей отсутствие возможности иметь стабильный полноценный доход.
Нагрузка по конкретному налогу
Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.
Уровень нагрузки по налогу на прибыль
Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:
- для торговых предприятий – менее 1%;
- для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.
Ее вычисляют по такой формуле:
ННп = Нп / (Др + Двн),
где:ННп – налоговая нагрузка по налогу на прибыль;Нп – налог на прибыль по итогам годовой декларации;Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.
Уровень налоговой нагрузки по НДС
ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.
Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.
- Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):
НН по НДС = ННДС / Нбрф
- Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):
НН по НДС = ННДС / Нбобщ.
Реальный и номинальный формат нагрузки
Номинальное налоговое бремя — это не что иное, как абсолютная сумма сборов, которая была исчислена согласно установленным ставкам, умноженным на потенциальную налоговую базу. В качестве примера можно привести следующую схему. Если ставка подоходного налога будет составлять 13 % и облагаемые доходы населения достигнут уровня 4 трлн рублей, то налоговое бремя будет колебаться на уровне 520 млрд рублей.
Говоря о реальном налоговом бремени, стоит отметить, что этот показатель определяется в качестве суммы фактических обязательных платежей и налогов, которые были уплачены.
В некоторых случаях данный показатель может быть использован для определения степени участия государства в экономике страны. Но стоит учитывать, что в таком формате налоговое бремя — это актуальный показатель только в случае, когда бюджет сводится с профицитом или сбалансирован.