Культурное наследие

Традиционная народная культура крестьян

Она была сформирована на основе религиозного понимания. Оно являлось не столько духовным основанием, сколько главным наполнением духовной жизни. Крестьянская культура имела в своем распоряжении разные инструменты, позволявшие воспринимать и правильно видеть мир, помогала освоить восприятие чувственного и сверхчувственного. В соответствии с мнением ряда авторов можно на один уровень ставить понятия «религиозность» и «народная культура». Развитие духовности крестьян является важным источником последующего прогресса в обществе в период Средневековья. В это же время в Европе стремительно растет количество городов. Заселялись самые решительные люди — это крепостные, феодалы, которые хотели изменить свою жизнь. Появились новые виды деятельности: ремесло, торговля.

Цели и задачи[править]

Объектов культурного наследия в России очень много — так много, что никто даже не знает, сколько именно. Исчерпывающего реестра культурного наследия в России нет до сих пор, хотя интерес к его созданию существует, по-видимому, и у государственных органов, и среди волонтёров.

Мы работаем над списками культурного наследия по двум причинам. Во-первых, списки содержат массу информации о малоизвестных достопримечательностях и очень помогают планировать краеведческие поездки, а также писать путеводители. Во-вторых, списки позволяют распространять информацию о культурном наследии — например, посредством ежегодного фотоконкурса «Вики любит памятники». Наши списки являются крупнейшим реестром культурного наследия России и единственным общественным проектом, охватывающим объекты культурного наследия на всей территории страны. Более того, эти списки интегрированы в международную базу культурного наследия, насчитывающую более 1.5 млн объектов из десятков стран мира.

А что на государственном уровне?

Старый реестр: долгое время информационно-вычислительный центр Министерства культуры создавал на сайте kulturnoe-nasledie.ru реестр, собравший около 120 тыс. памятников, однако количество ошибок в нём приближалось к общему числу записей, а счёт не попавших в реестр объектов шёл на тысячи. Отличительный признак старого реестра — 10-значные номера объектов. Со временем работу над реестром приостановили, а в 2017 году и вовсе убрали его из сети: осталась лишь сохранённая нами архивная версия.

Новый реестр: в 2012 году Министерство культуры начало работу над новым реестром (Единый государственный реестр объектов культурного наследия, сокращенно ЕГРОКН). Весной 2016 года он появился на сайте Министерства и по сравнению со старым реестром стал большим шагом вперёд, хотя охват объектов и точность представленных данных по-прежнему оставляют желать лучшего. Выявленные объекты культурного наследия появляются в реестре лишь после получения ими охранного статуса (т.е. когда перестают быть выявленными), из-за чего новый реестр не включает десятки тысяч памятников, которые по факту уже давно охраняются (или, как минимум, должны охраняться) государством. Координаты зачастую не отражают реального расположения объектов, а под видом культурного наследия нередко представлены фотографии новостроек и пустырей (что, впрочем, обычно означает, что объект утрачен). Отличительная черта нового государственного реестра — 15-значные номера объектов. Интерфейс реестра не позволяет ссылаться на объект по его номеру, поэтому в проектах Викимедиа используется собственное зеркало.

В каждом регионе РФ есть своя система учёта объектов культурного наследия. Где-то она развита лучше, где-то хуже. Где-то созданы местные реестры и даже базы данных, а где-то об объектах культурного наследия можно узнать только из постановлений, приказов и косвенных документов вроде схем территориального планирования.

Каковы наши цели?

  • Во-первых, собрать все объекты, о которых известно, что они числятся культурным наследием (или, может быть, числились раньше, а потом были перестроены, снесены или лишены охранного статуса)
  • Во-вторых, собрать потенциально интересные объекты (старые дома, уникальные памятники), которые могут быть предложены к постановке на охрану. Эта часть более субъективна, так что мы всегда отделяем подобные «неофициальные» объекты от официальных, подробнее .
  • В-третьих, отслеживать состояние объектов культурного наследия и собирать их фотографии, сделанные в разное время.

На август 2021 года в нашей базе — более 200 тыс. объектов и более 237 тыс. фотографий.

Правовой аспект

Федеральный закон (ФЗ) об объектах культурного наследия был принят Государственной думой РФ в 2002 году. Данный закон определяет сохранение культурного наследия как приоритетную задачу органов власти. Также закон устанавливает порядок выявления объектов наследия и включения их реестр.

В данный реестр включены материальные и нематериальные культурные ценности, прошедшие экспертную проверку. Каждому объекту, внесенному в реестр, присваивается регистрационный номер и паспорт. В паспорте указываются подробные характеристики объекта: название, дата возникновения, фотоматериалы, описание, информация о местонахождении. В паспорте также отражены данные об экспертной оценке объекта и условиях охраны объекта.

Согласно ФЗ об объектах культурного наследия культурные ценности признаны достоянием государства. В связи с этим объявлена необходимость в их сохранении, а также популяризации и предоставлении доступности к объектам наследия. Закон запрещает изменять и сносить объекты. Управление объектами культурного наследия – это комплекс мер, направленных на контроль, сохранение и развитие объектов культуры.

Сочинение «Размышление современного человека о культурном наследии»

Размышление современного человека о культурном наследии

Нашу современную жизнь нельзя представить без культурного наследия, созданного предшествующими поколениями: без театра, музыки, живописи и кино, без сокровищ литературы, которые сопровождают нас повсюду. В моём понимании культурное наследие – всё, что было создано людьми на протяжении многих тысячелетий: знаменитые музыкальные произведения, заставляющие нас смеяться и плакать, прекрасный мир живописи, которым мы любуемся, кинофильмы, театр, хореография, художественная литература.

Вспомним А. С. Пушкина, который утверждал безусловную ценность культурного наследия: «Уважение к предкам – вот что отличает образованность от дикости». Действительно, уважение к истории своей страны, своего рода, своей семьи и фамилии должно быть заложено в генах каждого из нас. Но этому надо и учить. Для того чтобы ценить и уважать минувшее, старину, нужно быть образованным человеком: читать художественную литературу и книги по истории своего края, интересоваться происхождением своего рода, фамилии, почитать и уважать предков, хранить память о них и быть достойными продолжателями их славных дел и традиций.

Роль культурного наследия в нашей жизни трудно переоценить. В любой стране памятники истории и культуры составляют большую часть национальной культуры. Потому-то так стремятся люди, неравнодушные к своей истории, к Собору Василия Блаженного на Красной площади или в литературные места, связанные с жизнью и творчеством великих писателей и поэтов России. Многие старинные вещи, архивные материалы, попадая в музеи и на выставки, становятся предметами культурных ценностей и средством воспитания молодого поколения. Варварское отношение к этим предметам и памятникам старины, историческим деятелям недопустимо.

Россия издавна славилась великолепными изделиями художественных промыслов и ремёсел. Например, к числу древнейших относится русская деревянная игрушка – матрёшка, холмогорская резьба по кости, которая создаёт уникальные произведения декоративного искусства. Не менее долгую историю имеет хохломская роспись. Она представляет собой декоративную роспись растительным узором на деревянных изделиях красными и чёрными тонами и золотом. Всему миру известна наша дымковская игрушка – самый известный из глиняных художественных промыслов. Она давно стала народной скульптурой в миниатюре. Это авторская работа мастериц ручной лепки, существующая в единственном экземпляре. Эти и другие художественные промыслы и ремёсла – яркое свидетельство талантливости нашего народа, его наблюдательности, остроумия, природной зоркости.

Подводя итог вышесказанному, хочу повторить: культурное наследие – наше историческое прошлое, которое требует бережного отношения, гордости за достижения великих соотечественников в разных областях искусства. Наш долг – донести потомкам достояние, переданное нам отцами, дедами и прадедами, приумножить его, чтобы славная история великого народа и страны имела и далее своё продолжение на страницах мировой истории.

Чарушиной А., 9 а класс

Международно-правовая защита культурного наследия.

Культурное наследие как особый объект правовой защиты в последние годы стал рассматриваться в качестве отдельной отрасли международного права. До второй половины XIX века термин «культурные ценности» даже не присутствовал в лексиконе международного права. Принятые в 1907 году для снижения жестокости и насилия в период военных действий две Гаагские конвенции (Гаагская конвенция о соблюдении законов и обычаев войны на суше и ее положении и Гаагская конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны), относились не к отдельно выделенной категории культурных ценностей, а к эмпирическому и неоднородному списку, включавшему «храмы, здания, служащие целям науки, искусств и благотворительности, исторические памятники», а также больницы и госпитали, которые не имели никакого отношения к культуре.

Современное международное право, касающееся охраны культурного наследия, начало интенсивно развиваться только после Второй мировой войны с созданием в 1945 году специализированного учреждения Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). ЮНЕСКО в рамках выполнения своих уставных целей созвала в 1954 году международную конференцию, которая завершилась принятием Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, и протокола к ней (Конвенция 1954 года).

Конвенция 1954 года ввела всеобъемлющее нормативно-правовое определение культурных ценностей, впоследствии принятое в договорной практике и прецедентном праве. Впервые были даны строгие критерии для формирования новой концепции

Однако главным результатом конвенции было признание, что сохранение и защита культурного наследия имеют важное значение для международного сообщества в целом ввиду того, что «ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру» (преамбула Конвенции 1954 года)

Одеон Герода Аттика, Афины, Греция

За более чем 60 лет с момента принятия Конвенции 1954 года международное право в области сохранения культурного наследия постоянно развивалось, расширяя понятие разнообразия форм культурного самовыражения. Был принят ряд многосторонних договоров, регулирующих охрану культурных ценностей, подавляющее большинство из которых – под эгидой ЮНЕСКО:

  • Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи собственности на культурные ценности (1970 год);
  • Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 год);
  • Конвенция об охране подводного культурного наследия (2001 год);
  • Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 год);
  • Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 год);

а также рекомендаций, не подлежащих ратификации и не имеющих обязательной юридической силы:

  • Рекомендация, определяющая принципы международной регламентации археологических раскопок (1956 год);
  • Рекомендация о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей (1962 год);
  • Рекомендация о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ (1968 год);
  • Рекомендация об охране культурного и природного наследия в национальном плане (1972 год);
  • Рекомендация о сохранении и современной роли исторический ансамблей (1976 год);
  • Рекомендация об исторических городских ландшафтах (2011 год).

Кроме того, ЮНЕСКО издает декларации, формулирующие согласованные сторонами общие принципы и цели, такие как Декларация принципов международного культурного сотрудничества (1966 год) и хартии, носящие декларативный и этический характер, например – Хартия по охране археологического наследия и управлению им (1990 год).

Культурное и природное наследие России

Замечание 2

На данный момент на территории России официально насчитывается двадцать восемь объектов, вошедших в реестр Всемирного наследия.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Ещё один, до сих пор спорный и не поддерживаемый ЮНЕСКО с 2014 года объект, можно в какой-то мере считать двадцать девятым. Это Древний город Херсонес Таврический и его хора, находящийся в Крыму. Так как организация ЮНЕСКО не признаёт Крым территорией России, формально объект не закреплён за нашим государством.

Одиннадцать из признанных объектов относятся к природному наследию, остальные — к культурному. В 2021 году Российская Федерация была на девятом месте в мире по количеству объектов мирового наследия, причем шесть культурных объектов были признаны шедевром человеческого гения, в их числе Московский Кремль и Красная Площадь, ансамбль Новодевичьего монастыря, Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников и другие

А четыре из природных объектов были признаны природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности, среди них Девственные леса Коми, озеро Байкал и другие

Два подхода в отношении общества к культурному наследию: охрана и сохранение

  1. Охрана культурного наследия. Условием и главным требованием содержания объекта считается его ограждение от внешних воздействий. Объект возводится в ранг неприкосновенности. Предотвращается любое взаимодействие с объектом, за исключением необходимых мер. Эмоциональной основой такого отношения является чувство тоски по былым временам или интерес к редкостям и реликвиям прошлого. Объект определяется как память о прошлом, воплощенная в конкретном предмете. Чем более древним является предмет, тем он считается ценнее как носитель памяти о прошлой эпохе. У данной концепции есть существенный недостаток. Столь тщательно оберегаемый предмет прошлого с течением времени оказывается чем-то чужеродным в постоянно меняющейся среде. Он не наполняется новым содержанием и вскоре рискует стать пустой оболочкой и оказаться на периферии общественного внимания и в итоге в забытьи.
  2. Сохранение культурного наследия. Возник во второй половине двадцатого века в связи с усложнением отношений к памятникам культурного наследия. Включает в себя комплекс мер не только по охране, но и по изучению, интерпретации и использованию культурных объектов.

Прежде охранялись какие-то отдельные объекты (сооружения, памятники), которые были выбраны специалистами, использующими «очевидные критерии». Переход от исключительно охранных мер к концепции сохранения позволил включить в этот процесс уже целые комплексы и даже территории. Критерии отбора объектов расширились.

Современный подход не предполагает отказа от охраны культурного наследия, но ведет к большей целесообразности этого процесса. Результаты показали, что разумное использование исторических объектов (зданий, территорий) в большей степени способствует ревитализации («возвращению к жизни») памятников культурного наследия, чем ориентация исключительно на охрану. Отношение к памятнику вышло за пределы простого оберегания материальной оболочки объекта старины. Памятники культурного наследия стали не просто напоминанием о прошлом. Прежде всего, они стали значимыми как ценность в глазах современников. Они наполнены новыми смыслами.

Что понимается под культурным наследием народов Российской Федерации

Определение

Культурное наследие народов РФ — это ценные с исторической и культурной точки зрения материальные и духовные объекты, являющиеся национальным достоянием.

Историко-культурные объекты делятся по уровню значимости на 3 категории:

  1. Федеральные (имеют общероссийское значение). Например, Казанский собор в Санкт-Петербурге — памятник федерального значения. Это грандиозное сооружение, символизирующее воинскую славу России.
  2. Региональные (выделяются на уровни области, края). Пример: дача Юхневича на Карельском перешейке — объект наследия регионального значения. Это прекрасный образец деревянной архитектуры в стиле модерн.
  3. Местные (муниципальные). Пример: в 2020 г. богадельня, училище и управа в старинной части Ярославля были признаны памятниками местного значения.

По количеству включенных объектов классифицируются на 3 группы:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  • памятники;
  • ансамбли;
  • достопримечательные места.

Определение

Памятники — это материальные культурные объекты, служащие напоминанием о важных событиях в истории.

Памятники могут иметь разное предназначение:

  • культовое;
  • гражданское;
  • военное;
  • мемориальное;
  • монументальное;
  • научное.

Пример одного из самых известных памятников России: «Медный всадник». Монумент Петру I был установлен на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в 1782 г. по приказу императрицы Екатерины II. Является символом «северной столицы», напоминает о великих петровских реформах.

Определение

Ансамбли — это четко локализуемая группа памятных строений с исторически сложившейся вокруг них территорией.

Пример: архитектурный ансамбль Псково-Печерского монастыря, основанного в 1473 г. Включает пещеры с захоронениями монахов, Михайловский собор, Успенскую, Покровскую и другие церкви, Крепостную стену с башнями и иные сооружения.

Определение

Достопримечательные места — исторически сложившиеся территории, включающие не только творения рук человека, но и объекты природы, расположенные рядом.

Пример: древняя часть Великого Новгорода с природной панорамой вокруг.

Существует единый общероссийский реестр, в котором регистрируются объекты историко-культурного наследия всех уровней.  

Внесение памятников в этот свод — процедура сложная и длительная. Она регламентируется федеральными и региональными законами, постановлениями Правительства и приказами Министерства культуры. Основополагающим является Федеральный закон «Об объектах культурного наследия народов РФ», принятый 25 июня 2002 г.

Выявление объектов культурного наследия происходит в следующем порядке:

  1. Первичная работа проводится на местном уровне. Создается инициативная группа, которая может состоять как из представителей муниципальной и региональной власти, так и юридических и физических лиц.
  2. Сбор информации. Собирается полноценное досье с подробным описанием характеристик, обосновывающих причины, по которым необходимо взять памятник под охрану государства.
  3. Оформление заявления с просьбой включить памятник в единый реестр и передача его в региональный орган охраны объектов культурного наследия.
  4. Создание экспертной комиссии. В течение 3-х месяцев проводится работа по установлению историко-культурной ценности заявленного памятника. Для этой цели привлекаются узкие специалисты в конкретных областях истории, архитектуры и искусства.
  5. Получение документа о соответствующем решении. В случае отказа — инициативная сторона вправе оспорить его.
  6. Передача информации на федеральный уровень. При положительном ответе региональных органов объект ставится под охрану государства, но окончательное решение о внесении памятника в единый общероссийский реестр принимается на федеральном уровне.

Для того чтобы государство взяло памятник под свою охрану, он должен обладать одним или несколькими из перечисленных критериев:

  • быть связанным со значимыми событиями российской истории;
  • представлять собой выдающийся образец творчества в какой-либо области;
  • быть важным носителем информации о развитии цивилизации;
  • свидетельствовать о самобытности этноса, его создавшего;
  • являться эталоном определенного уровня развития культуры;
  • иметь высокохудожественную и эстетическую ценность;
  • быть характерным свидетельством эпохи.

Виды культурного наследия народа

Культурное наследие народа может быть разделено на две основные составляющие:

  • духовный опыт;
  • материальные объекты.

Духовное культурное наследие составляют язык, верования, идеалы, обычаи. Они сохраняются в памяти народа. Передаются от поколения к поколению в процессе воспитания и социализации личности.

Материальное культурное наследие включает разнообразные памятники архитектуры, искусства, археологическое наследие, достопримечательности, исторические места. К памятникам культурного наследия народа могут быть отнесены различные виды ландшафтов, преобразованных человеком.

Определение 2

Памятник культуры – это средство передачи культурного наследия народа.

Особенность памятника как части культурного наследия заключается в том, что он не только призван напоминать о событиях или достижения прошлого, но является активной, действующей частью культуры, связывающей различные этапы развития цивилизации и поколения.

Объекты культурного наследия народа в соответствии с законодательством Российской Федерации – это памятники культуры, произведения искусства, достижения научно-технического прогресса, ценные исторические, градостроительные и археологические объекты, несущие информацию о развитии цивилизации, имеющие ценность для будущих поколений и внесенные в реестр памятников культуры.

В Российской Федерации выделяются следующие виды объектов культурного наследия народа:

  • памятники;
  • ансамбли;
  • достопримечательные места.

Определение 3

Памятник – это объект недвижимости светского или религиозного характера, а также исторически сложившаяся вокруг них территория.

К памятникам культурного наследия народа, в соответствии с приведенным определением, могут относиться специально построенные для отправления религиозного культа сооружения, как действующие, так и исторические. Это не любой храм, а только те сооружения, архитектура которых отражает особенности какого-либо этапа развития русского зодчества, иил имеющие отношение к знаковым историческим событиям истории.

Памятники могут быть частично разрушены, или быть скрыты, например, археологические памятники. Но в результате раскопок или находок они введены в культурный оборот.

Определение 4

Ансамбль – это комплекс памятников, объединенных в единое целое. сюда могут входить как градостроительные комплексы, городские застройки, так и ландшафтные объекты.

Например, ансамблем является отнесённый к памятникам культурного наследия Новодевичий монастырь, или Ясная Поляна – усадьба, связанная с творчеством и жизнью Льва Толстого. Так к памятникам культуры в Ясной Поляне отнесён не только сам дом писателя, но и хозяйственные постройки на территории усадьбы, парк, плодовые сады и даже пасека.

Замечание 2

Характерной чертой ансамбля как объекта культурного наследия является четкая локализация на исторически сложившейся территории.

Определение 5

Достопримечательные места- это созданные человеком совместно с природой культурно-исторические ландшафты.

Так, например, к достопримечательным местам относят исторический центр Новгорода, Рима, долина реки Рейн в которой расположены различные живописные постройки, а сама она воспета во многих произведениях немецких писателей.

Этнокультурные ландшафты включаются в культурное наследие с целью сохранения и поддержания определенной местной культуры, почти всегда древней и архаичной. Почти всегда таковые ландшафты являются комплексными, они комбинируются либо с селитьбой, либо с сакральными комплексами. Иногда этнокультурная значимость ландшафта зафиксирована в официальном названии объекта наследия, например, «Нагорье Бандиагара – земля догонов» (Мали), «Еврейский район и базилика Святого Прокопа в городе Тршебич» (Чехия).

Не все постройки достопримечательных мест могут находиться в хорошей сохранности. Так, например, значительная часть достопримечательностей античности находится в состоянии руин. Но они сохранили свою историческую ценность.

Культурное наследие как проблема государственного уровня

Термин «культурное наследие» появился относительно недавно. Данный термин активно употребляется в документах российского и международного законодательства. Но его распространение отмечается не только в специализированной сфере, но и в повседневном общении

Этот факт свидетельствует о том, что сегодня общество осознало всю важность проблемы сохранения культурного наследия. Сегодня формируется системный подход к мировой культуре, культурным ценностям и охране окружающей среды

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

В рамках проблемы культурного наследия поднимаются многочисленные дискуссии, имеющие в своей основе несколько идейно-теоретических направлений. Одно из таких идейно-теоретических течений предполагает «классикасистое» отношение к наследию, что воплощается в постоянном поддержании и освоении культурного опыта прошлых поколений. Любые научные исследования, профессиональные изучения культуры прошлого, обстоятельные описания прошлых достижений достойны признания в научном мире и на международной арене, посредством чего и обретается смысл достигнутого. Всевозможные премии и награды, грамоты и дипломы исследователей культурного наследия служат зримым подтверждением непрекращающегося процесса усвоения прошлого.

Охрана и освоение культурного наследия – это задача входит в число приоритетных задач государственной политики всех культурно развитых стран. На государственном уровне создаются и поддерживаются музеи, библиотеки, архивы, финансируются частные проекты, направленные на сохранение и транслирование культурного наследия. Также государством организовываются всевозможные зоны охраны культурного наследия, культурные мероприятия, народные праздники, выставки и прочее посредством деятельности различных общественных организаций. Самой известной и значительной такой организаций является ЮНЕСКО.

Таким образом, ценности и смыслы прошлого и все то, что оставлено нам прошлыми поколениями, органически включено в новую культуру. И уже в новой культуре путем переосмысления, трансформирования рождается что-то новое, значимое, но сугубо национальное и уникальное

Самое важное и ценное из этого в дальнейшем также обретет бессмертность и будет передаваться от эпохи к эпохе, и, возможно, выйдет за рамки национального достояния, что будет забыто

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес стратегия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: