Задачи и цели современного государства

Вопрос 80 Неравенство и бедность. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини. Децильный коэффициент

Неравенство и бедность — понятия, тесно связанные с социальной стратификацией. Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества — денег, власти, образования и престижа — между различными стратами, или слоями населения. Основным измерителем неравенства выступает количество ликвидных ценностей. Эту функцию обычно выполняют деньги (в примитивных обществах неравенство выражалось в количестве мелкого и крупного рогатого скота, ракушек и т. д. ). Если неравенство представить в виде шкалы, то на одном ее полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом — наименьшим (бедные) количеством благ. Таким образом, бедность — это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам. Самый распространенный и легкий в расчетах способ измерения неравенства — сравнение величин самого низкого и самого высокого доходов в данной стране.

Универсальным измерителем неравенства в современном обществе выступают деньги. Их количество определяет место индивида или семьи в социальной стратификации.

Бедность— состояние постоянного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни, приемлемого в данном конкретном случае.

Существующие методы определения бедных в стране можно сгруппировать следующим образом:

нормативный (абсолютный) — по нормам питания и иным стандартам минимального потребительского набора;

относительный — доход составляет определенный процент от среднего дохода по стране;

статистический, когда в качестве бедных рассматриваются 10-15% первых в общем ряду распределения населения по размерам получаемых душевых доходов;

стратификационный, когда к бедным относятся люди, имеющие низкую эластичность функции занятости и организационные возможности самообеспечения (старики, инвалиды, беженцы и т.д.);

самооценка — отнесение к разряду бедных исходя из оценок общественного мнения или с позиций самого респондента.

Все эти методы необходимо рассматривать в сочетании с экономическими возможностями государства в материальном обеспечении определенных групп населения страны. Исходя из своих возможностей государство определяет официальную черту бедности.

Черта бедности— минимальный уровень жизни, по которому устанавливается граница бедности. Население, не располагающее таким минимумом, относится к бедным слоям.

Наряду с относительной бедностью признается возможности существование абсолютной бедности.

Коэффициент – дифференциация

Доля расходов на покупку продуктов питания в потребительских расходах.  

Коэффициент дифференциации в городе значительно выше, чем в селе. Индикатором снижения жизненного уровня населения является рост доли затрат на питание в структуре потребительских расходов населения. Столкнувшись с уменьшением реальных денежных доходов население вынуждено увеличить долю расходов на питание, снизив затраты на покупку непродовольственных товаров и оплату услуг.  

Коэффициент дифференциации профиля по илу ( КД) представляет собой отношение содержания ила в текстурном горизонте к содержанию ила в элювиальном горизонте.  

Для расчета децильного коэффициента дифференциации необходимо вычислить крайние ( первый и девятый) децили.  

При помощи коэффициентов дифференциации доходов населения устанавливается размер превышения денежных доходов высокодоходных групп над денежными доходами низкодоходных групп населения.  

На рис. 11 показана динамика децильного коэффициента дифференциации зарплаты рабочих и служащих ( отношение зарплаты 10 % наиболее высокооплачиваемых к зарплате 10 % наиболее низкооплачиваемых) в народном хозяйстве за 1947 – 1992 гг. и экстраполяционный прогноз на 1975 – 1990 гг., выполненный в Центральном Экономико-математическом институте АН СССР.  

В качестве параметров в них применяются коэффициенты дифференциации ставок зарплаты, минимальные размеры зарплаты и другие.  

К показателям дифференциации денежных доходов относятся: децильный коэффициент дифференциации; коэффициент фондов; кривая Лоренца и коэффициент Джини; коэффициент контрастов.  

Поэтому оптимальным можно считать такой зонд, при измерениях которым отношение коэффициента дифференциации показаний против пластов к погрешности измерений будет минимальным. По данным Р. А. Резванова , пределы изменения оптимальных размеров зондов для разделения газоносных и водоносных пластоз составляют от 40 до 75 см. Скважинные и модельные исследования показали, что зонд 70 см оптимален для разделения пластов по характеру их насыщенности.  

Так, например, при изучении закона распределения заработной платы работников интересуются в первую очередь средней заработной платой и одной из мер ее случайного рассеивания – коэффициентом дифференциации или дисперсией. К тому же подавляющее большинство используемых в статистических приложениях модельных законов распределения ( биномиальный, пуассоновский, Парето, нормальный, логарифмически-нормальный, экспоненциальный и др., см. гл.  

Для характеристики дифференциации заработной платы работников промышленности определите следующие показатели: 1) среднюю заработную плату; 2) коэффициент вариации; 3) модальное и медианное значение заработной платы данного ряда распределения; 4) квартальный и децильный коэффициенты дифференциации.  

Важной задачей статистики оплаты труда является анализ дифференциации заработной платы. Он осуществляется с помощью квартильного и децильного коэффициентов дифференциации заработной платы

 . Именно с их изменением, с проведением политики подтягивания, то есть опережающего роста оплаты низкооплачиваемых категорий работников, и связана динамика изменения децильного коэффициента дифференциации в нашей стране.  

Именно с их изменением, с проведением политики подтягивания, то есть опережающего роста оплаты низкооплачиваемых категорий работников, и связана динамика изменения децильного коэффициента дифференциации в нашей стране.  

При этом надо отметить, что если норматив формирования фонда материального поощрения целесообразно принять для всех отраслей единым, то для фонда соцкультбыта и жилищного строительства более рациональным было бы введение наряду с исходным единым нормативом и единого порядка дифференциации указанного норматива по отраслям. Это связано с тем, что по отраслям существенно колеблется доля женщин в общей численности занятых, а значит, различаются и потребности предприятий в строительстве детских учреждений. Коэффициент дифференциации может быть получен как соотношение доли женщин в общем числе занятых в целом по промышленности и в данной отрасли. Ранее такие данные публиковались ЦСУ СССР.  

Динамика уровня покупательной способности в 1994 – 1997 гг. показывает, что во всех экономических районах ( кроме Москвы, Санкт-Петербурга, Уральского региона) происходило снижение этого показателя. Отрицательной тенденцией является рост коэффициента дифференциации покупательной способности по регионам России ( отношение наибольшей покупательной способности населения среди субъектов РФ к наименьшей): 1994 г. – 5 раз, 1995 г. – 12 8 раза и 1997 г. – 18 7 раза.  

Социальное неравенство в России

А как обстоят дела с экономическим неравенством в России?

Россия, согласно всё тем же данным от 2018 года, имеет показатель неравенства, сопоставимый со средними значениями по миру – Индекс Джини равен 39.9%. К слову, это меньше, чем в США (40.8%) или Китае (46.9%).

По другим данным, которые предоставило ЦРУ (не мне лично, а в публичный доступ ), Индекс Джини в России составляет 37.7%, но это по состоянию на 2015 год.

На мой взгляд, для России лучше смотреть данные Росстата. Они выглядят более пессимистично (да и, скорее всего, более реалистично, к сожалению). Есть статистика по годам:  

Год Индекс Джини
1995 38.7
1996 38.7
1997 39
1998 39.4
1999 40
2000 39.5
2001 39.7
2002 39.7
2003 40.3
2004 40.9
2005 40.9
2006 41.5
2007 42.2
2008 42.1
2009 42.1
2010 42.1
2011 41.7
2012 42
2013 41.9
2014 41.6
2015 41.3
2016 41.2
2017 40.9
2018 41.3
2019 41.3

  Как видишь, пикового значения коэффициент достигал в 2007 году – тогда он достигал 42.2%.

Вот ещё диаграмма изменения неравенства с 2013 по 2019 годы.    

Подробности и детали

Расчет децильного коэффициента

Проведение анализа социальной стратификации ведётся с деления всего населения на группы. Делается это либо вручную, либо с помощью программ статистики. Для этого собирается информация об уровне доходов людей, а потом располагается в порядке убывания. По итогу должно сформироваться 10 групп. К первой из них относят наиболее обеспеченных граждан, а к последней — самых бедных. Чтобы рассчитать децильный коэффициент, необходимо средние доходы последней группы поделить на средние доходы первой группы граждан.

Значение показателя на практике

СПРАВКА! Как раз на основании расчетов этих показателей и должно создаваться грамотное управление государством.

Децильный коэффициент по странам

На основании информации ООН и ЦРУ мы может рассмотреть различные страны мира по значениям неравенства доходов в них разных социальных слоев населения. Наиболее низкое значение этого показателя в странах Европы, таких как Дания, Финляндия и Швеция. В них доходы между богатыми и бедными отличаются в 3 раза. Во Франции и Германии децильный коэффициент выше примерно в 3 раза.

Преимущество их в том, что они пытаются уравнять население и для этого реализуют программы, которые направлены на уменьшение социальной напряжённости. По этой причине неравенство в доходах населения постепенно уменьшается. Самые большие значения (в среднем 75) характерны для Боливии, Намибии, Бразилии, Ботсваны, Гаити, Гондураса, Сьерра-Леоне.

В среднем децильный коэффициент фондов всех стран Евросоюза равен 6. Из них самый низкий он в скандинавских странах, в Северной Африке и Японии — 6, в США — 15.

Величина децильного коэффициента в России

В нашей стране ситуация с несправедливым распределением доходов весьма печальна. Децильный коэффициент нашей страны с 90-х годов только увеличивается. Разрыв между социальными группами настолько огромен, что эту проблему видно невооружённым глазом. Тогда о справедливости не может идти и речи. Наиболее богатые 10 процентов имеют в 20 раз большими материальными активами, чем такая же по размерам группа наименее обеспеченных граждан. Однако, ситуация была такой печальной не всегда.

В начале прошлого века рассматриваемый показатель был не выше 6, в это же время в США он был уже выше 18. Это является доказательством того, что причиной революции 1917 года послужили не экономические причины, а политические.

Социальное разделение в царской России

Согласно исследованиям профессора Миронова наиболее бедными слоями населения в 1901-1904 гг. были следующие:

— маргиналы;

— падёнщики;

— сельскохозяйственные рабочие;

— женщины и дети, работающие на фабриках.

Уровень дохода 10% малообеспеченных граждан в те времена составлял 6,5 рубля в месяц, что в год равнялось примерно 78 рублям.

Цели государства

Цели и задачи государства во многом зависят от его социально-классовой природы и содержания его социально-классового детерминизма и ориентации, и в значительной степени-от его идеологической обусловленности. Не может быть таких целей и задач, наряду с соответствующими функциями, которые не были бы обусловлены его природой, содержанием, идеологическими взглядами правящих кругов, его социальным и классовым назначением.

Одно направление считает, что целью государства является благосостояние граждан. Платон, например, подчеркивал, что прежде всего должна быть идеальная партия, которая навязывает государству задачу сделать граждан добродетельными и состоятельными.

Полное противоположное этому теория, согласно которой правительство, взяло на себя ответственность за заботу о гражданах, соответствует доктрине правового государства, но имеет единственную цель — государственную безопасность.

По мнению сторонников этой теорий (Локк, Кант), целью государства является обеспечение безопасности граждан от внешних врагов и урегулирование в рамках государственного правопорядка, которое разграничило бы сферу свободы, предоставленную отдельным гражданам.
Но общественная жизнь слишком сложна, поэтому вопрос о цели государства можно решить только в относительном смысле. Конечно, каждое государство в первую очередь должно заботиться о защите своей внешней безопасности и создании в стране сильных и справедливых правоохранительных органов. Но тогда надо в определенных пределах брать на себя заботу о благополучии граждан и заботиться о них. Какие пределы — это должно определиться в каждом государстве целесообразно сложившемуся историческому периоду. Вмешательство государства в сферу благосостояния полезно в тех случаях, когда надлежащий порядок не может быть осуществлен самими гражданами, или если они справляются хуже, чем правительство. Поэтому границы желательного государственного вмешательства могут меняться в разное время и в разных условиях.

Во время дискуссии о задачах и целях государства и границах государственного вмешательства в жизнь народа никогда не следует упускать из виду то, что власть государства и опубликованные им законы не являются предельными.

В современной России, ее переход к рыночной экономике и формирования новой политической идеологии, происходит эволюция во взглядах и на внешние функции государства. С разрушением «мировой социалистической системы», безусловно, устраняется необходимость развития взглядов на функцию, касающуюся отношений России и сформировавшейся системы «социалистических» стран. Сейчас они называются по-разному. Функции «братской» помощи они постепенно заменяются функциями равноправного партнерства.

Изменилась политическая и идеологическая ориентация России на бывшие колонии западных и других «цивилизованных» стран, а также в отношении национально-освободительного движения. В этой связи, естественно, исчезла и функция поддержки этого движения.

Замечание 2

Цель государства — это всеобщее благо, которое обеспечивает достойные, разумные условия для жизни.

Для каждой власти присущ четкий порядок, в котором ясно видно господство и подчинение. Однако данная суть власти бывает испорчена злоупотреблением власти. Произойти это может из-за того, что к власти приходят недостойные люди. Следовательно, для обеспечения прав и свобод граждан у государства должны быть высшие, правильные цели, например, построение правового и социального государства.

Бедность и дифференциации доходов

Понятие дифференциации доходов тесно связано с такой социально-экономической категорией, как бедность. В России к бедным относятся все граждане так или иначе попадающие под действие норм Федерального Закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла в 2015 г. 19,5 млн. чел. или 13,3 % всего населения России. Из них 63,9% проживало в городах, 36,1% — в сельских поселениях При этом особого внимания заслуживает факт, что 75,6 % малоимущих домохозяйств имеют от 1 до 2-х работающих членов семьи, как и тот, что из 19,5 млн. проживающих за чертой бедности – 63,8 % являются экономически активными и при этом 63,6 % из них имеют высшее или среднее профессиональное образование.

Таким образом, статистически очерчивается лицо человека проживающего в России за гранью бедности: это экономически активный, образованный, в возрасте от 16 до 54 лет человек, проживающий в городе с населением до 50 тыс. чел. или в сельском поселении численностью населения до 2 тыс. чел.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать два важных вывода.

Первый вывод касается негативного влияния значительной дифференциации доходов населения на совокупный спрос. Этот вывод подтверждается статистическими данными о структуре расходов, согласно которым средняя российская семья около половины доходов тратит на питание, тогда как в развитых странах на это уходит от 9 до 18%, а 24% доходов она тратит на оплату обязательных услуг. При незначительной дифференциации доходов большая часть населения склонна значительную часть своего дохода направлять на сбережение, а это несомненный источник инвестиционных ресурсов для любой экономики.

Второй вывод, отдельного внимания требует бедность, которая является не только большой экономической, но и значительной социальной проблемой, сдерживающей темпы экономического развития, в силу того, что ориентация всей хозяйственной деятельности данной категории населения направлена исключительно на выживание, что исключает для этой категории возможность переключаться на новые виды деятельности. Для сокращения этого социально-экономического бедствия необходима целенаправленная государственная политика, направленная на повышение денежных доходов и заработной платы населения, занятого во всех сферах экономики и направленная на устранения неравенства в доходах и прежде всего значительной дифференциации доходов населения.

Индекс Робин Гуда

Помимо Коэффициента Джини и Децильного коэффициента, народ постоянно пытается придумать другие коэффициенты и индексы, которые бы, так или иначе, отражали неравенство. Зачастую, такие коэффициенты не используются в научных исследованиях (в отличие от Коэффициента Джини или Децильного коэффициента), а созданы, в основном, «по приколу» — чтобы напечатать занимательную статейку на каком-нибудь ресурсе. К таким индексам я бы отнёс некоторые разновидности Индекса Робин Гуда.

Когда речь заходит об Индексе Робин Гуда, нужно уточнять, о каком именно Индексе Робин Гуда идёт речь. Ведь под Индексом Робин Гуда может подразумеваться один из нескольких совершенно разных индексов:

Индекс Робин Гуда (Гувера). Этот индекс также имеет прямую связь с Кривой Лоренца. Он отражает долю доходов общества, которую необходимо перераспределить, чтобы достичь абсолютного равенства. Графически он представляет собой самый длинный вертикальный отрезок, соединяющий линию «абсолютного равенства» с Кривой Лоренца.

В данном примере Индекс Гувера равен примерно 25%:

Это значит, что для достижения абсолютного равенства нужно перераспределить 25% доходов населения.

Индекс, публикуемый Bloomberg. Это тот случай, когда индекс создан «по приколу». В свою очередь, под Индексом Робин Гуда от Bloomberg, также может подразумеваться один из нескольких совершенно разных индексов. Ведь издание в разные годы меняет суть и формулу этого индекса – в один год индекс отражает, сколько дней может прожить страна на деньги своего самого богатого гражданина, в другой год индекс отражает, сколько бы получил каждый бедняк, если бы самый богатый гражданин раздал всё состояние бедным в своей стране, в третий год индекс означает что-нибудь другое и т.д.

То есть, этот индекс всегда имеет какое-либо отношение к неравенству, но нужно в каждом отдельном случае смотреть, что именно он отражает.

Например, в 2017 году аналитики Bloomberg высчитывали, как богатейшие люди мира могли бы повлиять на очистку окружающей среды от загрязнений. В 2016 году высчитывали, как богатейшие люди мира на малый бизнес в своих странах раздав свои состояния начинающим бизнесменам.

А в 2018 году (насколько я знаю, это самая свежая публикация Индекса Робин Гуда от Bloomberg) они считали, сколько дней мог финансироваться бюджет каждой конкретной страны (для 49 стран рассчитали) за счёт средств своего самого богатого гражданина. Тогда исследование показало, что быстрее всех деньги закончились бы у представителей Китая, Японии и Польши. Например, самым богатым человеком Китая на тот момент был основатель Alibaba Group – Джек Ма (сейчас, полагаю, самым богатым китайцем является он же), и его денег хватило бы всего на 4 дня покрытия госрасходов. Самым богатым человеком мира на тот момент являлся Джеф Безос, основатель Amazon. Его состояния в 99 миллиардов вечнозелёных хватило бы на 5 дней финансирования госрасходов США. В России на тот момент самым богатым был Алексей Мордашов, основной владелец «Северстали». Тогда его состояние оценивалось в 19.7 миллиарда долларов, которых бы хватило на 14 дней финансирования госрасходов России. Дольше всего на деньги своего самого богатого гражданина мог бы просуществовать Кипр – на 441 день этому небольшому государству хватило бы 10.4 миллиарда долларов, которые условный Робин Гуд отобрал бы у Джона Фредриксена. Какой-либо вывод из этого индекса сделать сложно, честно говоря. Ясно, что Китай или США прокормить намного сложнее, чем Кипр

Экономика труда. Вопрос №39

Население, не располагающее таким минимумом, относится к бедным слоям.

Наряду с относительной бедностью признается возможности существование абсолютной бедности. Она выражается в том, что уровень жизни определенных слоев населения может быть ниже общественно необходимого и возможного минимального уровня жизни при данных социально-экономических условиях, т.е. прожиточного минимума. Иначе говоря, группы населения, не располагающие прожиточным минимумом, относятся к бедным слоям. Граница бедности, как правило, не может быть выше среднего по стране уровня жизни населения. Граница бедности обычно определяется по доходу, который не исчерпывает характеристику данного явления. Общая оценка основных характеристик черт бедности может быть дана по трем главным направлениям: доходы, потребление благ и услуг, жилищные условия.

Коренному устранению бедности способствует экономический рост, требующий дополнительной рабочей силы и развития человеческого капитала, позволяющего человеку легко приспосабливаться к изменяющейся экономической ситуации.

Неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения показывает кривая Лоренца(рис.19.).

Рис.19.Кривая Лоренца

По горизонтали отложены процентные группы населения, а по вертикали — проценты дохода, получаемого этими группами. Если бы в распределении доходов существовало абсолютное равенство, то 20% населения получало бы 20% от всего совокупного дохода, 40% населения — соответственно 40%, 60% населения — 60% дохода и т.д. Следовательно, биссектриса ОЕпоказывает абсолютное равенство в распределении доходов. Но это лишь теоретическая возможность, а фактическое распределение дохода показано линией OABCDE.

Кривую Лоренца можно использовать для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов. Одним из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является децильный коэффициент,выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее богатых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем ближе он к 1, тем сильнее неравенство в распределении доходов.

Коэффициент Джини можно рассчитать по формуле

Коэффициент Джини — статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку.

Расчёт

Рассчитать коэффициент можно как отношение площади фигуры, образованной кривой Лоренца и кривой равенства, к площади треугольника, образованного кривыми равенства и неравенства. Иначе говоря, следует найти площадь первой фигуры и поделить её на площадь второй. В случае полного равенства коэффициент будет равен 0; в случае полного неравенства он будет равен 1.

Коэффициент Джини можно рассчитать по формуле

где G-коэффициент Джини; Т-заштрихованная площадь на рис.19.; ОЕF-площадь треугольника на данном графике.

Децильный коэффициент неравенства доходов — отношение средней величины доходов 10% наиболее состоятельной части населения (ДДСН) к среднедушевому доходу 10% беднейшей части (ДДБН).

ДКНД = ДДСН / ДДБН

Приближенно характеризует размах имущественного расслоения общества. В так называемых социальных государствах Европы, в частности Швеции, Дании, Норвегии в целях сохранения социального мира между бедными и богатыми ДКНД с помощью государственного регулирования поддерживается на уровне от 4,0 до 5,0.

2015-2018 poisk-ru.ru Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Заключение

Индекс Джини на сегодняшний день является самым информативным показателем, отражающим социальное неравенство. Благодаря тому, что он рассчитывается для разных стран, мы имеем возможность сравнивать социальное неравенство в разных странах, и анализировать, насколько наша страна преуспевает в обеспечении этого равенства. Сегодня мы видим, что уровень социального неравенства в России находится вблизи среднемировых значений. Конечно, у нас не всё так замечательно, как в сытой Европе, но при этом показатель социального неравенства ниже, чем в Китае и США. Я уж не говорю про Лесото или Сьерра-Леоне.

Конечно, социальное неравенство нужно снижать. Точнее, как мы выяснили, само по себе неравенство не является проблемой, а проблемой является именно социальная несправедливость, когда некоторые слои населения ущемляются в своих правах. Снизить уровень несправедливости можно (и нужно), увеличивая социальные пособия для малоимущих, стимулируя малых инвесторов и бизнесменов (что повлечёт за собой создание новых рабочих мест и снизит уровень безработицы), привлекая самых богатых людей страны для решения социальных проблем, и многими другими известными способами.

Желаю тебе, друг, оказаться в последнем, самом богатом дециле! Может именно ты сможешь помочь малоимущим гражданам из первых децилей стать счастливее!

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес стратегия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: