- Традиционная народная культура крестьян
- Цели и задачи[править]
- Правовой аспект
- Сочинение «Размышление современного человека о культурном наследии»
- Международно-правовая защита культурного наследия.
- Культурное и природное наследие России
- Два подхода в отношении общества к культурному наследию: охрана и сохранение
- Что понимается под культурным наследием народов Российской Федерации
- Виды культурного наследия народа
- Культурное наследие как проблема государственного уровня
Традиционная народная культура крестьян
Она была сформирована на основе религиозного понимания. Оно являлось не столько духовным основанием, сколько главным наполнением духовной жизни. Крестьянская культура имела в своем распоряжении разные инструменты, позволявшие воспринимать и правильно видеть мир, помогала освоить восприятие чувственного и сверхчувственного. В соответствии с мнением ряда авторов можно на один уровень ставить понятия «религиозность» и «народная культура». Развитие духовности крестьян является важным источником последующего прогресса в обществе в период Средневековья. В это же время в Европе стремительно растет количество городов. Заселялись самые решительные люди — это крепостные, феодалы, которые хотели изменить свою жизнь. Появились новые виды деятельности: ремесло, торговля.
Цели и задачи[править]
Объектов культурного наследия в России очень много — так много, что никто даже не знает, сколько именно. Исчерпывающего реестра культурного наследия в России нет до сих пор, хотя интерес к его созданию существует, по-видимому, и у государственных органов, и среди волонтёров.
Мы работаем над списками культурного наследия по двум причинам. Во-первых, списки содержат массу информации о малоизвестных достопримечательностях и очень помогают планировать краеведческие поездки, а также писать путеводители. Во-вторых, списки позволяют распространять информацию о культурном наследии — например, посредством ежегодного фотоконкурса «Вики любит памятники». Наши списки являются крупнейшим реестром культурного наследия России и единственным общественным проектом, охватывающим объекты культурного наследия на всей территории страны. Более того, эти списки интегрированы в международную базу культурного наследия, насчитывающую более 1.5 млн объектов из десятков стран мира.
А что на государственном уровне?
Старый реестр: долгое время информационно-вычислительный центр Министерства культуры создавал на сайте kulturnoe-nasledie.ru реестр, собравший около 120 тыс. памятников, однако количество ошибок в нём приближалось к общему числу записей, а счёт не попавших в реестр объектов шёл на тысячи. Отличительный признак старого реестра — 10-значные номера объектов. Со временем работу над реестром приостановили, а в 2017 году и вовсе убрали его из сети: осталась лишь сохранённая нами архивная версия.
Новый реестр: в 2012 году Министерство культуры начало работу над новым реестром (Единый государственный реестр объектов культурного наследия, сокращенно ЕГРОКН). Весной 2016 года он появился на сайте Министерства и по сравнению со старым реестром стал большим шагом вперёд, хотя охват объектов и точность представленных данных по-прежнему оставляют желать лучшего. Выявленные объекты культурного наследия появляются в реестре лишь после получения ими охранного статуса (т.е. когда перестают быть выявленными), из-за чего новый реестр не включает десятки тысяч памятников, которые по факту уже давно охраняются (или, как минимум, должны охраняться) государством. Координаты зачастую не отражают реального расположения объектов, а под видом культурного наследия нередко представлены фотографии новостроек и пустырей (что, впрочем, обычно означает, что объект утрачен). Отличительная черта нового государственного реестра — 15-значные номера объектов. Интерфейс реестра не позволяет ссылаться на объект по его номеру, поэтому в проектах Викимедиа используется собственное зеркало.
В каждом регионе РФ есть своя система учёта объектов культурного наследия. Где-то она развита лучше, где-то хуже. Где-то созданы местные реестры и даже базы данных, а где-то об объектах культурного наследия можно узнать только из постановлений, приказов и косвенных документов вроде схем территориального планирования.
Каковы наши цели?
- Во-первых, собрать все объекты, о которых известно, что они числятся культурным наследием (или, может быть, числились раньше, а потом были перестроены, снесены или лишены охранного статуса)
- Во-вторых, собрать потенциально интересные объекты (старые дома, уникальные памятники), которые могут быть предложены к постановке на охрану. Эта часть более субъективна, так что мы всегда отделяем подобные «неофициальные» объекты от официальных, подробнее .
- В-третьих, отслеживать состояние объектов культурного наследия и собирать их фотографии, сделанные в разное время.
На август 2021 года в нашей базе — более 200 тыс. объектов и более 237 тыс. фотографий.
Правовой аспект
Федеральный закон (ФЗ) об объектах культурного наследия был принят Государственной думой РФ в 2002 году. Данный закон определяет сохранение культурного наследия как приоритетную задачу органов власти. Также закон устанавливает порядок выявления объектов наследия и включения их реестр.
В данный реестр включены материальные и нематериальные культурные ценности, прошедшие экспертную проверку. Каждому объекту, внесенному в реестр, присваивается регистрационный номер и паспорт. В паспорте указываются подробные характеристики объекта: название, дата возникновения, фотоматериалы, описание, информация о местонахождении. В паспорте также отражены данные об экспертной оценке объекта и условиях охраны объекта.
Согласно ФЗ об объектах культурного наследия культурные ценности признаны достоянием государства. В связи с этим объявлена необходимость в их сохранении, а также популяризации и предоставлении доступности к объектам наследия. Закон запрещает изменять и сносить объекты. Управление объектами культурного наследия – это комплекс мер, направленных на контроль, сохранение и развитие объектов культуры.
Сочинение «Размышление современного человека о культурном наследии»
Размышление современного человека о культурном наследии
Нашу современную жизнь нельзя представить без культурного наследия, созданного предшествующими поколениями: без театра, музыки, живописи и кино, без сокровищ литературы, которые сопровождают нас повсюду. В моём понимании культурное наследие – всё, что было создано людьми на протяжении многих тысячелетий: знаменитые музыкальные произведения, заставляющие нас смеяться и плакать, прекрасный мир живописи, которым мы любуемся, кинофильмы, театр, хореография, художественная литература.
Вспомним А. С. Пушкина, который утверждал безусловную ценность культурного наследия: «Уважение к предкам – вот что отличает образованность от дикости». Действительно, уважение к истории своей страны, своего рода, своей семьи и фамилии должно быть заложено в генах каждого из нас. Но этому надо и учить. Для того чтобы ценить и уважать минувшее, старину, нужно быть образованным человеком: читать художественную литературу и книги по истории своего края, интересоваться происхождением своего рода, фамилии, почитать и уважать предков, хранить память о них и быть достойными продолжателями их славных дел и традиций.
Роль культурного наследия в нашей жизни трудно переоценить. В любой стране памятники истории и культуры составляют большую часть национальной культуры. Потому-то так стремятся люди, неравнодушные к своей истории, к Собору Василия Блаженного на Красной площади или в литературные места, связанные с жизнью и творчеством великих писателей и поэтов России. Многие старинные вещи, архивные материалы, попадая в музеи и на выставки, становятся предметами культурных ценностей и средством воспитания молодого поколения. Варварское отношение к этим предметам и памятникам старины, историческим деятелям недопустимо.
Россия издавна славилась великолепными изделиями художественных промыслов и ремёсел. Например, к числу древнейших относится русская деревянная игрушка – матрёшка, холмогорская резьба по кости, которая создаёт уникальные произведения декоративного искусства. Не менее долгую историю имеет хохломская роспись. Она представляет собой декоративную роспись растительным узором на деревянных изделиях красными и чёрными тонами и золотом. Всему миру известна наша дымковская игрушка – самый известный из глиняных художественных промыслов. Она давно стала народной скульптурой в миниатюре. Это авторская работа мастериц ручной лепки, существующая в единственном экземпляре. Эти и другие художественные промыслы и ремёсла – яркое свидетельство талантливости нашего народа, его наблюдательности, остроумия, природной зоркости.
Подводя итог вышесказанному, хочу повторить: культурное наследие – наше историческое прошлое, которое требует бережного отношения, гордости за достижения великих соотечественников в разных областях искусства. Наш долг – донести потомкам достояние, переданное нам отцами, дедами и прадедами, приумножить его, чтобы славная история великого народа и страны имела и далее своё продолжение на страницах мировой истории.
Чарушиной А., 9 а класс
Международно-правовая защита культурного наследия.
Культурное наследие как особый объект правовой защиты в последние годы стал рассматриваться в качестве отдельной отрасли международного права. До второй половины XIX века термин «культурные ценности» даже не присутствовал в лексиконе международного права. Принятые в 1907 году для снижения жестокости и насилия в период военных действий две Гаагские конвенции (Гаагская конвенция о соблюдении законов и обычаев войны на суше и ее положении и Гаагская конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны), относились не к отдельно выделенной категории культурных ценностей, а к эмпирическому и неоднородному списку, включавшему «храмы, здания, служащие целям науки, искусств и благотворительности, исторические памятники», а также больницы и госпитали, которые не имели никакого отношения к культуре.
Современное международное право, касающееся охраны культурного наследия, начало интенсивно развиваться только после Второй мировой войны с созданием в 1945 году специализированного учреждения Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). ЮНЕСКО в рамках выполнения своих уставных целей созвала в 1954 году международную конференцию, которая завершилась принятием Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, и протокола к ней (Конвенция 1954 года).
Конвенция 1954 года ввела всеобъемлющее нормативно-правовое определение культурных ценностей, впоследствии принятое в договорной практике и прецедентном праве. Впервые были даны строгие критерии для формирования новой концепции
Однако главным результатом конвенции было признание, что сохранение и защита культурного наследия имеют важное значение для международного сообщества в целом ввиду того, что «ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру» (преамбула Конвенции 1954 года)

Одеон Герода Аттика, Афины, Греция
За более чем 60 лет с момента принятия Конвенции 1954 года международное право в области сохранения культурного наследия постоянно развивалось, расширяя понятие разнообразия форм культурного самовыражения. Был принят ряд многосторонних договоров, регулирующих охрану культурных ценностей, подавляющее большинство из которых – под эгидой ЮНЕСКО:
- Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи собственности на культурные ценности (1970 год);
- Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 год);
- Конвенция об охране подводного культурного наследия (2001 год);
- Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 год);
- Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 год);
а также рекомендаций, не подлежащих ратификации и не имеющих обязательной юридической силы:
- Рекомендация, определяющая принципы международной регламентации археологических раскопок (1956 год);
- Рекомендация о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей (1962 год);
- Рекомендация о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ (1968 год);
- Рекомендация об охране культурного и природного наследия в национальном плане (1972 год);
- Рекомендация о сохранении и современной роли исторический ансамблей (1976 год);
- Рекомендация об исторических городских ландшафтах (2011 год).
Кроме того, ЮНЕСКО издает декларации, формулирующие согласованные сторонами общие принципы и цели, такие как Декларация принципов международного культурного сотрудничества (1966 год) и хартии, носящие декларативный и этический характер, например – Хартия по охране археологического наследия и управлению им (1990 год).
Культурное и природное наследие России
Замечание 2
На данный момент на территории России официально насчитывается двадцать восемь объектов, вошедших в реестр Всемирного наследия.
Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Ещё один, до сих пор спорный и не поддерживаемый ЮНЕСКО с 2014 года объект, можно в какой-то мере считать двадцать девятым. Это Древний город Херсонес Таврический и его хора, находящийся в Крыму. Так как организация ЮНЕСКО не признаёт Крым территорией России, формально объект не закреплён за нашим государством.
Одиннадцать из признанных объектов относятся к природному наследию, остальные — к культурному. В 2021 году Российская Федерация была на девятом месте в мире по количеству объектов мирового наследия, причем шесть культурных объектов были признаны шедевром человеческого гения, в их числе Московский Кремль и Красная Площадь, ансамбль Новодевичьего монастыря, Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников и другие
А четыре из природных объектов были признаны природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности, среди них Девственные леса Коми, озеро Байкал и другие
Два подхода в отношении общества к культурному наследию: охрана и сохранение
- Охрана культурного наследия. Условием и главным требованием содержания объекта считается его ограждение от внешних воздействий. Объект возводится в ранг неприкосновенности. Предотвращается любое взаимодействие с объектом, за исключением необходимых мер. Эмоциональной основой такого отношения является чувство тоски по былым временам или интерес к редкостям и реликвиям прошлого. Объект определяется как память о прошлом, воплощенная в конкретном предмете. Чем более древним является предмет, тем он считается ценнее как носитель памяти о прошлой эпохе. У данной концепции есть существенный недостаток. Столь тщательно оберегаемый предмет прошлого с течением времени оказывается чем-то чужеродным в постоянно меняющейся среде. Он не наполняется новым содержанием и вскоре рискует стать пустой оболочкой и оказаться на периферии общественного внимания и в итоге в забытьи.
- Сохранение культурного наследия. Возник во второй половине двадцатого века в связи с усложнением отношений к памятникам культурного наследия. Включает в себя комплекс мер не только по охране, но и по изучению, интерпретации и использованию культурных объектов.
Прежде охранялись какие-то отдельные объекты (сооружения, памятники), которые были выбраны специалистами, использующими «очевидные критерии». Переход от исключительно охранных мер к концепции сохранения позволил включить в этот процесс уже целые комплексы и даже территории. Критерии отбора объектов расширились.
Современный подход не предполагает отказа от охраны культурного наследия, но ведет к большей целесообразности этого процесса. Результаты показали, что разумное использование исторических объектов (зданий, территорий) в большей степени способствует ревитализации («возвращению к жизни») памятников культурного наследия, чем ориентация исключительно на охрану. Отношение к памятнику вышло за пределы простого оберегания материальной оболочки объекта старины. Памятники культурного наследия стали не просто напоминанием о прошлом. Прежде всего, они стали значимыми как ценность в глазах современников. Они наполнены новыми смыслами.

Что понимается под культурным наследием народов Российской Федерации
Определение
Культурное наследие народов РФ — это ценные с исторической и культурной точки зрения материальные и духовные объекты, являющиеся национальным достоянием.
Историко-культурные объекты делятся по уровню значимости на 3 категории:
- Федеральные (имеют общероссийское значение). Например, Казанский собор в Санкт-Петербурге — памятник федерального значения. Это грандиозное сооружение, символизирующее воинскую славу России.
- Региональные (выделяются на уровни области, края). Пример: дача Юхневича на Карельском перешейке — объект наследия регионального значения. Это прекрасный образец деревянной архитектуры в стиле модерн.
- Местные (муниципальные). Пример: в 2020 г. богадельня, училище и управа в старинной части Ярославля были признаны памятниками местного значения.
По количеству включенных объектов классифицируются на 3 группы:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- памятники;
- ансамбли;
- достопримечательные места.
Определение
Памятники — это материальные культурные объекты, служащие напоминанием о важных событиях в истории.
Памятники могут иметь разное предназначение:
- культовое;
- гражданское;
- военное;
- мемориальное;
- монументальное;
- научное.
Пример одного из самых известных памятников России: «Медный всадник». Монумент Петру I был установлен на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в 1782 г. по приказу императрицы Екатерины II. Является символом «северной столицы», напоминает о великих петровских реформах.
Определение
Ансамбли — это четко локализуемая группа памятных строений с исторически сложившейся вокруг них территорией.
Пример: архитектурный ансамбль Псково-Печерского монастыря, основанного в 1473 г. Включает пещеры с захоронениями монахов, Михайловский собор, Успенскую, Покровскую и другие церкви, Крепостную стену с башнями и иные сооружения.
Определение
Достопримечательные места — исторически сложившиеся территории, включающие не только творения рук человека, но и объекты природы, расположенные рядом.
Пример: древняя часть Великого Новгорода с природной панорамой вокруг.
Существует единый общероссийский реестр, в котором регистрируются объекты историко-культурного наследия всех уровней.
Внесение памятников в этот свод — процедура сложная и длительная. Она регламентируется федеральными и региональными законами, постановлениями Правительства и приказами Министерства культуры. Основополагающим является Федеральный закон «Об объектах культурного наследия народов РФ», принятый 25 июня 2002 г.
Выявление объектов культурного наследия происходит в следующем порядке:
- Первичная работа проводится на местном уровне. Создается инициативная группа, которая может состоять как из представителей муниципальной и региональной власти, так и юридических и физических лиц.
- Сбор информации. Собирается полноценное досье с подробным описанием характеристик, обосновывающих причины, по которым необходимо взять памятник под охрану государства.
- Оформление заявления с просьбой включить памятник в единый реестр и передача его в региональный орган охраны объектов культурного наследия.
- Создание экспертной комиссии. В течение 3-х месяцев проводится работа по установлению историко-культурной ценности заявленного памятника. Для этой цели привлекаются узкие специалисты в конкретных областях истории, архитектуры и искусства.
- Получение документа о соответствующем решении. В случае отказа — инициативная сторона вправе оспорить его.
- Передача информации на федеральный уровень. При положительном ответе региональных органов объект ставится под охрану государства, но окончательное решение о внесении памятника в единый общероссийский реестр принимается на федеральном уровне.
Для того чтобы государство взяло памятник под свою охрану, он должен обладать одним или несколькими из перечисленных критериев:
- быть связанным со значимыми событиями российской истории;
- представлять собой выдающийся образец творчества в какой-либо области;
- быть важным носителем информации о развитии цивилизации;
- свидетельствовать о самобытности этноса, его создавшего;
- являться эталоном определенного уровня развития культуры;
- иметь высокохудожественную и эстетическую ценность;
- быть характерным свидетельством эпохи.
Виды культурного наследия народа
Культурное наследие народа может быть разделено на две основные составляющие:
- духовный опыт;
- материальные объекты.
Духовное культурное наследие составляют язык, верования, идеалы, обычаи. Они сохраняются в памяти народа. Передаются от поколения к поколению в процессе воспитания и социализации личности.
Материальное культурное наследие включает разнообразные памятники архитектуры, искусства, археологическое наследие, достопримечательности, исторические места. К памятникам культурного наследия народа могут быть отнесены различные виды ландшафтов, преобразованных человеком.
Определение 2
Памятник культуры – это средство передачи культурного наследия народа.
Особенность памятника как части культурного наследия заключается в том, что он не только призван напоминать о событиях или достижения прошлого, но является активной, действующей частью культуры, связывающей различные этапы развития цивилизации и поколения.
Объекты культурного наследия народа в соответствии с законодательством Российской Федерации – это памятники культуры, произведения искусства, достижения научно-технического прогресса, ценные исторические, градостроительные и археологические объекты, несущие информацию о развитии цивилизации, имеющие ценность для будущих поколений и внесенные в реестр памятников культуры.
В Российской Федерации выделяются следующие виды объектов культурного наследия народа:
- памятники;
- ансамбли;
- достопримечательные места.
Определение 3
Памятник – это объект недвижимости светского или религиозного характера, а также исторически сложившаяся вокруг них территория.
К памятникам культурного наследия народа, в соответствии с приведенным определением, могут относиться специально построенные для отправления религиозного культа сооружения, как действующие, так и исторические. Это не любой храм, а только те сооружения, архитектура которых отражает особенности какого-либо этапа развития русского зодчества, иил имеющие отношение к знаковым историческим событиям истории.
Памятники могут быть частично разрушены, или быть скрыты, например, археологические памятники. Но в результате раскопок или находок они введены в культурный оборот.
Определение 4
Ансамбль – это комплекс памятников, объединенных в единое целое. сюда могут входить как градостроительные комплексы, городские застройки, так и ландшафтные объекты.
Например, ансамблем является отнесённый к памятникам культурного наследия Новодевичий монастырь, или Ясная Поляна – усадьба, связанная с творчеством и жизнью Льва Толстого. Так к памятникам культуры в Ясной Поляне отнесён не только сам дом писателя, но и хозяйственные постройки на территории усадьбы, парк, плодовые сады и даже пасека.
Замечание 2
Характерной чертой ансамбля как объекта культурного наследия является четкая локализация на исторически сложившейся территории.
Определение 5
Достопримечательные места- это созданные человеком совместно с природой культурно-исторические ландшафты.
Так, например, к достопримечательным местам относят исторический центр Новгорода, Рима, долина реки Рейн в которой расположены различные живописные постройки, а сама она воспета во многих произведениях немецких писателей.
Этнокультурные ландшафты включаются в культурное наследие с целью сохранения и поддержания определенной местной культуры, почти всегда древней и архаичной. Почти всегда таковые ландшафты являются комплексными, они комбинируются либо с селитьбой, либо с сакральными комплексами. Иногда этнокультурная значимость ландшафта зафиксирована в официальном названии объекта наследия, например, «Нагорье Бандиагара – земля догонов» (Мали), «Еврейский район и базилика Святого Прокопа в городе Тршебич» (Чехия).
Не все постройки достопримечательных мест могут находиться в хорошей сохранности. Так, например, значительная часть достопримечательностей античности находится в состоянии руин. Но они сохранили свою историческую ценность.
Культурное наследие как проблема государственного уровня
Термин «культурное наследие» появился относительно недавно. Данный термин активно употребляется в документах российского и международного законодательства. Но его распространение отмечается не только в специализированной сфере, но и в повседневном общении
Этот факт свидетельствует о том, что сегодня общество осознало всю важность проблемы сохранения культурного наследия. Сегодня формируется системный подход к мировой культуре, культурным ценностям и охране окружающей среды
Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
В рамках проблемы культурного наследия поднимаются многочисленные дискуссии, имеющие в своей основе несколько идейно-теоретических направлений. Одно из таких идейно-теоретических течений предполагает «классикасистое» отношение к наследию, что воплощается в постоянном поддержании и освоении культурного опыта прошлых поколений. Любые научные исследования, профессиональные изучения культуры прошлого, обстоятельные описания прошлых достижений достойны признания в научном мире и на международной арене, посредством чего и обретается смысл достигнутого. Всевозможные премии и награды, грамоты и дипломы исследователей культурного наследия служат зримым подтверждением непрекращающегося процесса усвоения прошлого.
Охрана и освоение культурного наследия – это задача входит в число приоритетных задач государственной политики всех культурно развитых стран. На государственном уровне создаются и поддерживаются музеи, библиотеки, архивы, финансируются частные проекты, направленные на сохранение и транслирование культурного наследия. Также государством организовываются всевозможные зоны охраны культурного наследия, культурные мероприятия, народные праздники, выставки и прочее посредством деятельности различных общественных организаций. Самой известной и значительной такой организаций является ЮНЕСКО.
Таким образом, ценности и смыслы прошлого и все то, что оставлено нам прошлыми поколениями, органически включено в новую культуру. И уже в новой культуре путем переосмысления, трансформирования рождается что-то новое, значимое, но сугубо национальное и уникальное
Самое важное и ценное из этого в дальнейшем также обретет бессмертность и будет передаваться от эпохи к эпохе, и, возможно, выйдет за рамки национального достояния, что будет забыто






























